Устройство карданной передачи ВАЗ 2107. Причины неисправностей карданного вала. Пошаговая инструкция по демонтажу кардана ВАЗ 2107 и замене крестовины.
Назначение и устройство карданного вала ВАЗ 2107
Карданный вал — механизм, соединяющий коробку передач с редуктором заднего моста и предназначенный для передачи крутящего момента. Наибольшее распространение передача такого типа получила на автомобилях с задним и полным приводом.
Устройство кардана
Карданный вал ВАЗ 2107 состоит из следующих элементов:
- одна или несколько секций из тонкостенной полой трубы;
- шлицевое раздвижное соединение;
- вилка;
- крестовина;
- подвесной подшипник;
- элементы крепления;
- задний подвижный фланец.
Карданный вал ВАЗ 2107 имеет довольно простое устройство
Карданная передача быть одновальной или двухвальной. Второй вариант предполагает использование промежуточного механизма, к задней части которого прикреплён хвостовик со шлицами снаружи, а на передней через шарнир зафиксирована скользящая втулка. В одновальных конструкциях промежуточный участок отсутствует.
Передняя часть кардана крепится к коробке передач через подвижную муфту на шлицевом соединении. Для этого на конце вала есть отверстие с внутренними шлицами. Устройство кардана предполагает продольное перемещение этих шлицов в момент вращения. Конструкцией также предусмотрен подвесной подшипник, прикреплённый с помощью кронштейна к кузову. Он является дополнительной точкой крепления кардана и предназначен для ограничения амплитуды его движения.
Между средним и передним элементом карданного вала расположена вилка. Вместе с крестовиной она передаёт крутящий момент при изгибе кардана. Задняя часть вала прикреплена к редуктору заднего моста через фланец. Хвостовик посредством внешних шлицов входит в зацепление с фланцем главной передачи.
Кардан является унифицированным для всех классических моделей ВАЗ.
Подробнее о КПП ВАЗ-2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/kpp/kpp-vaz-2107–5-stupka-ustroystvo.html
Устройство крестовины
Крестовина ВАЗ 2107 предназначена для совмещения осей кардана и передачи момента при изгибе его элементов. Шарнир обеспечивает соединение вилок, прикреплённых к концам механизма. Основным элементом крестовины являются игольчатые подшипники, благодаря которым кардан может двигаться. Эти подшипники вставляются в отверстия вилок и фиксируются стопорными кольцами. При износе шарнира карданный вал начинает стучать во время движения. Изношенная крестовина всегда меняется на новую.
Брагодаря крестовине становится возможным вращение кардана под разными углами
Виды карданных валов
Карданные валы бывают следующих типов:
- с шарниром равных угловых скоростей (ШРУС);
- с шарниром неравных угловых скоростей (классическая конструкция);
- с полукарданными упругими шарнирами;
- с жёсткими полукарданными шарнирами.
Классический кардан состоит из вилки и крестовины с игольчатыми подшипниками. Такими валами оснащается большая часть заднеприводных автомобилей. Карданы со ШРУСами обычно устанавливаются на внедорожниках. Это позволяет полностью устранить выбрацию.
Существует несколько видов карданов: на ШРУСах, с упругими и жесткими шарнирами
Механизм с упругими шарнирами состоит из резиновой муфты, способной передавать крутящий момент при углах не более 8˚. Так как резина довольно мягкая, кардан обеспечивает плавное начало движения и предотвращает резкие нагрузки. Такие валы не нуждаются в техническом обслуживании. Жёсткий полукарданный шарнир имеет сложную конструкцию, предполагающую передачу крутящего момента благодаря зазорам в шлицевом соединении. Такие валы имеют ряд недостатков, связанных с быстрым износом и сложностью изготовления, и в автомобильной индустрии не используются.
Шрусовый кардан
Несовершенство конструкции классического кардана на крестовинах проявляется в том, что при больших углах возникают вибрации и теряется крутящий момент. Карданный шарнир может отклониться максимум на 30–36˚. При таких углах механизм может заклинить или совсем выйти из строя. Этих недостатков лишены карданные валы на ШРУСах, обычно состоящие из:
- шариков;
- двух колец (наружного и внутреннего) с канавками для шариков;
- сепаратора, ограничивающего движение шариков.
Максимально возможный угол наклона кардана такой конструкции составляет 70˚, что заметно выше, чем у вала на крестовинах. Существуют и другие конструкции шрусовых карданов.
Шрусовой кардан позволяет передавать крутящий момент под большими углами
Карданный вал ВАЗ 2107: как снять, поставить
Карданный вал на автомобилях семейства ВАЗ является довольно надёжным узлом. Однако и он нуждается в периодическом обслуживании. Все неисправности карданной передачи следует устранять в кратчайшие сроки. В противном случае могут возникнуть более серьёзные и дорогостоящие неприятности.
- Добавленные9200
- Загруженные9200
1:22
551 просмотрчетыре года назад
1:05
550 просмотровчетыре года назад
1:01
8888 просмотровчетыре года назад
0:32
963 просмотрачетыре года назад
1:02
18905 просмотровчетыре года назад
0:49
2338 просмотровчетыре года назад
0:50
1376 просмотровчетыре года назад
3:46
1238 просмотровчетыре года назад
7:16
693 просмотрачетыре года назад
0:11
826 просмотровчетыре года назад
6:08
4231 просмотрчетыре года назад
2:24
826 просмотровчетыре года назад
1:22
688 просмотровчетыре года назад
2:27
551 просмотрчетыре года назад
2:27
963 просмотрачетыре года назад
3:48
964 просмотрачетыре года назад
1:18
826 просмотровчетыре года назад
2:39
1238 просмотровчетыре года назад
3:46
554 просмотрачетыре года назад
0:09
551 просмотрчетыре года назад
1:28
1609 просмотровчетыре года назад
3:17
982 просмотрачетыре года назад
3:56
3133 просмотрачетыре года назад
3:29
1038 просмотровчетыре года назад
0:56
729 просмотровчетыре года назад
0:48
444 просмотрачетыре года назад
3:12
688 просмотровчетыре года назад
1:12
1651 просмотрчетыре года назад
3:20
551 просмотрчетыре года назад
0:32
1101 просмотрчетыре года назад
Показать ещё
1:22
551 просмотрчетыре года назад
1:05
550 просмотровчетыре года назад
1:01
8888 просмотровчетыре года назад
0:32
963 просмотрачетыре года назад
1:02
18905 просмотровчетыре года назад
0:49
2338 просмотровчетыре года назад
0:50
1376 просмотровчетыре года назад
3:46
1238 просмотровчетыре года назад
7:16
693 просмотрачетыре года назад
0:11
826 просмотровчетыре года назад
6:08
4231 просмотрчетыре года назад
2:24
826 просмотровчетыре года назад
1:22
688 просмотровчетыре года назад
2:27
551 просмотрчетыре года назад
2:27
963 просмотрачетыре года назад
3:48
964 просмотрачетыре года назад
1:18
826 просмотровчетыре года назад
2:39
1238 просмотровчетыре года назад
3:46
554 просмотрачетыре года назад
0:09
551 просмотрчетыре года назад
1:28
1609 просмотровчетыре года назад
3:17
982 просмотрачетыре года назад
3:56
3133 просмотрачетыре года назад
3:29
1038 просмотровчетыре года назад
0:56
729 просмотровчетыре года назад
0:48
444 просмотрачетыре года назад
3:12
688 просмотровчетыре года назад
1:12
1651 просмотрчетыре года назад
3:20
551 просмотрчетыре года назад
0:32
1101 просмотрчетыре года назад
Показать ещё
Какую крестовину выбрать
При выборе крестовины обратите внимание на наличие пресс-масленки на ней. Смазывая, Вы продлите срок её службы.
Выбираем крестовину карданного вала
Не лишним будет провести небольшой тест детали даже в магазине. Для этого Вам понадобится небольшой кусочек стекла или небольшое зеркало. Тестируемая деталь достаем из упаковки и укладываем на стекло. Взявшись за противоположенные концы, попробуйте покачать деталь, затем делаем то же с другими. Затем крестовину переворачиваем и повторяем операцию. Если при процедуре слышен стук, то в качестве крестовины есть большие сомнения.
По мне наиболее лучший вариант для установки является крестовина производителя ОАО «Автоваз» г. Тольяти.
Неисправности кардана
Карданный вал ВАЗ 2107 в процессе эксплуатации под воздействием постоянных нагрузок изнашивается. Больше всего износу подвергается крестовина. В результате кардан теряет свои оригинальные характеристики, появляется вибрация, стуки и т. п.
Вибрация
Иногда во время движения на ВАЗ 2107 начинает вибрировать кузов. Причина этого обычно кроется в карданной передаче. Это может быть установка вала изначально низкого качества или неправильная сборка узла. Вибрация может появиться и при механических воздействиях на кардан при наезде на препятствия или при ДТП. Такая проблема также может быть следствием неправильной закалки металла.
Причин, приводящих к дисбалансу карданной передачи, немало. Вибрация может появиться при больших нагрузках. Кроме этого, кардан ВАЗ 2107 может деформироваться даже при нечастой эксплуатации автомобиля. Это тоже приведёт к возникновению вибрации. В таких ситуациях требуется балансировка или замена узла, причём проблема должна быть устранена немедленно. В противном случае вибрация кардана может привести к разрушению крестовин и редуктора заднего моста, и стоимость ремонта многократно возрастёт.
Возникновение вибрации кузова ВАЗ 2107 может быть связано с повреждениями подвесного подшипника
Кроме этого, вибрация может могут возникнуть из-за резинового элемента подвесного подшипника. Резина со временем становится менее эластичной, и баланс может нарушиться. Выработка подшипника тоже может привести к вибрации кузова при трогании с места. Это, в свою очередь, может стать причиной преждевременного выхода из строя крестовин. При покупке нового подвесного подшипника особое внимание следует обратить на эластичность резиновой подвески и лёгкость вращения самого подшипника. Никаких заеданий и люфтов быть не должно.
Читайте о неисправностях подшипника ступицы: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/hodovaya-chast/zamena-stupichnogo-podshipnika-vaz-2107.html
Стук
Неисправности и износ отдельных элементов карданного вала ВАЗ 2107 в результате трения приводит к образованию люфтов в механизме и, как следствие, к появлению стуков. Наиболее часто причинами стука является:
- Неисправная крестовина. Стук появляется в результате износа и разрушения подшипников. Деталь следует заменить.
- Ослабления затяжки болтов крепления кардана. Проблема решается осмотром и затягиванием ослабленных соединений.
- Сильный износ шлицевого соединения. В этом случае меняют шлицы карданной передачи.
- Люфт подвесного подшипника. Подшипник меняется на новый.
Стук в карданной передаче может быть следствием сильной выработки шлицевого соединения
Для увеличения срока службы элементов карданной передачи необходимо их периодическое обслуживание, предполагающее смазку с помощью специального шприца. Если крестовины являются необслуживаемыми, при появлении люфта их просто заменяют. Подвесной подшипник и крестовины смазываются «Литолом-24» через каждые 60 тыс. км. пробега, а шлицевая часть — «Фиолом-1» через каждые 30 тыс. км.
Щелчки при трогании
Часто при трогании классических моделей ВАЗ можно услышать щелчки. Они имеют характерный металлический звук, являются следствием люфта в каком-либо элементе кардана и могут быть вызваны следующими причинами:
- вышла из строя крестовина;
- выработалось шлицевое соединение;
- ослаблены болты крепления кардана.
В первом случае крестовина меняется на новую. При выработке шлицевого соединения потребуется заменить передний фланец кардана. Если же это не поможет, придётся менять карданный вал полностью. При ослаблении болтов крепления их необходимо просто надёжно затянуть.
Причиной щелчков при трогании может стать люфт в подшипниках крестовины
ДТП в России
-
07.30.19
-
07.30.19
-
07.30.19
-
07.29.19
-
07.29.19
-
07.29.19
Что необходимо для замены крестовины ВАЗ 2107
Прежде всего следует необходима новая крестовина на ВАЗ 2107. Работа по ее замене достаточно трудоемкая, поэтому не стоит экономить на этой детали. Оригинальные запчасти, выполненные из высокопрочной стали, прошедшей термообработку, обеспечивают пробег до полумиллиона километров без замены крестовины. Одновременно с крестовиной меняются и стопорные кольца, поэтому эти детали часто идут в комплекте.
Для замены детали понадобятся:
- набор рожковых ключей;
- молоток;
- пассатижи;
- съемник для замены подшипника;
- щетка по металлу для очистки грязи и ржавчины.
Замену крестовины начинают с демонтажа карданного вала.
Выбор крестовины кардана для ВАЗ 2107
Случилось мне раз поспорить с механиком. Он утверждал, что крестовины не должны иметь маслёнки, так как она предоставляет лишнее отверстие для попадания грязи. Шарнир быстро забивается и выходит из строя. Я же настаивал на том, что без маслёнки не будет возможности смазывать крестовину — было несколько обидно, так как до этого в гараже у деда нашёл почти новый винтовой шприц для смазывания. «А зачем, если у каждой деталей имеется свой ресурс, — отвечал мой оппонент — кончится смазка, меняй деталь, тем более что стоит она недорого
Лучше обрати внимание на сальники (уплотнительные кольца). Если они иссохнут, новая смазка не спасёт»
Действительно, так оно и есть.
При покупке новых крестовин для ВАЗ 2107 следует руководствоваться следующими моментами.
- КК не должны стоить слишком дорого, так как менять их приходится довольно часто.
- В комплекте с КК обязательно должны иметься запасные стопорные кольца. В продаже можно встретить комплекты без колец, состоящие лишь из самой крестовины и резинового сальника.
- Для ВАЗ 2107 выпускаются крестовины старого и нового образца. На вилки карданов старого образца новые усиленные крестовины устанавливать не рекомендуется — это снизит жёсткость шарниров. Современными вилками карданного вала оборудованы «семёрки», выпущенные после 1990 года. На такие автомобили можно смело ставить усиленные КК с дополнительными рёбрами жёсткости на чашках, увеличенным количеством иголок подшипника (на одну больше, чем в обычном шарнире) и улучшенными характеристиками сальников.
Усиленные крестовины можно устанавливать на ВАЗ 2107, выпущенные после 1990 года
Из производителей крестовин наилучшим образом зарекомендовали себя следующие фирмы:
-
GKN (Германия);
-
ООО «ВолгаАвтоПром»;
-
ОАО АВТОВАЗ.
Диагностика
Если вы услышали характерные звуки неисправности карданного вала, или по поведению автомобиля почувствовали неладное, необходимо быстро разобраться в ситуации и определить причины. Ехать на станцию технического обслуживания не обязательно, поскольку диагностика и замена крестовины на ВАЗ 2107 может быть выполнена своими руками.
Для диагностики неполадки вам необходимо сделать следующее:
- Загоните автомобиль на яму, спуститесь сами вниз.
- Прижимая одной рукой фланец, ведущий к шестерне редуктора, второй возьмите вал;
- Делайте повороты, направленные в разные стороны, и слушайте звуки, которые при этом появляются. Если вы заметили люфт в соединении, значит, поверхности серьезно износились.
- Выполните работу по замене крестовины.
- В некоторых случаях люфт может быть незамеченным. Такое происходит, если один подшипник вышел из строя.
- При таких обстоятельствах доверьтесь глазам, визуально изучив механизм.
- Вооружитесь ключом на 13 и открутите от фланца карданный вал. Посмотрите, в каком состоянии находится весь узел.
- Не забудьте нанести установочные метки в процессе разборки, что позволит без особых проблем собрать систему обратно в правильной последовательности и по расставленным меткам.
Ремонт кардана ВАЗ 2107
Демонтировать кардан ВАЗ 2107 для ремонта или замены можно без эстакады или подъёмника. Для этого потребуется:
- рожковый и торцевой ключи на 13;
- плоская отвёртка;
- головка на 13 с воротком или трещоткой;
- молоток;
- пассатижи.
Для ремонта кардана потребуется стандартный набор инструментов
Демонтаж кардана
Для ремонта или замены эластичной муфты кардан потребуется снять с автомобиля. Его демонтаж осуществляется в следующем порядке:
- Стояночным тормозом фиксируются задние колёса.
- Откручиваются четыре болта крепления кардана к заднему редуктору.
Задняя часть кардана крепится к редуктору заднего моста четырьмя болтами
- Отворачиваются две гайки крепления подвесного подшипника к кузову.
Для демонтажа кронштейна подвесного подшипника необходимо открутить две гайки
- Несильным ударом молотка вал выбивается из шлицев. Если муфта работоспособна, снимать её не нужно.
Для снятия кардана со шлицев нужно несильно ударить по валу молотком
- На кардан и фланец заднего моста наносятся метки (насечки молотком, отвёрткой или зубилом), чтобы при последующей сборке их положение не изменилось. В противном случае возможно появление шумов и вибраций.
При демонтаже на кардан и фланец для облегчения последующей сборки наносят метки
Замена крестовины кардана
Если в шарнирах появился люфт, крестовину обычно меняют на новую. Дело в том, что изношенные игольчатые подшипники ремонту не подлежат. Демонтаж крестовины после снятия кардана осуществляется следующим образом:
- Специальным съёмником или подручными инструментами вынимают стопорные кольца, удерживающие стаканы шарниров в пазах.
Стаканы шарниров удерживаются в пазах стопорными кольцами, которые при демонтаже крестовины необходимо удалить
- Нанося резкие удары по крестовине молотком, снимаются стаканы. Вышедшие в результате ударов из своих посадочных мест стаканы вынимаются плоскогубцами.
В результате ударов по крестовине молотком стаканы выходят из своих посадочных мест
- Посадочные места под шарнир очищаются от загрязнений и ржавчины мелкой наждачной бумагой.
- Новая крестовина устанавливается в обратной последовательности.
Установку новой крестовины производят в обратной последовательности
Видео: замена крестовины ВАЗ 2107
Замена подвесного подшипника
Если подшипник или резиновая подвеска выработали свой ресурс, замена производится в следующем порядке:
- С автомобиля снимают кардан и разъединяют вилки в его центральной части.
Для получения достепа к гайке крепления подшипника потребуется разъединить вилки кардана
- Ключом на 27 ослабляют центральную гайку крепления подшипника на валу.
Гайка крепления подшипника на валу ослабляется ключом на 27
- Съёмником выпрессовывают вилку, отворачивают гайку и снимают саму вилку.
Для демонтажа вилки кардана используют специальный съёмник
- Откручивают два болта крепления подшипника к поперечине. Поперечину снимают.
Чтобы снять подвесной подшипник с поперечины, нужно открутить два болта
- Промежуточную опору с подвесным подшипником устанавливают на проставки (например, на уголок). Подшипник сбивается с помощью головки.
Установив подшипник на металлические уголки, карданный вал выбивают молотком
- При замене подшипника без резиновой части подходящим инструментом снимают стопорное кольцо и, наставив подходящую головку, выбивают сам подшипник.
При замене подшипника без резиновой части снимают стопорное кольцо и выбивают сам подшипник
- Сборку производят в обратной последовательности, предварительно смазав подшипник.
Видео: замена подвесного подшипника ВАЗ 2107
Сборка кардана
Сборка и установка карданного вала на ВАЗ 2107 производится в обратной последовательности. При этом следует обращать внимание на следующие немаловажные моменты:
- При ремонте подвесного подшипника перед установкой вилки шлицевое соединение и саму вилку необходимо смазать. Лучше всего для этого подойдёт «Литол».
- Гайку крепления вилки следует закручивать динамометрическим ключом с моментом 79,4–98 Нм. После этого гайку нужно зафиксировать металлической наставкой.
Гайка крепления подвесного подшипника закручивается динамометрическим ключом
- После установки обоймы сальника и самого сальника, а также фланца на шлицевое соединение, обойму следует зафиксировать путём загибания усиков отвёрткой.
Чтобы зафиксировать обойму на валу, нужно загнуть усики при помощи подходящей отвертки
- Шлицевое соединение переднего вала нужно смазать с помощью специального шприца. Для этого рекомендуют использовать «Фиол-1» и «Шрус-4». Этим же шприцем смазываются и сами крестовины.
С помощью шприца производится смазка шлицевого соединения
- После установки шарниров плоским щупом необходимо проверить зазор между чашкой каждого из подшипников и проточкой под стопорное кольцо. Зазор должен составлять от 1,51 до 1,66 мм.
Между каждой чашкой подшипника и проточкой под стопорное кольцо проверяют зазор, величина которого должна составлять 1,51–1,66 мм
- После установки стопорных колец следует несколько раз ударить молотком по вилкам крестовин с разных сторон.
- Передний фланец и заднюю часть кардана необходимо прикрепить к эластичной муфте и заднему редуктору, соответственно.
Передняя часть кардана крепится к эластичной муфте тремя болтами
При сборке рекомендуется смазать все болтовые соединения. Это заметно облегчит ремонтные работы в будущем.
Как можно долго сохранить кардан без ремонта и разбора?
- берегите днище автомобиля от больших булыжников, камней, летящей на скоростях щебенки в кардан;
- применяйте правильную смазку ШРУС – 4, ФИОЛ – 2у, красьте кардан. Предохранение от коррозии позволит дольше сохранить центровку;
- чаще проверяйте доступные соединения и защитные кронштейны, подтягивайте соединения;
- не ленитесь проверять зазоры в шарнирах и своевременно их регулировать;
- осмотр муфты ежеквартально на предмет трещин в резине или дефектов позволит вам заменить ее, в противном случае может выйти из строя вся карданная передача, а это выйдет дороже.
- Регулярно смазывайте карданную передачу ВАЗ 2107.
Почем опоры для семерки
Расходная запчасть, причем не только шаровые опоры ВАЗ 2107 цена которых интересна нам прежде всего, но и многое другое железо на классику имеет страшную популярность. Это связано и с конструктивными особенностями, и с ресурсом самого железа. Мы привели сравнительную таблицу шаровых опор для классики ВАЗа и для модерна, то есть переднеприводных моделей. Как видим, берут больше классику, потому что ресурс у нее меньше, а продавать выгоднее именно ее, поскольку комплект опор на 2107 — это 4 штуки, а на макферсоновские переднеприводные модели — только две. Отсюда и цены, и очередь из производителей. Вот инфографика.
Как бы там ни было, рынок рынком, а ездить в конечном итоге нам. Поэтому посмотрим на шаровую опору ВАЗ 2107 не как на товар, а как на необходимую деталь передней подвески.
Балансировка кардана ВАЗ 2107
При возникновении вибрации из-за дисбаланса карданного вала потребуется его балансировка. Самостоятельно сделать это проблематично, поэтому обычно обращаются в автосервис. Балансируют кардан следующим образом.
- Карданный вал устанавливают на специальный станок, на котором измеряют ряд параметров.
- На одну из сторон кардана прикрепляют груз и снова тестируют.
- Измеряют параметры кардана с грузом, прикреплённым к противоположной стороне.
- Вал переворачивают вал на 180˚ и повторяют измерения.
Полученные результаты позволяют отбалансировать кардан, приварив в установленные по результатам измерений места грузы. После этого ещё раз проверяют баланс.
Видео: балансировка кардана
Народные умельцы придумали, как отбалансировать кардан ВАЗ 2107 своими руками. Процедура представляет собой следующее:
- Карданный вал условно разделяют на четыре равные части, предварительно загнав авто на яму или эстакаду.
- К первой части кардана прикрепляют грузик весом около 30 г и проводят тестирование.
- Выезжают на дорогу с ровным покрытием и проверяют, уменьшилась или увеличилась вибрация.
- Действия повторяются с грузиком, прикреплённым на другую часть кардана.
- После определения проблемной части кардана подбирают вес грузика. Для этого автомобиль тестируется на ходу с грузиками разной массы. Когда вибрация исчезнет, грузик приваривается к кардану.
При балансировке кардана опытным путем подбирается грузик и после исчезновения вибрации приваривается
Очевидно, что народным способом добиться высокой точности балансировки не удастся.
Ремонт карданной передачи ВАЗ 2107 не представляет особой сложности даже для неискушённых автовладельцев. Необходимо лишь желание, свободное время, минимальный набор слесарных инструментов и тщательное следование инструкциям специалистов.