С годами автомобильная оптика неизбежно загрязняется. Причем грязь скапливается не только снаружи, но и внутри. Причиной тому может стать негерметичный корпус либо некачественная сборка стекла (например, после установки тюнингованной ксеноновой оптики). Но в любом случае такая фара заметно ухудшает внешний вид автомобиля. И если снаружи устранить дефекты можно посредством обычной мойки или полировки, то внутрь конструкции добраться очень сложно. Но как быть в такой ситуации?
Способы чистки фар и необходимые инструменты
Очищение фар может быть химическим и механическим. В первом случае применяются разнообразные вещества либо растворяющие загрязнения, либо существенно снижающие их сцепляемость с поверхностью стекла.
Всегда следует помнить, что если дефлектор стеклянный, тогда можно использовать куда больший круг моющих средств, в то время как колпаки из поликарбоната или другого пластика могут непоправимо помутнеть от самого неожиданного чистящего агента.
При механической очистке также надо помнить о разной твёрдости стеклянных и пластиковых деталей:
- Первые намного сложнее поцарапать, если не применять совсем уж грубых абразивов.
- Вторые же не выдерживают даже просто протирания ветошью, поскольку любой мелкий абразив и пыль оставят сетку царапин, удаляемых только глубокой полировкой.
Из инструмента и расходников потребуются:
- моющие средства в зависимости от выбранного способа очистки;
- техническая ветошь, не выделяющая волокон при использовании;
- малярный скотч и изолента, которые лучше проверить на лёгкость удаления следов клея от поверхности;
- проволока, капроновая леска и магниты для проникновения в труднодоступные места;
- растительное масло;
- набор инструментов для сборочно-разборочных операций;
- промышленный регулируемый фен для размягчения герметика;
- зубная паста в качестве чистяще-полирующего средства;
- ножи различной конфигурации и остроты.
Разумеется, основным средством для мойки выступит обычная вода.
Почему появляются загрязнения внутри фар
Фары не полностью герметичны. Они имеют специальную вентиляцию, которая позволяет им «дышать», проветриваться. Когда фары нагреваются, вентиляция позволяет выходить воздуху, а когда они холодные, вентиляция запускает воздух. В воздухе присутствует влага, пыль, выхлопные газы. Всё это попадает внутрь фары.
Способ 1: Используем жидкости для стекла
Первое, что нужно сделать – определить место повреждения рассеивателя. При внутренних повреждениях, на рассеивателях может скапливаться влага. В таком случае его нужно будет снять и высушить. Теперь постараемся восстановить внешний вид с помощью восстановителя фар.
Для этого можно например использовать средство «Windex». Особый химический состав создавали специально для борьбы с помутнениями. Еще как вариант – использовать разбавленный с водой обезжириватель. Обрабатываем одним из этих средств фары и переходим к следующему пункту.
Теперь наносим полироль для кузова автомобиля. Купить средство можно в любом автомобильном магазине. Перед использованием, обязательно прочтите инструкцию. Не рекомендуется наносить полироль под прямыми лучами солнца. Кроме того, большинство средств могут оставлять белую пленку на черных деталях автомобиля. Избавиться от нее проблематично, помните об этом.
Чтобы улучшить результат, можно воспользоваться ротационной машинкой. Силиконовый герметик и воск помогут увеличить продолжительность эффекта.
Вода и поролон от пыли
Для этого способа понадобится чистая (лучше дистиллированная) вода и поролон, который надо нарезать кубиками. После того, как были сняты все лампочки, в фару заливают воду и засыпают кубики. Оптический прибор необходимо потрясти в разные стороны или переворачивать в разных направлениях.
Если грязи слишком много, процедуру надо будет повторить. Сразу же после мойки внутреннее стекло надо высушить феном, чтобы избежать разводов.
Очистка фары снаружи
Эта операция тем проще, чем чаще она проводится. Нельзя доводить стекло фары до появления мутного жёлтого налёта, прочно соединившегося с поверхностью, но справиться можно и с ним.
Читайте также: Герметик для системы охлаждения двигателя: BBF, Liqui Moly, Hi-Gear и другие
Мойка стекла
Для начала надо как можно тщательней отмыть фару от грязи и жирового налёта. Поможет обычный автомобильный шампунь, специально рассчитанный на безвредность для стёкол и лакокрасочных покрытий.
Для большей эффективности он наносится на стекло в максимальной концентрации и выдерживается около получаса. После чего смывается ветошью с обилием воды.
Статья по теме: Прямоточный глушитель своими руками
Потускневший наружный слой можно освежить при помощи обычной зубной пасты, которая в общем-то для этого и предназначена, только в отношении зубов. Она содержит тонкий абразив, способный к полирующему воздействию.
Как очистить налёт зубной пастой
Паста наносится на губку или салфетку, после чего растирается круговыми движениями. Работает она медленно, поэтому процедура потребует усердия и терпения.
При наличии малогабаритной полировальной машинки или соответствующих насадок на бормашину процесс можно ускорить, но при этом возникает опасность «накопать ям», сделав поверхность неровной и бликующей.
Главное здесь – не злоупотреблять оборотами и давлением на стекло, особенно пластик, который легко перегревается. Хотя и обычное стекло не терпит локальных перегревов, отчего может растрескаться.
Это интересно: Течь антифриза: как найти и устранить утечку охлаждающей жидкости
Периодически пасту надо смывать и оценивать текущий результат.
Удаление герметика, клея или лака подсолнечным маслом
Случайно попавшие на стекло вещества с хорошей адгезией удалять очень трудно.
Помочь может обычное растительное масло, эффект воздействия которого заключается в смягчении, условно говоря, герметика, проникновении под его слой и ослаблении сцепления с поверхностью.
После чего слой нетрудно удалить механически, ветошью или мягким скребком. Освобождённый участок промывается моющим средством или обезжиривается спиртовыми растворами. Например, входящими в состав бытовых очистителей стёкол.
Чистка фар изнутри при помощи магнитов
Этот метод чистки успешно используется для чистки аквариумов, а компания Mercedes Benz предлагает комплект для чистки фар изнутри, который также содержит магниты. В комплект входит 2 маленьких микрофибры, в которых находятся неодимовые магниты, длинный гибкий захват и моющее средство. Такой комплект можно сделать своими руками, о чём мы поговорим немного позже.
Микрофибра с магнитом внутри и стержень, который помещает её внутрь фары.
После стыковки двух микрофибровых мешочков с магнитами можно начинать двигать магнитом с лицевой стороны, очищая тем самым внутреннюю часть рассеивателя.
Рассмотрим принцип действия такого метода чистки. Для начала необходимо снять лампочку из фары. Это даст доступ к внутренней части фары. Одну микрофибру с магнитом, предварительно смочив моющим средством, нужно поместить в фару при помощи длинного захвата и прислонить к стеклу. Вторую микрофибру с магнитом нужно прислонить к лицевой части фары, напротив первой микрофибры. Магниты будут притягиваться и микрофибры будут удерживаться на рассеивателе (прозрачной части) фары с обеих сторон. Теперь нужно медленно двигать микрофибру с внешней части фары. Микрофибра, расположенная внутри будет повторять движение, и чистить внутреннюю поверхность прозрачной части фары. Когда фара отчистится изнутри, микрофибра извлекается из фары длинным захватом. Нужно уточнить, что микрофибры должны быть идеально чистыми перед чисткой, так как магниты достаточно сильно притягиваются друг к другу и загрязнения могут поцарапать прозрачную часть фары. Это особенно критично для внутренней части, так как царапины будет невозможно убрать, не разобрав фару. Царапины снаружи можно легко отполировать (см. статью “полировка фара”).
Такой комплект для чистки внутренней части фары от компании Mercedes нельзя назвать доступным. Если рекомендованное чистящее средство стоит приемлемо (26$), то комплект двух микрофибр с магнитами внутри них и длинный гибкий захват стоят 260$.
Себестоимость всех компонентов, из которых состоит комплект для чистки фар, не так велика. Можно изготовить подобный вариант своими руками.
Нужно купить длинный гибкий захват, микрофибру, неодимовые магниты. В качестве моющего средства можно использовать хозяйственное средство для мойки окон или спирт, чтобы не оставалось разводов. Неодимовые магниты можно также извлечь из старых приборов (к примеру, неработающего жёсткого диска). В Интернете есть много информации о том, в каких приборах есть магниты и как их достать. Неодимовые магниты достаточно сильно притягиваются друг к другу (имея маленький размер), чтобы удерживаться на прозрачной части фары во время чистки и не падать.
Нужно сшить два маленьких мешочка из микрофибры, положить туда магниты и зашить мешочки. Можно сделать другой вариант: вместо микрофибры взять губку с открытыми ячейками, вырезать из неё сегменты нужного размера, в них вырезать полости для магнитов, вставить туда магниты и зашить.
Метод с магнитами можно использовать как с чистящим средством, так и без него, в зависимости от степени загрязнённости внутренней части рассеивателя (прозрачной части фары).
Обратите внимание
Если в качестве очистительной жидкости был использован раствор дистиллированной воды и моющего для посуды, важно в конце ополоснуть оптику чистой водой. Опять же, она должна быть дистиллированной. Если этого не сделать, на фаре будут ярко выражены мыльные разводы.
Как почистить фару изнутри без снятия с автомобиля
При чистке внутренней поверхности дефлектора, тем более отражающих поверхностей (рефлекторов) фары лучше снимать.
Тем более, что на большинстве автомобилей это не составит значительных затруднений, максимум придётся демонтировать декоративные детали фальшрадиатора или ослабить крепления бампера.
Но если это нежелательно, то придётся смириться с неудобствами и работать на месте.
Чистка с помощью магнитов
Для прижатия чистящей салфетки с нанесённым на неё средством можно воспользоваться двумя достаточно мощными магнитами.
Один с помощью, обвязанной вокруг проволоки вводится внутрь корпуса фары, с которой сняты патроны ламп, линзы и дополнительные рефлекторы, второй подносится снаружи.
Магниты притягиваются друг к другу, после чего внутренний начинает повторять траекторию движения наружного, протирая стекло фары. Операция продолжается до полной очистки, после чего корпус промывается и высушивается.
Технология удаления грязи с отражателя
Отражатель (рефлектор) располагается внутри корпуса фары. Очистить его можно с помощью куска достаточно жёсткой проволоки, изогнутой по месту и обёрнутой салфеткой, не оставляющей ворса.
Проволока вставляется в фару через отверстия для ламп и за счёт приданного ей изгиба позволяет прижать салфетку к рефлектору.
К сведению: Бронирование фар пленкой, фото и видео инструкция
Действовать надо с исключительной осторожностью, не прикладывая силу и не используя агрессивных веществ. Деформация рефлектора не допускается, как и повреждение его отражающего слоя, выполненного обычно в виде тончайшего напыления.
По окончании работы рефлектор надо тщательно промыть и просушить.
Чистка фары при помощи гибкого захвата и губки/микрофибры
Этот способ предполагает использование гибкого захвата и губки или микрофибры, отрезанных по нужному размеру. Нужно снять лампочку, установить на захват губку (лучше с открытыми ячейками) или микрофибру и просунуть в проём для лампочки. Далее нужно аккуратно двигать губку или микрофибру по прозрачной части фары, отчищая загрязнения. Гибкий захват может сгибаться под разными углами, что даёт доступ во все места прозрачной части фары. Также, как и в предыдущем способе, губку или микрофибру можно использовать как с чистящим средством (не абразивным), так и без него.
Что далее?
Продолжаем изучать вопрос «Как почистить фару изнутри, не разбирая ее?». При сушке внутренностей не стоит выбирать слишком высокую температуру на фене. Иначе можно расплавить хлипкий пластик. Температура должна быть комнатной. Тщательно сушим фару вплоть до удаления мелких капелек. Это важно, иначе в дальнейшем образуются ненужные мутные следы. Убедившись, что оптика абсолютно сухая, устанавливаем обратно все лампочки и монтируем блок фары на место, в автомобиль.
Что еще нужно знать?
Если вы работаете с ксеноновой или галогеновой лампой, нельзя касаться пальцами самой колбы. Из-за этого на покрытии образуются жирные пятна. Это заметно отображается на ресурсе лампы.
В итоге она перегревается и вздувается. Поэтому лампу держим только за цоколь. В крайнем случае пользуемся резиновыми медицинскими перчатками.