От чего же зависит выбор подходящей стереосистемы? Это и музыкальный вкус каждого отдельного человека, и планировка помещения, его акустические свойства, и финансовые возможности. Зачастую
Основные требования и параметры
Правила размещения системы 5.1
Фронтальные акустические колонки транслируют основной сигнал с любого источника — мп3 плеер, ТВ или интернет. Современный формат подачи аудиоданных представляет собой стереопару, двухканальный сигнал, предназначенный для воспроизведения парой наушников или акустических систем. Это обусловлено строением человеческого организма, в частности — слухового аппарата. Фронтальные колонки, использующиеся для домашнего кинотеатра, реализуют стереофонический звук, состоящий из двух каналов — левого и правого. Небольшие расхождения между ними создают эффект объема, ощущение пространства.
Чем выше качество акустики, тем реалистичнее звук, меньше искажений, отсутствуют фоновые и паразитные призвуки. Поэтому требования, предъявляемые к фронтальным системам, намного жестче, чем к остальным компонентам. Для получения хорошего звука необходима акустика с минимальным уровнем искажений, возможностью воспроизводства частотного диапазона, соотносимого с возможностями восприятия человеческого уха. Для изготовления акустических систем высшего уровня используются специальные материалы и технологии, большинство из которых являются секретными «ноу-хау» производителя.
Важным показателем является динамический диапазон, соотношение между уровнями наиболее тихого и самого громкого сигнала. Чем он шире, тем реалистичнее, естественнее звучание. Качество звука во многом зависит от конструкции динамика. Для воспроизведения низких частот нужен диффузор большого диаметра, с повышением частотной характеристики размеры динамиков уменьшаются. Современные фронтальные системы многополосные, т.е. имеющие несколько динамиков, «ответственных» за определенный частотный диапазон. Количество полос фронтальных колонок определяет, на сколько частотных «слоев» разделен звук. Существуют простые двухполосные системы, имеются и многополосные колонки, позволяющие максимально тонко регулировать частотную палитру звука.
Что такое фронтальная акустика
Первое, что необходимо запомнить: фронтальные громкоговорители ответственны за первое впечатление от аудиокартины. Качество выдаваемого системой звука напрямую будет зависеть от качества изготовления фронтальной акустики.
Фронтальная акустика Yamaha NS-777
Поэтому, как правило, на фронтальной акустике не экономят, приобретая для выполнения «передовых» обязанностей напольные модели (например, Yamaha NS-777 или DALI Ikon 6 MK II). Чуть меньшей популярностью в качестве фронт-спикеров пользуются полочники (Klipsch RB-81 II и Heco Victa Prime 302) и настенные комплекты (Monitor Audio SHADOW 50 или Paradigm Cinema 200).
Напольная акустика DALI Ikon 6 MK II
Ну а встраиваемая акустика (Klipsch KL 7800 THX или Klipsch R-5800-W II) — аутсайдер по частоте использования в этом случае. Дипольные же аудиокомплексы вообще не применяют в качестве фронтальных громкоговорителей. При выборе модели ориентируются на финансовые возможности и возможность размещения системы в комнате.
Полочники Klipsch RB-81 II
Есть и другие особенности, которые нужно учитывать при выборе. Например, полочная акустика может быть либо вовсе без диффузора либо с диффузором, расположенным в передней или задней части конструкции.
Встраиваемая в стену акустика Monitor Audio WT 165
Дело в том, что при размещении диффузора на задней стенке корпуса, такие системы нужно ставить не ближе 30 см от стены. Также полочный вариант предполагает наличие альтернативы: поместить систему на полке или закрепить на стойке.
Акустика Heco Victa Prime 302
Лучший ответ
-
00
Nbitoru (35) 8 (126736)1040229
9 лет
Лол, передние. Rear — задние.
Душа нараспашку
Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.
PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях
Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.
Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.
При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами
Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.
Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.
Открытое оформление
Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.
Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.
Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух
Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного». Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.
Автомагнитола + динамика — классическая схема
Это наиболее бюджетный и распространенный способ озвучивания авто. Музыка такой конфигурации может играть достаточно громко и намного качественнее заводского аппарата. Как правило, для такой схемы приобретают коаксиальную акустику. Для передних дверей — 5-6,5” (13-17 см), в заднюю полку — «овалы» («блины») 6х9 дюймов. Не стоит увлекаться количеством полос коаксиалов, достаточно двух — 99% людей не услышит пьезоэлектрического супертвитера на 22 килогерцах.
В общем случае, чем мягче подвес и больше диаметр диффузора — тем ниже звук динамик может воспроизвести при небольшой мощности. Если для вашего автомобиля продаются готовые подиумы — воспользуйтесь этим решением. Особенно актуально, если штатные места под диаметр 10 см (4”) — в этом случае переход на 16-сантиметровые громкоговорители даст ощутимый эффект в плане мидбаса.
- Чтобы поднять звуковую сцену выше (если о ней уместно говорить в контексте данной конфигурации), желательно спереди установить компонентную акустику («разнесенки»). Отдельное ВЧ-звено (твитеры, «пищалки») располагаем на передних стойках ветрового стекла, по углам торпедо, или в зоне крепления боковых зеркал.
- Для более плотного баса требуется заменить в хетчбеке заднюю полку на фанерную. В седане нужно вырезать металл кузовной панели и усилить конструкцию (изготовить деревянные проставки между основанием и облицовкой). Владельцам универсалов придется приложить больше усилий, разместив «колонки» в задних дверях или боковых нишах багажника.
- Идущие в комплекте к динамикам провода по возможности заменить на более толстые и качественные (сечением от 0,75 мм²), а питание магнитолы подключить через предохранитель напрямую к аккумулятору через 2,5 кв.мм. в гофре(управляющий провод берем от штатного гнезда подключения или замка зажигания).
В данной конфигурации можно применить и 4-канальный усилитель.
Если в машине отсутствует аудиоподготовка — не забудем про антенну.
Мощность
Стандарты, применяемые для определения мощности акустических систем, достаточно разнообразны, и потребителю не всегда просто в них разобраться. Каждому интуитивно понятно, что чем больше мощность, тем громче звучит музыкальный центр. Однако следует понимать, что мощность — это не громкость, а лишь весьма условная оценка громкости.
В паспортных данных изделия производители часто указывают мощность RMS. Эта английская аббревиатура имеет двоякую расшифровку: Root Mean Square (среднеквадратическое значение мощности синусоидального сигнала) или Rated Maximum Sinusoidal (предельная синусоидальная мощность). При этом мощность измеряют в определенном диапазоне частот, при котором акустическая система способна длительное время работать без тепловых или механических повреждений.
Но для оценки громкости звука мощность RMS малоэффективна, поскольку при воспроизведении музыкальных сигналов громкие звуки мы слышим лучше, чем слабые. Следовательно, на органы слуха большее воздействие оказывают амплитудные значения, а не среднеквадратичные. Поэтому гораздо более приближено к оценке громкости понятие «мощность DIN», которая определяется как среднее значение мощности при реальной нагрузке, ограниченной нелинейными искажениями.
Еще один часто употребляемый термин — мощность PMPO (Peak Music Power Output — пиковая музыкальная мощность). Она измеряется при подаче кратковременного (менее 2 секунд) синусоидального сигнала частотой менее 250 Гц без механических или тепловых повреждений. Мощность PMPO обычно получается в 10 — 20 раз выше мощности DIN, поэтому известна следующая уловка: серьёзные западные производители указывают мощность своих изделий в DIN, а производители дешевых музыкальных центров и компьютерных колонок — в PMPO.
Расположение фронтальных динамиков
Правила размещения системы 7.1
Существуют специальные требования к установке акустики домашнего кинотеатра. Фронтальная колонка, расположение которой не соответствует этим нормам, не сможет создать нужный эффект. Оптимальными условиями являются:
- Левая и правая фронтальная колонка должны быть расположены на 30-35 градусов влево и вправо от центральной оси направления
- Расстояние между колонками в идеале должно быть равно расстоянию от слушателя до каждой из них, т.е. колонки и слушатель должны образовать вершины равностороннего или хотя бы равнобедренного треугольника.
- Громкоговорители должны быть направлены в центр зоны сидящих мест слушателей, располагаясь не параллельно линии стены, а по осям треугольника, образованного слушателем, левой и правой колонками. Это поможет избежать возникновения «акустической ямы», образующейся при неправильном угле излучения динамиков.
- Высота размещения центра динамика в идеале должна быть равна центру видеоизображения.
- Не следует устанавливать акустику вплотную к стенам. Звук будет передаваться материалу стен, который начнет резонировать, гудеть на определенных низких звуках. Кроме того, все соседи по дому (не только те, что живут через стенку) будут вынуждены разделять музыкальные пристрастия владельца колонок, что чревато скандалами и конфликтами.
В случае отклонения от идеального расположения колонок ситуацию может исправить настройкой эффектов с помощью АВ-ресивера или процессора.
Тип и размещение тыловых АС
Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.
Отношение сигнал/шум
Чем больше значение сигнал/шум, тем более качественный звук обеспечивают мультимедийные колонки. При выборе простых маломощных колонок на этот показатель можно не обращать внимание. Для прослушивания музыки отношение сигнал/шум должно быть не менее 75 дБ. Для более мощных колонок этот параметр должен быть не меньше 90 дБ.
Виды исполнения громкоговорителей
Существуют разные варианты исполнения фронтальных колонок для домашнего кинотеатра. Рассмотрим их подробнее:
Напольные
Устанавливаются прямо на пол, что делает возможной оптимальную настройку или быстрое изменение положения при необходимости. Обычно имеют продолговатый, довольно высокий корпус, обеспечивающий приблизительное расположение динамиков на уровне головы сидящего человека.
Полочные
Устанавливаются на полки, закрепленные на стене. Необходимо следить, чтобы колонки не были прижаты к ней, особенно, если сзади имеется фазоинвертер. Высота полок должна обеспечивать оптимальную высоту акустики относительно головы сидящего слушателя.
Подвесные
Подвеска колонок позволяет убрать мешающие провода и максимально акустически развязать громкоговорители с полом или стенами квартиры. При этом, приходится делать отверстия в потолке, что может быть невозможным — например, мешает натяжной или подвесной потолок. Существуют также настенные подвесные акустические системы, позволяющие более точно настроить положение, но плотно соприкасающиеся со стенами и передающими им вибрацию.
Встраиваемые
Этот вариант позволяет несколько скрыть акустику, сделать ее менее выделяющейся в интерьере комнаты. Проблема может возникнуть из-за появления лишнего объема, резонирующего на собственной частоте и искажающего звучание.
Установка на твердую опору
Для акустической развязки колонок с полом используются специальные массивные подставки, препятствующие передаче колебаний от корпуса к напольному покрытию или иным материалам, хорошо распространяющим звуковые волны. Распространено использование в качестве подставок мраморной плиты толщиной от 2см. Она устанавливается на специальные шипы, исключающие прикосновение плоскости плиты к полу. Использование таких подставок устраняет искажение низких частот, гудение и паразитные резонансы, звук становится чище, низкие частоты — мягче. Ставить колонки прямо на мрамор не рекомендуется, следует использовать шипы или приклеить резиновые ножки.
Подключение качественным кабелем
Подключение фронтальных колонок домашнего кинотеатра должно производиться качественным акустическим кабелем. Обязательно соблюдать фазность подключения — если на усилителе провод присоединен к красному контакту, то на колонке надо его также подключать к красному, иначе можно вызвать акустическое короткое замыкание с потерей качества звука. Если на колонках установлены по две пары клемм на каждый контакт, то можно использовать систему подключения Bi-Wiring, когда от усилителя идет двойной провод к каждому из контактов. Существует также система подключения Bi-amping, когда к акустике с двумя парами клемм присоединяется два усилителя (на одну пару клемм один, а другой — на вторую пару). Такой способ позволяет добиться высокого качества звучания и уменьшить искажения.
Выбрать 5.1 или 7.1?
Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.
2.0 и 2.1
Система 2.0. состоит из двух колонок, которые могут воспроизводить звук в стерео режиме. Система 2.1. состоит из двух стерео колонок и сабвуфера.
Такая акустическая система предназначена для нетребовательных слушателей. Если вы слушаете записи формата mp3 и иногда играете в компьютерные игры, то, возможно, вам будет вполне достаточно акустики 2.0 или 2.1. Однако для более качественного звука необходимо купить систему посложнее и подороже.
И другие…
Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы…
Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы
Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.