Слово “масленый” образовано от глагола “маслить” с помощью суффикса -ен-. Прилагательное “масляный” образовано от существительного с помощью суффикса -ян-.
Употребление слова масляНый
Итак, что значит масляНый, и как это слово пишется? Запомнить несложно: масляный – значит:
- состоит из масла, имеет в своем составе масло: масляный крем, масляные краски;
- работает на масле: масляный фильтр, масляный радиатор, масляная лампа.
Примеры предложений
- Масляные розочки на торте выглядели как живые и аппетитно пахли.
- К сентябрю похолодало, пришлось покупать масляный обогреватель.
- Стены, покрашенные не масляной краской, а известкой, резко пахли.
- Машине срочно требовался ремонт: масляный фильтр засорился, а на свечах хлопьями висел нагар.
- Масляный насос нужен, чтобы создавать давление в системе смазки.
- На стенах уютно плясали тени от теплого света масляной лампы.
- Рецепт масляного бисквита был записан на обрывке обоев.
- Масляное пятно въелось в обивку и не выводилось ни одним средством.
Одна или две буквы Н в слове масляный? Тут запомнить ещё проще: прилагательное масляНый образовано от корня «масл-о» при помощи суффикса «-ян». А в русском языке все прилагательные с суффиксом «-ан/-ян» пишутся только с одной Н. Исключение составляют три слова: стекляННый, оловяННый, деревяННый. Любые другие прилагательные – с одной Н:
- кожаный,
- струганый;
- полотняный;
- румяный и т.д.
История и обзор конструкций масляных фильтров[править | править код]

Двигатель автомобиля
ГАЗ-21
Внизу в правом углу — неполнопоточный фильтр тонкой очистки, левее — полнопоточный фильтр грубой очистки, видна рукоятка проворачивания пластинчатого фильтрующего элемента.

В центре — двигатель
ГАЗ-69
, отмечен масляный фильтр тонкой очистки, указано расположение фильтра грубой очистки.
Слева — сменный фильтрующий элемент, устанавливался в фильтры тонкой очистки автомобилей ГАЗ-69, «Победа» М-20, «Волга» ГАЗ-21 и др.
Справа — ГАЗ-69, масляный фильтр грубой очистки.
Развитие моторостроения было тесно связано и даже в значительной степени определялось прогрессом в области химии горюче-смазочных материалов, в то же время, появление новых сортов смазочных масел с более высокими эксплуатационными качествами требовало совершенствования системы их очистки.
На заре двигателе- и автомобилестроения масляные фильтры не устанавливались. Первый автомобильный масляный фильтр был предложен в 1923 году Эрнестом Свитлендом и Джорджом Х. Гинхалдом и запатентован под торговой маркой Purolator. Этот фильтр был неполнопоточным: через фильтр протекала только небольшая часть масла, основной же объём моторного масла из насоса попадал в масляную магистраль напрямую, без фильтрации. Двадцать лет спустя появился первый полнопоточный фильтр, в котором всё масло, прежде чем попасть в двигатель, проходило процедуру фильтрации. На серийные машины одной из первых их стала устанавливать фирма Chrysler в конце 1940-х годов. Тем не менее, вплоть до середины 1950-х годов масляный фильтр оставался на многих автомобилях дополнительным оборудованием, предлагаемым за доплату: очень короткий срок службы масла до замены позволял обходиться без очистки, считалось, что фильтр требуется лишь при особо тяжёлых условиях эксплуатации. Например, рядный шестицилиндровый двигатель Chevrolet 235 Blue Flame (1941—1962) вообще никогда не имел штатного масляного фильтра, так же, как и Ford Flathead V8 (1932—1953) — неполнопоточный фильтр предлагался только за доплату.
В СССР, с характерными для него тяжёлыми дорожными условиями, система очистки масла достаточно быстро стала неотъемлемой принадлежностью автомобиля. Так, оригинальная двухступенчатая система фильтрации со 100%-й очисткой масла для двигателя ГАЗ-11 была спроектирована именно на ГАЗе — американский прототип мотора имел только неполнопоточный фильтр тонкой очистки, подключенный параллельно масляной магистрали, так что при каждом обороте в системе смазки фильтрации подвергалось лишь небольшая часть масла. На автомобилях, разработанных до конца 1950-х годов, использовалась аналогичная система с двухступенчатой фильтрацией, включавшая два фильтра — грубой (полнопоточный) и тонкой (неполнопоточный) очистки.
Фильтр грубой очистки состоял из набора чередующихся стальных пластин и звёздочек, собранных на стержне, который можно было проворачивать за рукоятку — такой фильтр задерживал лишь частицы размером от 120 микрон (0,12 мм) и более. В зазоры между фильтрующими пластинами входили неподвижные очищающие пластины, при провороте которых посредством специальной рукоятки загрязнения извлекались из щелей и попадали в отстойник — эту процедуру инструкция по эксплуатации рекомендовала производить ежедневно после поездки.
Фильтр тонкой очистки был подключен параллельно с фильтром грубой очистки, он имел сменный элемент из фильтровального картона, отлавливающий частицы размером 5 микрон и даже менее. Через него проходило лишь порядка 10 % от общего объёма масла, причём после фильтрации оно не направлялось в масляную магистраль, а сливалось в картер двигателя, где смешивалось неочищенным.
При замене масла требовалось выкручивать резьбовые пробки и сливать отстой из корпусов фильтров.
Такая двухступенчатая система очистки (а на иностранных автомобилях — неполнопоточный фильтр тонкой очистки) использовались в силу того, что масла тех лет не обладали диспергирующими (разделяющими) свойствами — то есть, загрязнения в них быстро слипались в крупные асфальто-смолистые частицы, способные быстро забить любой фильтр тонкой очистки (именно поэтому в полнопоточном фильтре грубой очистки имелась рукоять для очищения фильтровальных пластин). Для того, чтобы увеличить срок службы фильтра тонкой очистки, а также ввиду его низкой пропускной способности, поток масла через него приходилось искусственно ограничивать, жертвуя качеством очистки.
Так как проходила через неполнопоточный фильтр тонкой очистки и эффективно очищалась лишь малая часть находящегося в обороте масла, со временем в нём всё равно накапливались пропущенные фильтром грубой очистки и не попавшие в фильтр тонкой очистки загрязняющие частицы, образовавшиеся в результате естественного износа двигателя (в основном от истирания коренных и шатунных вкладышей). Это диктовало очень малый срок службы масла — его замена требовалась через каждые 2…3 тысячи километров, так как за этот пробег в масле накапливалось до 1,5 % загрязняющих частиц. Качество самого масла при этом не играло роли — накопление загрязнения было следствием именно его неполной очистки, так что при использовании в двигателе с такой системой очистки современных[когда?] сортов моторных масел интервал между его заменами такой же, как и у автолов.
Более того — система с неполнопоточным фильтром в принципе способна полноценно работать лишь с маслами, не содержащими диспергирующей и моющей присадок (категорий API SA и SB). При использовании в оснащённых ей двигателях масел более высоких категорий, содержащих данные присадки, фильтр грубой очистки (если он присутствует) вообще перестаёт выполнять свои функции, так как благодаря работе присадок в масле не содержится достаточно крупных для этого частиц. Прошедшее через него практически без очистки масло попадает в фильтр тонкой очистки, где содержащиеся в нём в аномально больших количествах мелкие загрязняющие частицы очень быстро забивают поры картонного фильтрующего элемента, повышая его гидравлическое сопротивление вплоть до полного прекращения тока масла через него. В результате двигатель начинает работать на нефильтрованном масле, идущем в обход забитого неполнопоточного фильтра тонкой очистки и практически без очистки проходящем через полнопоточный фильтр грубой очистки (при его наличии). При таких условиях работы срок службы масла определяется тем, насколько быстро в нём накопится «критическая масса» загрязнений, что происходит примерно за те же 2…3 тысячи километров пробега или даже быстрее, вне зависимости от свойств самого масла. В настоящее время в двигателях, оснащённых системой фильтрации масла с неполнопоточным фильтром, рекомендуется использовать индустриальные масла без присадок с подходящей вязкостью, аналогичные автолам, либо специальные масла для классических автомобилей с пометкой non-detergent/dispersant («без моющих и диспергирующих присадок»), содержащие только противоизносные и противоокислительные присадки (категории API SB).
Лишь с конца 1950-х — начала 1960-х годов, после появления более совершенных масел, содержащих в своём составе комплексную присадку, появилась возможность осуществить одновременную фильтрацию всего масла, поступающего в масляную магистраль. Это стало возможным благодаря тому, что система «масло-грязь», подвергнутая воздействую диспергирующей присадки, становится более однородной, в ней не происходит выпадения осадка и образования крупных асфальто-смолистых частиц. Кроме того, исследования показали, что мелкие частицы органического происхождения размером менее 5 микрон, составляющие до 90 % загрязнения в масле, практически безвредны для двигателя, а основной износ вызывают абразивные неорганические частицы размером более 15 микрон, являющиеся продуктами износа самого двигателя, которые и имеет смысл удалять из масла при фильтрации.
Именно тогда получили распространение полнопоточные фильтры — вначале со сменным фильтрующим элементом, а затем и полностью одноразовые (snap-on). Это позволило весьма значительно увеличить межсервисный интервал и одновременно повысить долговечность двигателей, так как в них обеспечивалась эффективная 100%-я очистка всего находящегося в обороте масла. Как правило, такой фильтр задерживает частицы размером более 25-30 микрон (0,025-0,03 мм). Некоторые модели имеют неполнопоточную вторую ступень очистки, задерживающую частицы размером более 5-10 микрон.
Каждый масляный фильтр имеет перепускной клапан, который при превышении разницей между давлением масла до и после фильтра определённого порога начинает перепускать неочищенное масло дальше в масляную магистраль, в обход фильтра. Дело в том, что при очень сильном загрязнении фильтрующего элемента, или после долгой стоянки зимой, когда вязкость холодного масла очень сильно увеличивается (в 100 раз и более по сравнению с вязкостью при рабочей температуре), значительно возрастает гидравлическое сопротивление фильтра, и если бы перепускной клапан не стравливал неочищенное масло в магистраль — оно почти не подавалось бы в пары трения и двигатель испытывал бы масляное голодание, что намного опаснее работы на неочищенном масле. Перепускной клапан масляного фильтра не следует путать с редукционным клапаном в самой масляной магистрали, который срабатывает при превышении максимально допустимого значения давления масла в системе, сбрасывая его излишек из масляной магистрали в картер. Назначение их противоположно — перепускной клапан поддерживает давление в масляной магистрали, не допуская его падения при резком увеличении сопротивления фильтра, а редукционный — наоборот, его снижает, чтобы не допустить повреждения системы смазки при аварийно высоком давлении масла
В современных[когда?] одноразовых полнопоточных масляных фильтрах устанавливается противодренажный клапан, препятствующий стеканию масла в поддон при неработающем двигателе. Если этот клапан неисправен (плохое качество сборки) — то после запуска двигателя контрольная лампа, сигнализирующая о низком давлении в магистрали будет гореть дольше обычного.
Как правильно пишется
Правильными с точки зрения орфографии являются три варианта написания:
- масляный;
- масленый;
- масленный.
Но нужно различать эти лексемы по смыслу и понимать, когда какая употребляется.
Как удалить загрязнение от машинного?
Справиться с пятном от машинного масла сложно. Для его выведения потребуются сильнодействующие вещества. Наибольшей эффективностью отличаются следующие составы:
- Скипидар. Чтобы он не растекался по поверхности изделия, его смешивают с крахмалом до образования густой кашицы. В таком виде средство наносят на загрязненный участок и оставляют на 20 минут.
Подсохшую кашицу сметают щеткой, а вещь застирывают в теплой воде с использованием порошка и кондиционера для белья. Сушить одежду нужно на свежем воздухе, чтобы полностью избавиться от запаха скипидара. - Бензин. Использовать нужно жидкость для заправки зажигалок, так как она прошла специальную очистку и не содержит посторонних примесей. Чайную ложку бензина смешивают с чайной ложкой соды. Кашицу распределяют по поверхности изделия и оставляют до полного высыхания. Затем средство удаляют щеткой, а вещь стирают в теплой воде.
- Уксус с горчицей. Для начала свежее пятно присыпают горчицей и оставляют на полчаса. Спустя указанный промежуток времени ее стряхивают с ткани и заливают уксусом 9%, разведенным с водой в равных пропорциях. Через 30 минут вещь стирают в привычном режиме.
О том, как вывести пятно от машинного масла с асфальта, бетона, плитки, расскажет эта статья.
Кроме народных рецептов, можно воспользоваться специализированными составами. Топ-3 лучших средства:
Dr. Beckmann
Гель-пятновыводитель от машинного масла, смазки и битума можно использовать для обработки разных типов ткани, а также для полировки обуви и ухода за вещами, которые не пригодны к стирке. Цена – 180 рублей.
Спрей Sonett
Это средство эффективно в отношении стойких загрязнений, подходит для обработки деликатных тканей, не содержит хлор. Цена – 550 рублей.
Selena Пятноль усилитель стирки
Жидкость подходит для всех видов тканей. Ее добавляют при стирке и во время замачивания. На 10 л воды потребуется 1,5 столовых ложки моющего средства. Цена – 40 рублей за флакон объемом 50 мл.
Употребление слова маслеНый
Отглагольное прилагательное маслеНый образовано от глагола несовершенного вида «маслить» с суффиксом «-ен» и пишется с одной буквой Н, как и все отглагольные прилагательные без приставки и зависимого слова:
- маслить – масленый, масленая, масленое;
- пилить – пиленый, пиленая, пиленое;
- красить – крашеный, крашеная, крашеное;
- белить – беленый, беленая, беленое;
- коптить – копченый, копченая, копченое.
Суффикс же – «-ян» или «-ен» определяется значением слова. маслеНый – значит «покрытый маслом», «пропитанный маслом», «испачканный в масле»: масленые пальцы, масленый блин.
Также маслеНый можно использовать в переносном значении: льстивый, угодливый, вожделеющий: масленый взгляд, масленые речи.
Иногда неделю, предшествующую празднику Масленице, называют Масленой неделей.
Примеры предложений
- Блин был горячий, и Петька выронил его масленой стороной на сковороду.
- От тепла и сытной еды Иван размяк, и взгляд его сделался сонным и масленым.
- — Куда?! – грозно окрикнула мать, увидев, что Женька полез маслеными пальцами в сахарницу.
- Его масленые глазки перебегали с одной молодухи на другую, а пальцы нервно теребили воротник.
- На Масленой неделе положено ездить к теще на блины.
- Ржаные лепешки с масленой корочкой пахли одуряюще, и в животе заклокотало.
- Пшенная каша на сей раз не удалась: оказалась слишком масленой и соленой.
Употребление слова маслеННый
МаслеННый с двумя НН в суффиксе пишется в том случае, если это – страдательное причастие. В этом случае всегда есть зависимое слово: масленный кистью, масленный мамой и т.д.
Кроме того, если прилагательное маслеННый образовано от глагола несовершенного вида «маслить» (что делать?), то пишем одну Н. Но если глагол совершенного вида – «промаслить, замаслить, намаслить» (что сделать?), то и отглагольное прилагательное не только получает приставку, но и две Н в суффиксе: промасленный, замасленный, намасленный.
Примеры предложений
- Блинчики, масленные мамой, оказались гораздо вкуснее.
- Обычная бумага, масленная кистью, легко превращается в бумагу для выпечки.
- Пятна от краски неплохо оттираются промасленной ветошью.
- Тесто вылить на сковороду, масленную сливочным маслом.
- Зеркало все было в следах от замасленных пальцев.
Неправильно
Маслянной, маслянная.
Правильно/неправильно пишется
Масленный
Масленный бабушкой блин
Оценка статьи:





(
1
оценок, среднее:
2,00
из 5)

Загрузка…
Масляный или масленый? Ссылка на основную публикацию
