В этой статье рассматривается описание технических характеристик мотоцикла восход. А также достоинства и недостатки всех модификаций данного мотоцикла.
Выпущенные модели:
Каждая из представленных моделей имела свои технические и эксплуатационные особенности:
1. «Восход».
Эта модель была оснащена двигателем объемом в 175 кубов и мощностью в 10 лошадиных сил.
Однако не это было главным преимуществом «Восхода» среди других мотоциклов. Он имел двухканальную ветровую продувку, багажник, ветровые стекла и щитки, то есть был более комфортным и удобным в использовании.
Единственный минус, который подметили любители «навороченных» транспортных средств — это непрезентабельный вид, что, тем не менее, никак не сказалось на его популярности, а даже наоборот.
Характеристики мотоцикла «Восход» позволяли использовать его ежедневно в хозяйственных нуждах, а также для обучения навыкам вождения;
2. «Восход-2» .
При создании этого мотоцикла инженеры завода кинули все силы на улучшение эксплуатационных характеристик агрегата, а также его внешнего вида, который оставлял желать лучшего.
Новая модель была оснащена круглыми фонарями поворотника, более мощным двигателем и, главное, бесконтактной электронной системой зажигания. Максимальная скорость нового агрегата граничила с отметкой 95 км в час;
3. «Восход-2М».
Модель увидела свет спустя год после выхода предыдущей. Она имела схожую конструкцию, единственное отличие составляла передняя вилка.
Несмотря на то, что вес «Восхода-2м» составлял 121 кг, это никак не сказалось на его скоростных показателях, которые составили 105 км в час;
4. «Восход-3».
Третье поколение «Восход» успешно продолжило старые добрые традиции этой линейки. Незначительных изменений претерпел бак, который стал большего объема, генератор, амортизаторы и тормозные барабаны. В остальном мотоцикл полностью повторял конструкционные особенности предыдущей модели;
5. «Восход-3М».
Технические характеристики новой модификации позволяют говорить о том, что советское мотоциклетное производство вышло на новый уровень своего развития. «Восход-3М» по праву считался одним из самых лучших и надежных.
Так, он был оснащен новыми колесами с износостойкими и долговечными покрышками, электрооборудование мощностью в 12 Вт, а главной особенностью стала противоугонная система. Также на «Восходе-3М» был двигатель на 108 кубов. Несложно догадаться, сколько весила новая модель: в связи с конструкционными изменениями ее вес достиг целых 122 кг;
6. «Восход-3М Люкс».
Люксовая модель в целом не претерпела никаких технических изменений. Главный акцент производителями был сделан на красивом и эстетичном внешнем виде. Так, корпус агрегата имел качественное лакированное покрытие, вилка – резиновые пыльники, а алюминиевые детали поставлялись прямиком из Киева;
7. «Восход-3М Турист».
Спустя несколько лет мир увидела спортивно-туристическая версия «Восхода», которая предназначалась для скоростной езды и эксплуатации в условиях каменистой и ухабистой местности. Она имела стальные дуги безопасности, спортивный руль, два зеркала и багажник с несколькими отсеками и карманами;
8. «Восход-3М 01».
Завершила линейку легендарных советских мото в 1989 году модификация 3м 01. Данная модель настолько понравилась мотоциклистам, что была выпущена в массовое производство.
Она характеризовалась усиленной моторной передачей, сниженным потреблением топлива и минимальной токсичностью выпускаемых газов.
Выпущенные модели[править | править код]
«Восход»[править | править код]
«Восход» (1965—1971 гг.) имел одноцилиндровый двухтактный двигатель, двухканальную петлевую продувку по патенту Шнюрле, четырёхступенчатую коробку передач. В отличие от предшественника (мотоцикл К-175В), мощность двигателя повышена до 10 л. с. (при 5200—5400 об./мин.), крутящий момент до 14 Н·м (при 5100 об./мин.), контактное зажигание, генератор Г-411, изменена форма бензобака, появился багажник и наколенные щитки[1]. Максимальная скорость — 95 км/ч[2], сухая масса — 110 кг.
«Восход-2»[править | править код]
«Восход-2» (1972—1977 гг.) от своего предшественника отличался техническими решениями, направленными на повышение эксплуатационных качеств, надёжности и внешнего вида. В 1976 году был модернизирован. Внешне отличался от предшественника круглыми фонарями указателей поворота (раньше они были прямоугольными), задним фонарём, глушителями новой формы. Применены новые приборы световой сигнализации, электронная бесконтактная система зажигания с генератором Г-427, новый глушитель. В коробке передач повышена прочность зубьев, в сцеплении применены более совершенные ведущие диски, что увеличило коэффициент запаса сцепления до 1,47[1]. Мощность двигателя составила 10,5 л. с. (при 5400 об./мин.), крутящий момент 15 Н·м (при 5200 об./мин.). Максимальная скорость — 95 км/ч, сухая масса — 112 кг.
«Восход-2М»[править | править код]
«Восход-2М» (1976—1979 гг.) имел новый двигатель повышенной до 14 л. с. при 5500—5800 об./мин. мощности (сохранив прежний рабочий объём 173,7 см3) и максимальный крутящий момент до 1,6 кгс·м (16 Н·м) при 5600 об./мин. за счёт изменения конфигурации каналов в картере и цилиндре и новой головки цилиндра (степень сжатия увеличена до 9,2, отсутствует декомпрессор, центральное расположение свечи зажигания в камере сгорания). Новый двигатель рассчитывался на высокооктановый бензин АИ-93, но мог работать и на А-76[1]. Изменена передняя вилка — увеличен диаметр труб и усовершенствованы амортизаторы, ход вилки увеличился на 20 мм и составил 160 мм. Максимальная скорость — 105 км/ч, сухая масса — 121 кг.
«Восход-3»[править | править код]
«Восход-3» (1979—1983 гг.) от своего предшественника отличался другим бензобаком (вмещает на 2 литра топлива больше), системой впуска, задними амортизаторами с регулировкой и увеличенной энергоёмкостью (расположенные под углом 12° к вертикали, обеспечивают колесу ход 105 мм), пружины задних амортизаторов стали открытыми. Применены модернизированные тормоза (увеличен со 125 до 160 мм диаметр тормозных барабанов), колёса с более прочными спицами, генератор Г-427 (номинальное напряжение 7 В), внедрён демпфер ведомой звёздочки задней передачи, улучшено седло, установлен более лёгкий щиток переднего колеса, применена катушечная ручка «газа». Максимальная скорость — 105 км/ч, сухая масса — 125 кг.
«Восход-3М»[править | править код]
«Восход-3М» (1983—1993 гг.)[3] представлял собой существенную модернизацию предыдущей модели. Получил такие нововведения, как увеличенная рубашка охлаждения, внешняя приборная панель вместо спидометра и контрольных ламп, смонтированных внутри корпуса фары, получил новый бак, сохранив прежний объём. С 1988 года плита под сиденьем была заменена на укороченную и покрашенную в цвет мотоцикла, а алюминиевая приборная панель была заменена на пластиковую. Некоторые моторы комплектовались карбюраторами чехословацкого производства. Установлено 12-вольтовое электрооборудование, фара ФГ-137Б с рассеивателем типа «европейский луч», новый задний фонарь с боковыми отражателями. Над фарой установлен блок контрольных приборов в пластиковом исполнении: замок зажигания, спидометр, контрольные лампы указателей поворотов, ближнего и дальнего света. Кроме того был установлен противоугонный замок. Передние амортизаторы получили резиновые гофрированные чехлы. Был установлен индикатор износа тормозных накладок обоих колёс. Мотоцикл получил новый профилированный щиток переднего колеса, рычаг кикстартера с откидной педалью взамен цельной, откидные подножки водителя, два зеркала заднего вида. Заводская гарантия на модель составляла 20 месяцев[4].
Максимальная скорость — 105 км/ч[1], сухая масса — 122 кг. На базе этой модели было организовано производство трицикла «Восход-3М Кроха», кузов имел грузоподъёмность 200 кг. Скорость 80 км/ч, задний редуктор позаимствован от мотороллера «Муравей».
«Восход-3М Люкс»[править | править код]
«Восход-3М Люкс» отличался более качественным лакокрасочным и гальваническим покрытием. Вместо резиновых чехлов, на корпуса сальников передней вилки надевались резиновые пыльники, а неподвижная труба покрывалась хромом. Планировалась установка подвижных труб вилки из алюминиевого сплава, а также планировалось устанавливать колёса из алюминиевого сплава, оборудование для этих деталей специально было заказано в г. Киеве. Были произведены дорожные испытания мотоциклов с колёсами целиком из алюминиевого сплава и колёсами более сложной конструкции, состоящими из металлического обода соединённого винтами через полиуретановые проставки со «звездообразной» алюминиевой ступицей. Но качество литья деталей было низкое и от лёгкосплавных колёс решено было отказаться. На шильдике вслед за надписью «ВОСХОД-3М», располагалась буква «Л». Использовались наклейки на лавсановой основе. На мотоцикле устанавливались дуги безопасности, комбинированный обтекатель и проволочный багажник. Сидение имело более удобную форму за счёт использования нового латексного наполнителя и нового чехла. Среднее и нижние закрытия облицовки устанавливались металлические. С левой стороны мотоцикла имелась ручка в виде скобы, за которую удобно было устанавливать мотоцикл на центральную подставку. Мотоцикл оборудовался только центральной подставкой. Выпускался малой серией в 1984—1986 годах, количество собранных мотоциклов неизвестно. Двигатель — 173,7 см³, мощность — 14,0 л. с. (при 5600 об./мин.), четыре передачи; вес — 125 кг; объём бензобака — 14 л; колёса — 3,25-16″ / 3,25-16″; макс. скорость — 125 км/ч[5].
«Восход-3М-Турист»[править | править код]
«Восход-3М-Турист» (1983—1990 гг.) получил новый руль спортивного типа с перемычкой, дуги безопасности, два зеркала заднего вида, туристическое оборудование (задний багажник с боковыми секциями, боковые сумки из искусственной кожи, сумка-планшет на топливном баке). На мотоцикле новые надписи на баке и крышках инструментальных ящиков, наклейки выполнены из лавсановой плёнки[6]. Максимальная скорость — 105 км/ч, сухая масса — 125 кг.
«Восход-3М-Охотник»[править | править код]
«Восход-3М-Охотник» (1984-1989 гг.) представлял собой модификацию Восхода 3М, покрашенную в армейский тёмно-зелёный цвет, имевшую установленный багажник с фаркопом под прицеп производства ЗиД моделей «Енот» и «Енот-М». Были установлены новые глушители, поднимавшиеся вверх ближе к задней части и новые покрышки, более пригодные для передвижения по грунту. Поставлялся как с «Енотом», так и без него. Максимальная скорость — 85 км/ч (с прицепом), сухая масса — 130 кг.
«Восход-3М-01»[править | править код]

«Восход-3М-01» (1993—2002 гг.). На старую ходовую часть был установлен новый двигатель с лепестковым клапаном. Модернизированный двигатель отличался цилиндром с пятиканальной продувкой и одним выпускным окном (у модели «Восход-3М» каналов два). Диаметр цилиндра был увеличен с 62 мм до 66 мм, юбка у поршня также увеличена. Картер двигателя стал иметь низкую горловину, перепускные каналы перенесены в тело цилиндра. Моторная передача усилена, её цепь стала шире. Лепестковый клапан на впуске уменьшил расход топлива до 4,2 л/100 км, а также снизил токсичность отработавших газов. Мощность выросла до 15 л. с. при 6000 об./мин., максимальный крутящий момент до 17 Н·м при 5500 об./мин. У двигателя один глушитель. Руль мотоцикла стал шире, получил перемычку. Цепь была удлинена на 10 звеньев[7].
После серии «Восход» завод имени Дегтярева продолжил выпуск новых моделей, которые получили названия «Сова» и «Курьер».
Технические характеристики
Байк полностью соответствовал своему времени. Он был ремонтопригодным, умеренно надежным и доступным по цене, что и предопределило его популярность. Было произведено много сотен тысяч экземпляров, поэтому найти один из них в хорошем состоянии есть шансы даже сейчас. Характеристики модели не хватали звёзд с неба даже тогда, в годы выпуска, но сейчас ретро-технику всё равно ценят совсем по другим причинам.
Двигатель
Мотор Восхода 3М всегда считался капризным, но в то же время живучим, и он действительно обладает неплохим ресурсом. Двухтактный двигатель мотоцикла представляет собой одноцилиндровый силовой агрегат воздушного охлаждения, корнями уходящий в 60-е годы XX века. Объем – чуть менее 200 кубов (173, если быть точным), мощность – 15 лошадиных сил. Неплохая тяга доступна уже на низких оборотах, хотя пик мощности приходится на 5500 об/мин, и байк начинает беспощадно вибрировать. Увы, это конструктивная особенность архаичного мотора. Максимальная скорость, на которую он способен – 110 км/ч.
Трансмиссия
Хорошая для своего времени 4-ступенчатая трансмиссия с классической схемой (1-N-2-3-4), практически без изменений перекочевавшая на Восход 3М от его предшественников. Но коробка передач очень требовательна к правильной настройке, нужно тщательно соблюдать моменты затяжки болтов и выставление всех зазоров. В противном случае есть шансы столкнуться с распространённой проблемой этой КПП, когда 2 и 4 передачи начинают включаться очень туго. В перспективе это легко может привести к выходу трансмиссии из строя.
Ходовая часть и тормоза
По сравнению с моделью 2М у этой модели подвески более совершенны, задние амортизаторы были доработаны, улучшены, а также получили регулировки преднатяга. Спереди, как и раньше, установлена обычная вилка-телескоп, перья которой прикрыты резиновыми гофрами. Мягкой или энергоёмкой подвеску назвать сложно, но есть у неё и неоспоримое достоинство – она попросту неубиваема, и даже в случае утечки масла можно ездить не одну неделю. А вот про тормоза ничего хорошего сказать нельзя, барабанные тормозные механизмы на обоих колёсах со своей задачей справляются в лучшем случае на троечку. Как, впрочем, и на любых других советских мотоциклах.
Электроника
Именно на третьем поколении Восходов конструкторы перешли от 6-вольтовой бортовой сети к 12-вольтовой. Точнее, на модели Восход 3 устанавливался 7-вольтовый генератор, а вот в 3М вся электроника была уже 12-вольтовой. Но всё равно электронной начинки в этом мотоцикле минимум – генератор, приборная панель да светооптика.
Вес и габариты
Вес мотоцикла уменьшился по сравнению с предыдущей моделью на 3 кг, составив 122 килограмма сухой массы. Это обеспечило Восходу 3М неплохую энерговооружённость и динамику по сравнению с более тяжёлыми конкурентами. Другие его модификации слегка отличались по массе, но сколько весит каждая из них, сейчас сказать за давностью лет уже сложно. А вот габариты были неизменны – ровно 2 метра длины и ширина в 85 см по крайним точкам.
Управляемость
Из-за архаичной конструкции маневренность мотоцикла оставляет желать лучшего, а тормозной путь на сухом асфальте при скорости в 60 км/ч составляет, согласно официальным данным 20 метров. Но для своего времени технические характеристики этой модели были весьма неплохи, и Восход 3М не уступал другим советским байкам, выпускавшимся в то же время и продававшимся по схожей цене.
Расход топлива
В среднем расход бензина составляет 4,5-5 литров на 100 км, заметно меньше, чем у некоторых других моделей тех лет. Двигатель был изначально рассчитан на АИ-76, так что заливать в него высокооктановый бензин не рекомендуется. Объем бензобака одинаков у всех модификаций – 14 литров, чего вполне достаточно, чтобы проехать до 300 км без дозаправки.
Технические показатели
Стоит привести основные технические характеристики Восход 2, для того чтобы понять, почему они и по сей день пользуются спросом.
Параметры (длина; ширина; высота) | 200 см; 73 см; 109 см |
Масса | 112 кг |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Объём топливного бака | 13 л |
Грузоподъёмность | до 155 кг |
Двигатель | Двухтактный, одноцилиндровый карбюраторный с воздушным охлаждением |
Расход топлива | 2,8 л/100 км |
Объём двигателя | 173,7 куб. см |
Пуск | Электро/кикстартер |
Мощность двигателя | 11,5 л. с. при 5400 об/мин |
Тормозная система | Барабанная |
Подвески (передняя; задняя) | Телескопическая вилка; маятниковая подвеска |
[sc:ads3]
Подводя промежуточные итоги по техническим показателям, следует отметить, что для своего времени (начало 1970 годов) мотоцикл Восход 2 остается очень даже достойной техникой. Впоследствии байк только усовершенствовался, дойдя до своей пиковой стадии развития в модели Восход 3М.
Модельный ряд
Восход 250-СКУ-3
Восход 250-СКУ-4
Восход 250-СКУ-5
Восход 175-ШК
Восход 175-ШК3
Восход 175-ШК4
Восход 175-ШПШ
Восход ЗДК-175
Восход ЗДК-TP-250
Восход ЗДК-СК8-250
Восход-175 СМБ
Восход-175 СМБ-2
Восход-175 СМБ-3
Восход-250 СМБ-3
Восход-1
Восход-2
Восход-2М
Восход-3
Восход-3М
Муравей
Восход-3М Люкс
Восход-3М-турист
Восход-3М-спорт
Восход-3М-01
Сова 175/200
Курьер
Особенности
Мотоцикл «3М-Восход» оборудован коробкой передач с четырьмя диапазонами, с ножным переключением. Управление сцеплением размещено на правой рукоятке руля. Скорости переключаются посредством воздействия на педаль, трансмиссионный узел расположен в масляной ванне.
Что касается ходовой части транспортного средства, она выполнена в виде рамы закрытого типа из металлической трубы. Ход подвески составляет 160 миллиметров спереди и 80 сзади. Благодаря наличию барабанных тормозов ножного привода и дополнительного ручного приспособления, эффективность остановки мотоцикла «3М-Восход» обеспечивает безопасность при различных режимах езды.
Колеса со спицами монтируются на шины камерного типа, размером 3,25/15 или 3,50/16. Скомпонованная удачно приборная панель позволяет своевременно считывать и контролировать все важные показания.
Цена мотоцикла
Сейчас стать обладателем нового Восхода невозможно – последняя его модификация, «Турист», была снята с производства в 2008 году. Подержанные экземпляры стоят от 10 тысяч рублей за самые дешевые варианты, а байк в коллекционном состоянии может обойтись в 100-150 тысяч рублей и более. Но стоит учесть, что многие продавцы предлагают мотоциклы, простоявшие без движения десяток-другой лет в гараже, причём зачастую без документов. Восстановить их, в теории, можно в ГИБДД, но для этого придётся пройти через девять кругов бюрократического ада.
Внешний вид
Дизайн мотоцикла нельзя назвать привлекательным, поскольку при его создании упор делался больше на внутреннее содержание. Форму топливного бака, немного выдвинутого вперёд, можно назвать прямоугольной. Топливный бак находится рядом с водительским сидением. Его прямое расположение позволяет водителю находиться в прямом положении и делает передвижение удобным.
Возможность прямой посадки – показатель классического стиля. Классическое исполнение предполагает и другие особенности дизайна, например, наличие невысокого руля. За него можно держаться прямыми руками, не сгибая их в локтях. Это не только позволяет лучше управлять движением, но избавляет руки от затекания. Благодаря удобному нахождению подножек ноги согнуты прямо, что делает поездки более комфортными.
Для покрытия выхлопных труб использовали хром, находятся они в горизонтальном положении. Вид окрашенных брызговиков добавляет привлекательности модели.
Преимущества и недостатки
Те мотоциклисты, которые хоть раз имели возможность прокатиться на «Восходе» отмечают его сходство с советским мотоциклом «Иж Планета 2». Главным достоинством агрегата является отличное качество сборки, как говорится, сделанное на века.
Показатели скорости и мощности также остаются на достойном уровне. Он легок в управлении, молниеносно реагирует на команды водителя, неприхотлив в обслуживании. Стоит отметить и его сравнительно недорогую стоимость, которая придется по карману среднестатистическим потребителям.
Что касается негативных отзывов, то многие водители отмечают такие недостатки:
- мотоцикл производит слишком много шума и вибраций, что делает передвижение на нем менее комфортным;
- имеет свойство быстро перегреваться в виду отсутствия системы охлаждения;
- не работает без масла в бензине;
- непривлекательный внешний вид.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Основные достоинства модели
Среди основных преимуществ такого транспортного средства можно выделить:
- большую долговечность. Мото Восход практически не ломается. Исключение лишь составляют случаи неправильной эксплуатации транспортного средства;
- низкий расход топлива даже во время езды в городских условиях или по пересеченной местности. При этом байк работает даже на недорогих марках горючего;
- большой объем топливного бака. Полного бака вполне хватит, чтобы без остановки преодолеть около 500-600 км дороги;
- доступ к запчастям. Даже сейчас найти подходящие комплектующие к байку Восход 2 М не составит проблемы;
- доступную стоимость. Цена на модель достаточно невысокая, так что позволить себе ее могут практически все;
- отличную тормозную систему, что является гарантией безопасности во время езды на этом железном коне.
Технические характеристики мотоцикла восход – 2 м электрооборудование
Генератор – тип Г-427, однофазный синхронный с возбуждением от постоянного магнита, мощность 60 ват, номинальное напряжение 7 вольт
Трансформатор высоковольтный – Б-300 Б
Коммутатор электронный – КЭТ-1,тиристорный с накоплением энергии в емкости
Дроссель цепи ламп городской езды,подсветки спидометра и номерного знака – ДР-100
Реле-прерыватель указателей поворота – тип РС-421,тепловой
Звуковой сигнал – тип С-34 электромагнитный вибрационный
Фара – ФГ-130 (с лампами А6-32+32 и А6-2) ГОСТ 2023-75
Центральный переключатель – 124005490201(с ключом автомобильного типа
Переключатель света с кнопкой звукового сигнала – П-200
Указатели поворотов – 125005590001(с лампой А6-6) ГОСТ 2023-75
Переключатель указателей поворота – П-201
Выключатель сигнала тормоза – ИК-854
Задний фонарь – ФП-246(с лампами А6-3 и А6-15) ГОСТ 2023-75
Свеча искровая зажигательная – А-23 ГОСТ 2023-75
Лампа подсветки спидометра – А6-1
Спидометр со счетчиком пройденого пути – СП-31 ГОСТ 1578-76
Соединительная колодка проводов – 124001592101 трехклемная
Экранный наконечник свечи – тип А-14
Модификации мотоцикла
- Стандартный Восход 3М. Представляет собой модифицированную версию модели 3, которая, в свою очередь, разработана на основе 2М.
- Люкс. Выпускался ограниченной серией, отличался более качественным ЛКП и большим количеством хрома. В продаже сейчас встречается редко.
- Турист. Имел усиленный перемычкой руль, кофры, багажник, дуги безопасности и более высокую максимальную скорость, до 145 км/ч. Все отличия хорошо видны на фото. Производилась эта модель аж до 2008 года!
Рекомендуем прочитать:
[sc:ads6]





(
3
оценок, в среднем:
3,67
из 5)
Прочитали? Напишите комментарий
Часто задаваемые вопросы
- Во сколько может обойтись восстановление такого байка до оригинала? Мот на ходу, но колхоза много в нём. Если хорошенько поискать, то тысяч в 100 рублей вполне можно уложиться.
- А от модели 2М на него подходят запчасти? Так как 3 М является развитием предыдущей модели, совместимость у них есть, но не стопроцентная. Различий между ними хватает.
- Никак не могу отрегулировать карбюратор нормально. Что делать? Это известная проблема. Если вы не очень дорожите «оригинальностью», просто замените карбюратор на более современный, какой-нибудь японский или китайский.