Устройство и назначение распредвала ДВС. Причины несиправности распределительного вала ГБЦ. Пошаговая инструкция по замене распредвала ВАЗ 2107.
Распредвал ВАЗ 2107
Распределительный вал является главным элементом механизма газораспределения автомобильного двигателя. Это цельнометаллическая деталь, выполненная в виде цилиндра с размещёнными на нём опорными шейками и кулачками.
На распредвале размещены кулачки и шейки
Предназначение
Вал ГРМ служит для управления процессами открытия-закрытия клапанов в камерах сгорания мотора. Иными словами, он синхронизирует рабочие такты силового агрегата, вовремя впуская топливно-воздушную смесь в камеры сгорания и выпуская из них отработанные газы. Распредвал у «семёрок» приводится в действие за счёт вращения его звезды (шестерни), соединённой посредством цепи с шестерней коленчатого вала.
Где расположен
В зависимости от конструкции двигателя вал ГРМ может иметь разное расположение: верхнее и нижнее. При нижнем его расположении он устанавливается непосредственно в блоке цилиндров, а при верхнем — в головке блока. У «семёрок» распредвал находится в верхней части ГБЦ. Такое расположение, в первую очередь, делает его легкодоступным для ремонта или замены, а также для регулировки клапанных зазоров. Для того чтобы добраться до вала ГРМ, достаточно снять крышку клапанов.
Принцип действия
Как уже упоминалось, распредвал приводится в движение шестерней коленчатого вала. При этом скорость его вращения из-за разного размера приводных шестерён, снижена ровно вдвое. Полный рабочий цикл двигателя происходит за два оборота коленвала, но вал ГРМ при этом совершает всего лишь один оборот, за который он успевает впустить топливно-воздушную смесь в цилиндры поочерёдно и выпустить отработанные газы.
Открытие (закрытие) соответствующих клапанов обеспечивается за счёт воздействия кулачков на толкатели клапанов. Выглядит это примерно так. При вращении вала кулачок своей выступающей стороной вдавливает толкатель, который перадаёт усилие на подпружиненный клапан. Последний открывает окно для впуска горючей смеси (выпуска газов). Когда кулачок проворачивается дальше, клапан закрывается под действием пружины.
Клапаны открываются, когда на них нажимают выступающие части кулачков
Характеристики распредвала ВАЗ 2107
Работа вала ГРМ ВАЗ 2107 определяется тремя основными параметрами:
- ширина фаз — 232о;
- запаздывание впускного клапана — 40о;
- опережение выпускного клапана — 42о.
Количество кулачков на распредвале соответствует числу впускных и выпускных клапанов. У «семёрки» их восемь — по два на каждый из четырёх цилиндров.
Узнайте больше о работе ГРМ: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/grm-2107/metki-grm-vaz-2107-inzhektor.html
Заменяем рапредвал и устанавливаем метки ГРМ на Ваз 2107 своими руками
Автовладельцев ваз 2107 иногда тревожит стук под капотом. У этого явления может быть несколько причин. В этой статье рассмотрим одну из них.
Ниже вы узнаете, как заменить распредвал на ваз 2107, как установить метки грм, чтобы двигатель работал в такт.
Можно ли увеличить мощность двигателя ВАЗ 2107 за счёт установки другого распредвала
Наверное, каждому владельцу «семёрки» хочется, чтобы двигатель его машины работал не только без перебоев, но и с максимальной эффективностью. Поэтому некоторые умельцы пытаются тюнинговать силовые агрегаты различными методами. Одним из таких способов является установка другого, более «продвинутого» распредвала.
Суть тюнинга
Теоретически, повысить показатели мощности силового агрегата можно путём увеличения ширины фаз и высоты подъёма впускного клапана. Первый показатель определяет промежуток времени, в течение которого будет открыт впускной клапан, и выражается в угле поворота вала ГРМ. У «семёрки» она составляет 232о. Высота подъёма впускного клапана определяет площадь отверстия, через которое в камеру сгорания будет подаваться топливно-воздушная смесь. Для ВАЗ 2107 она составляет 9,5 мм. Таким образом, опять же, в теории, при увеличении этих показателей мы получаем больший объем горючей смеси в цилиндрах, что действительно может положительно повлиять на мощность силового агрегата.
Увеличить ширину фаз и высоту подъёма впускного клапана можно путём изменения конфигурации соответствующих кулачков вала газораспределительного механизма. Поскольку такая работа не может быть выполнена в гаражных условиях, для подобного тюнинга лучше использовать готовую деталь от другого автомобиля.
Распредвал с «Нивы»
Есть лишь один автомобиль, распредвал от которого подойдёт на «семёрку». Это ВАЗ 21213 «Нива». Её вал ГРМ имеет ширину фаз, равную 283о, а подъем впускного клапана составляет 10,7 мм. Даст ли что-то установка такой детали на двигатель ВАЗ 2107 в реальности? Практика показывает, что да, небольшое улучшение в работе силового агрегата отмечается. Рост мощности составляет примерно 2 л. с., но только на низких оборотах. Да, «семёрка» немного резче откликается на нажатие педали акселератора при старте, но набрав обороты, её мощность становится прежней.
Спортивные распредвалы
Кроме вала ГРМ от «Нивы», на ВАЗ 2107 можно также установить какой-нибудь из валов, изготовленных специально для «спортивного» тюнинга силовых агрегатов. Такие детали производятся целым рядом отечественных предприятий. Их стоимость колеблется в пределах 4000–10000 рублей. Рассмотрим характеристики таких распредвалов.
Таблица: основные характеристики «спортивных» валов ГРМ для ВАЗ 2101–2107
Как понять, что распредвал нужно менять?
Определить неисправность распределительного вала, не открывая капот, можно по двум признакам:
- стук;
- снижение давления масла в двигателе.
Основная причина нарушений в работе распредвала – это появление зазоров. Они появляются между опорными шейками вала и подшипниками постели, на которые опирается распределительный вал. Щели образуются за счёт того, что части распредвала стираются. Зазоры приводят к тому, что вал становится подвижен в вертикальной или горизонтальной оси. Если люфт вала составляет 1 мм, то это сказывается на работе двигателя.
Причины появления зазоров:
Распределительный вал также нужно менять, если в нём забились масляные каналы. Прежде чем менять деталь, посмотрите, есть ли люфт, перелом, деформации или задиры вала.
Зачем устанавливают другой распредвал
Главная причина установки новой детали – это ее замена в случае поломки. Но иногда такое решение принимают и по другим соображениям. Например, владелец авто мечтает улучшить производительность работы мотора. И для этого он начинает осуществлять тюнинг движка. Считается, что более «продвинутый» распределительный вал может помочь улучшить характеристики двигателя.
За счет чего это достигается? Другое устройство может позволить увеличить высоту подъема клапанов и ширину фазы работы двигателя. В теории это должно помочь получить большее количество смеси, что улучшит показатели.
И чего только не пробуют запихать в головку блока цилиндров многочисленные «любители». Но есть лишь один автомобиль, который может стать «донором» для установки нового устройства. И это любимая всеми «Нива» (ВАЗ 21213). Распредвал от «Нивы» — идеальное решение для тюнинга двигателя семерки!
Ширина фаз этой детали, а также ее подъем клапана впуска относительно подходят для работы двигателя «Семерки». И движок получает прирост в мощности примерно в 2 лошадинные силы. Конечно, это не такое уж и большое значение. Но на старте машина откликается чуть лучше.
Если автолюбитель готов заплатить деньги за специальный «спортивный» вал, то он вполне может купить себе тот, что изготавливается на отечественных заводах для этой цели. В пределах 10 тысяч рублей сегодня можно отыскать достойного «товарища».
Как выбрать качественные детали
Покупайте распредвал от надежной и проверенной временем компании, например- ПАО «Автоваз». На упаковке есть пломба с голограммой. Она переливается на свету и на ней изображён фирменный значок компании. Также на коробке есть стикер со штрих-кодом. Деталь упакована в синюю полупрозрачную плёнку. Внутри упаковки есть штамп отдела ОТК.
Рокеры покупайте вместе с регулирующими болтами. Есть рычаги нового и старого образца. В них отверстия отличаются по диаметру и количеству пропилов. Если вы купите рокеры и болты по отдельности, есть вероятность, что они не подойдут друг другу.
Виды распределительных валов на ВАЗ 2107
Для классических автомобилей ВАЗ подходят 2 типа распределительных валов:
- Низовые. Обладают небольшой высотой подъёма, ограничивают максимальную скорость автомобиля. Вариант применяют для типичной езды по городу. Основным преимуществом признают возможность резкого ускорения из неподвижного положения без включения пониженной передачи (старт со светофора).
- Верховые. Высокий подъём обеспечивает максимальный крутящий момент. Смещение преимуществ наблюдается в зоне критических оборотов. Автомобиль набирает более высокую скорость, но не может резко стартовать. Рекомендуется использовать при регулярной езде на дальние расстояния вне города.
Группа верховых валов дополнительно делится на тюнинговые и спортивные. Все зависит от возможной высоты подъёма. Использование вариантов, особенно спортивного плана, затрудняет эксплуатацию автомобиля при типичных городских условиях езды.
Снятие распределительного вала ВАЗ 2107
Для точного определения неисправности вала ГРМ, проверки его состояния, ремонта и замены деталь необходимо снять с двигателя. Для этого потребуются следующие инструменты:
- торцевой ключ на 10 мм;
- торцевой ключ на 13 мм;
- рожковый ключ на 17 мм;
- динамометрический ключ;
- пассатижи.
Порядок демонтажных работ:
- Устанавливаем автомобиль на ровной площадке.
- Демонтируем корпус воздушного фильтра.
- Используя пассатижи, отсоединяем трос воздушной заслонки от карбюратора и продольную тягу привода дроссельной заслонки.
- Сдвигаем в сторону шланг топливной магистрали.
- Торцевым ключом или головкой на 10 мм с удлинителем откручиваем две гайки, крепящие натяжитель цепи к головке блока цилиндров, и снимаем его.
Натяжитель крепится двумя найками
- При помощи торцевого ключа на 10 мм откручиваем восемь гаек крепления крышки клапанов ГБЦ.
Крышка крепится на 8 шпильках и фиксируется гайками
- Аккуратно снимаем крышку, а после неё резиновую прокладку.
Под крышкой установлена уплотнительная прокладка
- Используя шлицевую отвёртку, выпрямляем стопорную шайбу под болтом крепления звезды распределительного вала.
Звезда закреплена болтом, который фиксируется от проворачивания отгибающейся шайбой
- Переключаем коробку передач в положение, соответствующее первой скорости, и при помощи ключа на 17 мм выкручиваем болт крепления звезды распредвала.
Болт откручивается ключом на 17
- Снимаем звезду вместе с болтом, шайбами и цепью.
- При помощи ключа на 13 мм откручиваем все девять гаек на шпильках крепления «постели» распределительного вала.
Для снятия «постели» нужно открутить 9 гаек
- Демонтируем распредвал в сборе с «постелью».
Распредвал снимается в сборе с «постелью»
- Используя ключ на 10 мм, выкручиваем два болта фиксирующего фланца.
Чтобы отсоединить фланец, нужно открутить 2 болта
- Отсоединяем фланец.
- Вынимаем распредвал из «постели».
После снятия фланца распредвал легко извлекается из «постели»
Узнайте, как открутить болт со стертыми гранями: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/kak-otkrutit-bolt-s-sorvannymi-granyami.html
Дефектовка вала ГРМ ВАЗ 2107
Когда распредвал будет вынут из «постели», необходимо оценить его состояние. Сначала это делается визуально. Распределительный вал подлежит замене, если на его рабочих поверхностях (кулачках и опорный шейках) имеются:
- царапины;
- задиры;
- износ в виде огранки (для кулачков);
- наволакивание слоя алюминия с «постели» (для опорных шеек).
Кроме этого, распредвал должен быть заменён, если будут обнаружены хоть малейшие следы его деформации.
Степень износа опорных шеек и самих опор устанавливается при помощи микрометра и штангенциркуля. В нижеприведённой таблице указаны допустимые диаметры шеек и рабочих поверхностей опор.
Дефектовка производится при помощи микрометра и штангенциркуля
Таблица: допустимые диаметры опорных шеек распредвала и опор его «постели» для ВЗ 2107
Если в процессе проверки будет установлено, что размеры рабочих поверхностей деталей не соответствуют приведённым, распредвал или «постель» необходимо заменить.
Рекомендуем почитать
Ранее речь шла о неисправностях сцепления, о его регулировке. В этой статье будет рассказано о замене сцепления на ВАЗ. .
Если в передней части автомобиля (в районе колес) при движении по неровной поверхности или на поворотах появляется стук или хруст, возможно, требуется .
Ранее на сайте был подробно описан процесс снятия генератора ВАЗ 2107 и ремонт генератора ВАЗ 2101. В нижеприведенной статье будет рассмотрен процесс .
Главным элементом топливной системы можно смело считать топливный насос. Его главная функция – перекачка топлива из одного места в другое .
Инструкция по проверке и замене распредвала ВАЗ 2107
Одна из ключевых деталей двигателя внутреннего сгорания — распределительный вал. Со временем на нем и на опорных подшипниках появляется выработка и мотор требует квалифицированного вмешательства. Распредвал ВАЗ 2107 можно заменить самостоятельно. Для этого потребуется набор слесарного инструмента и знания об особенностях настройки газораспределительного механизма.
Возможно, вам будет интересно:
Присадки в бензин: а нужно ли связываться?