Автомобиль ВАЗ-2105. Трансмиссия. Сцепление. Руководство по ремонту, обслуживание, тюнинг

Сцепление ВАЗ-2105 (каталог 2002 г.) – перечень деталей и стоимость. Чертеж 50

Сцепление

На автомобилях ВАЗ-2105 устанавливается однодисковое сцепление с центральной пружиной. Сцепление не на всех моделях автомобилей имеет одинаковое устройство. Но вследствие комплектации автомобилей ВАЗ двигателями разной мощности их сцепления отличаются характеристиками нажимной пружины, размерами фрикционных накладок ведомого диска, самим ведомым диском и кожухом сцепления.

Сцепление

Рис.1. Сцепление

1 – штуцер для прокачки; 2- нажимная пружина; 3 – ступенчатая заклепка; 4 – нажимной диск; 5 – ведомый диск; в – маховик; 7- картер сцепления; 8 – болт; 9 – первичный вал коробки передач; 10 – муфта подшипника выключения сцепления; 11 – вилка выключения сцепления; 12 – шаровая опора вилки; 13 – подшипник выключения сцепления; 14 – упорный фланец нажимной пружины; 15 – чехол вилки выключения сцепления; 16 – пружина; 17 – опорное кольцо нажимной пружины; 18 – кожух сцепления; 19 – толкатель вилки выключения сце ления; 20 – регулировочная гайка; 21 – контргайка; 22 – защитный колпачок; 23 – цилиндр привода сцепления (рабочий); 24 – оттяжная пружина вилки; 25 – скоба пружины

На автомобилях ВАЗ используются всего два типа сцепления: 2103 и 2121. Первый тип сцепления применяется на автомобилях, укомплектованных двигателями с рабочими объемами 1,2; 1,3; 1,5л второй тип – на автомобилях, имеющих двигатели с рабочим объемом 1,6 л. Для отличия ведущих частей сцепления (кожух сцепления с нажимным диском и пружиной) на сцеплении типа 2121 выполнена метка в виде отверстия диаметром 6 мм в одной из прорезей лепестка нажимной пружины.

Ведомый диск сцепления типа 2103 имеет ширину фрикционных накладок 29 мм, а сцепления тира 2121 – 35 мм. Кроме того, ведомый диск сцепления типа 2121 имеет другую форму и большее количество заклепок фрикционных накладок.

На автомобилях ВАЗ-2104,ВАЗ -2105 и ВАЗ-2107 установлено сцепление с вилкой выключения, у которо фиксирующая пружина имеет круглое сечени вместо плоской, применяемой на других модели. Оба типа вилок взаимозаменяемы.

Используемые сцепления имеют гидравлический привод. Он состоит из ведущей и ведомой частей. Ведуща часть привода сцепления выполнена отдельным узлом, который крепится к маховику 6 (рисунок 1) болтами 8. В нее входят: кожух 18 сцепления, нажимный диск 4 нажимная пружина 2. Ведомой частью сцепления является ведомый диск 5, расположенный между маховиком и нажимным диском. К ведомому диску приклепаны две фрикционные накладки, а сам диск соединяется со своей ступицей через элементы гасителя крутильных колебаний (демпфера).

Гидравлический привод состоит из педали (рисунок 2), главного 1 и рабочего 10 (рисунок 3) цилиндров и трубопроводов. Узлы и детали привода унифицированы с другими моделями авто мобилей.

Педаль и главный цилиндр выключения сцепления

Рис.2. Педаль и главный цилиндр выключения сцепления

1 -корпус главного цилиндра; 2 – компенсационное отверстие; 3 -прокладка штуцера; 4 -штуцер;5 -стопорная пружинная шайба; 6 -поршень главного цилиндра; 7 -уплотнительное кольцо; 8 -поршень толкателя; 9 -крючок; 10 -ось педалей сцепления и тормоза; 11 -кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 – усиливающая пружина педали сцепления (сервопружина); 13 – оттяжная пружина педали сцепления; 14 – ограничитель хода педали сцепления; 15 – педаль сцепления; 16 – толкатель; 17 – защитный колпачок; 18 -стопорное кольцо; 19 – перепускное отверстие; 20 – уплотнительное кольцо; 21 – перепускное отверстие поршня; 22 – рабочая полость цилиндра; 23 – пружина; 24 – прокладка; 25 – пробка; 26 – внутренняя втулка педали; 27 – наружная втулка педали; 28 – распорная втулка; 29 – педаль тормоза

Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления

Рис.3. Рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления

1 – подшипник выключения сцепления; 2 – шаровая опора; 3 – вилка выключения сцепления; 4 – толкатель; 5- регулировочная гайка; 5 – контргайка; 7 – оттяжная пружина; 8 – пробка корпуса; 9 – штуцер для прокачки; 10 – корпус цилиндра; 11 – уплотнительное кольцо; 12 – защитный колпачок; 13 – поршень; 14 – уплотнитель; 15 – тарелка; 16 – пружина; 17 – опорная шайба; 18 – стопорное кольцо

Возможные неисправности сцепления и его при вода, их причины и способы устранения приведены в табл.

Причины неисправностей

Способы устранения

Неполное выключение сцепления (сцепление ведет)

Признаки: затрудненное переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом

Увеличение зазоров в приводе выключения сцепления Отрегулировать привод выключения сцепления
Коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм ) Отрихтовать диск или заменить его новым
Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого даска Заменить накладки или ведомый диск в сборе
Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска Заменить накладки, проверить торцовое биение диска
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач Очистить шлицы, смазать смазкой ЛСЦ-15. При износе или смятии шлиц заменить первичный вал или ведомый диск
Поломка пластин, соединяющих упорный фланец с кожухом сцепления Заменить кожух сцепления с иажимкым диском в сборе
Наличие воздуха в системе гидропривода Прокачать систему
Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения ми поврежденные трубопроводы Подтянуть соединения, заменить поврежденные детали, прокачать систему привода
Утечка жидкости из главного или рабочего цилиндра Заменить уплотнитсльные кольца, прокачать систему
Засорение отверстия в крышке бачка Прочистить отверстие в крышке, прокачать систему
Нарушение герметичности при загрязнении или износе переднего ушютнительного колыш главного цилиндра Очистить уплотнителыюе кольцо, при износе заменить
Ослабление заклепок нажимной пружины Заменить кожух сцепления в сборе с нажимным диском
Перекос или коробление нажимного диска То же

Неполное включение сцепления (сцепление буксует)

Признаки: недостаточное ускорение при резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой, ощущается потеря мощности при движении на подъем, возрастает расход топлива, двигатель перегревается

Отсутствие зазоров в приводе выключения сцепления Отрегулировать привод выключения сцепления
Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска Заменить фрикциоиные накладки или ведомый диск в сборе
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска Тщательно промыть уайт-спиритом замасленные поверхности, устранить причины замасливания дисков
Засорение компенсационного отверстия главного цилиндра Промыть цилиндр и прочистить компенсационное отверстие
Поарежленис или заедание привода сцепления Устранить причины, вызывающие заедание

Рывки при работе сцепления

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала Очистить шлицы, смазать смазкой ЛСЦ-15. При износе или смятии шлнц заменить при необходимости первичный вал или ведомый диск
Зиисливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхно стей маховика и нажимного диска Тщательно промыть уайт-спиритом замасленные поверхнос­ ти и устранить причину замасливания
Недопустимый износ фрикционных накладок ведомого диска Заменить накладки новыми, проверить, нет ли повреждений дисков
Заедание в приводе выключения сцепления Устранить причины, вызывающие заедание
Ослабление накладок ведомого диска вследствие неплотности клепки Заменить неисправные заклепки, при необходимости заме­ нить накладки
Повреждение поверхностей или коробление нажимного диска Заменить кожух сцепления в сборе с нажимным диском

Повышенный шум при выключении сцепления

Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения Заменить подшипник
Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач Заменить подшипник

Повышенный шум при включении Сцепления

Поломка или потеря упругости пружин демпфера ведомого диска Заменить ведомый диск в сборе
Поломка, потеря упругости или соскакивание пружины вилки включения сцепления Заменить пружину новой или закрепить её
Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач (шум прослушивается и ж выключении сцепления) Заменить изношенные детали

Снятие сцепления и его привода

Прежде всего, перед тем, как приступить к снятию сцепления и его привода, сливают жидкость из гидравлического привода. Для этого один конец шланга надевают на штуцер 9 (смотрите рисунок) рабочего цилиндра, а другой опускают в сосуд с тормозной жидкостью. Вывинчивают штуцер на 1/2-3/4 оборота и нажимают на педаль сцепления до тех пор, пока жидкость не будет удалена из привода сцепления полностью. Затем отсоединяют трубку и шланг, соединяющие главный и рабочий цилиндры, оттяжную пружину 7, вынимают шплинт с конца толкателя 4 и снимают рабочий цилиндр сцепления.

Для того, чтобы снять главный цилиндр сцепления, отвертывают две гайки, которыми он крепится на шпильках к кронштейну 11 (смотрите рисунок ) педалей, и отсоединяют гибкий шланг, идущий от бачка.

После этого снимают само сцепление. Для чего снимают коробку передач в сборе с картером сцепления, после чего, отвернув болты 8 (смотрите рисунок), снимают с маховика ведущую часть сцепления и ведомый диск в сборе. При снятии нельзя поднимать сцепление за упорный фланец нажимной пружины, чтобы не повредить соединительные пластины. Затем тщательно продувают сжатым воздухом нажимной и ведомый диски сцепления.

Разборка цилиндров привода выключения сцепления

Главный цилиндр.

Сначала снимают защитный колпачок 17 (смотрите рисунок) с поршня цилиндра, стопорное кольцо 18 и вывинчивают пробку из корпуса ципиндра. Затем вынимают из цилиндра поршень 8, уппотнитепьное кольцо 7, поршень 6, уплотнительное кольцо 20 и возвратную пружину 23 поршня. При необходимости замены штуцера 4 вынимают отверткой стопорную шайбу 5, затем штуцер 4 и его уплотнительное кольцо.

Рабочий цилиндр.

Сначала снимают защитный колпачок 12 (смотрите рисунок) вместе с толкателем 4, вынимают поршень и разбирают его, предварительно сняв стопорное кольцо 78.

После разборки главного и рабочего цилиндров тщательно промывают их детали тормозной жидкостью. Применение бензина, керосина, дизельного топлик или минеральных масел недопустимо, так как oт этих веществ разбухают резиновые уплотнители.

Определение технического состояния деталей

Констроль сцепления

Констроль сцепления

1- упорный фланец нажимной пружины; 2-нажимная пружина; 3-нажимной диск; 4-металлическое промежуточное кольцо.

Состояние ведущей части сцепления проверяется на основании, имитирующем маховик двигателя, с металлическим промежуточным кольцом (смотрите рисунок ) толщиной 8,2 мм, заменяющим ведомый диск.

Закрепив на основании кожух сцепления, делают 4 хода выключения, прикладывая нагрузку не более 140 кгс на упорный фланец 1 нажимной пpyжины 2. Ходу выключения 8 мм должно соответствовать перемещение нажимного диска 3 на 1,6-1,7 мм (наименьшее допустимое 1,.4 мм).

Расстояние от основания до рабочей поверхности фрикционной накладки упорного фланц должно быть 40-43 мм. В процессе работы из за износа трущихся поверхностей дисков сцепления этот размер постепенно увеличивается. Если он достигнет 4 мм или перемещение нажимного диска будет меньше 1,4 мм, кожух сцепления в сборе с нажимным диском, нажимной пружиной и упорным фланцем необходимо заменить.

Фрикционные накладки ведомого диска необходимо заменять при появлении растрескиваний, уменьшении расстояния между заклепкой и рабочей поверхность до 0,2 мм, при односторонних задирах. При этом старые заклепки высверливают сверлом или выбивают пробойником. Новые заклепки (рис. а) развальцовываются оправкой 67.7851.9500 (рис. б).

оправка 67.7851.9500

Заклепка (а) фрикционной накладки ведомого диска сцепления и рабочий конец оправки 67.7851.9500; (б) для развальцовки заклепки

Биение рабочей поверхности фрикционных накладок ведомого диска не должно превышать 0,5 мм. Если оно больше, то диск рихтуют подгибанием той части, где обнаружено биение, или заменяют новым.

При появлении на ведомом диске или пружинх демпфера трещин или износа шлицев в ступице необходимо заменять ведомый диск в сборе.

Зеркало цилиндра и наружная поверхности поршней главного и рабочего цилиндров не должны иметь повреждений и коррозии, обнаруженные небольшие задиры или точечная коррозия устраняются мелкозернистым шлифовальным бруском. Проверяют состояние возвратной пружины поршня главного цилиндра и заменяют ее на новую, если она имеет трещины. Заменяют уплотнительные кольца на новые независимо от их состояния. Проверяют защитные колпачки, если они повреждены, заменяют новыми. Не допускается деформация толкателей.

Сборка цилиндров привода выключения сцепления

Сборку цилиндров привода сцепления проводится в порядке, обратном разборке. При этом все детали обильно и тщательно смазывают жидкостью, применяемой в приводе сцепления. При установке стопорного кольца 18 (смотрите рисунок) главного цилиндра пользуются круглогубцами. После сборки поршни в цилиндрах должны перемещаться плавно, без заеданий, а поршни главного цилиндра должны полностью возвращаться в исходное положение.

Установка сцепления и его привода

Сцепление устанавливают на маховик двигателя автомобиля в порядке, обратном снятию. Перед установкой проверяют состояние подшипника в торце коленвала. При необходимости его заменяют новым. Затем обязательно смазывают тонким слоем смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 шлицы в ступице ведомого диска и на первичном валу коробки передач. Устанавливают ведомый диск сцепления выступающей частью в сторону коробки передач и, прежде чем крепить ведущую часть сцепления, центрируют ведомый диск оправкой А.70081(Ступенчатая оправка с диаметром центрирующего хвостовика 15 мм и длиной 60 мм. Диаметр под ступицу ведомого диска.), которая имитирует конец первичного вала коробки передач. Поэтому вместо нее можно пользоваться выбракованным первичным валом коробки передач.

Главный и рабочий цилиндры привода сцепления устанавливают в порядке, обратном снятию. После соединения трубопроводов проверяют герметичность привода, а затем регулируют и прокачивают его, как описано ниже.

Регулировка и прокачка гидропирвода сцепления

Перед регулировкой устанавливают зазор 0,1- 0,5 мм между толкателем и поршнем главного цилиндра (смотрите рисунок). Этот зазор, необходимый для полного выключения сцепления, регулируется ограничителем 14 хода педали сцепления. Зазор определяется свободным ходом педали, равным 0,4 – 2 мм.

Свободный ход толкателя рабочего цилиндра, равный 4-5 мм, устанавливают гайкой 5 (смотрите рисунок). После регулировки гайка 5 фиксируется контргайкой 6. Величина свободного хода толкателя измеряется специальным шаблоном или линейкой .

После выполнения указанных регулировок, свободный ход педали сцепления (до начала выключения сцепления) должен составлять 25 – 35 мм.

Перед прокачкой гидропривода сцепления проверяют уровень жидкости в бачке, при необходимости жидкость доливают. Надевают на головку штуцера 9 (смотрите рисунок) рабочего цилиндра шланг, нижний конец которого погружают в сосуд с жидкостью, применяемой для гидропривода. Резко нажимают 3-5 раз на педаль сцепления с интервалами 2-3 секунды и удерживая педаль в нажатом положении отвертывают на 1/2-3/4 оборота штуцер 9, вытесняя нажатием на педаль до упора, находящуюся в приводе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуде. После того как педаль достигнет крайнего переднего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, заворачивают штуцер до отказа.

Указанную операцию повторяют до полного выхода пузырьков воздуха и, удерживая педаль нажатой, заворачивают штуцер до отказа, снимают шланг и надевают колпачок штуцера.

При прокачке обязательно нужно следить, чтобы уровень жидкости в бачке был выше отверстия для трубки, идущей к главному цилиндру сцепления, а конец шланга для прокачки был постоянно погружен в жидкость.

В случае, когда несмотря на продолжительную прокачку, из шланга выходят пузырьки воздуха, проверяют надежность крепления соединений, выясняют, нет ли на трубках трещин или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение воздуха через неисправные уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндра.

Каталог запчастейВАЗ-2105

  • Кузов
    • Кузов 75
      • Кузов
      • Элементы наружные 8
      • Термошумоизоляция 3
      • Обивка салона 15
      • Обивка багажника 6
      • Щитки и уплотнительные детали 25
      • Накладки облицовочные 18
    • Пол кузова 36
      • Пол кузова передний 8
      • Пол кузова задний 11
      • Коврики салона 5
      • Коврики салона 5
      • Коврики салона 7
    • Окно ветровое и заднее 94
      • Окна 11
      • Стеклоочиститель 33
      • Привод стеклоочистителя 9
      • Омыватель ветрового стекла 22
      • Омыватель ветрового стекла 19
    • Передок кузова 29
      • Панель приборов 15
      • Ящик вещевой 11
      • Элементы внутренние передние 1
      • Щиток передка
      • Брызговики 2
    • Боковина кузова 3
      • Элементы внутренние задние 3
    • Задок кузова 15
      • Крышка багажника 15
    • Дверь передняя 77
      • Двери передние 9
      • Двери передние 15
      • Замки передних дверей 35
      • Окна передних дверей 9
      • Стеклоподъемники передних дверей 9
    • Дверь задняя 73
      • Двери задние 9
      • Двери задние 16
      • Замки задних дверей 31
      • Окна задних дверей 7
      • Стеклоподъемники задних дверей 10
    • Сиденья 24
      • Механизм установки передних сидений 6
      • Сиденья передние 18
      • Сиденье заднее
    • Вентиляция и отопление 104
      • Система вентиляции и отопления 20
      • Отопитель 37
      • Отопитель 32
      • Управление вентиляцией и отоплением 15
    • Принадлежности 39
      • Принадлежности салона 39
    • Капот, крылья, облицовка радиатора 20
      • Капот 15
      • Рамка радиатора 2
      • Облицовка радиатора 3
  • Двигатель
    • Двигатель 418
      • Двигатель
      • Подвеска двигателя 33
      • Блок цилиндров 7
      • Головка блока 19
      • Блок цилиндров и головка блока 17
      • Картер масляный и крышки блока 25
      • Картер масляный и крышки блока 26
      • Вал коленчатый и маховик 18
      • Шатуны и поршни 31
      • Шатуны и поршни 25
      • Привод распределительного вала 45
      • Привод распределительного вала 33
      • Механизм газораспределительный 45
      • Насос масляный и привод 18
      • Маслоотделитель и фильтр масляный 57
      • Насос масляный 6
      • Труба впускная и выпускной коллектор 13
    • Система питания 129
      • Трубопроводы топливные 6
      • Установка топливного насоса 12
      • Бак топливный 14
      • Фильтр воздушный 31
      • Карбюратор 13
      • Крышка карбюратора 15
      • Пневмопривод дроссельной заслонки
      • Корпус карбюратора 8
      • Корпус дроссельных заслонок 8
      • Регулировочные винты холостого хода 3
      • Система уменьшения токсичности 4
      • Привод акселератора 15
    • Система выпуска отработанных газов 46
      • Трубы выпускные и глушители 46
    • Система охлаждения 115
      • Радиатор 26
      • Насос водяной и трубопроводы 55
      • Насос водяной 19
      • Привод водяного насоса 15
  • Трансмиссия
    • Сцепление 90
      • Сцепление 17
      • Механизм управления сцеплением 19
      • Привод сцепления 39
      • Цилиндр главный сцепления 6
      • Цилиндр привода выключения сцепления 9
    • Коробка передач 320
      • Коробка передач (4-х ступенчатая) 44
      • Коробка передач (5-ти ступенчатая) 44
      • Валы первичный и вторичный коробки передач 36
      • Валы первичный и вторичный коробки передач 38
      • Вал промежуточный коробки передач 13
      • Шестерни коробки передач 27
      • Шестерни коробки передач 23
      • Шестерни заднего хода 17
      • Привод механизма переключения передач 20
      • Привод механизма переключения передач 25
      • Механизм переключения передач 16
      • Механизм переключения передач 17
    • Передача карданная 66
      • Передача карданная 39
      • Вал карданный передний 16
      • Вал карданный задний 11
    • Мост задний 79
      • Мост задний и полуоси 23
      • Передача главная 50
      • Дифференциал 6
  • Ходовая часть
    • Рама, бамперы и брызговики двигателя 49
      • Буфер передний 28
      • Буфер задний 21
    • Подвеска 203
      • Рычаги передней подвески 34
      • Амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости 39
      • Амортизатор передней подвески 14
      • Подвеска передняя 31
      • Подвеска задняя 37
      • Подвеска задняя 44
      • Амортизатор задней подвески 4
    • Ось передняя 77
      • Кулаки поворотные 29
      • Привод рулевой 48
    • Колеса 13
      • Колеса 5
      • Колеса 8
  • Механизмы управления
    • Управление рулевое 78
      • Механизм рулевой 30
      • Механизм рулевой 32
      • Редуктор рулевого механизма 16
    • Тормоза 231
      • Суппорты передних тормозов 32
      • Тормоза задние 25
      • Тормоза передние 34
      • Элементы привода тормозов 22
      • Привод гидротормозов 51
      • Привод регулятора давления 13
      • Цилиндр главный гидротормозов 5
      • Цилиндр колесный заднего тормоза 6
      • Регулятор давления
      • Привод стояночного тормоза 36
      • Усилитель вакуумный тормозов 1
      • Педаль тормоза 6
  • Электрооборудование
    • Электрооборудование 615
      • Генератор 19
      • Генератор 11
      • Генератор 8
      • Стартер 22
      • Стартер с арматурой 28
      • Распределитель зажигания 14
      • Источники тока 37
      • Система зажигания 42
      • Электровентилятор 12
      • Освещение переднее 4
      • Освещение заднее 25
      • Фонари передние и гидрокорректор 18
      • Фонари передние 173
      • Фонари задние 66
      • Сигналы 115
      • Реле 8
      • Блок монтажный 13
    • Приборы и датчики 59
      • Приборы 49
      • Привод спидометра 10
  • Принадлежности
    • Инструмент и принадлежности 64
      • Инструмент шоферский 64
  • Приложения
    • Стандартные детали 362
      • Шпильки, болты, винты 133
      • Гайки, шайбы 83
      • Винты, шайбы, гайки 43
      • Кольца, винты, гайки 19
      • Прочие 84
    • Сальники 30
      • Сальники 11
      • Сальники 19
    • Подшипники 164
      • Схема расположения подшипников качения (вариант с четырехступенчатой коробкой передач) 82
      • Схема расположения подшипников качения (вариант с пятиступенчатой коробкой передач) 82
    • Заглушки 4
      • Схема установки заглушек 4

00f65110c2b0efecee15ca1456515d90

Принцип работы привода муфты сцепления ВАЗ 2107

Муфта сцепления включается и выключается с помощью выжимного подшипника. Он, перемещаясь вперёд, давит на пружинную пяту корзины, которая, в свою очередь, отводит нажимной диск и тем самым освобождает ведомый диск. Выжимной подшипник двигается вилкой включения/выключения муфты. Эта вилка может поворачиваться на шарнирной опоре разными способами:

  • при помощи приводной гидравлики;
  • гибким прочным тросиком, натяжение которого регулируется автоматически.

Принцип работы гидропривода муфты сцепления ВАЗ 2107 довольно прост. Когда двигатель запущен, а педаль сцепления находится в верхнем положении (отжата), муфта и маховик вращаются как единое целое. Педаль 11 при надавливании двигает шток с поршнем главного цилиндра 7 и создаёт в системе давление тормозной жидкости, которое по трубке 12 и шлангу 16 передаётся поршню в рабочем цилиндре 17. Поршень, в свою очередь, давит на шток, соединённый с концом вилки включения муфты 14. Проворачиваясь на шарнире, вилка другим концом двигает выжимной подшипник 4, который надавливает на пружинную пяту корзины 3. В итоге нажимной диск отодвигается от ведомого диска 2, последний освобождается и теряет сцепление с маховиком 1. В результате ведомый диск и первичный вал КПП останавливаются. Так происходит разъединение вращающего коленчатого вала с КПП и создаются условия для переключения скоростей.

Общее устройство и техническая характеристика ВАЗ-2105. Назначение сцепления автомобиля. Особенности конструкции сцепления. Нормативные рекомендации по техническому обслуживанию. Прокачка гидропривода. Снятие и установка рабочего и главного цилиндров.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Комплект сцепления

-199212, -199212, -199405
тип модели: Nova, Riva, Kalinka

Диаметр [мм]: 200
Число зубцов: 20 Поиск

198510-
-199712
Код двигателя: BA3

Число зубцов: 20
Профиль ступицы: 23 x 20
Наружный диаметр [мм]: 200
Наружный диаметр 1 [мм]: 200 Поиск

-199312

Число зубцов: 20
Наружный диаметр [мм]: 200
с подшипником
Из 3 частей Поиск Диаметр [мм]: 200
Профиль ступицы: 20.1×23
Число зубцов: 20
с диском сцепления, с выжимным подшипником, без махового колеса
с нажимным диском сцепления Поиск Диаметр [мм]: 200 Поиск Диаметр [мм]: 200
с выжимным подшипником Поиск Диаметр [мм]: 200
Число зубцов: 20 Поиск Диаметр [мм]: 200
Число зубцов: 20 Поиск Диаметр [мм]: 200
Число зубцов: 20
Комплектующие см.в перечне: Поиск Профиль ступицы: 23,0×20,0-20N
Диаметр [мм]: 200 Поиск Поиск

Код двигателя: BA3 2103
МКПП

Новая деталь:
с нажимным диском сцепления
Наружный диаметр [мм]: 200
с диском сцепления
Число зубцов: 20
с выжимным подшипником Поиск

Неисправности гидропривода сцепления ВАЗ 2107

Некорректная работа гидравлического привода приводит к нарушению функционирования всего механизма сцепления.

Сцепление выключается не полностью (муфта «ведёт»)

Если наблюдается затруднённое включение первой скорости, а задняя передача не включается или тоже включается с трудом, необходимо произвести регулировку рабочего хода педали и хода штока РЦС. Поскольку зазоры увеличены, их нужно уменьшить.

Сцепление включается не полностью (муфта «буксует»)

Если при резком нажатии на педаль газа автомобиль разгоняется с трудом, теряет мощность на подъёмах, увеличивается расход топлива, а двигатель перегревается, нужно проверить и отрегулировать рабочий ход педали и расстояние перемещения штока рабочего цилиндра. В этом случае зазоров нет, поэтому их необходимо увеличить.

Муфта работает «рывками»

Если при трогании с места машина дёргается, причиной этого может быть неисправность возвратной пружины ГЦС или РЦС. К таким же последствиям может привести насыщение рабочей жидкости пузырьками воздуха. Следует найти причины нестабильной работы гидравлики управления сцеплением и устранить их.

Педаль проваливается и не возвращается

Причиной проваливания педали обычно является недостаточный объём эксплуатационной жидкости в бачке из-за её утечки в рабочем (чаще) или главном цилиндре. Основная причина этого — повреждение защитного колпачка и проникновение внутрь цилиндра влаги и грязи. Резиновые уплотнения изнашиваются, и между ними и стенками цилиндра образуются щели. Через эти щели жидкость начинает вытекать наружу. Следует заменить резиновые элементы, добавить жидкость в бачок до необходимого уровня и удалить из системы воздух с помощью прокачки.

Регулировка хода педали и толкателя рабочего цилиндра

Свободный ход педали регулируется ограничительным винтом и должен составлять 0,4–2,0 мм (расстояние от верхнего положения до упора толкателя в поршень главного цилиндра). Для установки необходимого зазора ключом ослабляется контргайка винта, а затем вращается сам винт. Рабочий ход педали должен составлять 25–35 мм. Отрегулировать его можно толкателем рабочего цилиндра.

Для регулировки положения педали сцепления с помощью ограничительного винта потребуется мерная линейка и ключ на 10

Длина толкателя рабочего цилиндра напрямую влияет на зазор между торцом выжимного подшипника и пятой корзины, который должен составлять 4–5 мм. Для определения величины зазора нужно снять с вилки выжимного подшипника возвратную пружину и рукой подвигать саму вилку. Вилка должна перемещаться в пределах 4–5 мм. Для регулировки зазора следует ключом на 17 ослабить контргайку, одновременно придерживая регулировочную гайку ключом на 13. В процессе регулировки толкатель должен быть зафиксирован. Для этого у него есть лыска под ключ 8 мм, за которую удобно зацепиться щипцами. После выставления требуемого зазора контргайка затягивается.

Регулировка длины штока рабочего цилиндра позволяет изменить зазор между выжимным подшипником и пятой корзины, а также величину рабочего хода педали сцепления

1.2 Назначение сцепления

Сцепление представляет собой элемент трансмиссии, передающий под действием сил трения крутящий момент от двигателя на трансмиссию и имеющий устройство для кратковременного их разъединения. Сцепление обеспечивает плавное трогание автомобиля, безударное переключение передач, предотвращает воздействие на трансмиссию больших динамических нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя или ведущих колес автомобиля. Крутящий момент двигателя в сцеплении не преобразуется, а при проскальзывании сцепления происходят потери энергии двигателя.

Как снять рабочий цилиндр сцепления

Прежде чем приступать к ремонту цилиндра сцепления, его придётся снять с автомобиля. Вот что для этого нужно:

  • плоскогубцы;
  • набор накидных ключей;
  • набор торцевых головок;
  • пустая ёмкость под тормозную жидкость;
  • ветошь.

Последовательность операций

Снимать цилиндр сцепления удобнее всего в смотровой яме. Как вариант, подойдёт и эстакада. Если водитель не располагает ни тем, ни другим, снять цилиндр не получится. Работа выполняется в следующем порядке:

  1. Возвратная пружина цилиндра снимается вручную.

  2. На конце толкателя имеется маленький шплинт. Он аккуратно захватывается плоскогубцами и вытаскивается.

  3. Теперь следует ослабить контргайку на шланге рабочего цилиндра. Делается это с помощью рожкового ключа на 17 мм.

  4. Сам цилиндр крепится к картеру двумя болтами на 14 мм. Они откручиваются торцевой головкой.

  5. Чтобы снять цилиндр, необходимо удержать наконечник шланга за гайку при помощи ключа на 17 мм. Второй рукой цилиндр вращается и отсоединяется от шланга.

Подготовительные работы

Для того чтобы на ВАЗ 2107 была произведена замена сцепления, вам понадобится доступ к коробке передач и двигателю снизу, поэтому необходимо использовать специальный подъемник или так называемую смотровую яму.  Перед началом работ обязательно снимите минусовую клемму с аккумулятора и можете приступать к действиям.

Сначала снимите воздушный фильтр и открутите стартер.

Теперь можно заняться коробкой передач на ВАЗ 2107. Нам потребуется демонтировать ее рычаг. Саму коробку мы снимать не будем. Надавите на него отверткой и вытащите стопорную втулку, расположенную в канавке стержня рычага. Его можно вынуть, отвинтить болтики и произвести демонтаж переднего полика.

Причины неисправности агрегата

  • разряжен аккумулятор,
  • окислены провода либо слабо затянуты наконечники,
  • замыкание в обмотке реле включения стартера ВАЗ,
  • разрыв цепи,
  • заедает якорь.
  • разряжен аккумулятор,
  • сильно окислены провода,
  • обрыв либо замыкание в обмотке.

Если автомобиль оснащен стартером СТ-221 с однообмоточным тяговым реле, проверяется сила потребляемого тока. Этот показатель не должен превышать 23 А.

Не крутит стартер либо его механические данные отклонились от нормы, сломалось реле включения ВАЗ 21053, вышел из строя якорь — все эти и некоторые другие причины свидетельствуют от необходимости проведению ремонтных работ. При проверке механических показателей нужно выполнить следующие действия.

2.7 Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндров

Главный цилиндр

Выверните пробку, снимите защитный колпачок 5 (см. рисунок 2.7) корпуса цилиндра и стопорное кольцо 6. Это позволит вынуть из корпуса поршень 7, уплотнительное кольцо 8, плавающий поршень 9 с уплотнительным кольцом и возвратную пружину 10 поршня.

Зеркало цилиндра и наружная поверхность поршня не должны иметь повреждений и рисок. Внутренний диаметр исправного главного цилиндра должен быть мм.

Проверьте состояние возвратной пружины поршня и замените ее, если она потеряла упругость.

Замените уплотнительные кольца.

Проверьте защитный колпачок на заднем конце цилиндра и, если колпачок поврежден, замените его новым.

Перед сборкой аккуратно очистите и промойте детали тормозной жидкостью. Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина, керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые уплотнения.

После проверки всех деталей соберите главный цилиндр в порядке, обратном разборке; причем все части цилиндра смазывайте тормозной жидкостью или жидкостью для консервации НГ-213.

Рабочий цилиндр

Выверните пробку, снимите защитный колпачок 3 (см. рис. 2.8) вместе с толкателем 4, выньте поршень и разберите его, предварительно сняв стопорное кольцо 11.

После разборки аккуратно промойте и проверьте все части, как это указано для главного цилиндра. Не допускается установка деформированного толкателя. Обратите внимание на маркировку цилиндра – это поможет в выборе при покупке запчастей.

После проверки приступите к сборке (порядок обратный разборке), смазывайте детали жидкостью для гидропривода.

2.8 Проверка главного цилиндра привода сцепления на стенде

Проверка на герметичность заднего уплотнительного кольца

Установите главный цилиндр на стенд (см. рисунок 2.9), обеспечив при этом хорошее уплотнение между фланцем цилиндра и привалочной плоскостью стенда. Присоедините к цилиндру сосуд 2 с жидкостью для гидропривода. Откройте кран сжатого воздуха при отвернутом регулировочном винте 6, затем медленно закрывайте регулировочный винт до выхода воздуха из сосуда 2.

Проверьте по манометру давление воздуха, которое должно быть не менее 0,05-0,08 МПа (0,5-0,8 кгс/см2). При меньшем давлении замените заднее уплотнительное кольцо.

Проверка на герметичность переднего уплотнительного кольца

Установите главный цилиндр на стенд и соедините его с сосудом, заполненным жидкостью для гидропривода, и с манометрами (см. рисунок 2.10).

Закройте кран манометра 3 и, передвигая толкатель главного цилиндра, обеспечьте стабильное давление 0,2 МПа (2 кгс/см2). При закрепленном толкателе и отсутствии подтекания жидкости давление должно оставаться постоянным в течение 2 мин.

Закройте кран манометра 4 и откройте кран манометра 3. Передвигая толкатель, установите по манометру стабильное давление 10 МПа (100 кгс/см2).

При закрепленном толкателе и отсутствии подтекания жидкости указанное давление должно оставаться постоянным менее 2 мин. В противном случае переднее уплотнительное кольцо замените.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...