Не все знают, что делать, когда замкнула банка аккумулятора. Причины замыкания, характерные симптомы и возможные последствия. Метод восстановления АКБ при замыкании, пошаговая инструкция.
Разновидности АКБ
Все виды аккумуляторов представляют собой миниатюрные электростанции, питающие энергией электросистему автомобильного транспорта. Несмотря на множество модификаций, их можно выделить в 2 основные группы:
- Обслуживанием. На рынке можно найти не так уж много таких АКБ, так как они нуждаются в тщательном уходе. Однако обслуживаемые аккумуляторы характеризуются длительным сроком эксплуатации. В них есть специальные патрубки, с помощью которых можно контролировать плотность электролита, доливая его при необходимости.
- Необслуживаемые. Производятся почти каждой компанией. В таких моделях не нужно контролировать электролит. Необслуживаемые АКБ оснащены специальным клапаном для отвода лишнего газа. Время от времени такие устройства нуждаются в подзарядке.
Независимо от разновидности аккумулятора, необходимо знать ряд правил ухода за таким оборудование. Это поможет увеличить срок его службы и обеспечить бесперебойную и качественную работу.
Советы
- В автомагазинах представлен широкий выбор специальных спреев-очистителей клемм. Некоторые из них содержат индикатор кислоты. При помощи такого спрея можно справиться гораздо быстрее, однако перед началом работы придется внимательно изучить инструкцию на банке, потому что способы применения сильно отличаются.
- Если слой коррозии на клеммах слишком плотный, то вместо зубной можно взять проволочную щетку или даже мелкую наждачную бумагу.
Когда нужно промывать аккумулятор, признаки
Признаки, которые укажут не только на необходимость промывки батареи, но и на другие проблемы:
- Быстрый заряд и разряд аккумулятора;
- Неестественный (коричневый) цвет электролита;
- Аккумулятор «мертвый» — не выдает напряжения.
Причинами вышеуказанных признаков являются:
- В результате глубокого разряда и сульфатации пластин уменьшилась емкость батареи;
- Осыпавшийся шлам не только изменил цвет жидкости, но и замкнул между собой пластины.
Нельзя сказать, что после промывки аккумулятор восстановит свои прежние характеристики, скорее всего, нет, но на время это может продлить срок его службы.
Также темный цвет жидкости указывает на то, что активное вещество с пластин уже начало осыпаться и сами пластины стали тоньше и восстановить их толщину вы уже никак не сможете.
Поэтому даже после промывки аккумулятора и полной замены электролита, про продолжительный период службы батареи говорить не стоит.
И еще, нужно понимать, что современные аккумуляторы в пластиковом корпусе с общей крышкой, особенно необслуживаемые, при замыкании пластин сразу лучше менять на новые, так как их разборка, замена пластин и последующая сборка с герметизацией — дело хлопотное.
Для проверки на замкнутость используется нагрузочная вилка, если батарея не держит нагрузку (напряжение постоянно падает и опускается ниже 10 вольт), значит, минимум одна банка замкнута.
Щадящие способы очистки
Множество автомобилистов чисто эмпирическим путем нашли наиболее эффективные способы очистки аккумуляторных клемм. При этом не требуется прилагать особенные физические усилия. Решить данную проблему можно с помощью подручных материалов, бытовой химии и даже лекарственных средств.
Содой
При использовании автомобиля со временем клеммы разъедает попавший на них электролит. Это способствует образованию ржавчины, сульфатов на поверхности соединений. Для избавления от остатков кислоты рекомендуется использовать содовый раствор, для приготовления которого нужно растворить столовую ложку соды внутри стакана теплой воды.
Нужно обработать смоченной в растворе соды тряпкой клеммы, а затем протереть их насухо. Для удаления сульфата меди понадобится раствор пищевой соды, а также жесткая щетка.
Здесь важно обильно обработать контакты жидкостью, а после тщательно обработать поверхности щеткой.
Данную процедуру нужно проводить в следующем порядке:
- вначале снять с аккумулятора отрицательный, а затем положительный провод;
- терминалы обмотать смоченной в содовом растворе салфеткой, клеммы на проводах опустить внутрь емкостей примерно на 20 минут;
- удалить ржавчину на контактах;
- приготовить свежий содовый раствор, замочить в нем клеммы повторно;
- очистить контакты водой, протереть влажной тряпкой, дать просохнуть.
Нанести небольшое количество вазелина или другой защитной смазки, подсоединить вначале плюсовой, а затем отрицательный контакт.
Читайте также
Машина в простое: долго ли протянет аккумулятор и как его спасти
При длительном простое автомобиля важно обращать внимание на его отдельные узлы и агрегаты. Например, требуется периодически проезжать небольшое расстояние, чтобы не застаивалась резина. Особого…
Наждачной бумагой, металлической щеткой
Белый налет на аккумуляторных клеммах – это свинец, который окислился. Для обеспечения лучшей электропроводности металл лучше очистить от всех окислов. При этом подойдет механический способ. Для него понадобится обычная наждачная бумага с крупной зернистостью.
Для проведения очистки контактов аккумулятора, клемм нужно выключить двигатель, отсоединить контакты. Желательно убрать ключ из замка зажигания.
Сама процедура очистки является простой. Нужно попросту зачистить аккумуляторные полюсы, клеммы до блестящего состояния.
Бензином
Этот метод следует применять с повышенной осторожностью, поскольку бензин при попадании на резиновые или пластиковые элементы может разъедать их. С другой стороны, этот вид автомобильного топлива отлично справляется с окислами, уничтожая их до металла.
Здесь нужно хорошо пропитать тряпку и аккуратно натирать клеммы, контакты аккумулятора до полного удаления следов коррозии, белого налета.
Описанные выше способы являются наиболее эффективными и простыми. Решить проблему одним из этих методов сможет даже начинающий автомобилист.
Следует помнить, что популярное средство WD-40 здесь не очень подойдет, поскольку этот состав содержит токопроводящие вещества неизвестной природы. Также нужно с осторожностью относиться к ацетону. Этот растворитель разрушает даже металлы.
Читайте также
Как реанимировать свечу зажигания в дороге: 4 быстрых способа
Перебои в работе двигателя во время езды нередко свидетельствует о выходе из строя свечи зажигания. Когда силовой агрегат «троит», не стоит откладывать ремонт. В противном случае последствия могут…
Причины коррозии и окисления клемм
В обиходе аккумуляторной клеммой называют и выводы аккумулятора, и металлическую планку с проводом, прикрепляемую к выводу. Для отличия их называют “клемма аккумулятора” и “провод с клеммой”. Но для точного понимания, о какой из двух клемм говорится в данный момент, принято их различать.
Аккумулятор имеет два вывода: положительный “+”, отрицательный “-“. К ним крепятся при помощи металлических зажимов провода для передачи тока от АКБ к бортовой сети автомобиля. Вот эти приспособления принято называть клеммами на аккумулятор, положительной и отрицательной.
Аккумуляторные батареи накапливают и отдают электрическую энергию в результате протекающей химической реакции. Такая реакция сопровождается окислением свинца при разряде и разложением солей сульфата свинца при заряде. Но для разложения сульфат свинца должен находиться в электролите.
Белый налёт — это сульфат свинца в большей своей части. А поскольку выводы АКБ находятся не в электролите, то соли свинца лишь накапливаются и не растворяются в процессе эксплуатации батареи.
Но почему происходит окисление контактов аккумулятора? Батареи являются герметичными ёмкостями, но в процессе эксплуатации на автомобилях между выводом АКБ и материалом крышки батареи появляются микротрещины. Через эти трещины проникают пары электролита, которые окисляют контакты. Чем больше паров, тем больше отложения солей. Как избежать появления микротрещин и окисления, расскажем в конце статьи.
Другой частой причиной коррозии является неправильно выбранный металл для изготовления клемм либо отсутствие или износ защитного покрытия на них. Такое бывает, если проводилась замена оригинальных заводских зажимов дешёвым аналогом. Свинец нельзя соединять со сталью, магнием, посеребрёнными или позолоченными поверхностями. Под воздействием электрического тока происходит ускоренная коррозия металлов в месте контакта. Даже медь при высокой влажности воздуха может плохо уживаться со свинцом. Тогда на их поверхности появляется налёт из сине-зелёного порошка. Лучшими металлами для обеспечения надёжного соединения являются: сам свинец, олово, цинк, титан. Впрочем, даже лучшее сочетание пары металлов подвержено воздействию паров серной кислоты.
Сине-зелёный налёт, характерный для медных контактов
Как определить, что пора чистить
Наличие налёта соли определяется визуально — это мелкие белые кристаллы. Неровности на поверхности контактной пары позволяют парам электролита попадать внутрь, тогда поверхность контакта может окислиться внутри. Соль сульфата свинца является диэлектриком, то есть имеет высокое электрическое сопротивление. Соль приводит к потере напряжения в месте соединения. Поэтому в месте контакта при больших пусковых токах может выделяться большое количество тепла. Это со временем приводит к выгоранию части металлов на поверхности контакта, что ещё больше увеличивает сопротивление и выделение тепла. В дальнейшем, при пуске двигателя на выводах АКБ и клеммах появляется искрение, значит, выгорание металла усиливается. Последствием станет появление раковин, что уменьшит полезную поверхность контакта.
При появлении белого налёта даже в небольшом количестве стоит почистить окислившиеся элементы контактов. Ну а если при пуске двигателя автомобиля происходит их разогрев, тем более заметно искрение в темноте, то нужно срочно принимать меры.
Даже такой налёт уже требует очистки и защиты
Есть и косвенные признаки, указывающие на необходимость проверки состояния клемм аккумулятора. Это затруднённый пуск двигателя. Более высокая просадка напряжения при пуске. Более тусклый свет габаритных огней при неработающем двигателе. Причины могут быть различные, но в том числе плохое соединение между зажимами и выводами батареи.
Чистка поверхности
Нужно обязательно контролировать чистоту прибора. Его поверхность нужно время от времени чистить. Для этой цели можно пользоваться 10-процентным раствором нашатырного спирта или кальцинированной содой.
В веществе следует промочить мягкую и чистую ткань, после чего аккуратной ею протереть АКБ. Эта процедура поможет удалить частички пыли, остатки масляных смесей и иные виды загрязнений.
Также следует обратить внимание на клеммы. Элементы не должны окисляться. Идентифицировать подобную проблему можно по плотному слою накипи, который отрицательно сказывается на контакте АКБ с машиной.
Исправить положение можно с помощью чистки клемм аккумулятора нашатырным спиртом. После нанесения средства накипь с легкостью удаляется обыкновенной наждачкой.
Если есть сомнения в эффективности этого способа, то можно воспользоваться специальными препаратами, которые позволяют промыть аккумулятор. Также следует время от времени проверять чистоту штырей. Чистить их можно вместе с клеммами.
Следует запомнить, что на поверхность корпуса аккумуляторной батареи никогда не должны попадать капли солярки, омывателя, масла или бензина. Такие химические соединения могут не только повредить пластик, из которого сделан АКБ, но и стать причиной возгорания. Если же вещество все-таки попало на аккумулятор, то его необходимо как можно скорее стереть сухой тряпкой.
Предупреждения
- Перед началом работы снимите с рук украшения. Кольца и браслеты могут случайно замкнуть клеммы или даже попасть в движущиеся части двигателя.
- Для предотвращения возможного замыкания отрицательную клемму проводки всегда необходимо снимать в первую очередь, а надевать — в последнюю.
- Не пренебрегайте средствами защиты.
Неисправности АКБ
Аккумуляторная батарея, как и любой механизм, может выходить из строя, в результате чего будет неправильно работать либо перестанет работать вовсе. Ниже мы рассмотрим самые частые неполадки в работе системе и научим, как исправить их.
Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой окисления выводов, в результате чего прекращается подача тока и увеличивается противодействие в цепи, таким образом, из строя выходит вся электрическая система.
Ход работ
Для промывки понадобиться:
- Резиновая груша или специальное устройство для слива (подходит не для всех случаев);
- Емкость, куда будет все сливаться, желательно стеклянная или металлическая;
- Нагрузочная вилка;
- Резиновые перчатки, очки, одежда из плотного материала;
- Ареометр.
Полностью разрядите аккумулятор доступным для вас способом. Если банки не замкнуты (т.е. нет осадка на дне), то для удаления старого электролита можно использовать специальную конструкцию или резиновую грушу.
Насчет конструкции момент спорный, так как специалисты не рекомендуют наклонять АКБ больше, чем на 45 градусов, так как осыпавшиеся элементы пластин могут замкнуть последние.
Но наших людей это не останавливает, тем более многие умудряются для слива электролита, для промывки, сверлить в корпусе батареи дырки.
Дальше в каждую банку залейте дистиллированную воду и снова слейте. Повторяйте процесс пока из батареи не потечет (будет извлекаться грушей) чистая вода.
На завершающем этапе снова залейте дистиллированную воду и дайте отстояться ей 3-4 часа.
Если вы понимаете, что осадок есть (банка замкнута), то переворачивать батарею не стоит, так как этим только усугубиться ситуация.
Здесь на первом этапе извлекается жидкость резиновой грушей, потом проводится разборка АКБ, чистка его от осадка и старого электролита, сборка и герметизация. Стоит ли этим заниматься, каждый для себя решает сам.
Дальше идет этап замены электролита.
Читайте по теме как заряжать необслуживаемый аккумулятор..
Что вам понадобится
- Защитные очки
- Резиновые, латексные или неопреновые защитные перчатки
- Гаечный ключ: на 8, на 10 или на 13
- Старая зубная щетка
- Пищевая сода
- Вода
- Чашка или миска
- Щетка с проволочным ворсом для клемм (опционально)
- Технический вазелин или защитый спрей для клемм
Об этой статье
Эту страницу просматривали 118 525 раз.
Окисление «плюса» или «минуса» — есть ли разница
Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе, либо почему окисляется минусовая клемма аккумулятора — в процессе попадания кислоты на оба полюса особенной разницы нет. Как уже говорилось, главная причина — это наличие зазора между клеммой и корпусом батареи, который и пропускает кислоту наружу. Механизмы устранения этой проблемы всегда одни и те же.
Если после очищения клемм все начинает повторяться и никакие меры не помогают, следует позаботиться о замене батареи.
Защита клемм от окисления
Окислению клемм способствуют микротрещины в крышке батареи в месте выхода выводов, через которые проникают пары кислоты. Микротрещины образуются при чрезмерных нагрузках, во время снятия прикипевших клемм и от тряски автомобиля во время движения, которая передаётся на провода и опять же зажимы аккумулятора, если провода достаточно жёсткие и сильно натянуты. Поэтому снимать их нужно осторожно, не пытаясь провернуть или раскачать прикипевшую поверхность. Лучше расширить плоской отвёрткой щель, способствующую охвату контактом вывода. Следите, чтобы провода, особенно плюсовой, не были сильно натянуты и не создавали нагрузку на штырь.
Кроме того, присутствующий в воздухе кислород также участвует в процессе окисления, особенно под воздействием напряжения на контактную пару из разных металлов.
Следовательно, задачей по защите клемм является восстановление герметичности крышки корпуса в месте выхода выводов, обеспечении надёжного контакта пар, защите от кислорода, находящегося в воздухе.
Всего этого можно добиться применением специальной токопроводящей смазки. Она наносится на крышку вокруг выводов, на поверхность выводов и клемм. Смазка, заполняя микротрещины, препятствует выходу паров электролита. Обеспечивает надёжное соединение. Изолирует их от воздуха.
При сильных повреждениях на выводы можно надеть поролоновые шайбы, пропитанные всё той же смазкой. Трещины запаять при помощи электропаяльника. А дешёвые клеммы из ненадлежащего материала заменить качественными.
Защита контактов батареи специальными токопроводящими смазками
Почему возникают окислы на клеммах аккумулятора?
При образовании на клеммах аккумулятора налета белого цвета, водитель транспортного средства должен незамедлительно предпринять меры по его удалению. Но прежде чем приступить к выполнению такого мероприятия, стоит определится с причинами появления подобного нарушения. Наиболее распространенными проблемами, которые могут спровоцировать появление окислительных процессов на клеммах могут быть:
- Невнимательность автомобилиста в процессе затяжки клемм;
- Утечка электролита из АКБ.
В большинстве случаев появлению белого налета на клеммах способствует плохое соединение клемм с выводами аккумулятора. При установке батареи на автомобиль нужно не просто накинуть клеммы, но и попробовать зафиксировать их в нужном положении болтами. Делать это не следует с применением чрезмерной силы, поскольку такие действия с большой вероятностью приведут к деформации клемм и появлению на них трещин. Что же касается утечки электролита из аккумулятора, то эта проблема стала распространенной ввиду доступности батарей закрытого вида. В них электролит заливается непосредственно в герметичную емкость, за счет чего его расплескивание сводится к минимуму. В таких АКБ проблема может возникнуть только после длительной эксплуатации и из-за наличия микротрещин в устройстве. Нередко испарение электролита может проявиться и при регулярном перегреве батареи или надломах на самом электроде.
Можно ли восстановить клемму самостоятельно
Некоторые автолюбители задают вопрос, как восстановить клемму на аккумуляторе в случае, если она по каким-либо причинам расплавилась или потеряла привычный вид. Сразу стоит отметить, что в случае такого повреждения аккумулятора причины являются очень банальными и связаны с неосторожностью в эксплуатации АКБ.
Чаще всего какой-нибудь неопытный водитель может случайно перепутать полярность при установке или снятии батареи с автомобиля. Вследствие этого происходит короткое замыкание, и клемма расплавляется до самого ее основания.
В данном случае придется поводить восстановление клеммы исключительно своими руками, используя подручные средства.
Создание новой клеммы для свинцово-кислотного аккумулятора осуществляется примерно так:
- очистить следы оплавления;
- зачистить остатки клеммы;
- залудить место остатков укороченным жалом паяльника;
- взять подходящую жестяную форму для изготовления новой клеммы;
- опустить в нее заранее подготовленный припой;
- форму заполнять припоем постепенно, слегка помешивая;
- изготовить фрезу из подходящего куска металла (можно использовать остатки водопроводной трубы и коловорота так, чтобы была возможность регулировать конус);
- готовым приспособлением отфрезеровать заготовку;
- с помощью наждачной бумаги и напильника придать заготовке необходимую форму.
Существуют мастера, которые успешно восстанавливают клеммы. Но для того, чтобы не произошло короткого замыкания и расплавления клеммы, таких ситуаций лучше не допускать.
Для продления срока службы АКБ автомобиля важно постоянно следить за состоянием ее клемм и обращаться с ними максимально аккуратно. Всегда помните о полярности, если обслуживаете свою батарею самостоятельно. Когда появляется окисление, не так важно, окисляется плюсовая клемма аккумулятора или же минусовая. Принципиальнее всего — устранить эту проблему наиболее безопасным путем и следить за тем, чтобы она не возникала регулярно. Соблюдайте правила эксплуатации аккумуляторных батарей, и такой проблемы не случится.
Полезное видео
Информативное видео о клеммах и контактах.
В заключении хотелось бы отметить, что регулярное обслуживание клемм — дело не хитрое. Дедовские методы, такие как смазка литолом — это скорее пережиток прошлого. В данном случае нужна просто чистота, и хороший контакт, за которыми можно следить без каких-либо специализированных средств.
Обязательное условие бесперебойной длительной работы электрооборудования автомобиля – надежные контакты. Требование относится, прежде всего, к соединениям, работающим в условиях значительных токовых нагрузок, при постоянных агрессивных воздействиях (перепадах температур, высокой влажности, присутствии активных химических веществ). В таких условиях клеммы АКБ могут греться в процессе эксплуатации.
Как убрать черные точки с кнопки меха?
Самый проблемный момент, вызывающий большие просадки – это мелкие спайки, образовывающиеся при сабОмном парении на большинстве мехмодов. Эти последствия КЗ снимаются в несколько этапов:
Первый этап – грубая ткань. Если точки совсем неглубокие, они сойдут после простого потирания о джинсы или подобный материал. Также подойдут хлопковые или льняные тряпочки.
Второй этап – мягкий ластик. Резина стерки помогает справиться с большинством вовремя замеченных спаек. Трите со средним давлением, пока точки не пропадут совсем или не перестанут уменьшаться. Для пинов с покрытием это самый жесткий метод, дальше нельзя.
Третий этап – жесткий ластик. Твердый и зернистый материал способен снятьнебольшое количество латуни и меди, поэтому на элементах из данных материалов так можно вычистить даже достаточно сильные замыкания.
Четвертый этап – наждачная бумага. Если ничто уже не помогает, то можно прибегнуть к крайнему средству. Здесь важно понимать две вещи: наждачка должна быть очень мелкой, геометрию контакта нарушать нельзя. Лучше всего подойдет уже потертая шкурка номера 800 или больше. Чтобы не сошкурить лишнего, постоянно проверяйте, ушли ли черные точки.
Советы опытного автовладельца
На некоторых авто установлены аккумуляторные батареи неудачной конструкции.
Их особенность — наличие персональной крышки для каждой банки, из-за чего на этих участках накапливается пыль и грязь.
Таких пробок несколько, поэтому количество мусора возрастает в несколько раз.
Для защиты от загрязнений можно сделать на каждый из выводов колпак, изготовленный из войлочного материала с последующей пропиткой маслом.
Второй вариант — сделать общее покрытие, имеющее вид пыльника. Для таких целей разрешается использовать кусок линолеума или резинового коврика (например, из «классики»).
Все, что требуется — вырезать изделие под необходимый размер и закрепить сверху.