Диагностирование и ТО системы охлаждения двигателя

ВАЗ 1111. Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111 Места проверки возможной течи охлаждающей жидкости:

Признаки неисправности системы охлаждения

Существует ряд типовых признаков, которые явно указывают на то, что система охлаждения частично или полностью вышла из строя и нуждается в диагностике. Среди них:

2.jpg?_t=1567583700
  • появление белого дыма (в обильном количестве) из выхлопной трубы в процессе работы двигателя;
  • неправильная работа печки и/или кондиционера (недостаточно горячий либо холодный воздух);
  • перегревание двигателя, особенно при езде в гору, в том числе в загруженном состоянии автомобиля;
  • диагностика ЭБУ сканером с выявлением ошибок после активизации сигнальной лампочки Check Engine;
  • снижение динамических характеристик двигателя, потеря его мощности;
  • закипание антифриза в системе охлаждения.

Появление хотя бы одного из перечисленных выше признаков указывает на то, что автолюбителю рекомендуется выполнить диагностику охлаждающей системы двигателя.

Что заливать в систему охлаждения двигателя?

Что заливать в систему охлаждения двигателя

Для начала давайте вспомним, что залито в вашу систему охлаждения? Еще не так давно можно было довольно часто встретить автомобили с водой в системе охлаждения двигателя вместо антифриза. К счастью, в наши дни применение воды в качестве охлаждающей жидкости стало скорее исключением из правил. Обычно ее используют в аварийных ситуациях, когда что-то в систему залить нужно, а антифриза под рукой нет.

Если сравнивать характеристики воды и специальной охлаждающей жидкости (антифриза), то последняя имеет массу преимуществ – это и более высокая температура кипения, и низкая температура замерзания, и наличие в составе смягчающих и антикоррозионных присадок, предотвращающих образование накипи и ржавчины в системе охлаждения двигателя.

С этим вопросом мы определились – никакой воды в системе охлаждения двигателя! Но стоит иметь в виду, что долговечность работы системы во многом зависит и от качества охлаждающей жидкости. Не стоит покупать первую попавшуюся канистру с надписью “Антифриз” или “Тосол”, отдавать предпочтение нужно только продукции надежных производителей, имеющих все необходимые сертификаты.

Большинство поддельных жидкостей содержат в своем составе агрессивные кислоты, которые со временем разъедают не только детали охлаждающей системы, но и приводят к появлению “раковин” даже в головке блока цилиндров двигателя! Поэтому экономить на антифризе мы вам не советуем.

Очень подробно о видах автомобильных охлаждающих жидкостей, об их отличии друг от друга, и о том, как выбрать антифриз для своего автомобиля мы писали в этой статье, настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Также одним из важных критериев качества охлаждающей жидкости является наличие в её составе специальных флуоресцентных добавок, которые помогают обнаруживать течи в системе охлаждения двигателя. Так как система должна быть герметичной, то течи в ней недопустимы.

«Герметик не устранит проблему, а только усугубит ее»

Нам демонстрируют внешний (основной) радиатор, который ранее был установлен на легковом автомобиле. Выглядит он вроде бы не так уж плохо, разве что сильно загрязнен: соты забиты пухом, семенами растений, дорожной пылью.

— Радиатор периодически рекомендуется чистить, правда не используя мойку высокого давления, — рекомендует Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Около трети энергии сгоревшего топлива рассеивается именно через радиатор. И сор, скопившийся на сотах, существенно затрудняет этот процесс.

Однако это малая из бед. У специалистов большие вопросы по поводу внутреннего состояния радиатора. То, что недоступно невооруженному глазу, видит эндоскоп. На кончике его трубки установлены две камеры: одна в торце, другая под углом в 90 градусов. Это позволяет досконально рассмотреть внутренности и поставить точный диагноз.

— Если заглянуть в основной коллектор, то видны наросты, которые могут препятствовать переносу тепла, — комментирует специалист. — Это отложения герметика. Скорее всего, в системе охлаждения была течь, поэтому в антифриз добавляли данный компонент. Он и оставил характерные следы.

Пожалуй, уместно напомнить о предназначении герметика системы охлаждения (продается в виде жидкости или порошка). Некоторые автовладельцы ошибочно считают, что его добавление позволяет устранить проблему. В действительности это экстренная мера для аварийных ситуаций. Например, при обнаружении течи в системе охлаждения герметик добавляют для того, чтобы была возможность доехать своим ходом к месту ремонта.

— Это хороший инструмент. Однако нужно понимать, когда и в каких обстоятельствах его можно использовать, — подчеркивает Евгений Рязанов. — Герметик не «вылечит» возникшую проблему, а при длительном использовании добавит еще и других — в виде наростов, которые будут мешать процессу теплопередачи.

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Места проверки возможной течи охлаждающей жидкости:

1 – расширительный бачок
2 – термостат
3 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
4 – шланги радиатора
5 – пробка сливного отверстия радиатора
6 – пробка сливного отверстия блока цилиндров
7 – шланг отводящий подогрева впускной трубы (под топливным насосом)

Рекомендации

При обнаружении течи в местах подсоединения шлангов подтяните хомуты их крепления. Неисправные хомуты замените.

Если через пробки и датчики течет охлаждающая жидкость, подтяните их.

Осмотрите шланги по всей длине, замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность. Перед заменой шлангов слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. подраздел 3.5.).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

1. Подводящий и отводящий шланги радиатора.

2. Шланги на термостате и патрубке рубашки охлаждения.

3. Шланг между термостатом и патрубком рубашки охлаждения.

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

4. Шланг на расширительном бачке.

5. Шланг отвода жидкости подогрева впускной трубы.

6. Пробка сливного отверстия радиатора и датчик включения вентилятора.

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

7. Пробка сливного отверстия на блоке цилиндров.

8. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

9. Шланги отопителя.

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

Проверка герметичности системы охлаждения ВАЗ 1111

10. Снизу автомобиля проверьте подводящую трубу водяного насоса и…

11. …место возможной течи водяного насоса.

Видео про “Проверка герметичности системы охлаждения” для ВАЗ 1111

Ока 360 ; Термостат 21082

профилактика системы охлаждения 2011 04 28

Ока 360 ; Расширительный бачок. Доработка

Цены на ремонт и диагностику системы охлаждения

Опрессовка системы охлаждения ДВС

Проверка работоспособности термостата

Проверка работоспособности механического и эл.насоса охлаждающей жидкости

Проверка работоспособности эл.насоса доп- циркуляции охлаждающей жидкости

Проверка состояния радиатора системы охлаждения ДВС, при необходимости промывка

Проверка качества охлаждающей жидкости РЕФРАКТОМЕТРОМ, при необходимости замена

Услуга Цена (руб.)
от 2 000
от 500
от 900
от 900
от 3 600
от 1 500

Причины неисправности системы охлаждения

При появлении первых же признаков неисправности необходимо искать ее причину и, соответственно, проводить ремонтные работы.

Использование двигателя внутреннего сгорания с неработающей системой охлаждения значительно снижает его эксплуатационные характеристики и общий ресурс!

Причинами поломки охлаждающей системы могут быть:

%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0.jpg?_t=1567583584
  • попадание охлаждающей жидкости (антифриза или тосола) в камеру сгорания топливовоздушной смеси;
  • недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе (причинами этого, в свою очередь, может быть утечка либо значительное ее испарение);
  • неисправный термостат;
  • частичный или полный выход из строя помпы;
  • поломка датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • поломка вентилятора, его электрической цепи или управляющих компонент;
  • разгерметизация крышки расширительного бачка либо крышки радиатора;
  • общая разгерметизация системы, снижение давления, ее завоздушивание.

Каждая из перечисленных причин диагностируется по-своему, в соответствии с ее неисправными элементами.

Проверка системы охлаждения на герметичность

Проверка герметичности системы охлаждения

Проверка системы охлаждения двигателя на герметичность – очень важный этап в её обслуживании. Дело в том, что в герметичной системе антифриз кипит при температуре 130 °С, а в обычных условиях он закипает всего при 108 °С. Поэтому малейшая трещина, например, в радиаторе охлаждения, резиновом шланге или в расширительном бачке, нарушает герметичность и двигатель закипает.

Облегчить поиск микротрещин в системе охлаждения двигателя помогают специальные флуоресцентные добавки, входящие в состав современных антифризов – благодаря им он светится в лучах ультрафиолетовой лампы.

Но, к сожалению, далеко не у каждого автолюбителя есть такая лампа. Поэтому в процессе технического обслуживания системы охлаждения двигателя рекомендуем придерживаться нескольких простых правил:

  1. Для проверки уровня жидкости на расширительном бачке имеются отметки MIN и MAX. При холодном двигателе уровень антифриза должен находиться между этими двумя отметками.
  2. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, то это свидетельствует об её утечке, то есть о нарушении герметичности системы охлаждения двигателя.
  3. Внимательно осмотрите ваш радиатор и патрубки на отсутствие течей и подтёков, при необходимости подтяните соединительные хомутики и убедитесь в том, что крышка радиатора закрыта до упора.

При обнаружении подтеканий антифриза в радиаторе рекомендуем изучить нашу инструкцию по ремонту радиаторов своими руками.

Наличие воздуха в автомобильной системе охлаждения (так называемые, “воздушные пробки”) также способно нарушить её работу. Ниже мы раскроем вам самый простой способ, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Наличие воздуха в системе охлаждения проверяется следующим образом:

  • Откройте крышку расширительного бачка,
  • Включите обогрев салона на полную мощность и дайте мотору поработать на холостых оборотах две-три минуты,
  • Если в системе охлаждения есть воздух, то в расширительном бачке появятся пузырьки.

Для того, чтобы удалить воздух из системы охлаждения двигателя, автомобиль нужно поставить под наклоном, таким образом, чтобы “передок” был немного “задран” к верху. Далее последовательность действий будет следующей:

  1. Откройте крышку радиатора и заведите машину.
  2. Включите печку и дайте поработать двигателю несколько минут, чтобы воздух мог выйти из ситемы.
  3. После этого мотор можно заглушить и пробку радиатора закрыть.

А теперь давайте рассмотрим еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя для профилактики появление неисправностей или их устранения.

ДТП в России

  • Embedded thumbnail for ДТП с переворотом в центре Волгограда

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Упоротое быдло (c)

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Фургон не проскочил

    07.30.19

  • Embedded thumbnail for Жесткое ДТП под Киевом

    07.29.19

  • Embedded thumbnail for ДТП с участием скорой в Туле

    07.29.19

  • Embedded thumbnail for Неожиданный удар

    07.29.19

Как проверить систему охлаждения двигателя

Проверка системы охлаждения двигателя автомобиля требует осмотра семи ее компонентов. Главной задачей при этом является выяснить есть ли газы в системе, проверить герметичность и определить места утечки, определить давление в системе исправность циркуляции охлаждающей жидкости, а также определить температуру срабатывания вентиляторов и термостата.

Таким образом, необходима диагностика следующих компонентов системы охлаждения:

6.jpg?_t=1567585786
  • резиновые патрубки, места соединений на хомутах;
  • целостность корпуса радиатора и расширительного бачка системы охлаждения;
  • механическую (подшипники) и электрическую (электроцепь) составляющие вентилятора системы;
  • работу и правильную установку насоса системы (помпы);
  • герметичность прокладки ГБЦ;
  • исправность датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • уровень охлаждающей жидкости в системе;
  • крышку расширительного бачка системы;
  • состояние охлаждающей жидкости.

Далее вкратце приведем информацию о том, каким образом следует выполнить диагностику перечисленных выше элементов и механизмов.

Как проверить газы в системе охлаждения

Соответствующая проверка заключается в определении наличия влаги в выхлопных газах и их присутствие в системе охлаждения.

Белые выхлопные газы

Зачастую о неудовлетворительном техническом состоянии системы охлаждения и двигателя в целом сигнализируют выхлопные газы белого цвета. Они образуются в результате того, что антифриз (охлаждающая жидкость) попадает из системы охлаждения непосредственно в камеру сгорания, где разбавляется в топливовоздушной смеси и сгорает вместе с ней. Как правило, это происходит по причине пробитой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).

512.jpg

Белый дым из выхлопной трубы

Основные причины почему идет белый дым из выхлопной дизеля или бензинового авто: влага, охлаждающая жидкость в цилиндрах, вода в топливе и нарушение системы впрыска
Подробнее

 

Определить, что белый дым — это результат попадания антифриза в двигатель достаточно просто. Для этого следует извлечь масляный щуп из его посадочного места в блоке цилиндров и проверить масло. Причем как его уровень, так и состояние. Обычно при пробитой прокладке ГБЦ масло также будет «уходить», соответственно, его уровень будет быстро снижаться. Второе, на что нужно обратить внимание, — это его состояние. Если антифриз попадает в масляную среду, то моторное масло приобретает белый оттенок и становится похожим на сметану или сливки (зависит от количества и продолжительности смешивания этих двух технологических жидкостей).

Еще один метод, как проверить выхлопные газы на наличие в них испаренной охлаждающей жидкости — поднести к выхлопной трубе белую чистую салфетку. Если в выхлопных газах будет иметь место влага — значит, она попала в цилиндры либо из топлива либо из охлаждающей системы (обычно это происходит в случае использования в качестве антифриза воды). Если же на салфетке остаются пятна с голубоватым или желтым оттенком — это следы «улетающего» антифриза. Обычно эти пятна имеют кисловатый запах. Соответственно, нужно выполнять дополнительную диагностику.

Проверка выхлопных газов в системе охлаждения

При пробитой прокладке ГБЦ часто возникает ситуация, когда в систему охлаждения попадают выхлопные газы. Признаки могут быть самыми разными, однако они совпадают с теми, которые возникают при завоздушивании системы. Например:

  • Явное бурление в расширительном бачке и/или радиаторе. Это можно проверить, если снять крышку с одного или другого устройства.
  • Плохо греет печка. В летнее время может плохо работать кондиционер, поскольку система работает как на отопление, так и на обогрев, только через разные радиаторы (как правило).
  • Радиатор частично холодный. Причем он может иметь разную температуру в различных своих частях, в частности, сверху и снизу.

Чтобы определить, есть ли газы в системе охлаждения двигателя можно воспользоваться тем же методом, что и при проверке целостности прокладки ГБЦ — воспользоваться презервативом или воздушным шариком. Проверка производится по следующему алгоритму:

%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BA.jpg?_t=1567583868
  • открутить крышку расширительного бачка или радиатора в зависимости от того, на какой из них расположены паровой и атмосферный клапаны;
  • надеть на горловину соответственно расширительного бачка или радиатора резиновый шарик;
  • запустить двигатель сначала на холостых оборотах, а потом немного больше (чем больше будут обороты — тем интенсивнее будут выделяться газы), приблизительно до 3000…5000 оборотов в минуту;
  • если в процессе работы презерватив или шарик начали наполняться выхлопными газами, значит, пробита прокладка ГБЦ.

Использовать машину с завоздушенной (загазованной) системой охлаждения не рекомендуется, по крайней мере, в долгосрочной перспективе, поскольку это чревато значительным перегревом двигателя и частичным или полным выходом его из строя.

Как проверить утечку

Еще одна распространенная проблема с системой охлаждения двигателя автомобиля — это ее разгерметизация. Из-за чего возникает утечка жидкости либо завоздушенность (хотя она может возникнуть и по другим причинам). Разгерметизация может произойти в самых разных местах, но чаще всего на местах соединения патрубков.

771.jpg

Почему уходит антифриз

Почему постоянно снижается уровень антифриза в системе? Как найти причину и устранить неполадки. Об этом и другом читайте в данном материале
Подробнее

 

Проверка герметичности системы охлаждения

Охлаждающая жидкость уходит именно из-за разгерметизации системы. Так, чтобы проверить герметичность, необходимо выполнить ревизию следующих ее элементов:

  • корпус и/или крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя;
  • уплотнение термостата;
  • патрубки, шланги, хомуты и места соединений в охлаждающей системе (зависит от конкретного автомобиля и двигателя);
  • корпус радиатора;
  • сальниковый уплотнитель помпы и ее прокладка;
  • прокладка ГБЦ.

Присутствие течей определяется визуальным методом, по наличию мокрых мест или использовав проверку ультрафиолетом. В продаже имеется специальный флуоресцентный состав, который можно добавить в антифриз перед заливанием его в систему. Также у многих современных антифризов подобные присадки изначально входят в их состав с завода. Использование флуоресцентных присадок даст дополнительное удобство в диагностике, поскольку при утечке охлаждающей жидкости для локализации места повреждения достаточно будет воспользоваться ультрафиолетовой лампой, чем позволит значительно сократить время и усилия автовладельца или мастера по локализации места утечки.

Давление в системе

%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.jpg?_t=1567584881

В системе охлаждения всегда должно быть избыточное давление. Это нужно для того, чтобы поднять температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку из законов физики известно, что температура кипения поднимается по мере того, как поднимается ее давление. У большинства современных автомобилей температура антифриза при нормальной рабочей температуре двигателя составляет порядка +80°С…+90°С. Соответственно, если произойдет разгерметизация, то давление упадет, а с ним снизится и температура кипения охлаждающей жидкости. К слову, температура кипения старого антифриза ниже, чем только что залитого, поэтому охлаждающую жидкость нужно менять по регламенту.

Однако существует и обратная проблема, когда давление в охлаждающей системе значительно увеличивается. Обычно такая ситуация происходит по причине того, что неисправен воздушный клапан в крышке радиатора или расширительного бачка (на разных машинах этот клапан может быть установлен на одной или другой крышке). Как его проверить и для чего он нужен — читайте в следующем разделе.

Избыточное давление опасно тем, что в таких условиях может закипеть даже новый антифриз, рассчитанный на температуру кипения около +130°С со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если в автомобиле наблюдается подобная ситуация, то рекомендуется попросту заменить крышку радиатора на новую. В крайнем случае можно попробовать почистить и отремонтировать старую, но это не лучшая затея.

Крышка радиатора

%D0%9A%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%B0.jpg?_t=1567584604

Как указывалось выше, давление в системе охлаждения непостоянно, и растет по мере нагревания жидкости. Доливание антифриза выполняется через крышку радиатора либо через крышку расширительного бачка. Крышка же радиатора имеет в своей конструкции два клапана — перепускной (другое название — паровой) и атмосферный (впускной). Перепускной клапан нужен для плавного контроля давления внутри системы. Он используется для стравливания избыточного давления и поддержания значения давления на заданном уровне. Используется в процессе работы двигателя. Задача атмосферного клапана противоположная, и заключается в обеспечении постепенного допуска воздуха в систему через крышку в процессе остывания охлаждающей жидкости в системе. Обычно минимальное значение находится в районе 50 кПа (на старых советских машинах), а максимальное — около 130 кПа (на современных иномарках).

1039.jpg

Как проверить крышку радиатора

При неисправности крышки радиатора охлаждения двигателя может не только подтекать антифриз, но и вся система охлаждения работать неправильно. Чтобы быстро проверить крышку на давление вам нужно…
Подробнее

 

Проверка системы охлаждения подразумевает, в том числе, и ревизию крышки радиатора, и входящих в ее конструкцию упомянутых клапанов. Кроме них необходимо проверить ее общее состояние (износ резьбы, поверхности, наличие трещин, наличие коррозии). Также нужно проверить пружину крышки и ее уплотнительного соединения. В случае, если крышка будет неправильно работать, то при нагревании антифриза патрубки и даже радиатор будут вздуваться, а при охлаждении — сжиматься. В любом случае подобная деформация негативно скажется как на состоянии непосредственно радиатора, так и на работе системы в целом.

Проверка вентилятора системы охлаждения

Перед выполнением проверки вентилятора системы охлаждения необходимо учитывать, что существует три разновидности его привода — механическая, гидромеханическая и электрическая. Механический привод использовался в старых карбюраторных автомобилях и приводился в движение натяжным ремнем, соединенным с коленчатым валом.

%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg?_t=1567585993

Гидромеханический привод подразумевает использование гидропривода, то есть, гидравлической системы, что встречается достаточно редко. Вентилятор приводится в движение при помощи вискомуфты. Она передает крутящий момент от коленчатого вала на непосредственно вентилятор. Вязкостная муфта корректирует скорость вращения вентилятора посредством попадания в масло заполняющей жидкости — силикона. Гидравлическая же муфта регулирует скорость вращения вентилятора за счет количества жидкости в ней.

Наиболее часто встречающийся привод вентилятора охлаждения — электрический. Управление происходит непосредственно ЭБУ на основании информации от нескольких датчиков, в том числе, от датчика температуры охлаждающей жидкости.

Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы понимать, что проверять в конкретном случае. Так, в самом простом механическом приводе можно проверить натяжение ремня, целостность подшипников вентилятора, его крыльчатки, ее чистоту.

У вентиляторов, управляемых вязкостной или гидравлической муфтой, необходимо также проверять подшипники вращения, состояние крыльчатки. Однако самое главное — работу муфт. Самостоятельно это лучше не делать, а обратиться за помощью в автосервис, поскольку для проверки и демонтажа необходимо дополнительное оборудование.

Диагностика самого распространенного электрического привода вентилятора предполагает проверку следующих узлов:

  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • реле включения вентилятора;
  • электродвигатель вентилятора;
  • подшипники и крыльчатку вентилятора;
  • наличие сигнала и питания от ЭБУ.

Для этого нужно воспользоваться обычным электронным мультиметром, включенным в режим измерения постоянного напряжения.

Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости

За циркуляцию отвечает помпа и термостат. Поэтому если ее производительность нарушено, то и давление в системе охлаждения изменится. Так что обязательным пунктом проверки является проверка неисправностей помпы и проверка термостата. Кроме того циркуляция нарушается если забит продуктами распада антифриза радиатор, поєтому он также подлежит обязательной проверке.

Термостат

Термостат позволяет двигателю быстрее прогреться и дать охлаждающей жидкости выйти на рабочую температуру в холодное время года, и не дать мотору перегреваться в теплый сезон. Проверить этот его достаточно просто, даже не демонтируя его с машины. Однако перед этим термостат нужно найти. Как правило, термостат расположен за радиатором, и соединен с ним толстым патрубком, на который и следует ориентироваться. Выполняется проверка по следующему алгоритму:

3.jpg?_t=1567584469
  • запустить двигатель на холостых оборотах и дать ему поработать в таком режиме одну-две минуты, чтобы температура антифриза не превысила +70°С;
  • открыть капот и проверить наощупь патрубок от радиатора до термостата, он должен быть холодным;
  • при превышении установленной температуры охлаждающей жидкости (примерно +80°С…+90°С) термостат должен сработать и запустить антифриз по большому кругу;
  • при этом упомянутый патрубок должен нагреваться до соответствующей температуры.

Если в процессе проверки термостат не открывается либо он открыт с самого начала — необходимо выполнить его дополнительную диагностику уже после его демонтажа. Делают это в кастрюле с горячей водой и термометром.

Термостат может полностью выйти из строя (что бывает не так часто), либо просто его заклинило из-за мусора. В этом случае его можно просто почистить и установить на место, но лучше его поменять на новый.

Радиатор

%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg?_t=1567585600

Проверка радиатора заключается в выяснении, имеется ли в его корпусе течь либо пробка и эффективно ли он охлаждает антифриз. Соответственно, для проверки нужно внимательно осмотреть корпус радиатора (когда он холодный), а также места его соединений с соответствующими патрубками. При наличии микротрещин охлаждающая жидкость будет просачиваться через них, поскольку антифриз очень текуч. Например, можно найти его капли на асфальте (или другой поверхности) после длительной стоянки автомобиля.

Эффективность работы радиатора можно проверить и по тому, что если все остальные элементы системы охлаждения работают в штатном режиме, то, скорее всего, радиатор попросту забит изнутри и не в состоянии в должной мере выполнять свои функции. В этом случае можно выполнить чистку либо всей системы охлаждения целиком (в любом случае она не повредит), либо демонтировать радиатор (если есть такая возможность) и почистить его отдельно снаружи и изнутри.

Проверка датчика температуры ОЖ

Во всех современных автомобилях, двигатели которых управляются электронным блоком (ЭБУ), имеется датчик температуры охлаждающей жидкости. Он необходим для того, чтобы передавать соответствующую информацию на ЭБУ, который в свою очередь корректирует другие, связанные с работой, сигналы.

990.jpg

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Проверка датчика температуры ОЖ двигателя автомобиля производится с помощью мультиметра. В зависимости от способа будут требоваться еще и дополнительные ресурсы, но наличие табличных и номинальных данных по сопротивлению обязательно
Подробнее

 

%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA.jpg?_t=1567583447

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) — это термистор, то есть, резистор, который изменяет свое внутреннее электрическое сопротивление в зависимости от того, как меняется температура его чувствительного элемента. Последний помещен в магистраль охлаждающей жидкости для выполнения соответствующих функций. Проверка датчика выполняется с помощью электронного мультиметра, переключенного в режим омметра, то есть, в режим измерения электрического сопротивления.

Состояние охлаждающей жидкости

В первую очередь необходимо помнить, что каждый автопроизводитель рекомендует для выпускаемых им машин определенный тип антифризов. Причем некоторые из них можно смешивать между собой, а некоторые категорически нельзя! Соответственно, нужно пользоваться антифризом рекомендуемого класса. Кроме этого, существует список регламентных работ, в состав которых входит и периодическая замена охлаждающей жидкости. В среднем рекомендуется это делать раз в два года.

4.jpg?_t=1567585786

При проверке охлаждающей системы необходимо обращать внимание на уровень и состояние антифриза. Уровень можно контролировать по соответствующим отметкам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Причем одинаково вредно, когда жидкости очень мало и когда ее с избытком. Однако обычно она постепенно улетучивается, поэтому периодически тосол или антифриз необходимо подливать.

Также при контроле охлаждающей жидкости важно обращать внимание на ее состояние. В частности, она должна быть максимально чистой и прозрачной. Если в антифризе будет много примесей и/или мусора, то он потеряет часть своих эксплуатационных характеристик, в частности, у него снизится температура кипения со всеми вытекающими последствиями. Обращать внимание нужно еще и на наличие масляной пленки на поверхности жидкости в расширительном бачке. Если она имеет место быть, то жидкость следует заменить, и дополнительно диагностировать систему на предмет локализации места, откуда масло просачивается в антифриз.

Последняя проверка в данном ключе — это запах. Обычно новый антифриз имеет сладковатый запах. Если же вместо этого охлаждающая жидкость отдает гарью и имеет горелый запах, то это означает, что она частично вышла из строя и ее лучше заменить.

Замерзание и закипание. Причины

Что касается использования некачественных антифризов, то дела с этим обстоят гораздо хуже. Автовладелец вообще может не подозревать до определенного момента, что охлаждающая жидкость, содержащая, скажем, запрещенный у нас метанол, не выполняет свои основные функции (не говоря уже про предотвращение коррозии и кавитации).

— Метанол вскипает при температуре +67 градусов и выводится из системы охлаждения через клапанную крышку, — поясняет специалист. — Температура кристаллизации антифриза повышается.

Однажды, придя в крепкий мороз к автомобилю, водитель замечает, что охлаждающая жидкость замерзла.

— Если в составе залитого антифриза имеется этиленгликоль, то пугаться не стоит, — считает Евгений Рязанов. — Откройте капот и пощупайте патрубки. Они наверняка будут мягкими, поскольку при низких температурах этиленгликоль превращается не в монолитный лед, а в снежную кашу, которая при запуске двигателя растает и начнет циркулировать.

Эксперт предупреждает, что эксплуатация автомобиля, в систему охлаждения которого залита вода или антифриз с недостаточным содержанием этиленгликоля, нежелательна ни зимой, ни летом. При замерзании вода увеличивается в объеме на 10%, образуя монолитный лед и вызывая повреждение деталей системы охлаждения — трещины головки блока цилиндров, разрыв радиатора, патрубков, хомутов.

Обратная проблема возникает в жару. Как вы уже догадались, речь о закипании. Летом в большой пробке на трассе обязательно найдется пару автомобилей, стоящих на обочине с открытым капотом, из-под которого валит пар.

— Бывает, что недобросовестный производитель охлаждающей жидкости вместо этиленгликоля использует метанол (запрещено техрегламентом Таможенного союза), — рассказывает специалист. — В результате получается антифриз, у которого температура кипения слишком низкая. При низком рассеивании тепла через радиатор происходит закипание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя.

На YouTube можно найти множество роликов, в которых продемонстрирован простейший тест: емкость с антифризом постепенно подогревают на плитке, а затем подносят горящую лучину. В результате пары вспыхивают. Это может свидетельствовать о наличии метанола.

К закипанию содержимого системы охлаждения, впрочем, может приводить также ее негерметичность. Тут тоже ничего сверхъестественного: при работе двигателя не создается необходимое давление. Если температура кипения антифриза меньше рабочей температуры двигателя (может достигать в современных моторах +120 градусов), то жди беды.

Проверка радиатора

Проверка радиатора

Иногда, проверяя радиатор, можно обнаружить, что он теплый только сверху, а его нижняя часть холодная. Это говорит о его засорении. Засориться радиатор мог ржавчиной или маслом. Из-за этого мотор вполне может перегреваться, поэтому засоренный радиатор обязательно нужно почистить.

Иногда при этом появляется необходимость его демонтажа. Для этого сначала нужно слить весь антифриз, предварительно сняв со шлангов хомуты. После этого все шланги снимаются, а провода — отключаются. Иногда радиатор снимается вместе с кожухом. В некоторых моделях автомобилей кожух приходится отсоединять.

Важно проверить, в каком состоянии на радиаторе находятся кронштейны. Если они повреждены, то их меняют. Установку радиатора производят в обратной последовательности.

Иногда на трубках радиатора появляются пробоины. Их устраняют путем паяния. Если запаять трубку не представляется возможным, ее заглушают. Всего допускается заглушить до трех трубок. Если поврежденных трубок будет больше, то их меняют. Иногда в этом случае приходится менять весь радиатор. Сейчас на многие автомобили устанавливают радиаторы, состоящие из алюминиевой сердцевины и пластикового бочка. Ремонтировать их бесполезно — их остается только заменить. Кстати, в такие радиаторы ни в коем случае нельзя заливать воду, так как это непременно приведет к коррозии трубок.

На что следует обратить внимание при обслуживании системы охлаждения двигателя

Предупреждение неисправностей системы охлаждения

Чтобы предупредить неисправности системы охлаждения двигателя, необходимо регулярно выполнять следующие операции по ее техническому обслуживанию:

  • Проверка плотности охлаждающей жидкости. Плотность антифриза проверяется ареометром. При повышенной плотности, разбавьте вашу жидкость дистиллированной водой, а при пониженной – аналогичной охлаждающей жидкостью.
  • Натяжение приводного ремня. Одной из самых распространенных причин перегрева двигателя автомобиля (особенно с механическим приводом вентилятора) является слабое натяжение приводного ремня. Пробуксовка ремня снижает производительность помпы и, соответственно, скорость вращения крыльчатки.
  • Чистка системы охлаждения двигателя. Также не забывайте проверять внешнее состояние мотора и радиатора. И радиатор, и двигатель нуждаются в регулярной чистке, так как грязь и мусор мешают нормальному охлаждению мотора. Зачастую радиатор забивается грязью, пылью, тополиным пухом и прочей гадастью. Весь этот мусор легко устраняется сильной струей воды или мощным пылесосом. Потёки масла на двигателе и прилипшая к ним пыль также должны регулярно смываться.
  • Проверка термостата. Важным элементом системы охлаждения является термостат, благодаря которому поддерживается оптимальная рабочая температура мотора, а также быстрый прогрев двигателя сразу после запуска. Подробно о том как устроен автомобильный термостат и методах его диагностики мы писали в статье об устройстве и принципе работы автомобильного термостата.
  • Вентилятор системы охлаждения двигателя. Еще один элемент, требующий внимания при уходе за системой охлаждения двигателя – это вентилятор. На большинстве современных автомобилей установлены электрические вентиляторы охлаждения, которые управляются термоэлектрическим датчиком, вкрученным в радиатор. При достижении заданной температуры контакты датчика замыкаются, и вентилятор начинает работать, охлаждая поверхность радиатора.

Если при нагревании двигателя вентилятор не включается, то причина этого может крыться в датчике температуры. Работоспособность датчика определяется очень просто, для этого нужно просто замкнуть его контакты:

  • если вентилятор заработал, значит неисправен датчик,
  • если нет – причина или в электродвигателе вентилятора, или в электрической цепи его питания.

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Как правило, проблемы системы охлаждения связаны с несвоевременным или некачественным обслуживанием ее отдельных элементов или использованием неподходящего антифриза. Соответственно, для того, чтобы охлаждающая система работала исправно и выполняла свои функции в долгосрочной перспективе, необходимо периодически выполнять ее обслуживание и диагностику. В список этих процедур входит:

5.jpg?_t=1567585786
  • использование антифриза, тип которого предписан заводом-изготовителем автомобиля;
  • своевременная замена охлаждающей жидкости;
  • проверка герметичности системы, значения давления в ней;
  • правильную работу отдельных компонентов, таких как помпа, радиатор, расширительный бачок, патрубки, хомуты;
  • периодическое выполнение промывания системы соответствующими средствами;
  • диагностика работы датчика температуры охлаждающей жидкости.

Помните, что профилактические меры всегда менее трудоемки и требуют меньшего времени для выполнения. Кроме этого, исправная система охлаждения увеличивает общий ресурс двигателя автомобиля.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Диагностика системы охлаждения в техцентре “Авангард”

Диагностируем неисправности и риски их возникновения, оцениваем степень износа деталей. В результате проверки вы получаете детальный отчет о состоянии системы охлаждения, рекомендации по замене запчастей и охлаждающей жидкости.

Позвоните или оставьте заявку через сайт на диагностику системы охлаждения автомобиля в ЮЗАО Москвы. Используем новейшее диагностическое оборудование, помогающее найти даже скрытые дефекты. Работаем оперативно, предоставляем гарантии качества услуг.

Большая разница: следы многолетней эксплуатации / идеальное состояние расширительного бачка

Евгений Рязанов просит нас пройти к «живому» автомобилю — Audi A6, которую пригнали для техобслуживания. Эндоскоп заглядывает в расширительный бачок универсала.

— Как видите, ничего страшного, — комментирует полученную картинку эксперт. — Но есть следы каких-то отложений. Это не говорит о серьезных проблемах. Скорее — о многолетней эксплуатации машины. Возможно, не соблюдался регламент замены охлаждающей жидкости или она была недостаточно качественной. В любом случае будем рекомендовать промыть систему и залить хороший антифриз.

Для справки: промывать систему охлаждения советуют раствором антифриза и воды. Залив такую смесь, следует прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы открылся термостат, и дать поработать около получаса. После этого смесь нужно слить и заправить радиатор готовой жидкостью.

Нам для сравнения показывают, как должна выглядеть идеальная система охлаждения. Камера прибора видит белые стенки бачка, на котором заметны лишь следы высохшего антифриза.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...