Подробное описание и расшифровка всех электрических схем, используемых на автомобилях ВАЗ 2101.
Катушка зажигания
Катушка — герметичная с магнитопроводом разомкнутого типа, внутри наполнена маслом для трансформаторов. Модель ее — Б.117А. Корпус данного элемента – алюминиевый, сверху герметично закрыт пластиковой крышкой.
Наименования обозначений
1.Керамический изолятор10.Корпус2.Корпус11.Клемма подключения питания3.Изоляционная специальная бумага12.Пружина контактная4.Первичная обмотка13.Корпус первичной обмотки5.Вторичная обмотка14.Наружная изоляция первич. обмотки6.Изоляция15.Монтажный хомут7.Клемма первич. обмотки16.Магнитопровод внешний8.Винт контактный17.Сердечник9.Клемма для центрального провода
Катушка зажигания ВАЗ-2101 – это по сути двухобмоточный трансформатор:
- первичная обмотка на 300-400 витков (сечение провода — 0.7-0.8 мм.),
- вторичная обмотка — на 20-30 тысяч витков (сечение провода — 0.1-0.7 мм).
Принцип действия катушки
При размыкании контактов трамблера магнитный поток, создаваемый АКБ, резко снижается. Проходя магнитопровод и обмотки электромагнитный поток создает ЭДС самоиндукции в 200-300 В на первичной обмотке и свыше 10 кВ — на вторичной. Напряжение вторичной обмотки и подается на свечи для создания искры.
Схема зажигания ВАЗ 2101. Подключения зажигания ВАЗ 2101
Схема зажигания ВАЗ 2101 довольно проста и ничем особо не отличается от схемы других классических моделей ВАЗ.
Контактная схема зажигания ВАЗ 2101
Расшифровка контактной схемы зажигания:
- Генератор.
- Замок зажигания.
- Трамблер.
- Кулачок трамблера.
- Свеча зажигания.
- Катушка зажигания.
- Аккумулятор.
Электрооборудование ВАЗ 2101
Схема копейки по частям:
1 – фары 2101;
2 – передние указатели поворота;
3 – боковые указатели поворота;
4 – аккумуляторная батарея;
5 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
6 – реле включения ближнего света фар;
7 – реле включения дальнего света фар;
8 – генератор;
9 – стартер;
10 – подкапотная лампа;
11 – свечи зажигания;
12 – датчик контрольной лампы
давления масла;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – звуковые сигналы;
15 – распределитель зажигания;
16 – моторедуктор стеклоочистителя;
17 – датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости;
18 – катушка зажигания;
19 – электродвигатель омывателя
ветрового стекла;
20 – регулятор напряжения;
21 – электродвигатель отопителя;
22 – лампа освещения вещевого ящика;
23 – добавочный резистор
электродвигателя отопителя;
24 – штепсельная розетка для
переносной лампы;
25 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
26 – выключатель сигнала торможения;
27 – реле-прерыватель укзателей
поворота;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – блок предохранителей;
30 – реле-прерыватель контрольной
лампы стояночного тормоза;
31 – реле стеклоочистителя;
32 — переключатель электродвигателя отопителя;
33 – прикуриватель;
34 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
35 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
36 – плафоны ВАЗ-2101;
37 – выключатель зажигания;
38 – комбинация приборов;
39 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
40 – контрольная лампа дальнего света фар;
41 – контрольная лампа наружного освещения;
42 – контрольная лампа указателей поворота;
43 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
44 – контрольная лампа давления масла;
45 – контрольная лампа стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости;
46 – указатель уровня топлива;
47 – контрольная лампа резерва топлива;
48 – лампа освещения комбинации приборов;
49 – переключатель света фар;
50 – переключатель указателей поворота;
51 – выключатель звукового сигнала;
52 – выключатель омывателя ветрового стекла;
53 – переключатель стеклоочистителя;
54 – выключатель наружного освещения;
55 – выключатель освещения приборов;
56 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
57 – лампа освещения багажника;
58 – задние фонари;
59 – фонарь освещения номерного знака;
60 – фонарь света заднего хода
Электросхема в полный размер (для печати):
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
В БСЗ вместо прерывателя начали использовать бесконтактные датчики, которые позволяют за мгновение определить частоту вращения коленчатого вала и угол его положения.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Катушка
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества |
Особенности |
СЗ работает с датчиком Холла |
Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы |
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами |
Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится |
Не нужно регулировать положение контактов |
Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109 |
Минимальные механические взаимодействия деталей |
Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания |
Энергия в свечи постоянно повышенная |
Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля |
Экономичность и экологичность |
Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО |
Стабильный запуск холодного двигателя |
Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью. |
Схема
Какое зажигание лучше: бесконтактное или контактное?
Контактные зажигания устарели, но все же используются в старых автомобилях. На заднеприводных моделях Ваз бесконтактное впервые установили на 2107.
Разберем отличия контактного от бесконтактного зажигания:
Преимущества бесконтактного зажигания:
- так как в распределителе нет контактной группы, искрообразование происходит четко;
- высокий срок эксплуатации катушки;
- при средних оборотах мотора БСЗ создает искру в 4 раза мощнее, чем контактное зажигание. Это особенно полезно, если свечи загрязнились, так как искра все равно будет вырабатываться;
- отлично выполняет свои функции даже в мороз;
- если напряжение в электросети низкое, то искрообразование все равно будет происходить;
- благодаря мощной стабильной искре свечей, воспламенение топливно-воздушной смеси происходит быстрее;
- если установлен БСЗ, то уменьшается расход топлива и повышается мощность мотора;
- улучшается динамика разгона автомобиля;
- БСЗ легче обслуживать, потому что в устройстве нет подвижных деталей.
ВВ провода
Высоковольтные провода, или, как их ещё называют, свечные, отличаются от всех остальных, установленных в автомобиле. Назначение этих проводов — передавать и выдерживать проходящее по ним напряжение к свечам зажигания и защищать от электрического заряда другие элементы транспортного средства.
Свечные провода обеспечивают соединение катушки зажигания, трамблёра и свечей
Неисправности
Появление проблем с ВВ проводами сопровождается следующими характерными признаками:
- проблемный запуск мотора из-за недостаточного напряжения на свечах;
- выстрелы при пуске и вибрации во время дальнейшей работы мотора;
- нестабильная работа на холостых оборотах;
- периодическое троение двигателя;
- появление помех при работе магнитолы, которые меняются при изменении оборотов мотора;
- запах озона в подкапотном пространстве.
Основными причинами, которые приводят к появлению проблем с проводами, являются износ и старение изоляции. Расположение проводов вблизи двигателя приводит к температурным перепадам, особенно в зимнее время, в результате чего изоляция постепенно трескается, внутрь попадает влага, масло, пыль и пр. При достижении трещин токопроводящей жилы, ВВ провод может быть пробит на массу, а искра на свечу попросту не дойдёт. Кроме этого, провода часто выходят из строя в местах соединения центрального проводника и контактных разъёмов на свечах либо катушке зажигания. Чтобы избежать механических повреждений, провода должны быть правильно уложены и закреплены специальными хомутами.
Одной из неисправностей высоковольтных проводов является обрыв
Как проверить
Для начала следует визуально осмотреть кабели на предмет повреждений изоляционного слоя (трещины, сколы, оплавления). Внимание следует также уделить контактным элементам: на них не должно быть следов окисления или нагара. Проверку центральной жилы ВВ проводов можно выполнить с помощью обычного цифрового мультиметра. При диагностике выявляют обрыв проводника и измеряют сопротивление. Процедура состоит из следующих действий:
- Снимаем свечные провода.
Стягиваем со свечей резиновые колпачки с проводами
- Выставляем на мультиметре предел измерения сопротивлений 3–10 кОм и прозваниваем последовательно провода. При обрыве токоведущей жилы сопротивление будет отсутствовать. Исправный кабель должен показать около 5 кОм.
Исправные свечные провода должны иметь сопротивление около 5 кОм
Сопротивление проводов из комплекта не должно отличаться более чем на 2–3 кОм.
Я проверяю провода на повреждение и пробой искры следующим образом: в тёмное время суток завожу мотор и открываю капот. Если искра пробивает на массу, то это будет отчётливо видно, особенно во влажную погоду — будет проскакивать искра. После этого без труда определяется повреждённый провод. Кроме того, однажды я столкнулся с ситуацией, когда двигатель начал троить. Я начал проверку со свечей, поскольку провода были заменены недавно, но дальнейшая диагностика привела к неисправности именно в кабеле — на одном из них не было контакта с самой клеммой, соединяющей проводник со свечой. После восстановления контакта двигатель заработал ровно.
Видео: проверка ВВ проводов
Какие поставить
При выборе и покупке высоковольтных проводов следует обращать внимание на их маркировку. Производителей рассматриваемых элементов существует немало, но предпочтение лучше отдавать следующим:
- BERU;
- NGK;
- PARTS-MALL;
- AMD;
- Bremi;
- Tesla Technics.
Сегодня предлагается большой выбор свечных проводов, но предпочтение лучше отдавать известным производителям
В последнее время всё больше автовладельцев предпочитают приобретать силиконовые ВВ провода, которые отличаются более высокой прочностью и защитой внутренних слоёв от воздействия высоких температур, истирания, агрессивных химических веществ.
Основные проблемы в работе классической системы зажигания
Хотя этот узел автомобиля ВАЗ достаточно надежен, мало кто из владельцев этих автомобилей не сталкивался с проблемами в его работе. Основным недостатком этого типа системы зажигания является его конструкционная особенность, а именно — наличие в конструкции распределителя контактных механизмов. Наиболее часто наблюдается чрезмерный износ прерывательного кулачка или самих контактов, их окисление, потеря упругости прижимной пружины, выход из строя опорного подшипника. Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что эта система достаточно устаревшая морально и может быть заменена более эффективной бесконтактной системой зажигания, особенности которой и будут рассмотрены ниже.
Свечи зажигания
На ВАЗ-2101 применялись советские свечи марки А17ДВ, но сейчас, когда рынок заполнен качественными марками зарубежного производства, легко можно выбрать свечи с намного лучшими характеристиками, главное не попасться на китайскую подделку.
Конструктивные особенности свечей
Длина резьбовой части свечи — 19 мм, с шагом 1,25. Шестигранная часть (под свечной ключ) сделана с размером 20,8 мм.
Допустимый зазор между электродами свечи проверяется щупом. По книжке при контактной системе, зазор свечи ВАЗ 2101 должен соответствовать 0,5 – 0,6 мм.
Как выставить зажигание на ВАЗ 2101
Неправильное выставление момента зажигания может привести к сбоям в работе системы двигателя, уменьшению его показателей мощности и увеличению расхода топливного ресурса. В случае возникновения неисправности можно обратиться в автомобильный сервис или выполнить ремонт самостоятельно. Ниже будет приведена инструкция как выставить зажигание ВАЗ 2101. Рекомендации также справедливы для ВАЗ 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 («NIVA»).
Для работы потребуются:
- ключи (рожковый на 13 миллиметров, накидной на 13, для выкручивания свеч);
- лампочка (двенадцать Вольт);
- спецключ на 38 миллиметров.
Выставление системы выполняется с использованием трёх меток, расположенных на поверхности крышки газораспределительного механизма. Каждая отметка показывает угол опережения: на 0, 5 и 10 градусов. Чтобы определить мёртвые точки на верху, необходимо учитывать соответствующую отметку на ободке шкива.
1 — 10ͦ; 2 — 5ͦ; 3 — 0ͦ; 4 — метка на шкиве
Этапы настройки выглядят следующим образом:
- Выставить авто на стояночный тормоз.
- Установить, препятствующие движению, упоры под задние колёса.
Важно! Не стоит пренебрегать подготовительными этапами, так как от этого зависит не только комфорт работы, но и безопасность мастера и окружающих.
3. Открутить свечу 1-го цилиндра. Затем, заткнуть отверстие соответствующего размера пробкой (можно использовать палец).
4. Прокрутить коленный вал до такта сжатия в цилиндре (должна выскочить установленная пробка или возникнуть давление на палец). В данной операции используется ключ на 38.
5. Прокручивать коленный вал мотора до тех пор, пока отметка на шкиве не совпадёт с нужной чёрточкой на газораспределительном механизме.
6. Внимательно отсоединить фиксирующие элементы пластмассовой крышки трамблера и снимаем её.
7. После проворачивания коленного вала ротор трамблера должен размещаться так, чтобы его внешний контакт располагался в направлении 1-го цилиндра мотора.
Направление на свечу первого цилиндра
Если направление оказалось неправильным:
- выкрутить крепёж трамблера и, совершая вращение оси ротора, выставить его таким образом, чтобы он был направлен параллельно мотору;
- закрутить гайку крепления (совсем не зажимать).
8. Подключить лампочку 12 Вольт (вольтметр): 1-й проводник подключить к клемме низкого напряжения катушки зажигания, а 2-ой – к «массе».
9. Включить зажигание и плавно прокручивать распределительное устройство вправо. Прокручивать его нужно до тех пор, пока подсоединенная лампочка не прекратит гореть. Если при активации зажигания лампочка не горит, значит в данной процедуре нет необходимости.
10. Крутить распределительное устройство в правую сторону и в ту секунду, когда начинает гореть лампочка, затянуть гайку крепления до конца.
11. Установить крышку трамблера на место.
Проверка правильности зажигания
После проделанных этапов, необходимо проверить работу системы зажигания.
Для этого нужно:
- завести авто и тронуться с места;
- выполнить разгон машины до 50 километров в час, включить четвёртую передачу и резко надавить на педаль акселератора. Затем, появится детонация мотора, которая будет уменьшаться (и потом вообще пропадёт) по мере увеличения скорости авто.
Могут быть два типа проблем:
- Детонация мотора возникла, но в течение увеличения скорости автомобиля не пропала (считается, что включено ранее зажигание). В этой ситуации распределительное устройство нужно повернуть на половину или одно деление вправо.
- Детонация вообще не возникла – зажигание позднее. Для устранения такой проблемы нужно распределительное устройство повернуть на половину или одно деление влево.
Как видно, выставление зажигания на ВАЗ 2101 выполняется достаточно просто. Однако, при возникновении трудностей или дополнительных вопросов, лучше обращаться в сертифицированные автосервисы за консультацией.
ДТП в России
-
07.30.19
-
07.30.19
-
07.30.19
-
07.29.19
-
07.29.19
-
07.29.19
Момент искрообразования
Искрообразование в системе зажигания ВАЗ 2109 происходит следующим образом:
- Вал распределителя зажигания вращаясь одновременно вращает и экран с прорезями, который имеет форму цилиндра, и частично его внутренняя поверхность состоит из металла. Вращаясь данный экран образует электромагнитное поле.
- Наибольший сигнал датчика образуется тогда, когда в зазоре микропереключателя появляется металлическая часть экрана, а наименьший сигнал датчика образуется тогда, когда в рабочем зазоре металлическая часть экрана отсутствует.
- Момент перепадов уровней сигналов от большего к меньшему длится всего от 1 до 5 микро секунд и в это время происходит искрообразование.
Безусловно процесс искрообразования проходит сложнее и во многом зависит от геометрии прорезей экрана, но описывать сложные физические процессы здесь нет смысла, так как они многим людям будут не понятны.
Замок зажигания ВАЗ 2101
Включает в себя корпус с замковым механизмом, противоугонный механизм и контактную часть.
При поломке замкового механизма или противоугонного механизма замок заменяется полностью. Контактная же часть крепиться стопорным кольцом в корпусе, и при неисправности ее можно заменить отдельно.
Статья в тему — Устройство и замена замка зажигания
Бесконтактный трамблёр
Распределитель зажигания ВАЗ 2101 бесконтактного типа практически ничем не отличается от контактного за исключением того, что вместо механического прерывателя используется датчик Холла. Такой механизм является современным и более надёжным, поскольку нет необходимости постоянно регулировать расстояние между контактами. Конструктивно датчик расположен на валу распределителя и выполнен в виде постоянного магнита с экраном и прорезями в нём. При вращении вала отверстия экрана проходят через паз магнита, что приводит к изменениям в его поле. Посредством датчика считываются обороты вала трамблёра, после чего информация поступает на коммутатор, преобразующий сигнал в ток.
Бесконтактный трамблёр считается более современным и надёжным устройством
Диагностика
Бесконтактный распределитель зажигания проверяется таким же образом, как и контактный, за исключением самих контактов. Вместо них внимание уделяют датчику Холла. Если с ним возникают неполадки, мотор начинает работать нестабильно, что проявляется в виде плавающих холостых оборотов, проблематичного запуска, а также подёргивании при разгоне. Если датчик полностью выйдет из строя, то двигатель запустить не удастся. В то же время проблемы с этим элементом возникают нечасто. Явным признаком поломки датчика Холла является отсутствие искры на центральном контакте катушки зажигания, поэтому ни одна свеча работать не будет.
Датчик Холла выходит из строя не очень часто, а если это произошло, то выявить неисправность можно по отсутствию искры
Проверить деталь можно путём её замены на заведомо исправную либо посредством подключения вольтметра на выход элемента. Если он оказался рабочим, то мультиметр покажет 0,4–11 В.
Проверить датчик Холла можно мультиметром, подсоединив прибор на выход устройства
Много лет назад я установил на своё авто бесконтактный распределитель, после чего практически забыл, что такое трамблёр и проблемы с зажиганием, поскольку отпала необходимость в периодической зачистке контактов от подгорания и регулировке зазора. Настраивать зажигание приходится только в том случае, если проводятся какие-либо ремонтные работы с двигателем, что случается довольно редко. Что касается датчика Холла, то за всё время эксплуатации бесконтактного устройства (около 10 лет) он не менялся ни разу.
Аккумуляторная батарея
Применяется аккумулятор любой марки со стандартными параметрами, а именно 6СТ – 55Ач, что означает:
- 6 – количество соединенных последовательно аккумуляторов (банок),
- СТ – стартерный,
- 55Ач – емкость батареи.
Установка электронного зажигания на видео на классические автомобили ВАЗ 2101-2107.
В этом видео ражжеваны все нюансы.
Как отрегулировать бесконтактное зажигание
Перед настройкой зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107, надо немного прогреть двигатель, не давая ему заглохнуть.
Отрегулировать можно либо на слух, либо с помощью специального прибора, который называется стробоскоп для установки зажигания.Стробоскоп — это прибор, с помощью которого даже новичок может правильно выставить зажигание. Подробнее по настройке зажигания страбоскопом смотрите на видео.