Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Как проверить аккумулятор автомобиля? ★Как правильно заряжать аккумулятор? ➨Способы проверки аккумулятора ✔Мультиметр ✔ Нагрузочная вилка ✔ Зарядным

Самый простой и наименее информативный способ – визуальный

Визуально выявить неисправность аккумуляторной батареи можно по наличию следующих признаков:

  • трещины на корпусе формируются из-за плохой фиксации или хрупкого материала корпуса, особенно при отрицательных температурах;
7 способов опытного автоэлектрика, как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля
  • подтеки электролита из-за повышенного уровня в отсеках АКБ или механического повреждения корпуса. Для удаления подтеков используется раствор щелочи. Наиболее доступным вариантом является смесь чайной ложечки соды с одним стаканом воды;
7 способов опытного автоэлектрика, как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля
  • окисление клемм, обусловлено постепенным сбором на батарее влаги, пыли, испарений или подтеков электролита. Это способствует образованию токов утечки, что сопровождается разрядом источника питания, в том числе в режиме покоя. Для исключения проблемы, следует удалить грязь и зачистить клеммы наждачной бумагой.
7 способов опытного автоэлектрика, как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля

Способы проверки аккумулятора

Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ:

  1. с помощью индикатора;
  2. с использованием мультиметра;
  3. нагрузочной вилкой;
  4. зарядным устройством.

Мой час настал

Сколько должна служить АКБ? Мой рекорд из «жигулевской эпохи» — девять лет. Срок службы современных батарей в нынешних условиях во многом зависит от характера поездок, погодных условий и состояния автомобиля, но средние показатели известны: 4–5 лет. Ваша АКБ такого возраста? Тогда готовьтесь к замене. Есть и другой способ предсказать будущее аккумулятора: надо ориентироваться на пробег автомобиля. В среднем, по наблюдениям за автомобилями редакционного парка, - около 100 000 км. А если к тому же впереди зима, то замена будет оправданной.

3 причины почему работать с нами выгодно:

  • Делимся профессиональными знаниями и умениями
  • Современная методика обслуживания аккумуляторных батарей
  • Большой парк оборудования и огромный опыт полевой работы

Вендоры                     зарядных устройств и тестеров для АКБ

Дистрибуция зарядных устройств

Каталог оборудования

Купить зарядное устройство для аккумулятора Online

Услуги                                 по обслуживанию аккумуляторных батарей

Услуги по обслуживанию аккумуляторов



Признаки и причины неисправности АКБ

Опытный водитель о неполадках с источником тока догадается быстро. Для этого ему достаточно нескольких признаков, среди которых:

  • Вялая прокрутка двигателя, что свидетельствует о низком уровне заряда. Его усилий не хватает для воспламенения топливной смеси.
  • Батарея быстро садится. Обычно эта проблема выявляется в холодное время года, когда вроде бы полная АКБ гаснет после пары прокруток.
  • Потребители энергии работают нестабильно.

Все эти факторы не стоит игнорировать, так как окончательный выход из строя батареи может произойти в самый неожиданный момент. Чтобы избежать последствий, необходимо произвести диагностику агрегата.

Для неправильной работы аккумулятора имеется несколько поводов. Среди основных рассматриваются такие:

  • Как проверить акбРассеянность владельца, когда при уходе из машины оставлены включёнными электроприборы, что ведёт к быстрой посадке ёмкости.
  • Невысокое качество обслуживания оборудования.
  • Увеличение срока эксплуатации свыше установленных норм.
  • Технические проблемы в системе электропроводки, что может выражаться в окислении и разрушении контактных соединений.
  • Неправильное подключение потребителей ведёт к повышенному расходу электричества и сокращению срока службы батареи.
  • Плохо работает генератор, нарушая цикл подзарядки АКБ во время движения.

Основные причины неисправности батареи можно продиагностировать и предупредить. Важно, чтобы это было проделано специалистами должной квалификации и с применением качественного и надёжного инструмента.

Проверяем АКБ без приборов

При отсутствии приборов и индикаторного окошка, проверить состояние АКБ можно следующими способами:

  1. Запустить силовой агрегат из холодного состояния, и включить ближний свет. В течение пяти минут контролируется яркостью светового потока. Отсутствие снижения уровня яркости свидетельствует о нормальном функционировании АКБ.
  2. После включения зажигания, также при остывшем моторе, выдерживается одна минута. Затем несколько раз нажимается кнопка сигнала на рулевом колесе. Непрерывное и громкое звучание клаксона подтверждает годность источника постоянного тока.

Диагностика батареи подручными средствами

Установить истинное состояние АКБ без контроля плотности электролита и испытаниями под нагрузкой сложно.

Приблизительная диагностика подручными средствами заключается в загрузке источника питания лампочками, которые соединяются параллельно. При этом нагрузка должна быть равна половине установленной мощности аккумулятора. Если после истечение пяти минут лампочки станут светить тусклее, то батарея явно не в порядке.

7 способов опытного автоэлектрика, как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля

Диагностика новой АКБ

Подготовка к покупке новой аккумуляторной батареи позволит избежать многих проблем в дальнейшем.

Это касается процедуры замены по гарантии, а также выхода из строя источника питания после завершения гарантийного срока.

Правильная диагностика новой АКБ состоит из следующих этапов:

  • внешний осмотр – не стоит приобретать устройство, с момента изготовления которого прошло более двух лет;
  • контроль напряжения на клеммах мультиметром – результат должен составлять не ниже 12.6 В;
  • проверка нагрузочной вилкой – ответственные продавцы самостоятельно проводят операцию непосредственно перед покупателем.

Физиогномика

Иногда для диагностики батареи достаточно внимательно проверить, нет ли трещин или потеков. Особенно это актуально зимой, когда существует опасность замерзания электролита в незаряженной АКБ. Образовавшийся лед может изуродовать пластины и корпус батареи. Впрочем, в любое время года возможны механические повреждения АКБ — например, при ДТП. В таких ситуациях аккумулятор нужно немедленно заменить.

Мультиметром

Для контроля состояния АКБ мультиметром понадобится на приборе выбрать режим измерения постоянного напряжения. При этом предел измерения потребуется ограничить 20 В или ближайшим значением, в зависимости от конкретной модели используемого мультиметра.

7 способов опытного автоэлектрика, как самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля

Для выполнения замера напряжения потребуется конец щупа с красным проводом присоединить к плюсовой, а с черным к минусовой клемме аккумулятора.

Операции проводятся при полностью отключенном электрооборудовании.

При замере на остановленном моторе установлены следующие нормы:

  • 11.7 В – источник питания разряжен;
  • 12.1-12.4 – уровень заряда соответствует 50%;
  • 12.5-13.2 – заряд в норме.

Для замеров, проведенных на работающем двигателе, понадобится придерживаться следующих значений:

  • менее 13.4 В – напряжение снижено, батарее не хватает заряда, что обусловлено неисправностью генератора или окислением клемм;
  • 13.5-14.2 – норма;
  • более 14.2 – высокое напряжение, что указывает на разрядку АКБ. Также указанные значения фиксируются после длительного простоя автомобиля. При этом замер потребуется повторить по истечению 10-15 минут работы двигателя. Если показания нормализовались, то все в порядке. В противном случае следует проверить электрическое оборудование машины. Без устранения неисправности велика вероятность закипания электролита.

Пагубный образ жизни

golosovat.gif

Напряжение и плотность в норме, генератор исправен, механических повреждений нет, а батарея через пару недель после проверки всё же помирает — почему? Угробить исправную батарею зачастую помогает специфика езды в современном мегаполисе. Холодный энергозатратный пуск утром, затем — вялая толчея в городских пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений, вентиляция). Вечером всё повторяется. В таком режиме батарея получает от генератора энергии меньше, чем отдает. Тем более что на морозе она не принимает заряд, пока не прогреется, а потому постоянно разряжается, не получая почти ничего взамен. Хуже всего приходится автомобилям с наружным расположением аккумулятора: согреть беднягу некому и негде. Такую батарею, даже если она совсем новая, нужно время от времени снимать с машины и подзаряжать.

Счастливого пути и хорошего заряда!

  • Сколько протянет батарея без подзарядки? Мы поставили эксперимент и вот что выяснили.
  • Если есть возможность не менять аккумулятор, а просто его зарядить, стоит ею воспользоваться. Зарядки аккумулятора, провода прикуривания и другой зимний ассортимент — в нашем магазине.

Фото: depositphotos.com

Возможно ли проверить работоспособность без специальных приборов

Как проверить исправность аккумулятора автомобиля, если под рукой вообще нет никаких приборов? К сожалению, чудес не бывает, и оценить состояние «батарейки» голыми руками при помощи бубна и варёного яйца не удастся.

Бубен тут не поможетБубен тут не поможет

Единственный, более-менее реальный метод — попытаться запустить двигатель. Если стартер крутит бодро — всё отлично. Если с трудом — проблема. Вот такая точность в пол-лаптя, а эту проверку даже проверкой назвать сложно. Чего его проверять, если заводится? Сел и поехал. Можно, конечно, включить фары при заглушённом двигателе, посмотреть, как ярко светят, не тускнеют ли через пяток минут. Потускнели. Проблема. Причём после нашей «проверки» ещё и проблема завестись. Но опять-таки никакой точности. Яркость оцениваем на глаз, да ещё и при дневном свете. Ну и последний вариант — спросить у бортового компьютера. Если он достаточно умный, то ответит. Не особо умён – на нет и суда нет.

Вот мы и выяснили, как проверить состояние аккумуляторной батареи при помощи тестера, пары лампочек и нагрузочной вилки. Ничего сложного, с такой задачей справится любой автолюбитель.

Проверяем остаточную ёмкость аккумулятора

Если вы заметили некоторые ухудшение параметров, то можно проверить остаточную ёмкость аккумулятора. Такие измерения позволяет произвести прибор Lancol Micro-200. Он вычисляет оценку изношенности батареи и выводит основные показатели на экран. На фото ниже:

Тестер работоспособности аккумулятора Lancol Micro-200

Тестер работоспособности аккумулятора Lancol Micro-200

  1. SOH — работоспособность аккумулятора в процентах от максимальной ёмкости.
  2. SOC — заряд батареи.
  3. R — внутреннее сопротивление АКБ.

Можно рассчитать остаточную ёмкость и самостоятельно воспользовавшись формулами.

внутреннее сопротивление акумулятора

Внутреннее сопротивление акумулятора указанное в паспорте

Допустим, есть АКБ с током холодной прокрутки 420 ампер, ёмкостью 60 ампер/часов и внутренним сопротивлением 4,2 мОм (0,0042 Ом). Данные по сопротивлению можно взять в паспорте на АКБ.

Для начала нужно рассчитать фактическое сопротивление. Перед началом замеряем напряжение на АКБ, к примеру оно составило – 12,69 вольт. Берём лампочку с фары мощностью 50 Вт и подключаем её к батарее через амперметр. Ток составил 3,65 ампер. Напряжение при подключённой лампочке – 12,5 В.

Подставляем значения в формулу: R (факт)=(12,69(напр. без нагр.) – 12,5 (под нагрузкой))/3.65 А (ток лампочки). Получаем R (факт) = 0,052 Ом.

Так как сопротивление также зависит от внешней температуры. При 25 градусах это 100%, а при минус 20, например, 40% от нормы. Нужно рассчитать эталонное сопротивление:   Rэт = 0,0042*100 = 0,042 Ом.

Отсюда получаем C остат = 60*0,042/0,052 = 48,46 А/ч. Теперь посчитаем в процентах: 48,46/60*100%= 80%. Остаточная ёмкость аккумулятора — 80 процентов, что ещё неплохо.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.

Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!

Срок службы

Обычно срок службы аккумулятора при надлежащем уходе составляет 4–5 лет. Если своевременно проводить ТО, то он будет служить верой и правдой эти годы. Но бывает и при правильном ТО он может проработать и 6 – 7 лет.

На этот срок могут влиять многие факторы:

  • Качество изготовления. Как известно, дорогие бренды всё-таки работают дольше даже при меньшем уходе за ними.
  • Температурные условия эксплуатации. Как низкие, так и высокие температуры негативно отражаются на срок службы АКБ. Летняя высокая температура под капотом ещё больше провоцирует сульфатацию.
  • Работа генератора. Исправная работа реле напряжения продлит срок его работы.
  • Условия эксплуатации. Короткие поездки пагубно влияют на батарею.
  • Регулярное проведение технического обслуживания.

Аккумуляторы лучше работают на морозе, если они исправны и полностью заряжены.

Как ухаживать за АКБ

Чтобы избежать лишних неприятностей, следует регулярно проверять аккумулятор и уделять ему нужный уход. Для этого АКБ и его клеммы нужно содержать в чистоте, а при длительном простое разряжать/заряжать. При сильных морозах аккумулятор лучше забирать из под капота в более теплое место. Некоторые производители рекомендуют заряжать АКБ раз в 1-2 недели, мотивируя тем, что иногда потребление превышает самозаряд аккумулятора. Таким образом, проверка аккумулятора задача вполне посильная и необходимая для исправной работы автомобиля.

Автор: Иван Матиешин

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...