Как устранить неисправность датчика холостого хода ВАЗ 21099

На инжекторный ВАЗ 21099 (2109) устанавливается датчик холостого хода, для того чтобы ускорить прогрев холодного двигателя и уменьшить износ трущихся деталей

Конструктивное исполнение

Любой ДХХ обеспечивает приток воздуха внутрь движка, когда дроссельная заслонка в закрытом состоянии. Причем, если ранее датчик холостого хода карбюраторных ВАЗ 2109 функционировал, как запорный клапан, калиброванное отверстие которого могло быть только либо открытым, либо закрытым, то новый датчик холостого хода ВАЗ 2109 инжектор способен самостоятельно, в зависимости от положения дроссельной заслонки, снижать или повышать количество воздуха, который необходим в разные промежутки времени. Именно поэтому специалисты считают новое исполнение ДХХ не датчиком, а измерительным прибором, и с недавних пор он получил название регулятор холостого хода (далее — РХХ).

Регулятор холостого хода ВАЗ 2109 инжектор конструктивно напоминает миниатюрный модуль, в корпусе у него кроме шагового электродвигателя размещен шток с иглой, имеющей конусообразный наконечник.

Крепят РХХ к кожуху дроссельного узла двумя винтами.

Крепят рхх к кожуху дроссельного узла двумя винтам

Устройство также оснащено 4-х контактной фишкой, предназначенной для подключения устройства к ЭБУ автомашины.

Лада 2109 2003, двигатель бензиновый 1.5 л., 77 л. с., передний привод, механическая коробка передач — запчасти

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Архив объявлений

Смотрите все объявления в архиве

Расположение

Зная принцип действия датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор), нетрудно догадаться о месте его установки. На данном автомобиле он находится около дроссельной заслонки и датчика положения дросселя. Прибор фиксируется винтами на корпусе заслонки. В случае выхода из строя владелец автомобиля сможет без труда заменить его самостоятельно.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2109  (инжектор) : где находится, назначение, возможные неисправности и ремонт

Схема включения РХХ и его работа

Схема включения рхх

Подключается РХХ к управляющему контроллеру ЭБУ 4-х проводным жгутом через стандартный соединительный разъем.

Существующая электрическая схема не позволяет водителю влиять на работу РХХ, так как управляющий алгоритм работы контроллера перепрошивается исключительно на спецоборудовании.

Работает механизм РХХ по указанному ниже алгоритму:

  1. При повороте ключа зажигания происходит смещение штока регулятора в крайнее положение и калибровочное отверстие канала подкачки воздуха в дроссельном патрубке полностью закрывается .
  2. РХХ возвращает клапан в первичное положение, после начала считывания шагов. В этом место нахождении штока обеспечивается пуск мотора и начинается его работа в режиме ХХ.

    Важно! Базовое положение штока определяется прошивкой ЭБУ — так, к примеру оно равно 50 шагов для прошивок «Бош» , а для прошивки «Январь 5.1» составляет 120 шагов.

  3. При включенной передаче дроссельная заслонка открыта и РХХ в работе двигателя участия не принимает — положение клапана является закрытым, при том что шток с иглой неподвижны.
  4. Если силовой агрегат переходит в режим ХХ (что означает, что дроссельная заслонка закрыта), напряжение передается на шаговый электродвигатель.
  5. Игла немного открывает отверстие в клапане, после того как шток начинает движение.
  6. Обходным путем нужное количество воздуха движется в мотор (через приоткрытое отверстие дополнительного канала подкачки), не давая последнему заглохнуть.

Недостатком датчика холостого хода типа ВАЗ 2109 инжектор и схемы его подключения к ЭБУ является отсутствие системы самодиагностики. Водитель при сбоях и ошибках в работе не получит никакой полезной информации об этом. Сигнальная лампа «Check Engine» на приборной панели не загорится. Поэтому догадываться о неисправности регулятора водитель должен самостоятельно исходя из собственного анализа произвольно появляющихся косвенных признаков, сказывающихся на работе мотора.

Схема включения ДХХ

Регулятор холостого хода подключается единственным четырехжильным кабелем. Провод датчика холостого хода ВАЗ-2109 соединен с ЭБУ. Такая проводка создает определенные проблемы при попытке диагностики датчика своими руками. Не получится просто взять и подать напряжение на клемму для проверки: ЭБУ подает напряжение к обмоткам шагового мотора в импульсном режиме. Поэтому проверка мультиметром в случае неисправности не очень эффективна.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2109  (инжектор) : где находится, назначение, возможные неисправности и ремонт

Лада 2109 1992, 71 л. с. — самостоятельный ремонт

Комментарии 6

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Зря все это, надо было просто заменить систему хх если та ваышла из строя, но скорей всего просто почистить и отрегулировать карб САМОМУ.

Калхоз не калхоз незнаю, но у меня в машине есть еще проблемы и решать каждый раз эту нет смысла… на счет настройки карба езжу к карбюраторщикам не умею настраивать.

По моему это колхозное решение этой проблемы. Карбюратор надо настраивать. Ты пробовал крутить винт качества, он тоже влияет на хх. Может у тебя даже глючная система эпхх.

Признаки неисправности

Данный элемент отвечает за работу мотора на холостом ходу, а значит, любая его неисправность повлияет на стабильность ХХ. Среди основных симптомов выхода из строя HPP можно выделить:

  • неустойчивый холостой ход;
  • падение оборотов коленчатого вала при включении дополнительных элеткропотребителей;
  • отсутствие повышенных прогревочных оборотов при холодном запуске силового агрегата;
  • остановка ДВС при выключении или переключении передачи.

Данные симптомы не всегда будут являться причиной неисправности датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор), так как такие же признаки будут и при выходе из строя ДПДЗ. Но в случае проблем с датчиком положения дроссельной заслонки загорится лампа «Проверьте двигатель». Так как РХХ, или датчик холостого хода, не имеет собственной диагностической системы, то при этих же симптомах лампа гореть не будет.

Демонтаж РХХ

Демонтируют регулятор следующим образом:

  1. Блокируют автомашину ручным тормозом или противооткатными колодками.
  2. Снимают клеммы с аккумуляторной батареи (АКБ).
  3. Отключают соединительный разъем от РХХ.
  4. Очищают место вокруг РХХ от загрязнений.
  5. Откручивают 2 крепежных винта.

Демонтаж рхх

Проделав все эти операции, регулятор вынимают из установочного гнезда.

Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ

Проверяют работоспособность регулятора следующим образом:

  1. Подключают АКБ к бортовой сети автомобиля и, удерживая РХХ в руках, ставят на место колодку питания.
  2. Включают зажигание. При этом шток регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться обратно на определенное расстояние.  Если РХХ действует именно так, то он работоспособен. В противном случае он подлежит замене.

Иногда работоспособность регулятора восстанавливается после очистки пружины, клапанного отверстия и иглы.

Чистят РХХ очистителем типа WD-40.  При этом разборки устройства не потребуется — достаточно обработать растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает также брызнуть очистителем внутрь канала ХХ, что позволит очистить от загрязнений отверстие клапана. Как только очиститель высохнет, заново проверяют работоспособность регулятора и только после этого принимают решение о целесообразности его замены.

ВАЖНО! Перед установкой вновь приобретенного или отремонтированного РХХ рекомендуется:

Удостовериться в соответствии изделия прошивке ЭБУ автомобиля; проверить работоспособность; смазать пружину и шток консистентной смазкой.

Выбирая РХХ ВАЗ2109 инжектор, избегайте приобретения, контрафактной продукции. Подделку отличают следующие признаки:

  • информация на упаковке не позволяет определить изготовителя;
  • желтый цвет стикера на корпусе изделия;
  • темный наконечник запорной иглы;
  • тонкое уплотняющее кольцо.

Отличить датчик старого образца (справа) от датчика нового образца (слева) поможет и приведенный ниже рисунок:

Отличить оригинал от подделки

Как проверить датчик мультиметром

С помощью мультиметра продиагностировать датчик холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор) можно двумя способами: вначале проводят измерение в режиме омметра, затем — в режиме вольтметра.

Если замкнуть контакты на штекере C-D и A-B, то мультиметр должен показать сопротивление в пределах 40-80 Ом. Если замыкать щупами контакты D-C и A-D, то мультиметр на исправном РХХ покажет бесконечность.

В режиме вольтметра напряжение на датчике при включенном зажигании должно составлять 12-20 В.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2109  (инжектор) : где находится, назначение, возможные неисправности и ремонт

Датчик детонации

Любой автомобилист знает, что хорошая правильная работа двигателя зависит от оптимально подобранных углов опережения зажигания, в идеале они под каждый режим работы двигателя свои. Для этого и существует ЭБУ, в основную задачу которого входит выставлять эти углы как можно идеальнее с помощью датчика детонации. Именно он может точно определить, что угол опережения зажигания выставлен неправильно. В программе ЭБУ прописано задавать по возможности большой угол опережения зажигания, чтобы не дать мотору уходить в зону детонации.

Если датчик детонации ВАЗ 21099,210115, других марок авто выходит из строя, то мотор начинает перерасходовать топливо, перегреваться и троить, у него пропадает тяга и сильно изнашивается ГРМ. Сломанным считается тот датчик детонации ВАЗ 21099, инжектор которого начинает выдавать такие фокусы:

Купить датчик детонации ВАЗ 21099 можно в любом автомагазине по цене до 200 рублей, или установить волговский, компании «Бош», который стоит до 500 рублей и имеет непревзойденное качество.

Источники

  • http://luxvaz.ru/vaz-2109/351-zamena-datchika-holostogo-hoda.html
  • http://masteravaza.ru/elektroprovodka-i-elektrooborudovanie/datchiki/zamena-datchika-holostogo-hoda-vaz-2109-inzhektor-211
  • http://expertvaz.ru/21099/inzhektor-datchik-holostogo-hoda.html
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...