Описание конструкции, технические особенности и характеристики двигателя ВАЗ 2101. Основные неисправности и их признаки. Ремонт двигателя ВАЗ 2101.
Какими двигателями оснащались первые ВАЗы
«Копейки» комплектовались двумя типами силовых агрегатов: 2101 и 21011. Конструкция первого была позаимствована у итальянского Фиата-124. Но это была не копия, а настоящий усовершенствованный вариант, хотя модернизации был подвергнут распределительный вал. В отличие от Фиата, в котором он размещался в нижней части головки блока цилиндров, в ВАЗ 2101 вал получил верхнее расположение. Рабочий объем этого двигателя составлял 1,2 л. Он был способен развивать мощность, равную 64 л. с., чего на то время было предостаточно.

Конструкция двигателя «копейки» была позаимствована и Фиата
Двигатель ВАЗ 2101 отличался от предшественника объёмом, который у него увеличился до 1,3 л, и, соответственно, размером цилиндров. Это не привело к особому улучшению мощностных характеристик, однако, именно этот агрегат стал прототипом для последующих модификаций, а именно 2103 и 2105.

Двигателя ВАЗ 2101 имеет четыре цилиндра, расположенных в один ряд
Таблица: основные характеристики двигателей ВАЗ 2101 и ВАЗ 21011
Характеристики двигателя ВАЗ 2101
Годы выпуска – (1970 – 1983)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 66 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб.
Мощность двигателя ваз 2101– 59 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 89 Нм
Топливо – АИ92
Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км
Расход масла — 700 гр. на 1000 км
Вес двигателя ваз 2101 — 114кг
Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621
Какое лить масло в двигатель ваз 2101:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.
Ресурс ваз 2101 :
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – 200 тыс.км
ТЮНИНГ
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса около 70-75 л.с.
Двигатель 2101 устанавливался на:
ВАЗ 2101
ВАЗ 2102
ВАЗ 21035
ВАЗ 21041
ВАЗ 21051
Ещё 169 объявлений по вашему запросу в Московской области
6 000 ₽
Московская область, Пушкинский г.о., Пушкино
2 500 ₽
Московская область, Коломна
8 000 ₽
Московская область, Ступино
6 500 ₽
Компания
Улица академика Янгеля, 300 м
10 000 ₽
Компания
Улица академика Янгеля, 2,8 км
АвтоВАЗ
2 250 ₽
Компания
Шоссе Энтузиастов, 1,4 км
МзАТЭ-2

100 ₽
Проспект Вернадского, 200 м

1 000 ₽
Ломоносовский проспект, 100 м
СТК
5 000 ₽
ДААЗ (Димитровградский автоагрегатный завод)


Загрузите приложение Авито
Вы сразу узнаете, если придёт сообщение, появится новое предложение в избранном или кто-то купит ваш товар с доставкой.
История создания[править | править код]
16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».
Летом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами.
Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП. Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль-первой» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.
Происхождение названия[править | править код]
Само название берет начало от названия местности Жигулевские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.
В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».
Характеристики двигателя ВАЗ 2101
ВАЗ 2101 (1970 – 1983) – одна из первых отечественных моделей, которая выпускалась в течение двадцати лет. Автомобиль включал в себя карбюраторный 4-ёхцилиндровый двигатель объёмом 1,2литра.
Двигатель ВАЗ 2101 лёгок в уходе и эксплуатации, экономично потребляет топливо и несложен в ремонте, а также способен осуществлять работу на 76 бензине без каких — либо «апгрейдов». Выпуск изделия был актуален в течение 20 лет!
Технические характеристики
Технические характеристики мотора ВАЗ 2101:
ПАРАМЕТР | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Годы выпуска | 1970 – 1983 |
Вес | 114 кг |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания мотора | карбюратор |
Тип | рядный |
Рабочий объем | 1.2 |
Мощность | 59 лошадиных сил на 5600 оборотах |
Число цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 2 |
Длинна хода поршня | 66 |
Диаметр цилиндра | 76 |
Степень сжатия | 8.5 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 89 Нм / 3600 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Топливо | Аи 76 |
Расход топлива | 9,2 л /100 км в смешанном цикле |
Масло | 5W30 – 15W40 |
Объем масла | 3,75 литра |
При замене лить | 3,5 литра |
Замена масла проводится | 15 тысяч км |
Ресурс мотора — по данным завода — на практике |
125+ 200+ |
Двигатель ВАЗ 2101 устанавливается ВАЗ 2101, 2102, 21035, 21041, 21051.
Архив объявлений
Смотрите все объявления в архиве
Положительные стороны двигателя
На “копейке” установлен 4-хцилиндровый рядный двигатель, распределительный вал находится в верхней части. Привод газораспределительного механизма на “копейке” осуществлён при помощи цепи. Если сильно не рвать мотор, то его ресурс – около 200 тысяч км. Стоит отметить, что несколько десятилетий назад проводились испытания двигателей, которые были установлены на автомобилях, колесивших по всему Советскому Союзу. В испытаниях принимали участие автомобили, которые ездили по пустыням, степям, в условиях вечной мерзлоты. Причем моторы прошли более чем 200 тысяч километров. И они ни разу не подвергались капитальному ремонту. Как показали проведенные проверки, они могли бы еще служить очень долго без ремонта. Их ресурс оказался довольно высоким. При этом масло в двигатель ВАЗ 2101 заливалось только то, которое рекомендовал производитель.
История создания двигателя Жигули 2101 8 клапанов
Нижневальный мотор, который стоял на донорском для копейки авто Фиат 124, был сразу забракован советскими конструкторами, так как оказался сложен в обслуживании и ремонте. Тогда итальянские инженеры предложили прототип их перспективного силового агрегата с верхним расположением распредвала.
Рядный блок цилиндров отлит из чугуна, головка из алюминия. За привод ГРМ отвечает двухрядная цепь, ресурс которой огромен. А гидрокомпенсаторов нет, так что тепловые зазоры клапанов придется регулировать вручную примерно каждые 15 000 километров пробега. Однако в то время это считалось нормой.

Онлайн-мануал для этого двигателя вы найдете тут
COMPANY
Для такого мотора предлагаются и кованые поршни
Особенности
Двигатели 2101 отличаются простотой конструкции, что существенно упрощало проведение ремонтных работ. Неприхотливый в использовании силовой агрегат не доставлял особых проблем своим владельцам и мог при обеспечении ему должного ухода пробежать 150-200 тысяч километров пробега.
Он изначально разрабатывался для работы на низкооктановом топливе, что позволяло существенно снизить расходы владельцев на эксплуатацию автомобиля. Мощности двигателя ВАЗ 2101 в 59 лошадиных сил было достаточно для разгона компактного и легкого автомобиля.
Какой двигатель можно ставить на ВАЗ 2101
Перед владельцам раритетного авто рано или поздно может встать вопрос поломки двигателя. Если другие детали в порядке, а авто нужен для рабочих дел, а не для понтов, то замена движка – это наиболее рациональное и выгодное решение в этом случае.
При поисках альтернативного оборудования, необходимо обратить внимание на ряд моментов.
- Размеры. Пространство под капотом ВАЗ 2101 должно совпадать с габаритами новой системы двигателя (в противном случае может понадобиться резка кузова).
- Мощность. Сила устройства должна быть идентична возможностям прежнего мотора (иначе придётся усиливать кузов и модернизировать половину узлов).
- Привод. Использовать лучше моторы с заднеприводных автомобилей (переднеприводные приборы могут требовать модернизацию трансмиссии, тормозных элементов и подвески).
Какой двигатель выбрать?
- Остановить выбор лучше на родных моторах: ВАЗ 21011, 2103, 2106 или даже 2113. Это позволит потратить минимум усилий на переделки, а также в некоторых случая получить практически новый двигатель (что нельзя сказать про поношенные моторы с иномарок).
- В случае более свежих моделей ВАЗ 2108-2170 – понадобиться резать кузов и без этого никак не обойтись. Но в целом проблем будет не очень много, а потому — «игра стоит свеч».
- Также можно обратить внимание на 1.7 «Нива» (понадобиться дополнить мотор насосом для масла и поддоном).
- Двигатель ВАЗ-21126 от Лада Приора – тоже хорошее решение. Полтора литра объёма и почти 100 лошадиных сил — «взбодрят» ВАЗ 2101 и дадут ему новую жизнь.
- При использовании в качестве донора зарубежных авто, необходимо быть готовым, что процедура пересадки займёт больше времени. Лучшими моторами для ВАЗ 2101 будут: Fiat Argenta 2.0i, BMW M10, BMW M20, Renault Logan, Volkswagen 2.0i 2E, Lancia Thema и Mitsubishi Galant.
Следуя рекомендациям предложенным выше, можно существенно минимизировать трудовые и денежные затраты и добиться максимальной выгоды.
Недостатки
Силовой агрегат был разработан на основе прототипа мотора FIAT 124, поэтому он был не лишен и его характерных недостатков, которые беспокоили автовладельцев:
- Так например, использование карбюраторов первого поколения привело к увеличению показателей расхода топлива. Даже в смешанном режиме этот 1,2 литровый мотор расходовал порядка 10 литров на 100 километров пробега.
- Достаточно часто отмечались проблемы с зажиганием, которое постоянно требовало регулировки.
- Также в процессе эксплуатации сбивались зазоры у клапанов, что приводило к проблемам в работе силового агрегата. В результате приходилось проводить сложный и трудоемкий ремонт со вскрытием клапанной крышки.
Какое масло лить в двигатель ВАЗ 2101
Чем качественнее масло – тем дольше срок службы мотора. В настоящее время автовладельцам доступны сотни разновидностей, десятки брендов масел, однако они условно делятся на 3 категории:
- минеральные масла (натуральные — используются для поношенных двигателей);
- полусинтетические моторные масла (искусственные — для экстремальных поездок);
- синтетические масла (полусинтетические — для общего назначения).
Чтобы сделать правильный выбор, нужно руководствоваться данными изготовителей. Также нужно учитывать, что искусственные и полуискусственные масла содержат присадки, разрушающие прокладки на старых моделях авто. По этой причине использовать мотор старенького ВАЗ 2101 на искусственном масле не стоит. В противном случае это может закончиться быстрой поломкой.
Что касается вязкости, то она обозначается двумя числами и буквой между ними, например 5W-50. Первая часть маркировки обозначает вязкость при отрицательных температурах. Втора – при нагреве.
Выбирая масло для двигателя ВАЗ 2101, необходимо:
- Отдавать предпочтения товарам, рекомендуемым производителем.
- Если пробег составляет более ста тысяч километров, рекомендуется заменить синтетическое масло на полусинтетическое.
- Замену масла рекомендуется выполнять каждые 10-15 тысяч километров.
- В машинах, изготовленных до 2000-го года, рекомендуется использовать масла типа «стандарт» (AZMOL SUPER 15W-40, 20W-40; ШЭЛ ХЕЛИКС 10W-40 и др.).
- В авто после 2000-го года – масло «супер» (LADA-SUPER 5W-40, 10W-40, 15W-40; МОБИЛ СУПЕР M15W-40 и др.).
- Для быстрых поездок лучше использовать вещество с высокой степенью вязкости при нагреве (0W-50, 5W-50, 10W-50 и т. д.).
- Для поездок в зимний период лучшим вариантом будет — 10W-40.
Таблица “Выбор масла по рекомендации ВАЗ”
Минимальная температура холодного пуска двигателя, ͦС | Класс вязкости по SAE | Максимальная температура внешней среды, ͦС |
---|---|---|
-35 | 0W-30 | 25 |
-35 | 0W-40 | 30 |
-30 | 5W-30 | 25 |
-30 | 5W-40 | 35 |
-25 | 10W-30 | 25 |
-25 | 10W-40 | 35 |
-20 | 15W-40 | 45 |
-15 | 20W-40 | 45 |
При обслуживании и покупке аксессуаров для своего «железного коня», крайне важно придерживаться стандартов и указаний производителя, которые можно найти в техническом паспорте авто.
Неисправности двигателя ВАЗ 2101 и их признаки
Каким бы надёжным ни был силовой агрегат «копейки», он тоже иногда может капризничать. Основными признаками его неисправности являются:
- невозможность запуска;
- нестабильная работа на холостых оборотах, троение;
- снижение тяговых и мощностных характеристик;
- перегрев;
- посторонние шумы (стук, цокот);
- появление белого (сизого) выхлопа.
Естественно, любой из перечисленных симптомов не может чётко указывать на определённую неисправность, поэтому давайте рассмотрим их более детально в разрезе возможных поломок.
Двигатель вообще не запускается
Если при включении зажигания и повороте ключа в положение, при котором включается стартер, последний работает, а силовой агрегат вообще не подаёт признаков жизни, это может быть свидетельством выхода из строя:
- катушки зажигания;
- распределителя;
- прерывателя;
- цепи зажигания;
- топливного насоса;
- карбюратора.
При обнаружении подобного признака не следует сразу менять какой-нибудь из узлов системы зажигания, или разбирать карбюратор. Для начала убедитесь, что напряжение с аккумулятора поступает на катушку, распределитель, трамблёр, свечи зажигания. После этого уже можно приступать к диагностике бензонасоса и карбюратора.
Нестабильная работа на холостом ходу
В данном случае неисправность также может быть вызвана проблемами в двух системах: питания и зажигания. К типичным поломкам, сопровождающимся этим признаком можно отнести:
- выход из строя электромагнитного клапана карбюратора;
- засорение топливного фильтра на входе в карбюратор;
- засорение топливного или воздушного жиклёров;
- нарушение регулировки качества и количества смеси топливно-воздушной смеси;
- неисправность одной или нескольких свечей зажигания;
- пригорание контактов распределителя зажигания, крышки трамблёра, бегунка;
- обрыв токоведущей жилы (пробой изоляции) одного или нескольких высоковольтных проводов.
Здесь, как и в предыдущем случае, поиск проблемы лучше начинать с проверки системы зажигания.
Снижение мощности двигателя
Силовой агрегат может утратить свои мощностные характеристики в связи с:
- неисправностью топливного насоса;
- засорением топливного фильтра или топливной магистрали;
- нарушением регулировки качества топливно-воздушной смеси;
- увеличением зазора между контактами прерывателя;
- неправильной регулировкой фаз газораспределения или угла опережения зажигания;
- износом элементов поршневой группы.
При обнаружении снижения мощностных и тяговых характеристик силового агрегата первым делом проверьте, совпадают ли метки привода газораспределительного механизма, а также, правильно ли выставлен угол опережения зажигания. Далее следует убедиться в правильной регулировке зазора между контактами распределителя. После этого уже можно приступать к проверке бензонасоса, фильтра и карбюратора. Если падение мощности двигателя сопровождается густым белым дымом из выхлопной трубы, появлением масляной эмульсии в корпусе воздушного фильтра — это явный признак износа или повреждения деталей поршневой группы.
Перегрев
Нарушение нормального температурного режима можно выявить, наблюдая за поведением стрелки на указателе температуры, расположенном на щитке приборов автомобиля. При перегреве она перемещается в красный сектор шкалы. В более сложных случаях охлаждающая жидкость попросту закипает. Продолжать движение с такой неисправностью ни в коем случае нельзя. Это неминуемо приведёт, как минимум, к прогоранию прокладки головки блока цилиндров.
Перегрев двигателя может быть вызван:
- неисправностью термостата (блокированием движения жидкости через радиатор охлаждения);
- поломкой водяного насоса (помпы);
- низким уровнем охлаждающей жидкости в системе (разгерметизацией, вытеканием ОЖ);
- неэффективной работой радиатора (засорение трубок, наружных ламелей);
- обрывом ремня привода вентилятора радиатора.
Обнаружив, что двигатель машины начал перегреваться, первым делом нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Далее необходимо определить, открывается ли термостат на большой круг. Для этого достаточно прикоснуться к патрубкам радиатора. У прогретого двигателя они оба должны быть горячими. Если верхний горячий, а нижний холодный — термостат неисправен и нуждается в замене.
Определить неисправность помпы без её демонтажа практически невозможно, поэтому данный вариант лучше оставить напоследок. А вот работоспособность вентилятора определить легко. У «копейки» он имеет постоянный привод. Его крыльчатка приводится в действие клиновидным ремнём от шкива коленвала. Кстати этот ремень обеспечивает и работу водяного насоса, поэтому, если он оборвётся, сразу два узла системы охлаждения выйдут из строя.
Посторонние шумы в двигателе
Сам по себе автомобильный мотор — это довольно сложный механизм, который во время работы издаёт множество различных звуков. Непосвящённому человеку определить на слух неисправность силового агрегата невозможно, но специалист даже без дополнительного оборудования может сказать вам, какой именно звук лишний, и о какой поломке он свидетельствует. Для ВАЗ 2101 можно выделить следующие посторонние звуки:
- стук клапанов;
- стук коренных или шатунных подшипников;
- цокот поршневых пальцев;
- громкий шелест цепи привода ГРМ.
Стук клапанов может возникать вследствие увеличения зазора в клапанном механизме, износом клапанных пружин, износа кулачков распредвала. Решается подобная проблема путём регулировки клапанов, замены пружин, восстановления или замены распределительного вала.
Коренные и шатунные подшипники коленвала также могут издавать звуки, похожие на стук. Подобная неисправность может говорить о низком давлении масла в системе, увеличенном зазоре между вкладышами и шатунными шейками, сильном износе самих подшипников.
Поршневые пальцы, обычно, стучат по одной причине — неправильно выставленном угле зажигания. Их стук свидетельствует о том, что топливно-воздушная смесь воспламеняется слишком рано, что вызывает процесс детонации в камерах сгорания. Достаточно немного «запозднить» зажигание, повернув трамблёр по часовой стрелке, и проблема исчезнет.
Цепь привода ГРМ во время движения не может не шелестеть, но слишком громкий звук является признаком либо её растяжения, либо поломки успокоителя. Устраняется такая поломка путём замены успокоителя или башмака натяжителя.
Узнайте больше о системе зажигания ВАЗ 2101: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/zazhiganie/kak-vystavit-zazhiganie-na-vaz-2101.html
Густой белый выхлоп
Исправный двигатель в сухую погоду практически не дымит. В мороз или дождь выхлоп становится заметно плотнее за счёт конденсата. Это абсолютно нормальное явление. Но если из выхлопной трубы исходит густой белый (в некоторых случаях сизый) дым, независимо от погодных условий, скорее всего, имеет место износ поршневых колец, а может быть и самих поршней со стенками цилиндров. В этом случае масло попадает в цилиндры и сгорает, а то, которое не сгорает, выгоняется через карбюратор в корпус воздушного фильтра. Именно сгоревшая смазка образует тот самый белый дым. Кроме этого, при износе деталей поршневой группы выхлопные газы могут попадать в систему смазки, создавая там избыточное давление. В результате этого масло может вытекать даже через отверстие масляного щупа. Здесь выход один — капитальный ремонт двигателя.
Но это не все. Белый выхлоп также является признаком повреждения прокладки ГБЦ, при котором охлаждающая жидкость, циркулирующая в рубашке охлаждения, попадает в камеры сгорания. Эта неисправность почти всегда сопровождается попаданием выхлопных газов в расширительный бачок. Так что, увидев белый дым, не поленитесь заглянуть и в бачок. Запах выхлопа и воздушные пузырьки укажут вам верное направление в поиске поломки.
Техобслуживание
Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.
Гидроусилитель руля (ГУР)
Для ВАЗ 2101 (или как ее еще называют Лада, Жигули, Копейка) наличие гидроусилителя руля само по себе опция высокого класса. Ведь на большинстве автомобилей системы ГУР просто — нет. Если вам попал в руки автомобиль с этой вспомогательной опцией мы вас поздравляем.
Гидроусилитель рулевого управления помогает вам проворачивать рулевое колесо вместе с колесами при этом вы тратите в разы меньше силы чем автомобиль без системы ГУР.
На расширительном бачке ГУР имеются отметки по которым можно понять какой в данный момент уровень жидкости большой или наоборот маленький и нуждается в добавлении. Беглый осмотр системы ГУР может решить множество проблем в пути, по этому раз в месяц заглядывайте под капот.
На что обратить внимание?
- Мониторинг уровня жидкости (масла) ГУР и его цвет в расширительном бачке;
- Проверка ремня привода на насос ГУР;
- Общее состояние шлангов (осмотр на трещины, потертости и сколы);
- Места соединения шлангов.
Как поменять
Замену жидкости (масла) ГУР можно выполнить несколькими способами, при этом частично поменять жидкость и полностью. Первый способ быстрей и проще, второй качественней.
Частичная замена
Частичная замена жидкости ГУР предполагает собой выкачивания жидкости из расширительного бачка ГУР с помощью большого шприца или груши. После полного опустошения бачка заливаем свежую жидкость до максимальной отметки. Заводим автомобиль и вращаем рулевое колесо влево/вправо. Через несколько минут глушим двигатель и проверяем цвет жидкости ГУР. Если она слишком темная повторяем процедуры до желаемого результата.
Полная замена
Для замены жидкости ГУР снимаем воздуховод, бачок с жидкостью гидроусилителя. Выливаем старую жидкость с бочка в другую тару. Во время слива обратите на состояние старого масла, на наличие присутствующих посторонних металлических частиц. Если они заметны это может сказать о износе насоса. Для полного слива ГУР можно вращать руль влево-вправо.
Ремонт двигателя ВАЗ 2101
Ремонт силового агрегата «копейки», связанный с заменой элементов поршневой группы, а также деталей коленчатого вала производится после его снятия с автомобиля. Что касается коробки переключения передач, то её можно не демонтировать. Рассмотрим наиболее простой способ демонтажа мотора без КПП.
Снятие двигателя ВАЗ 2101
Чтобы демонтировать мотор ВАЗ 2101, потребуются:
- гараж со смотровой ямой и тельфером (подъёмным устройством);
- набор гаечных ключей и отвёрток;
- ёмкость для сбора охлаждающей жидкости объёмом не менее 5 л;
- маркер или кусочек мела;
- два старых одеяла (покрывала) для защиты передних крыльев машины при извлечении двигателя из моторного отсека.
Порядок работ следующий:
- Загоняем машину на смотровую яму.
- Отсоединяем капот от кузова машины, откручивая гайки его крепления к навесам. Для того чтобы в последствии не мучиться с выставлением зазоров капота, перед его снятием обводим маркером по контуру навесы. Эти метки помогут установить капот в том положении, как он стоял раньше.
- Накрываем одеялом передние крылья автомобиля.
- Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров, открутив сливную пробку и подставив под неё заранее подготовленную сухую ёмкость.
Перед снятием двигателя нужно обязательно слить охлаждающую жидкость
- Ослабляем хомуты на патрубках, идущих к радиатору, с обеих сторон. Снимаем патрубки, убираем их в сторону.
Для снятия патрубков нужно ослабить хомуты их крепления
- Отсоединяем провода от свечей зажигания, трамблёра, датчика давления масла, убираем их.
- Ослабляем хомуты на шлангах топливопровода. Снимаем шланги, идущие от магистрали к топливному насосу, фильтру и карбюратору.
Шланги топливопровода крепятся при помощи хомутов
- Отсоединяем от выпускного коллектора приёмную трубу, открутив две гайки на шпильках.
Для отсоединения приемной трубы нужно открутить две гайки
- Отключаем клеммы от аккумулятора и снимаем его.
- Откручиваем три гайки крепления стартера. Извлекаем стартер, убираем его.
Стартер крепится при помощи трех гаек
- Откручиваем два верхних болта крепления коробки передач к двигателю.
Верхняя часть коробки передач закреплена двумя болтами
- Ослабляем затяжки хомутов патрубков радиатора отопителя. Отсоединяем патрубки.
Патрубки печки также крепятся при помощи хомутов
- Демонтируем приводы дроссельной и воздушной заслонок на карбюраторе.
- Спускаемся в смотровую яму и демонтируем рабочий цилиндр сцепления. Для этого снимаем стяжную пружину и откручиваем два болта его крепления. Отводим цилиндр в сторону.
- Откручиваем два нижних болта крепления коробки передач.
Снизу КПП крепится также при помощи двух болтов
- Выкручиваем четыре болта крепления защитного кожуха.
Кожух держится на четырех болтах
- Откручиваем гайки крепления двигателя к обеим его опорам.
Двигатель установлен на двух опорах
- Накидываем ремни (цепи) тельфера на силовой агрегат. Проверяем надёжность захвата.
- Включаем первую передачу и аккуратно начинаем поднимать мотор тельфером, стараясь немного шатать его, выводя из направляющих.
Проще всего двигатель поднять при помощи электрического тельфера
- Аккуратно приподнимаем двигатель и опускаем на пол. Для большего удобства его можно установить на стол, верстак или другую подставку.
Видео: как снять двигатель ВАЗ 2101
Замена вкладышей
Для замены вкладышей потребуется набор гаечных ключей и отвёрток, а также динамометрический ключ.
Чтобы провести замену колец, необходимо:
- Очистить двигатель от грязи, масляных потёков.
- Слить масло из поддона картера, открутив сливную пробку шестигранником на 12.
Чтобы слить масло из поддона, нужно открутить пробку шестигранным ключом на 12
- Отсоединить поддон, выкрутив по его периметру все двенадцать болтов ключом на 10.
- Демонтировать с двигателя карбюратор и распределитель зажигания.
- Торцевым ключом на 10 отвернуть все восемь гаек, крепящих крышку головки блока цилиндров.
Крышка крепится при помощи восьми болтов
- Снять крышку со шпилек.
- Снять прокладку крышки.
Между головкой и крышкой установлена прокладка
- Используя большую шлицевую отвёртку или зубило, отогнуть стопорную шайбу болта звезды распредвала.
Звезда закреплена при помощи болта с загибающейся шайбой
- Открутить болт ключом на 17 и снять его с шайбами.
Болт крепления выкручивается ключом на 17
- Демонтировать натяжитель цепи привода ГРМ, открутив две гайки ключом на 10.
Натяжитель держится на двух гайках
- Отсоединить звезду вместе с цепью.
- При помощи торцевого ключа на 13 открутить гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала (9 шт).
Корпус подшипников крепится при помощи девяти болтов
- Снять корпус со шпилек вместе с распредвалом.
- При помощи ключа на 14 открутить гайки крепления крышек шатунов.
Каждая крышка держится на двух гайках
- Снять крышки вместе с вкладышами.
Вкладыши находятся под крышками шатунов
- Отсоединить все шатуны от коленчатого вала, извлечь все вкладыши.
- Используя ключ на 17 выкрутить болты крышек коренных подшипников.
- Снять крышки подшипников вынуть упорные кольца (переднее выполнено из сплава стали и алюминия, а заднее — из металлокерамики).
А — сталеалюминиевое, Б — металлокерамическое
- Извлечь вкладыши коренных подшипников из крышек и блока цилиндров.
Вкладыши коренных подшипников расположены в блоке цилиндров
- Вынуть коленчатый вал из картера, промыть его в керосине, вытереть сухой чистой тряпкой.
- Установить новые вкладыши и упорные кольца.
А — коренные, В — шатунные
- Смазать коренные и шатунные шейки коленчатого вала моторным маслом, установить коленвал в блок цилиндров.
- Установить крышки коренных подшипников, затянуть их болты динамометрическим ключом, соблюдая величину момента затяжки на уровне 68,4–84,3 Нм.
- Установить шатуны с вкладышами на коленвал. Закрутить и затянуть гайки моментом 43,4–53,4 Нм.
- Произвести дальнейшую сборку двигателя в обратном порядке.
Подробнее о карбюраторе ВАЗ 2101: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/karbyurator-vaz-2101.html
Замена поршневых колец
Для замены колец потребуются те же инструменты, тиски с верстаком, а также специальная оправка обжатия поршней при установке.
Чтобы произвести замену колец, необходимо:
- Выполнить работы, предусмотренные п. п. 1–18 предыдущей инструкции.
- Вытолкать поочерёдно поршни с шатунами из блока цилиндров.
- Зажав шатун в тисках, снять с поршня одно маслосъемное и два компрессионных кольца. Эту процедуру повторить для всех четырёх поршней.
На каждом поршне установлено по два компрессионных и одному маслосъемному кольцу
- Очистить поршни от нагара.
- Установить новые кольца, правильно ориентируя их замки.
- Используя оправку, устанавливаем поршни в цилиндры.
Устанавливать поршень с кольцами намного удобней при помощи специальной оправки
- Производим дальнейшую сборку двигателя в обратном порядке.
Снятие и ремонт маслонасоса
Ремонт масляного насоса возможен и без снятия двигателя. Но если уж силовой агрегат демонтирован, то почему бы не разобрать насос и не проверить. Для этого потребуется:
- Открутить два болта крепления устройства ключом на 13.
Маслонасос крепится двумя болтами
- Снять насос с двигателя вместе с прокладкой.
- Отсоединить патрубок маслозаборника, открутив три болта ключом на 10.
Патрубок зафиксирован тремя болтами
- Снять редукционный клапан с пружиной.
Редукционный клапан служит для стравливания масла при повышении давления в системе
- Отсоединить крышку.
На внутренней стороне крышки не должно быть вмятин и задиров
- Вынуть ведущую шестерню.
- Извлечь ведомую шестерню.
Масло в системе циркулирует благодаря вращению ведомой шестерни
- Осмотреть детали устройства. Если корпус, крышка или шестерни насоса имеют видимые следы износа или повреждения, их нужно заменить. В случае существенных повреждений следует заменить насос в сборе.
- Очистить сетку маслозаборника.
Если сетка будет забита, давление в системе смазки будет недостаточным
- Произвести сборку насоса в обратном порядке.
Видео: сборка двигателя ВАЗ 2101
Да, самостоятельный ремонт двигателя, пусть даже такого простого, как ВАЗ 2101 — дело очень трудоёмкое и требующее определённых познаний. Если вы считаете, что не сможете справиться с подобной задачей, лучше обратитесь в автосервис.
Тюнинг
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 представляет определенные сложности. Дело в том, что запас прочности у двигателя ВАЗ 2101 не слишком большой, поэтому любое вмешательство в работу силового агрегата, и увеличение его мощности неизменно сказывается на ресурсе.
Не редкость случаи, когда даже относительно простой тюнинг, который давал прибавку в 15-20 лошадиных сил, приводил к тому, что мотор выходил из строя после 10-15 тысяч километров пробега. Именно поэтому к вопросам увеличения мощности следует подходить максимально взвешенно и обдуманно. Все работы должен выполнять опытный моторист.
- Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
- Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.

Автор статьи:
Николаев Сергей
Автомеханик
Двигатель автомобиля ВАЗ 2101: характеристики, неисправности и тюнинг Ссылка на основную публикацию


Заключительное слово
Строго говоря, вся затея с расточкой цилиндров обойдётся в большие деньги, при этом снизив ресурс мотора, который и так не новый. Да и стоит ли чего-то требовать от мотора 50 летней давности? Гораздо более простым способом «тюнинга» копейки будет установка в неё двигателя целиком, снятого, например, с пятёрки.
Меньше возни, точнее результат. И уж точно такой двигатель не станет греться, течь, стучать и подносить другие сюрпризы, которые так любит дарить своим владельцам продукция Волжского автомобильного завода.
Радикально увеличить мощность поможет установка турбины, но стоп, вы это серьёзно? Турбина на копейку? Зачем? Разве что для ночных погонялок в компании близких по духу автомобильных маньяков. К тому же такая модификация для классики — прямой путь на свалку. Не пройдёт и 20 тысяч пробега, как с ней будет покончено, а восстановлению такой двигатель уже не будет подлежать. Так что это и тюнингом сложно назвать — скорее убийством.
Подводя итог можно сказать, что проще переставить двигатель наВАЗ 2101, чем заниматься его дорогостоящим разгоном ради сомнительного результата.