Можно ли залить воду в систему охлаждения двигателя. Летом или зимой, в инжекторный вариант. Не все так просто – 4КОЛЕСА – медиаплатформа МирТесен

Почему в системе охлаждения двигателя используют антифриз, а не воду, в какой ситуации можно заливать воду и как вернуть систему охлаждения в штатное состояние после вынужденной заливки воды.

Можно ли заливать воду

В теории вода является не менее эффективной в плане теплопередачи, нежели антифриз (как на этиленгликолевой, так и пропилен-гликолевой основе). Если в систему охлаждению залить именно воду, то двигатель все равно будет нормально работать и охлаждаться. Может итоговая температура будет всего на 2 – 3 градуса выше, но существенной разницы не возникнет.

Но заливать допускается только дистиллированную воду. В обычной питьевой или технической слишком большая примесь солей и известняка, из-за которых и образовывается накипь. Этот осадок практически не вредит металлу, но при этом может привести к образованию закупорок в пластинах радиатора, от чего эффективность охлаждения ухудшится (а со временем обязательно образуются микротрещины).

Соответственно, вода вместо антифриза может использоваться в качестве теплоносителя, но для «здоровья» двигателя это хуже, нежели применение тосола даже не самого лучшего качества.

Недостатки воды для использования в системе охлаждения

В отличии от антифриза, вода обладает следующими недостатками для её использования в качестве охлаждающей жидкости:

  • провоцирует коррозию металла (двигатель с течением времени попросту начнет ржаветь изнутри);
  • не обладает омывающими свойствами, из-за чего ускоряется износ циркулирующей помпы (исключение – это системы с закрытыми подшипниками, которые не контактируют с охлаждающей жидкостью);
  • имеет более низкую температуру кипения (уже при 85 градусах начинают образовываться «воронки», тем самым мешая нормальной циркуляции жидкости).

Ещё один нюанс: активная эксплуатация автомобиля при залитой в систему охлаждения воде требует регулярной «дозаправки» дистиллированной воды, так как она попросту выкипает. А ещё нередко с ней могут образовываться воздушные пробки, так как в воде, в отличии от антифриза, «растворено» значительно больший объем кислорода. Именно он и образовывает те самые «воронки» при кипении. При наличии воздушной пробки также нарушается нормальный процесс циркуляции охлаждающей жидкости, помпа попросту перестает качать воду (из-за чего тоже перегревается).

Также вода имеет более высокий коэффициент изменения объема при смене температурного режима. Именно из-за этого при заправке «по горло» после прогрева двигателя обязательно с бачка начнет сочиться пар. А если клапан ещё и неисправен будет, то можно и вовсе повредить расширительный бак.

Химическая структура антифриза

Данный элемент содержит в своем составе следующие ингредиенты:

  • этиленгликоль – до 63%;
  • очищенная вода – 35%;
  • разные присадки (блокираторы коррозии) – 2%.

Благодаря наличию таких компонентов вышеупомянутое вещество устойчиво к кипению и замерзанию.

Как видно из рассмотренного выше состава, значительная часть состоит из этиленгликоля, который имеет гликольно-водную смесь. Именно эта смесь и обеспечивает способность тосолу не кристаллизоваться при минусовой температуре. Смесь также негативно влияет на металлические детали, усиливая на них коррозийное воздействие. Для уменьшения данного негативного явления применяются антикоррозийные присадки.

Почему раньше заливали воду и зимой и летом?

ДА все просто, раньше незамерзающей жидкости просто не было. Точнее она была в ограниченных количествах на северах, но на большую территорию нашей страны не была распространена.

Поэтому лили обычную, редко дистиллированную воду. Зимой (как рассказывал мне дед, он тогда работала на грузовом ЗИЛЕ), утром заливали кипяток в двигатель (перед сменой), а после работы эту воду сливали (чтобы она банально не замерзла)

Было раньше

После того как на западе появились первые антифризы, в ответ, в СССР появились первые ТОСОЛЫ. После этого был пройден большой путь, сейчас антифризы уже подразделяются на различные группы G11, G12, G13, они заточены под различные системы автомобилей (алюминиевые радиаторы или скажем медные-латунные). НО сейчас суть не в этом, про это я уже рассказывал вот в этой статье, почитайте полезно.

Почему в советские времена использовали воду вместо антифриза?

Вспоминая советское время, водители утверждают, что раньше машины всегда ездили на воде, и не ломались. Спустя небольшой промежуток времени на рынке автотоваров появился хладагент и тосол. Постепенно воду перестали лить в радиаторы и системы охлаждения. Это оказалось правильным решением, поскольку использование специальных жидкостей увеличивает срок службы машины.

Так почему раньше вода вместо антифриза была обычным явлением, а сегодня ее запрещено заливать? На самом деле, использовать воду разрешено, но только в экстремальных ситуациях и на непродолжительный срок. Ездить с ней «на постоянке» не стоит.

Во времена СССР преимущественно в машины заливали обычную воду из-под крана, потому что других жидкостей просто не существовало. Точнее, незамерзайки изготавливали, но они были в очень ограниченном количестве и доступны не всем. Как только на Западе придумали антифризы, то в СССР появились тосолы. Прошло более 30 лет и сейчас охлаждающие жидкости подразделяются на категории и имеют разные цвета. Также они предназначены для разных марок авто, и предназначаются для самых разнообразных систем.

Еще 30 лет назад утром водители заливали кипяток, а вечером сливали. Сейчас так почти никто не делает, но метод по-прежнему остался в памяти многих людей советского происхождения.

Состав

Можно ли залить незамерзайку вместо тосола? Ответ на этот вопрос следует начинать с рассмотрения состава жидкости для стекол, а также тосола. Это позволит понять принцип действия этих технических жидкостей, а также разницу между ними.

Основу тосола составляет этиленгликоль

, или другой высший спирт. Также, в антифриз добавляют различные присадки, которые препятствуют окислению и разрушению деталей силового агрегата и системы охлаждения. Помимо этого, там присутствуют вещества, увеличивающие температуру кипения жидкости. В небольшом количестве присутствует вода. Точный состав и пропорции обычно производителем не раскрываются, но нам достаточно простого перечисления.

Незамерзайки производятся из воды, разбавленной изопропиловым или метиловым спиртом. Также туда добавляются мыльные присадки, которые позволяют эффективнее очищать лобовое стекло от загрязнений. Вот такой простой и понятный состав имеет незамерзающая жидкость для омывателей.

Почему используют антифриз, а не воду

Автомобилисты используют антифриз постоянно, он помогает обеспечивать равномерность прогрева двигателя и не даёт ему перегреваться. Антифриз выдерживает высокие температуры до 110 °C, при этом не испаряясь, он не замерзает при низких температурах, благодаря своему составу – зачастую это 65% спирта и 35% воды. Но раз в составе антифриза есть вода, не проще ли использовать в системе охлаждения только её?

Система охлаждения и вода

Давайте немного напомню, а зачем нам нужна система охлаждения? Какую основную функцию она несет?

ДА все просто – она удаляет излишнее тепло от двигателя, чтобы он не перегрелся, и его не заклинило. С жидкостной системой, ресурс мотора вырос в разы.

Система охлаждения

Чтобы охлаждающая жидкость не застаивалась в одном месте и не закипела там, ее нужно прокачивать по системе – это выполняет помпа (специальный насос, на ременном приводе от коленвала). НУ и излишнее тепло нужно как-то рассеивать, этим занимаются радиаторы автомобиля, основной и печки (в салоне, благодаря ему мы отапливаемся зимой).

Помпа

И вот какая штука — автомобилю совершенно безразлично, какая жидкость будет отводить тепло от мотора, главное чтобы система была по максимуму эффективная.

Скажу больше — теплоемкость антифриза около 3,5 кДж/(кг·град), а у воды около 4,2 кДж/(кг·град), то есть гипотетически вода куда больше подходит для отвода тепла. Но есть и минусы (про них чуть ниже).

Нюансы эксплуатации

Одним из наиболее популярных поводов для споров является вопрос о смешивании антифризов. Антифриз смешивать можно, если один и второй являются представителями одного вида. Так, к примеру, смешать два традиционных антифриза (тосол относится к традиционным) можно, а с гибридным или карбоксилатным – нельзя, так как это приведет к нарушению баланса и количества присадок в охладительной жидкости.

В процессе эксплуатации, антифриз может изменить свой цвет – это сигнал о том, что присадки выработаны, и такую охладительную жидкость, лучше всего, заменить.

В какой пропорции можно добавлять воду

ЗАЛИВАЮТ ВОДУ В АНТИФРИЗ

Охладительная система автомобиля может эффективно выполнять свои функции только при наличии необходимого количества охлаждающего раствора. Если в пути происходит ее утечка, то единым правильным способом выйти из создавшегося положения является добавить воду в расширительный бачек до необходимого уровня.

Следует помнить две важные вещи:

  1. В охлаждающем растворе используется дистиллированная вода.
  2. При добавлении даже вышеупомянутой воды необходимо придерживаться рекомендуемой пропорции основных ингредиентов. Иначе они не смогут выполнять свои рабочие функции.

Оптимальные пропорции зависят от условий работы агрегата. Так для средних широт оптимальным соотношением является 1:1. Если ранее использовался концентрат, то к нему можно добавлять до 196-200 мл. дистиллированной воды.

Можно ли смешивать антифриз с водой

Вода вместо антифриза – это не лучший вариант. А можно ли тосол смешивать с водой? Специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Такой вариант допускается только в отношении пропилен-гликолевого тосола с температурой кристаллизации в районе -65 градусов.

Такой состав допускается разводить дистиллированной водой в соотношении 1 к 1 (при этом температура замерзания полученной охлаждающей жидкости будет в районе -20 градусов). Но и от подобных смешиваний рекомендуется воздерживаться (исключение – это если подобные процедуры допускает выполнять производитель тосола, что указывается в его инструкции).

Этиленгликолевый антифриз мешать с водой категорически запрещено, так как при изменении его первоначального химического состава он теряет большую часть своих свойств (оптимальная вязкость, теплоотдача, моющие свойства, защита от коррозии). А ещё из-за этого активируется процесс пенообразования (отмыть от пены систему охлаждения впоследствии не так и просто).

Доливать воду допускается в единственном случае – это экстренная необходимость восстановления номинального уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Проще говоря если прямо в дороге возникла существенная утечка и водителю необходимо просто доехать до ближайшего СТО. После дозаправки воды всю жидкость впоследствии необходимо сливать и заливать новый тосол (уже после устранения течи).

Что будет если залить воду в иномарку?

Если на короткое время (скажем на день, два или максимум на неделю) — не будет абсолютно ничего! Главное воду потом слить и залить нормальный (который рекомендовал производитель – антифриз, по допускам). НУ и стоит помнить про температурный режим окружающего воздуха, если на улице минусовая температура, банально вода замерзнет.

Сразу стоит оговориться, что в современных иномарках, зачастую есть датчики, которые могут мерить плотность охлаждающей жидкости, и если залита обычная вода. Мотор просто не запустится

Не будет ничего

Таким образом, если вам на короткое время нужно перекантоваться, ну например вы в дороге, а магазинов в округе нет, а радиатор потек, то лейте воду — главное чтобы она была чистая, без грязи. Ничего страшного не произойдет!

НО если вы хотите ездить на постоянной основе, лично я вам этого не советую.

Использование дистиллированной воды

Именно этот вид рекомендуется доливать до необходимого уровня. Такая вода имеет чистую структуру без различных негативных примесей.

ЗАЛИВАЮТ ДИСТИЛЛИРОВАННУЮ ВОДУ В АТИФРИЗ

Простая не очищенная вода не подходит для применения в связи с наличием в ее составе примесей, которые могут вызвать следующие негативные процессы:

  • быстрое ухудшение технических характеристик;
  • уменьшение отводимого тепла;
  • сильный износ патрубков;
  • ускорение коррозийных процессов на поверхности металлических деталей;
  • накопление различных отложений соли в корпусе радиатора с поледующей закупоркой каналов.

Какой антифриз лучше?

В антифризе главное – это правильная пропорция присадок, которые и предотвращают коррозию, изменение вязкости охлаждающей жидкости, образование накипи, пенообразование. Поэтому следует использовать просто качественный антифриз от именитых производителей.

А какой лучше: пропилен-гликолевый или этиленгликолевый? Разница между ними в плане эксплуатационных характеристик минимальна. Но пропилен-гликолевый в РФ не производится, поэтому стоит дороже.

Итого, можно ли залить воду вместо антифриза летом? Да, автомобиль при этом нормально будет работать. Но последствия использования такой охлаждающей жидкости рано или поздно однозначно дадут о себе знать. В лучшем случае просто появится накипь в радиаторе, в худшем – активируется процесс коррозии, который остановить можно только на ранней стадии с помощью тщательного промывания охлаждающей системы двигателя.

Подобные опыты проводить не рекомендуется, абсолютно все производители авто указывают, что необходимо использовать именно тосол (марка выбирается в зависимости от условий окружающей среды).

Как вернуть систему охлаждения в штатное состояние после вынужденной заливки воды

Чтобы минимизировать негативные последствия от использования воды вместо охлаждающей жидкости, стоит использовать не водопроводную, а дистиллированную воду. В ней не образуется накипь, потому что она очищена от солей. Но даже после использования дистиллированной воды необходимо вернуть систему в штатное состояние.

Сделать это очень просто – нужно её промыть. Осуществляется это следующим образом: двигатель слегка прогревается, вы даёте ему немного остыть, и только после этого можно сливать старую жидкость. Затем в систему охлаждения заливается средство для её очистки, которое можно приобрести в любом автомобильном магазине. Каждое из них имеет свои нюансы в использовании, которые указаны в инструкции, не следует ими пренебрегать. После промывки вновь можно заливать в систему охлаждения антифриз.

Вывод только один – использовать воду можно только в исключительных случаях, в другое время нужно пользоваться антифризом, чтобы избежать поломки системы охлаждения.

  • Автор: Пелагея Журавлёва
  • Распечатать
Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Еще один миф о воде

Многие думают — что вода не способна нормально охлаждать систему, и она буквально сразу закипит (как мы все знаем при +100 Цельсия), а многие моторы сейчас высокотемпературные, работают при +110 градусах! Так что их вода противопоказана.

Смысл в этом есть. НО, люди кто это высказывают – плохо учились в школе. Смотрите кипение воды в различных условиях, происходит по-разному. Если повысить давление, то она будет кипеть и при +110 и +120 градусах.

Давление в системе

А зачастую система охлаждения автомобиля – замкнутая, и там реально есть давление.

Так очень часто оно примерно 1,2 – 1,4 АТМ, а при давлении 1,5 АТМ, закипание происходит при 110 градусах.

Так что водяное охлаждение подойдет даже для самых горячих моторов.

Лучшие инструкторы по вождению:

Автоинструктор Светлана Светлана АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена Елена АКПП: Chevrolet LacettiОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Марина Марина АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Ирина Ирина АКПП: Kia Cerato Обучает в СЗАО, ЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Наталья Наталья АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Олег Олег АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Яна Яна АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Юлия Юлия АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Светлана Светлана АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Татьяна Татьяна МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectrОбучает в Красногорске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Пётр Пётр МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана Оксана АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий Дмитрий АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана Оксана АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске

ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий Дмитрий МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах

ОТЗЫВЫ

Куда девается антифриз?

Как видно, в составе антифриза уже есть вода, хоть и дистиллированная, отсюда можно сразу и понять, что доливка в систему воды при малом уровне теоретически вполне возможна.

Но при этом важно знать, как все правильно сделать, чтобы не было никаких негативных воздействий от этого.

Снижение уровня антифриза обычно происходит в двух случаях:

  1. Испарение (вода хоть и дистиллированная, но все же при воздействии высоких температур она меняет свое агрегатное состояние);
  2. Нарушение герметичности системы (послабленный хомут крепления патрубков, трещины в них и радиаторе).

В первом случае потери антифриза сравнительно незначительны, а вот при втором жидкость может вытечь из системы практически вся, если вовремя не заметить и устранить течь.

Это первый фактор, который следует учитывать при восполнении уровня.

Второй же – это погодные условия. Выше отмечено, что нарушение пропорций приводит к уменьшению температурного порога замерзания жидкости.

Как долго можно ездить «на воде»?

Ели доливка воды все же произошла, то дистиллят требуется заменить на заводскую жидкость в самое ближайшее время. Конкретный период, когда автомобиль может передвигаться «на воде» и не получить ущерба, определить сложно, поскольку здесь большую роль играет совокупность факторов. Вместе с тем, стоит ориентироваться на год авто, его состояние и пробег. Без негативных последствий можно проехать «на воде» несколько часов, а в отдельных случаях и намного больше.

  • водой разводился не предназначенный для такой манипуляции состав. Тогда разбавленный дистиллятом антифриз нужно в обязательном порядке заменять на заводскую жидкость, как только уличный термометр переместился на отрицательные показатели. Но и при положительных температурах вода выручит только на время. Какое? Официальных рекомендаций производителей не найти. Владелец авто сам для себя определяет временной период в зависимости от того, насколько ему дорога машина.
  • в бачок заливался концентрат. Если разведение производилось по инструкции компании, нет нужды в замене жидкости. Просто при снижении уровня больше положенного нужно долить емкость разведенным по инструкции составом.

Тосол

В отопительных системах также используется тосол.

Что это такое

Это вещество очень похоже по компонентам на «незамерзайку», но в состав добавлено немного этиленгликоля. В итоге поменялась температура кристаллизации и, к сожалению, увеличилось количество химии. Тосол — самая ядовитая из выше переведённых жидкостей.

Плюсы

Коррозия при использовании этиленгликоля уменьшается до такой степени, что металл, функционирующий с этой жидкостью, образует специальную защитную плёнку самостоятельно, препятствуя возникновения ржавчины. Это немного лет продлевает срок эксплуатации за счёт самостоятельного укрепления стенок труб.

Фото 8

Фото 4. Три канистры с тосолом «Дзержинский», который можно применять для машин или отопительных систем.

Минусы

  1. Из-за образования защитной плёнки теплоотдача и теплоприем труб ухудшается, заставляя их сильно перегреваться или сильно охлаждаться за короткий промежуток времени. Максимальные температуры начинают разрушать всё, что находится рядом с трубами.
  2. Этиленгликоль очень ядовит. В отличие от антифриза вещество вообще нельзя брать в руки. Капля этого неэкологического продукта способна навредить человеку, не говоря уже о газах, которые попросту смертельны.
  3. Реагируя с водой и металлом, тосол оставляет продукты распада, которые в скором времени приводят к засорению труб и их большей неработоспособности.
  4. Категорически запрещено использовать с оловом, чугуном и цинком даже при наличии специальных насадок.

Как залить в систему

  1. Заменить насос и надеть насадки.
  2. Промыть трубы от предыдущего содержания вещества. Подходить к работе нужно ответственно, потому что реакции тосола с другими жидкостями может навредить физическому здоровью человека.
  3. Присоединить насос к специальной канистре с тосолом и выполнить переливку.

Внимание! Не стоит трогать жидкость руками. Нужно надеть перчатки и работать в хорошо проветриваемом помещении.

Зимнее время

В этот период доливать воду категорически запрещено, даже в небольших количествах. В результате запуск мотора при -5 и более градусах будет затрудненным. Замерзшая вода вследствие расширения может разорвать радиатор, патрубки и бачок. По требованиям, температура замерзания антифриза должна быть не менее -25 градусов. С каждым добавленным миллилитром воды этот показатель уменьшается.

1513921.jpg

Как часто менять?

Равно как и масло, тосол имеет свой срок замены. Производители гласят, что жидкость необходимо менять раз в 3 года или 75 тысяч километров пробега. В ходе эксплуатации уровень теплоотдачи антифриза снижается. Он начинает пениться и разъедать металлические детали. Если вы не знаете, когда был залит антифриз в систему, его износ определить очень легко. На внутренней стороне расширительного бачка образуется желеобразная масса, при отрицательных температурах жидкость мутнеет и выпадает в осадок. Также износ можно определить по цвету. Если антифриз стал рыжего цвета, это говорит о том, что начался процесс коррозии.

1513919.jpg

Да, производители окрашивают антифриз разными оттенками – красным, синим, зеленым. Но грязную жидкость вы ни с чем не спутаете. При появлении вышеперечисленных признаков срочно замените антифриз. И вода в новую жидкость никогда не доливается. Если не хватает одной канистры, докупите еще одну. Пускай у вас останется в ней еще 4 литра, но у вас будет полноценный концентрат. К тому же вода, что в ней имеется, имеет свойство испаряться. Поэтому оставшиеся литры будут «на долив».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...