Каким способом можно определить уровень масла в АКПП?

Команда AKPPHELP занимается ремонтом АКПП, вариаторов и роботизированных (DSG) трансмиссий с гарантией и по низкой цене. Мы так же рассказываем о ремонте автоматических коробок передач своими руками, о их неисправностях и делимся руководством по эксплуатации и мануалами.

Ищем щуп проверки жидкости АКПП

В зависимости от производителя на автомобиль устанавливаются разные типы автоматических коробок передач. И расположение щупов тоже разное. Рассмотрим несколько вариантов.

Необслуживаемые АКПП | Как замерять уровень?

Вариант первый. Некоторые современные модели вообще не имеют щупа как такового. Вместо него устанавливается контрольная пробка. В основном это касается так называемых необслуживаемых агрегатов. Производитель подразумевает, что жидкость АКПП не потребует замены весь срок службы машины, поэтому контролировать уровень необязательно. Проверяется количество масла в трансмиссии лишь при очередном ТО, которое, как полагают все те же инженеры производителя, осуществляется специалистами на сервисных станциях. Поэтому при покупке или прохождении первого техобслуживания поинтересуйтесь у мастера, есть ли на вашей коробке щуп АКПП, а если есть, то где он расположен.

Контрольная пробка АКПП

Контрольная пробка АКПП

  • Как заменить масло в АКПП своими руками?

А как же все-таки проверить уровень на необслуживаемых коробках, если есть подозрения, что масла недостаточно? Для этого нужно прогреть авто, пока температура масла в КПП не достигнет примерно 40 градусов. Затем в поддоне выкручивается пробка заливной горловины. Не волнуйтесь насчет того, что все масло выйдет наружу. Емкость оборудуется системой перелива, то есть от дна до верхнего уровня установлена трубка, через которую должны выходить излишки. В нашем случае при норме должно вытечь лишь небольшое количество масла, попавшее в трубку во время езды. Если масло не вытекает, нужно его долить, пока не начнет появляться. Все. Норма. Закручиваем пробку. 

Контрольная пробка акпп

Обслуживаемые АКПП | Где расположен щуп?

Вариант второй. Все щупы, как правило, имеют яркую (желтую, белую, красную) окраску рукоятки. Если смотреть под капот (встать против движения машины), то слева будет располагаться щуп проверки уровня масла двигателя. Искомый нами щуп коробки передач будет по правую руку, ближе к задней части двигателя, передней стенке моторного отделения.

  • Схемы автоматических коробок передач

Варианты расположения щупа АКПП

расположение щупа АКПП

Где находится щуп акпп

Как найти щуп акпп

Вариант третий. Оба щупа расположены с одной стороны. Тогда желтым цветом будет отмечен щуп проверки масла силового агрегата, а красным – щуп проверки жидкости трансмиссии. 

Изитрон – где масло смареть и када менять!?

собсно, сабж.
думаю так: раз изик – механика, а там раз в 90 тыщ можно менять (не раз такое слышал), то стоит ли мне волноваться при пробеге 45 тыщ, ведь изик не совсем механика…
да и еще, тут народ говорит про “жидкость” в изике и про “масло” типо это разные вещи и все такое – чет я ваще в непонятках.
Плиз разъясните.

Теоретическая часть

kak opredelit uroven masla v akppПроверка уровня смазочного материала

Своевременная проверка уровня смазочного материала автоматической коробки, влияет на защиту внутренних механизмов агрегата от износа. При проведении измерений по ошибочной методике вы получите неправильные результаты. Перед началом работ, ознакомьтесь с инструкцией по обслуживанию автомобиля. В ней указано наличие или отсутствие щупа для замеров, а также последовательность правильной проверки уровня жидкости в АКПП.

При нагревании трансмиссионная смесь расширяется. Обратите внимание на температуру масла, при которой выполняются замеры, большинство производителей рекомендует прогреть автомобиль перед началом измерений 20 минут, чтоб смазочный материал нагрелся до температуры 600С. Есть заводы, указывающие, что замеры выполняются при нагретой смеси до 900С. Рекомендации завода-производителя нельзя игнорировать ведь для разных видов АКПП применяется смазочный материал с определенной вязкостью, соответствующий конструктивным особенностям агрегата, очевидно: скорость нагревания различных типов масел отличается.

Опытные водители знают еще один нюанс: к большой погрешности полученных замеров приводит наличие в коробках автомат большого количества полостей, внутри которых смазочный материал может скапливаться, поэтому чтобы получить правильные измерения нужно проверять уровень масла несколько дней с интервалом, 1-2 суток, затем высчитать среднее арифметическое. Контрольные замеры позволяют более точно проверить уровень жидкости КПП.

Перед проверкой уровня масла АКПП необходимо определить тип коробки. Для этого загляните под капот авто или посмотрите в инструкции к машине. Щуп, как правило, заканчивается яркой ручкой.  Если ручка под капотом одна, отсутствует второй щуп, выполнить замеры уровня смазочного материала в КПП можно выкрутив контрольную пробку коробки.

Посмотрите видео том, как проверять уровень смазочного материала в АКПП:

Чем опасен неверный уровень масла в АКПП

Часто умы бывалых водителей, взращенные на советском автопроме, засорены множеством стереотипов, которые неприменимы к современным высокотехнологичным автомобилям. Например, существует такое убеждение: кашу маслом не испортишь. То есть применимо к коробке передач это означает, что лучше залить с избытком, чем немного недолить.

На самом деле в современных автоматах трансмиссионной жидкости должно быть ровно столько, сколько указано на щупе или ограничено контрольной вставкой, вмонтированной в поддон. Рассмотрим подробно, чем опасен уровень масла в АКПП, не соответствующий техническим требованиям.

Пониженный уровень, особенно после того, как масляный насос нагнетет в систему воздух, довольно быстро отразится на эксплуатационных свойствах автомобиля. Воздушные пробки в гидротрансформаторе приведут к искажению в передаваемом крутящем моменте, а также вызовут перегрев всей АКПП.

заливка масла в АКПП

Это приведет к ускорению процесса окисления трансмиссионной жидкости и ее преждевременной деградации. На практике это может выражаться в плавающих оборотах двигателя под нагрузкой из-за некорректной работы гидротрансформатора, рывках или глухом прерывистом шуме.

Также воздушные пробки в управляющих магистралях приведут к замедленному или некорректному замыканию и размыканию фрикционов. Воздух в системе отрицательно будет влиять не только на скорость работы гидроклапанов, но и на их долговечность.

На практике наличие воздуха в управляющем контуре приведет к следующим последствиям:

  • замедленное включение передач;
  • скачкообразный переход с одной передачи на другую, сопровождающийся характерным рывком автомобиля;
  • буксование фрикционов со всеми вытекающими последствиями (вой коробки, падение мощности и максимальной скорости, ускоренный износ планетарных механизмов и фрикционных соединений, перегрев АКПП).

акпп в разрезе, основные рабочие элементы
Избыточное количество рабочей жидкости не менее опасно. Как правило, это проблема появляется при неквалифицированном обслуживании коробки. Часто, после полной или частичной замены, автомеханики забывают проверять масло в АКПП, или измеряют его уровень неправильно.
Избыток смазывающей жидкости приводит к ее чрезмерному захвату и разбрызгиванию вращающимися планетарными механизмами и, как следствие, интенсивному вспениванию. В магистраль попадают пузырьки воздуха. А это приводит к описанным выше для недостаточного количества масла последствиям.

Последствия перелива масла

Если масло было перелито в небольшом количестве, сильно переживать не стоит, нужно лишь как можно быстрее слить его до необходимого уровня, однако если перелив слишком большой, то могут возникнуть весьма неприятные последствия, такие как:

Перелитое масло под действием температуры может попадать на сальники, вследствие чего они начинают работать в режиме малого потребления, что, в свою очередь, быстро приводит к их износу;

Также масло может попадать на свечи зажигания, что может привести к проблематичности в зажигании, а из-за этого могут перестать работать даже цилиндры зажигания;

Масло для АКПП может попадать и на датчик расхода воздуха, вследствие чего значительно увеличивается непосредственно сам расход топлива;

Из-за перелитого масла вся масляная система начинает работать «на износ», вследствие чего срок эксплуатации может значительно снижаться;

Также из-за излишнего количества масла в нем могут образовываться некоторые частицы воздуха, способные притягивать к себе частицы грязи, что может негативно сказаться на работе и картера.

Стоит запомнить, что процесс выкипания масла в автоматической коробке передач достаточно долгий, поэтому не тяните с ремонтом, сразу обращайтесь за помощью к квалифицированным мастерам автослесарной мастерской, чтобы на ранних стадиях определить негативный эффект от перелитого масла и иметь возможность все исправить.

Какой объем масла должен быть в коробке

Уровень масла в коробке автомат различается и зависит от характеристик автомобиля, поэтому смотрите мануал на авто. Такая информация всегда присутствует в документации.

В практическом смысле имеет прикладного значения, как много масла должно находиться в АКПП. Это справочная информация. Важно лишь поддержание уровня рабочей жидкости согласно имеющимся средствам измерения.

Низкий уровень масла в АКПП

Если рассматривать именно объем жидкости ATF в автоматах, то здесь есть два показателя, которые применяются при техническом обслуживании:

  • объем, требуемый для частичной замены;
  • объем, необходимый для полной замены (причем нужно не забывать, что тот объем масла, который изначально залит в трансмиссию, не соответствует тому количеству, которое требуется для полного обновления).

Существует довольно много материала о том, как достоверно проверить уровень масла в АКПП после полной или частичной замены. Причем методики в каждом отдельно взятом случае могут отличаться.

Щуп с отметками COLD и HOT

К общим рекомендациям можно отнести следующее:

  • предварительная прогонка масла по системе путем переключения селектора во все имеющиеся положения;
  • разогрев системы до необходимой температуры.

После выполнения дополнительных действий, указанных в технической документации, можно точно оценить уровень трансмиссионной жидкости в автоматической КПП.

Последствия эксплуатации машины при снизившемся уровне жидкости в коробке-автомате

Для автовладельцев-новичков единственным методом выявления пониженного уровня масла является проверка его критериев с помощью вышеописанного регламента. Однако опытные водители определить низкий уровень масла АКПП могут даже по поведению и реакции машины на дороге, опираясь на следующие симптомы:

  • ухудшение управляемости транспортного средства;
  • появление нехарактерных звуков со стороны трансмиссионных узлов;
  • пониженное реагирование машины на переключение передач.

Эти обстоятельства информируют водителя о том, что в АКПП низкий уровень масла, соответственно требуются его доливка до нормы или замена смазочной жидкости, если машина длительный период эксплуатировалась в режиме масляного голодания трансмиссионных узлов.

Почему так опасны ситуации, когда уровень эмульсии в коробке ниже нормы? Дело в том, что в системе циркуляция жидкости обеспечивается путём её прокачки с помощью масляного насоса. Если присутствует дефицит жидкости в системе, насос начинает захватывать вместе со смазкой воздух, прогоняя его по системе. Последствием такого прецедента является сжатие масла под давлением воздуха, что выливается в некачественное смазывание контактирующих деталей и возникновение огромной численности металлической стружки в жидкости, которую не успевают отсеивать специальные магнитные элементы. Загрязнённое масло, циркулируя по системе, не справляется со своими задачами, что приводит к деформации и износу трудящихся рабочих узлов.

Метод без щупа

Если щуп КПП отсутствует, проверить уровень жидкости внутри коробки невозможно, его можно только выставить.

Коробки автомат такого типа имеют систему перелива, состоящую из таких элементов:

  • контрольной пробки;
  • сливной трубки.

kak opredelit uroven masla v akppРисунок 2. Дренажная трубка и контрольная пробка.

Посмотрите рисунок 2, на нем изображено:

  1. Заливное отверстие;
  2. Корпус АКПП;
  3. Контрольная пробка;
  4. Дренажная трубка.

kak opredelit uroven masla v akppРисунок 3. Конструкция коробки автомат без щупа.

Высота дренажной трубки (поз.4) определяет норму масла, залитого в коробку. Если выкрутить контрольную пробку (поз.3), то начнет течь избыточное масло, находящееся выше уровня верхнего отверстия дренажной трубки. Указанная система позволяет защитить коробку от перелива смазочного материала, но она достаточно неудобна при обслуживании.

Для проверки уровня трансмиссионной смеси в АКПП данного типа воспользуйтесь алгоритмом:

  1. Прогрейте жидкость в коробке для этого проедьтесь на авто 13-25 километров.
  2. Загоните машину на яму или эстакаду, авто должно находиться в горизонтальном положении.
  3. Установите селектор на режим «Паркинг».
  4. Медленно открутите контрольную пробку. Из нее вытечет немного смеси, попавшей в дренажную трубку при работе КПП. Расположение контрольной пробки посмотрите на рисунке 3 или воспользуйтесь инструкцией к машине.
  5. Долейте до нормального уровня — примерно 200 гр. масла через заливную горловину коробки.
  6. Добавляйте смазочный материал, пока жидкость не начнет капать из сливного отверстия.

Проверьте слитое масло на наличие загрязнений, убедитесь, что жидкость не пахнет горелым, иначе замените смазочный материал. Вовремя проводите замеры, придерживаясь интервала, указанного производителем. Своевременное выполнение вышеуказанных замеров влияет на ресурс агрегата.

Проверка качества смазки в коробке

Определить качество масла можно при помощи цветового анализа и на ощупь. Наличие измерительного стержня не может дать нормального представления о качестве цвета жидкости внутри коробки передач. Чтобы это понять необходимо, используя шприц и капельницу, извлечь 30-50 мл смазки через заправочную горловину.

Нормальный цвет масляной жидкости для автоматической коробки передач – ярко-красный вишневый. Чем темнее цвет извлеченной раствора, тем острее необходимость его замены. Темный цвет свидетельствует о загрязнении смазки продуктами износа и окислении. Это ведет к повышенному расходу топлива, рывкам при переключении передач, износу и выходу коробки из строя.

Но ощупь в масле не должны прощупываться лишние элементы и частицы. Если таковые имеются, то с трущихся и соприкасающихся деталей происходит выработка частиц. Это может привести к их досрочному выходу из эксплуатации.

Кроме этого, масляный раствор можно понюхать. Запах горечи и горения может стать показателем того, что он потерял свои рабочие характеристики. Любое отклонение проверяемой смазки от первоначального состояния может стать поводом для ее немедленной замены. Своевременная замена жидкости и выполнение рекомендаций производителя значительно влияют на рабочий ресурс автоматической коробки передач.

Определение количества смазки с использованием щупа

Для выполнения работ необходимо:

  1. Выбрать ровную площадку, на которую установить автомобиль. Прогреть автомобиль в течение 10-15 минут до температуры не ниже 80°С. При желании, можно проехать на автомобиле около 5-10 километров и довести температуру масла до рабочего состояния. После обкатки, автомобиль необходимо установить на ровной площадке.
  2. При холостом ходе, снижение оборотов двигателя на тахометре будет дополнительной подсказкой того, что масло нагрето.
  3. При работающем двигателе, автомобиль установить на ручной тормоз и выжать педаль тормоза.
  4. Рукояткой переключения передач пройти все положения кулисы. При этом, заполнятся все полости, которые имеет коробка передач. Если перед тем, как замеривать масляную жидкость, автомобиль был в движении, то эту процедуру можно не выполнять.
  5. Не выключая двигателя и не снимая автомобиль с ручного тормоза, рукоятка кулисы должна быть установлена в N – нейтральное положение. После этого необходимо подождать 2-3 минуты, чтобы жидкость приняла естественное положение, и можно перемещаться к капоту.
  6. Открыть капот, протереть площадку вокруг заправочной горловины коробки передач.
  7. Изъять измерительный щуп из штатного места, протереть его чистой ветошью и снова установить на штатное место.
  8. Вновь изъять измерительный стержень и осмотреть контрольные метки. Измеряться величина раствора может по надписям HOT (горячий) и COL (холодный). Каждая надпись имеет верхнюю и нижнюю отметки. Правильный показатель уровня жидкости при прогретом двигателе должен располагаться между верхней и нижней отметками надписи HOT.
  9. Проверять количество масляной жидкости при холодном двигателе не рекомендуется, так как высока погрешность в проверке.

Долив раствора проводится в отверстие, в которое вставляется измерительный стержень. Для этого используется обыкновенная воронка с фильтром и чистая ветошь. Откачка лишней жидкости выполняется при помощи шприца, к которому подсоединяется трубка от капельницы.

Для большей части автомобилей с автоматической коробкой передач, проверка уровня масла осуществляется при заведенном двигателе и селекторе переключения передач, установленном в положение “P”. Для этих целей в подкапотном отделе автомобиля есть специальный щуп. На щупе для измерения уровня масла, как правило, должны быть нанесены несколько отметок. Их может быть либо две, либо четыре. Две верхние (если отметки четыре) соответствуют минимальному и максимальному уровню масла, как и на щупе в двигателе.

К слову, отличие в том, что масло в двигателе можно проверять на непрогретом автомобиле, а при проверке уровня масла в КПП, она должна быть обязательно прогрета до 90 °С. Для того чтобы прогреть масло в АКПП необходимо проехать не менее 15 километров в теплое время года. После того, как Вы прогрели масло в коробке и остановились, не забудьте не глушить двигатель автомобиля. Затем ставьте селектор в положение “P”, открывайте капот и ищите щуп.

Проверку уровня масла необходимо проводить на ровной, горизонтальной поверхности. Выньте щуп из коробки, и насухо вытрите его ветошью. Далее установите его обратно в соответствующую щуповую трубку до нужного положения и извлеките вновь. Самый верхний уровень масленого пятна на щупе будет соответствовать уровню масла в АКПП. Уровень должен быть между двумя отметками, о которых было упомянуто выше.

Иногда на щупе есть встречаются четыре метки. Они необходимы для проверки уровня масла при холодной коробке. Но эти показатели не будут являться достаточно точными. Окончательную проверку уровня масла необходимо проводить по методике, описанной выше.

Часто на щупе проверки уровня масла, производителем указывается, в каком положении селектора КПП необходимо проводить проверку и тип используемого масла. Обратите на это внимание при осмотре щупа.

Но есть и особые случаи. У автомобилей Honda (а следовательно и у Acura) уровень масла проверяют так же, как описано выше, но двигатель при этом должен быть заглушен. Некоторые переднеприводные автомобили марок Mitsubishi, Hyundai и Proton оснащаются АКПП, на которых проверку необходимо осуществлять при установке селектора переключения передач в положение “N”. Стоит отметить, что речь здесь не идет о каких-то конкретных моделях автомобилей, а именно о моделях КПП. К примеру, переднеприводные трансмиссии производства Mitsubishi встречаются на автомобилях Chrysler и наоборот. Если вы владелец автомобиля Hyundai или Proton, то уровень масла в трансмиссии необходимо проверять в положение “N” селектора. В случае же с автомобилями Mitsubishi или Chrysler с двигателем, расположенным поперечно, сначала необходимо посмотреть на АКПП со стороны колеса. Если на коробке есть боковая штампованная крышка, прикрученная десятью болтами, то у Вас трансмиссия производства Chrysler. В таком случае, проверку уровня масла необходимо осуществлять при установке селектора в “P” положение селектора. Отсутствие такой крышки говорит, соответственно, о том, что на автомобиле установлена коробка, произведенная Mitsubishi. В данном случае, уровень масла в коробке необходимо проверять при установке селектора переключения передач в положение “N”.

Кроме того, в положение “N” селектора проверяется уровень масла и у автомобилей Jeep Cherokee и Grand Cherokee с автоматическими коробками переключения передач производства компании Chrysler. Но есть модели, на которые ставились коробки фирмы Aisin Warner. В них уровень масла проверяется в “P” положение селектора. Для определения фирмы-производителя коробки, в таком случае, можно воспользоваться следующим способом. У автоматической трансмиссии фирмы Aisin Warner поддон имеет прямоугольную форму, щуповая трубка приварена прямо к поддону сбоку, а сливная пробка находится в задней части поддона. В конструкции АКПП от Chrysler поддон напоминает квадрат, но углы его не совсем прямые, щуповая трубка установлена в картере коробки и отсутствует сливная пробка.

У автомобилей VW и Audi с трехскоростными коробками так же уровень масла следует проводить при установке селектора в положение “N”.

В некоторых трансмиссиях вместо щупа в картере, имеется так называемая «контрольная пробка». Неудобство данной методики заключается в необходимости поиска эстакады или подъемника. Но есть и одно преимущество: при смене масла, Вы никогда не зальете его больше чем положено, что является очень даже важным моментом. Такие пробки имеют автоматические трансмиссии фирмы ZF, которые, в основном, устанавливались на автомобили BMW. Причем на BMW с пятиступенчатыми автоматическими КПП, эта же пробка служит для заливки масла. Особенность проверки масла в таких коробках заключается в том, что ее необходимо проводить при слегка прогретой коробке, что сделано, кстати, в первую очередь ради безопасности. И это скорее европейская мода. На американских автомобилях такая процедура проверки уровня встречалась только на АКПП модели 4T40E.

Следует отметить, что существуют трансмиссии, у нет приспособлений для определения уровня масла. Это, к примеру, трансмиссия от Mercedes – 722.6. К слову, сейчас она устанавливается, практически, на все автомобили фирмы Mercedes. Секрет в том, что емкость, которая заполняется маслом, соединена с масляным картером через специальный клапан, в функцию которого входит поддержание требуемого уровня масла в поддоне. Поэтому в данном случае уровень залитого масла не стоит на первом месте, как для других трансмиссий.

Следующие:

  • VIN-маркировка или защита автомобиля от угона своими руками.
  • Мои опасения по поводу Евро4.
  • Что такое алкотестеры и для чего их применяют?
  • Выбор автомобильного навигатора
  • Какой автомобильный видеорегистратор выбрать?

Предыдущие:

  • Как завести с толкача автомат?
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...