Какое трансмиссионное масло заливать в механическую коробку передач, а какое в автоматическую? Можно ли это же масло лить в главную передачу или стоит применить другое? Об этом в данной статье.
В чём отличие API GL-4 от API GL-5?
Прежде всего стоит сказать, что API GL-4/5 — это стандарты, по которым должно изготавливаться трансмиссионное масло. Согласно сертификату API GL-4, оно должно хорошо переносить умеренные нагрузки. Это значит, что такое масло отлично подойдёт для седанов или универсалов, поскольку ведущие мосты и КПП этих автомобилей практически всегда работают в щадящем режиме.
Если же говорить за масло сертификата API GL-5, то оно, в свою очередь, является более устойчивым и рассчитано на повышенные нагрузки. То есть, его, как правило, льют в мосты пикапов или джипов, так как главная передаточная пара этих автомобилей больше, чем у других. Проще говоря, шестерни в мостах и в коробке крутятся гораздо быстрее и испытывают большую ударную нагрузку.
На практике отличие двух этих трансмиссионных масел заключается в том, что API GL-4 будет смазывать коробку и мост должным образом только при умеренных нагрузках.
API GL-5, в свою очередь, способно работать при жёстких условиях и температурах, поскольку содержит увеличенное количество присадок. Следовательно, детали трансмиссии должны иметь соответствующую твёрдость и прочность, дабы не изнашиваться этими же присадками.
Трансмиссионное масло G-4, GL-5 характерные отличия
Появление классификации АРI GL оправдано. Что такое смазка? Это органическая основа плюс присадки, их может быть до 30% от объема жидкости. В качестве основного компонента производители используют:
- Минеральное масло, продукт переработки нефти путем фракционного деления. В смеси углеводородов присутствуют:
- длинные молекулы, скручивающиеся при охлаждении, снижающие стабильность масла;
- минеральные компоненты природного происхождения (соли металлов, оксиды неметаллов), влияющие на скорость окисления жидкости.
- Крекинговое масло, оно отличается от минерального дополнительной очисткой от парафинов, по составу приближено в синтетической основе.
- Синтетика, продукт химического происхождения, отличается однородным составом, отсутствием минеральных веществ.
Для улучшения физических свойств основы производители вводят всевозможные присадки. Основное отличие GL групп – объем антизадирных присадок. Допустим, две жидкости одного и того же производителя класса вязкости SАЕ 75w. В емкости с маркировкой GL-4 может оказаться от 2,6 до 4% серофосфорных присадок, а в канистре с символом GL-5 их будет намного больше – от 4,5 до 6,5%. Жидкости рассчитаны на разный режим работы. Если 4 группа выдерживает нагрев до +150°C при давлении 3000 МПа, то у 5-й группы смазочных жидкостей эти параметры выше. Риск разрыва масляной пленки уменьшается, она не выдавливается под нагрузкой, ходовая остается в рабочем состоянии.
В классификации АРI для удобства пользователей для каждой группы смазки указаны типы трансмиссии:
- жидкость GL-4 предназначена для конических, спирально конических, гипоидных передач, автоматических коробок;
- GL-5 используется для нагруженной механики, в которой нет стойких к истиранию синхронизаторов из латунных и бронзовых сплавов, карданных передних и задних мостовых приводов.
Производители придерживаются единого деления масел на группы. По большому счету, стандарт АРI характеризует качество масла – способность сохранять пленку на деталях при максимальной нагрузке на трансмиссию.
Классификация по составу
По своему составу смазочные жидкости подразделяются:
- на синтетические. Они изготавливаются путем соединения природного газа и нефтепродуктов. Отличаются высокой себестоимостью и длительным сроком эксплуатации;
- минеральные. Их производят из натуральных компонентов. Главные отличия – сравнительно низкая цена и наиболее короткий период работы;
- полусинтетические. Они создаются на основе синтеза натуральных компонентов и синтетических смол. Занимают среднюю позицию как по ценам, так и по долговечности эксплуатации.
Виды трансмиссионных масел
По составу трансмиссионные масла бывают трех видов:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
По предназначению трансмиссионные масла делятся на:
- масла для механических коробок передач (МКПП), раздаточных коробок, а так же редукторов;
- масла для автоматических коробок передач (АКПП).
Классификация API
Спецификация API классифицирует масла по их показателям эксплуатации. Все они подразделяются на 6 видов. Каждый вид имеет свой индекс, это позволяет понять, какова сфера использования и качество нефтепродукта. В КПП легковушек сегодня используются автомасла GL4 и GL 5.
- GL 4 – предназначается для КПП со средней нагрузкой. Применяется в механических спирально-конических трансмиссиях. Масло возможно лить в гипоидные КПП при высоких скоростях и маленьких крутящих моментах;
- «ГЛ 5» – предназначается для КПП с сильной нагрузкой. Масло льют в гипоидные КПП. В составе присутствует множество присадочных веществ, противостоящих задирам, состоящих из серы и фосфора.
Рекомендуем: Моторное масло Total Quartz 9000 5W40: характеристики и свойства
Четыре наиболее распространенных (должен знать каждый):
GG — good game — хорошая игра , или же GG WP — good game well played — хорошая игра хорошо играли (говорится обычно в конце игры или матча, первым обычно говорит проигравший показывая тем самым, что сдается)
GG — good luck — удачи (говорится сопернику перед игрой)
HF — have fun — веселись (тоже перед игрой, часто употребляется вместе или вместо gl — gl&hf)
N1 — nice one or number one — неплохо или номер один
Новые классы API
MT-1
- Масла для высоконагруженных агрегатов.
- Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
- Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
PG-2 (проект)
- Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
- Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.
Что будет, если вместо API GL-4 влить API GL-5?
Ну и, наконец, самый важный вопрос, можно ли взаимозаменять эти масла? Нет, этого делать нельзя! Если в руководстве по эксплуатации прописана трансмиссионная жидкость класса API GL-4, то лить API GL-5 не рекомендуется.
Заливать масло в КПП можно через шприц
Дело в том, что основной действующей присадкой в трансмиссионном масле являются серо-фосфорные соединения, которые способны повысить прочность металла и одновременно снизить его стойкость к коррозии. Так вотв масле API GL-5 этих соединений почти в 2 раза больше, чем в API GL-4 и при работе они создают на деталях контактный слой, который и принимает на себя всю нагрузку, избавляя их от износа.
Гипоидная передача заднего моста
Однако, если эти присадки создадут защитный слой, к примеру, на меди или бронзе, то твёрдости и прочности этих металлов не хватит для того, чтобы данный слой удержать на себе. То есть, присадки не уберегут детали от износа, а наоборот — будут работать для них как абразив.
В синхронизаторе есть детали из мягких цветных металлов
Соответственно, если вы вместо рекомендуемого API GL-4 зальёте API GL-5, то все мягкие детали трансмиссии будут изнашиваться гораздо быстрее.
Общие характеристики смазок GL-4/GL-5
Трансмиссионные масла GL-4/5 рекомендуются для коробок передач с интегрированным дифференциалом (переднеприводные). Данные смазки отличаются высокими противоизносными свойствами и мягко воздействуют на цветные металлы. Также для них характерны перечисленные ниже функции.
- Хорошая обработка системы трансмиссии при низкой температуре без необходимости прогревания мотора.
- Слабая вспениваемость, позволяющая сохранять высокое качество смазки даже на максимально допустимых оборотах.
- Сниженное значение потери КПД на трении, что позволяет уменьшить расход топлива.
- Высокие антизадирные и противоизносные характеристики, что позволяет использовать трансмиссионные масла на тяжелых грузовых машинах.
- Сохранение рабочего ресурса долгие годы за счет действенного противостояния коррозийным и окислительным процессам.
- Сохранение работоспособности мотора даже при попадании внутрь конденсата.
Комментарии
Возврат к списку
Примечания[править | править код]
- ↑ В реечные рулевые механизмы закладывается консистентная смазка.
- Перед заливкой масла в агрегат нужно читать инструкцию по эксплуатации.
Наглядный пример
В качестве наглядного примера можно взять популярный и доступный автомобиль «Ланос». Лить в его коробку слишком дорогое масло кажется абсурдом, да и, как показывает практика, – нерационально. Коробка по принципу ее функционирования относится к средней степени нагрузки. Кто-то скажет, что лучше залить GL-5 и забыть о ней. Как уже было упомянуто выше, данное масло облает высоким противозадирным свойством благодаря повышенной концентрации примеси меди. Именно медь, конечно, же в излишних количествах, буквально за пол года выведет из строя синхронизаторы и другие движущие элементы. В результате потенциальный владелец получит испорченную коробку и головную боль в виде дополнительной статьи расходов.
API GL-4, в отношении того же «Ланоса», обойдется несколько дороже, так как периодичность плановых смен масла отличается от вышеупомянутого в большую сторону, но исключит возможность преждевременного износа элементов коробки.
Обратите внимание! Отработанное масло, будет ли это GL-4 или же GL-5, не может повторно использоваться в любом узле агрегатов автомобиля.
Технические жидкости, использующиеся в механических коробках передач, раздаточных коробках, ведущих мостах – называются трансмиссионными маслами. Классификация трансмиссионных масел имеет схожую структуру с моторными. Но в отличие от них ключевыми параметрами являются: термоокислительная способность, смазывающая функция, антикоррозионный эффект, а так же вязкостные характеристики. Кроме этого, трансмиссионное масло, по аналогии с моторным, имеет маркировку. На упаковке присутствуют классификация SAE и API, а также возможные допуски от отдельных автопроизводителей.
ROLF TRANSMISSION PLUS 75W-90 GL-4/GL-5
Универсальное трансмиссионное масло на синтетической основе с передовым пакетом присадок и специальными модификаторами трения. Отличается высокими эксплуатационными характеристиками. Обладает хорошей антиокислительной и термической стабильностью, низкой температурой застывания, высоким индексом вязкости, отличной текучестью.
Подходит для автомобилей и других транспортных средств, требующих применения масел классов API GL-4 и GL-5. Применяется в несинхронизированных и синхронизированных КПП, коробках отбора мощности внедорожной, грузовой и легковой техники, раздаточных коробках.
Оцените статью
(Оценок: 150, в среднем: 5 из 5)
Поделиться
Комментарии
Возврат к списку
Комментарии
Литература[править | править код]
- Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 792 с.
- Краткий автомобильный справочник. Государственный научно-исследовательский институт автомобильноготранспорта НИИАТ. М.: издательство «Транспорт», 1983.
- Эксплуатационные материалы для автомобилей и тракторов. В. В. Беднарский, С. И. Ананьев, В. Г. Безносов. Ростов-на-Дону издательство «Феникс», 2006.
Ссылки[править | править код]
- ГОСТ 20799-88. ГОСТ 23652-79. Масла трансмиссионные
- Как выбрать масло для коробки передач
- ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение.[1]