Что такое эргономика автомобиля? По каким показателям оценивается? Что в себя включает? Как эргономика автомобиля улучшает комфорт передвижения водителя и пассажиров? Обо всем об этом в нашей статье.
О том, как при помощи эргономики, можно улучшить комфорт салона автомобиля
Словари обычно дают определение эргономики, как научной дисциплины, которая использует принципы биотехнологий и чудес инженерии, чтобы сделать определенный продукт более удобным для работников или для потребителей.
В контексте автомобиля это означает, что в процессе его производства должны быть учтены все факторы проектировки, начиная с момента, где будет располагаться кнопка переключения радиостанций, до размещения человека в пассажирском сидении. Один инженер по эргономике компании Ford описал свою работу как «проектирование человеческого фактора». Таким образом, из вышесказанного выходит, что задача инженеров состоит в том, чтобы создать автомобиль, подходящий по своему удобству и комфорту большинству покупателей, различных габаритов и пропорций, при этом, не выходя за рамки увеличения габаритов и размеров самой машины.
Кроме того, не следует забывать, что комфортное расположение в салоне автомобиля, также зависит и от нас, пассажиров и водителей. Например, если вы водитель и расположили свое сидение таким образом, что ваши ноги едва дотягиваются до педалей, вы можете вызвать ненужную нагрузку на руки – точно так же, как и сидение, пододвинутое слишком близко к рулю может вызвать болевые ощущения в ногах и спине. Положение сидения, поза и время, проведенное в автомобиле, все это может повлиять на здоровье человека. По данным одного исследования, если вы проводите за рулем четыре часа в день и более, то вы в шесть раз увеличиваете шансы заработать проблемы со спиной. Костно-мышечные расстройства также представляют опасность для тех водителей, кто зарабатывает себе на хлеб за рулем автомобиля: дальнобойщики, водители такси, и даже полицейские на патрулировании.
Итак, что такое эргономика автомобиля мы вроде бы немного разобрались. Теперь же давайте подробнее рассмотрим сферу эргономичных дизайнов автомобиля, и узнаем, как получить все преимущества хорошей эргономики для здоровья, комфорта, эффективности и безопасности. Для начала, давайте определим, какую роль играет эргономика водительского сидения.
Исследователь Университета штата Айова доктор Джеффри Доусон за рулем новой версии автомобиля для испытаний эргономики и безопасности. Его используют для прогнозирования опасных и безопасных способностей у пожилых водителей.
Как должно быть настроено водительское кресло?
По иронии судьбы, лучшим способом воспользоваться всеми преимуществами водительского сидения с хорошей эргономикой, это не проводить в нем слишком много времени. Если вы отправились в долгую поездку, то вам необходимо как можно чаще менять свое положение, или же выходить из автомобиля, чтобы прогуляться и размяться, по крайней мере, каждые два часа. Если же вы пленник времени и вам некогда останавливаться на короткие перерывы, то для вас автопроизводитель уже давно начал выпускать машины с креслами обладающими функцией массажа. О таких креслах мы уже как-то писали в одной из своих статей.
Но вернемся к тем креслам, которые никакими функциями spa-массажа не оборудованы. Итак, есть ли правила, соблюдение которых позволит не уставать сидя за рулем продолжительное время? Исследователи из Университета Лафборо придумали несколько руководящих принципов для тех, кто дорожит своим здоровьем и комфортом во время поездки. Эти исследователи создали идеальное «исходное положение» водительского кресла, отталкиваясь от которого, водитель регулирует дальнейшее положение сидения по своему вкусу, чтобы обеспечить максимальный комфорт, управляемость, хороший обзор дороги и внутренних систем управления транспортного средства. Сидение должно быть выдвинуто далеко назад, но руль, если он регулируется, должен быть выдвинут на максимально высокую и максимально приближенную к водителю позицию. Спинка сидения должна быть откинута на 30 градусов, в то время как высота сидения и подушки должны быть в самом низком положении.
После того, как стартовое положение установлено, сидение необходимо поднять до такого уровня, чтобы максимально улучшить обзор дороги для водителя. Сидение должно быть перемещено вперед и вверх настолько, чтобы водитель без труда дотягивался до педалей и не чувствовал дискомфорта в ногах и боли в коленях. Спинка и поясничная поддержка сидения должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечить адекватную поддержку; чрезмерное снижение спинки может стать причиной болей в спине и ограничить обзор дороги. И ни в коем случае не забывайте о подголовнике. Он может и должен обеспечивать критическую поддержку шеи.
Последним шагом является регулировка зеркал автомобиля (инструкция здесь), чтобы максимизировать видимость дороги и свести к минимуму слепые пятна, а также регулировка руля. Зафиксируйте его в таком положении, чтобы он не ограничивал видимость приборов и не касался ваших ног во время вождения.
Далее мы рассмотрим эргономику пассажирских сидений, также мы узнаем о некоторых хитростях, которые инженеры используют для того, чтобы сделать автомобиль более эргономичным и удобным как для водителей, так и для пассажиров.
Подумаем об эргономике пассажиров.
Виртуальная реальность (VR – Virtual Reality) является одним из передовых инструментов, которые инженеры используют при разработке эргономики автомобиля. VR избавляет дизайнеров от необходимости создания полномасштабной модели для испытаний. Вместо этого, мужчина дизайнер может сойти за, скажем, девушку тинейджера во время виртуальной езды, и разобраться в том, как ремень безопасности и форма сидения влияют на ее удобство.
При проектировке дизайна модели и при продумывании эргономики автомобиля, производитель должен учитывать тот факт, что в мире существуют люди разных пропорций: худые и полные, высокие и низкие, очень важно учитывать эти факторы при создании автомобиля, чтобы он был в состоянии адаптироваться под эксплуатацию совершенно разных по типу людей. Кроме того, присутствие среди водителей и пассажиров пожилых людей означает, что автомобили должны удовлетворять и их нужды, в частности, не должно возникать никаких сложностей при посадке в автомобиль и выходе из него. Использование виртуального моделирования позволяет инженерам имитировать поведение пожилых людей или лиц с особыми потребностями, тем самым повышая процент вероятности, что интерьер созданного автомобиля целиком и полностью подойдет любой категории покупателей.
Несмотря на полезность виртуальной реальности, и компьютерного моделирования, физические прототипы важны для проверки конструкций в реальном мире. Компания Ford, например, после испытания конструкции в виртуальной реальности создает прототипы, которые называют баксами. Эти баксы испытываются специально обученными сотрудниками компании Ford, которые вносят предложения по улучшению конструкции автомобиля. Такой подход позволяет получить наилучшие отзывы о положительных и отрицательных моментах эргономики создаваемого авто.
Хоть вышеперечисленные методы моделирования и предоставляют много данных, успех достижения цели зависит и от того как умело используют полученную информацию инженеры. Например, именно инженер принимает решение, стоит ли производить пассажирское сидение с регулируемым размером, формой или положением по отношению к остальной части автомобиля (что может предоставить пассажиру больше места и возможность вытянуть ноги) или же не стоит уделять много внимания удобству пассажира, а вместо этого улучшить положение и комфорт водителя. Все зависит от предназначения авто. Если это автомобиль в кузове купе, то о комфорте пассажиров здесь не может быть и речи, а если это семейный кроссовер, то сам Бог велел разместить пассажиров этого «каравана на колесах» в особых условиях.
Помимо обеспечения комфорта и легкости в использовании, эргономичный дизайн, или его отсутствие, также играет важную роль в обеспечении безопасности в случае аварии. Многие подголовники кресел автомобиля вообще произведены без какого-либо учета эргономики и на практике абсолютно не взаимодействуют с шеей и головой сидящего водителя (или пассажира), тем самым не обеспечивая необходимой поддержки во время несчастного случая. Исследования Американского страхового института дорожной безопасности показали, что большинство подголовников в автомобилях не предоставляют хорошей защиты шейному отделу позвоночника. Институтом было проверено 70 сидений и подголовников на момент защиты шейного отдела позвоночника и всего восемь из них получили оценку «хорошо», а 30 испытуемых показали совершенно слабые результаты. Некоторые подголовники вообще не могли быть проверены, так как они были абсолютно несовместимы с высокими пассажирами.
Манекены подобные этому до сих пор используются при проектировании автомобилей, но в настоящее время основными инструментами инженеров транспортных средств стали виртуальная реальность и компьютерное моделирование.
На сколько важно соблюсти эргономику в панели управления?
Панель управления автомобиля представляет собой существенную составляющую эргономики. Как правило, это один из основных факторов, влияющих на выбор автомашины покупателем и немаловажный фактор в рейтинге лучших интерьеров салона автомобиля. От автомобилей с кнопкой зажигания – как многие модели Toyota, в частности Prius – до автоматических передних фар, автоматического климат-контроля и электронного стояночного тормоза, все последние эргономические инновации характеризуются автоматизацией и простотой использования. Все эти автомобильные опции заметно упрощают управление транспортным средством, особенно для водителей с ограниченными способностями. К примеру, вам нужно задать желаемую температуру в салоне, вы только нажимаете нужную кнопку, а все остальное автомобиль делает самостоятельно.
Одной из наиболее интригующих тенденций в современном эргономичном дизайне является внимание, которое теперь все больше уделяют пожилым людям. Все типы автомобилей – в том числе и спортивных автомобилей – в настоящее время оснащаются панелями управления с более крупным, чем обычно, текстом и более ярким освещением, чтобы максимально увеличить читаемость, особенно для пожилых людей и людей с ограниченными способностями. Даже дверные ручки теперь делают с учетом того, чтобы их было удобно использовать людям с артритом.
Для разработки панели управления, которая подходила бы как для пожилых водителей, так и для беременных, некоторые инженеры надевают костюмы, которые ограничивают их мобильность, снижают уровень зрения, а также имитируют беременность. Использование такого костюма не всегда дает полные данные, поэтому инженеры также прибегают к помощи компьютерного моделирования и виртуальной реальности. Гибкость, предоставляемая этими технологиями, означает, что инженеры могут легко проверить, как определенная конфигурация панели управления будет использована 1,8-метровым 90-килограммовым мужчиной или 1,5- метровой 50-килограммовой женщиной, а также всеми теми, кто находится в диапазоне между ними. Эти программы также позволяют определить удобство панели для людей с ограниченными возможностями, с необычным телосложением или со специальными требованиями.
Однако, с новыми функциями приходят и новые опасности. К примеру, распространившаяся по всему миру сотовая связь, неминуемо подвергла 100% водителей к отвлечению внимания на дороге, что привело к запрету использования мобильных телефонов во время вождения во многих странах мира. В то же время, в большинстве современных автомобилей установлены устройства громкой связи (через Bluetooth) для общения по телефону «без рук». Данные устройства также могут отвлечь водителя от управления машиной, при попытке подключить данный вид связи к телефону на ходу. Инженеры предполагают, что в будущем, подключение данного вида связи, следует переводить на голосовое управление, функцию, которая в ограниченной степени уже существует в некоторых автомобилях, что позволит устанавливать связь, не прикасаясь к телефону и кнопкам на панели экрана меню транспортного средства.
Использование сотовых телефонов и возня с системами навигации во время вождения являются причиной растущего уровня ДТП.
Эргономика багажного отделения автомобиля.
Кустарно перефразировав Фрейда, можно сказать, что иногда грузовой отсек является не просто грузовым отсеком. То есть, в современном мире багажник в автомобиле имеет ряд других функций, чем просто перевозка инструментов и запасного колеса, или же место для чемодана по пути в аэропорт. Многие багажники современности теперь оборудованы встроенными карманами и потайными отделениями, в которых и скрываются необходимые инструменты и запасное колесо. Многие багажники могут быть увеличены путем складывания задних сидений, которые, в свою очередь, могут быть съемными или полностью исчезать в полу автомобиля.
Гибкость в использовании и разнообразные дополнения являются последними инновациями грузового отдела автомобиля, с возможностью расширять грузовое пространство. Ваше транспортное средство может быть как просто перевозчиком большой плюшевой игрушки, так и настоящим гаражом для велосипеда. Например, если вы перевернете вниз задние сидения автомобиля Volkswagen GTI, вы увеличите площадь грузового отсека с 0,3 кубических метров до 1,3 кубических метров. Автомобиль Mercedes-Benz GLK350 оборудован двумя электрическими розетками в грузовом отделе – 115-вольтная розетка и 12-вольтный разъем – хотя его обошли другие автомобили, такие как GMC Acadia, который предоставляет в пользование целых пять розеток. Автомобиль Honda Element привлекает внимание тех, кто любит активный отдых на природе, так как пол в багажнике можно легко помыть подручными средствами, поэтому в нем можно перевозить грязные байки или любую другую дрянь.
Многие автомобильные компании трубят о грузовых возможностях своих транспортных средств и все это благодаря эргономике их авто, которая позволяет, при необходимости, увеличить грузовое пространство багажников на целые кубические метры! Но все это пространство может быть бесполезным, если оно просто становится шкафом для чьей-то грязной одежды. Вот почему некоторые производители в настоящее время интегрируют органайзеры для грузовых отделов, аксессуар, который традиционно продают совершенно третьи лица.
Еще одной деталью автомобиля, которая облегчает нашу жизнь, является так называемый «доводчик». Бывают такие ситуации, когда ваши руки заняты, и вам совершенно неудобно закрывать багажник. Вы просто слегка нажимаете на дверь грузового отдела, и ваш автомобиль самостоятельно сделает все остальное, использую двигатель для плотного закрытия двери.
Итак, надеемся нам удалось разъяснить как, не изменяя внешних форм автомобиля, при помощи продуманной эргономики, производитель может сделать автомобиль привлекательным для любого покупателя. Если у вас остались какие – либо вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях ниже.
Mercedes-Benz
Самыми эргономичными автомобилями были названы Mercedes-Benz. Владельцы оценили их на 93,6 балла из 100 возможных. Лучше всего в них проработаны место водителя и конфигурация кресел. Огромное значение уделено шумоизоляции и комфорту пассажиров. Однако недочеты в работе бортовой мультимедийной системы и нарекания к качеству материалов на базовых версиях машин несколько снизили оценки.

Volkswagen Touareg
Когда садишься за руль авто из «ВАГа», кажется, что вернулся домой. Сиденье удобно обнимает тело, будто старое кресло-качалка с продавленными ямками в «нужных» местах. Водитель занимает позицию за рулем не слишком высокую, чтобы не чувствовать себя как на табуретке, и не слишком низкую, чтобы вести машину не из положения лежа. Все идеально выверено до миллиметра. Все нужные регулировки находятся на расстоянии полувытянутой руки. Руль удобно ложится в руки. Складывается впечатление, что даже любимую радиостанцию будущего водителя настраивают еще на заводе.
Также читайте: Когда порода не играет роли: почему не стоит брать VW Touareg I поколения
МГНОВЕННЫЙ ЭФФЕКТ
Для разработки интерфейса, позволяющего человеку и автомобилю обмениваться информацией, производители прилагают немалые усилия, привлекают значительные ресурсы. В результате создаются рабочие места.
За три года лаборатория концерна PSA, где пять человек работали над программным обеспечением и графикой для бортовых систем, превратилась в полноценный департамент с 60 специалистами.
Jaguar Land Rover объявляет о намерении нанять 50 инженеров в Innovation Incubator, проект — разработка нового программного обеспечения для автомобилей. Одновременно англичане намерены отобрать 120 стартапов, сотрудничество с которыми планируется начать в 2025 году.
Один из таких стартапов, Vonsor, уже работает над системой видеосъемки с помощью штатных телекамер, установленных снаружи и в салоне автомобиля. Снятые ролики можно будет редактировать на бортовом тачскрине и выкладывать в соцсети.
«Приложение рассчитано на «сетевое поколение», на людей, которые стремятся запечатлеть лучшие моменты камерой смартфона и выложить картинку в сеть», — говорит сотрудник Vonsor
Джастин Бейкер. Количество функций растет, и нужно упростить управление ими. Потому некоторые изучают возможность управления жестами. Mercedes, выбравший этот путь, однако не торопится запускать свою систему в серию.
BMW
Второе место по эргономичности заняла BMW. Владельцы баварских машин выставили 92,6 балла из 100 возможных. В салонах BMW можно ездить часами, не уставая. Управление мультимедийной системой и климатической установкой заслуживает особых похвал. Однако удары от жесткой подвески влияют на комфорт, что не нравится владельцам. Кроме того, на заднем диване пассажирам не всегда удобно из-за спортивного характера моделей BMW.

Подрулевой рычаг Рено Логан
В экстренной ситуации можно сразу и не вспомнить, где искать кнопку клаксона.
В экстренной ситуации можно сразу и не вспомнить, где искать кнопку клаксона.
Следующей большой любовью российских автомобилистов стал Renault Logan (сказанное ниже также относится к другим моделям Renault и к машинам на базе Логана). Автомобиль изначально позиционировался как сверхбюджетный, поэтому многие решения были продиктованы экономией. Взаимозаменяемые левое и правое наружные зеркала продержались недолго, а вот компоновка клавиш в салоне жива по сей день, на соплатформенном Ниссане Альмера.
Материалы по теме
Главная претензия — кнопка клаксона на левом подрулевом переключателе. Типично французскую «фишку» для нашего рынка переделывать не стали. Кто-то может назвать такое расположение удобным, но мне оно решительно не нравится. Звуковой сигнал служит элементом активной безопасности. От того, насколько быстро он прозвучит при возникновении опасности, зависит результат: удастся предотвратить аварию или нет. У подавляющего большинства водителей рефлекс срабатывает стандартно — бить по центру руля. Но результата в данном случае нет.
За 2,5 года езды на редакционной Альмере я так и не смог привыкнуть к этому «изыску» и до последнего дня искал клаксон на руле. Порой вспоминал о его расположении, когда необходимость воспользоваться им уже миновала.
Справедливости ради отмечу, что нестандартный клаксон раздражает и на куда более дорогой машине — Ситроене С5. У него, как известно, руль с неподвижной ступицей, на которой расположены две узкие вертикальные кнопки звукового сигнала. Попасть по ним тоже удается не всегда. Утешиться можно тем, что в данном случае это не «кроилово» производителя, а элемент высокого стиля.
Вердикт: копеечная экономия, из-за которой есть риск попасть в аварию. Точнее, не суметь ее избежать.
ДОКТОР РУЛЬ
«Я думаю, — продолжает Джулиано, -место кнопок на руле займут сенсорные поверхности, реагирующие на нажатия разной силы, как трекпады ноутбуков. Преимущества налицо: экономия на кнопках, чистота дизайна, меньше поводов отвлекаться. Такой руль запросто проведет диагностику водителя: измерит пульс, температуру тела».
Ну а чтобы дисплеи меньше отвлекали водителя от дороги, производители продолжают изучать возможности превратить все ветровое стекло в огромный проекционный дисплей: на него можно спроецировать намного больше информации
НА ЯЗЫКЕ ЖЕСТОВ
— В ИТАЛИИ активная же стимуляция за рулем может спровоцировать ссору. А вот в Германии — вряд ли. Поэтому Mercedes разрабатывает систему управления жестами (фото внизу), a BMW уже реализовала ее на серийной модели.
На передней панели новой 7-й серии (фото внизу справа) установлен 30-датчик, различающий до шести разных жестов. Например, чтобы ответить на телефонный звонок или
SMS-сообщение, достаточно поднести к экрану руку с вытянутым указательным пальцем и сразу же ее убрать. Если аналогичный жест будет направлен влево, система повесит трубку. Таким же образом можно закрыть открытое приложение.
Пока технология Gesture Control делает первые шаги, поэтому на 7-й серии она продублирована традиционным интерфейсом с манипулятором iDrive: именно баварцы предложили эту систему первыми.
Приборный щиток Лады Гранты
На Гранте АВТОВАЗ перешел к комбинации приборов без индикации температуры антифриза. Потребители не оценили, и указатель пришлось вернуть.
На Гранте АВТОВАЗ перешел к комбинации приборов без индикации температуры антифриза. Потребители не оценили, и указатель пришлось вернуть.
На многих современных автомобилях в комбинации приборов отсутствует датчик температуры охлаждающей жидкости. Не было его даже у Гранты и Калины-2, но завод вернул указатель по просьбам клиентов. О перегреве сигнализирует красная контрольная лампа. У некоторых марок (в частности, у Мазды или Хонды) реализована и индикация непрогретого мотора: до выхода на рабочую температуру на панели горит соответствующий индикатор.
На первый взгляд, ничего криминального в отказе от дополнительного прибора нет. Но проблема в том, что предупреждение сохранилось только для совсем критической ситуации — перегрева. Датчик же поможет выявить проблемы раньше. Если стрелка вместо четкого положения начинает регулярно заваливаться вправо, то пора задуматься о ревизии системы охлаждения. Как минимум — о чистке радиаторов. Впрочем, об этом можно догадаться и в отсутствие указателя: при нештатном повышении температуры, но еще до перегрева электроника отключит кондиционер для снижения нагрузки.
Вердикт: иначе как модой решение объяснить нечем. Оно не слишком приятное, но все-таки не критичное.
Ford
В десятку самых удобных автомобилей вошли и модели других производителей. Шестое место занял Ford, которому выставлена оценка в 88,4 балла. Автомобилисты отметили общее снижение эргономичности водительского места, кроме того, им не нравится остроконечный дизайн приборной панели.

Магнитола УАЗ Патриот
В УАЗе Патриот можно запросто разрядить аккумулятор, если забыть, что мультимедийная система не выключается вместе с зажиганием.
В УАЗе Патриот можно запросто разрядить аккумулятор, если забыть, что мультимедийная система не выключается вместе с зажиганием.
УАЗы и некоторые Лады до сих пор щеголяют весьма странным решением. Штатную аудиосистему в них нужно включать и выключать отдельно. Ее питание не зависит от положения ключа зажигании. В начале поездки это удивляет, при маршруте с частыми остановками раздражает, а по приезду в пункт назначения чревато посаженным аккумулятором. Согласен, что это тоже дело привычки. Непонятно только, зачем заставлять владельца лишний раз нажимать кнопки, когда можно этого не делать?
Любопытно, что в самых современных Ладах, Весте и Иксрее, все реализовано стандартным образом. Музыка начинает и перестает играть вместе с зажиганием, а при необходимости ее можно включить принудительно нажатием кнопки.
Вердикт: ничего страшного. Просто странно и неудобно.
Haval
Очень неожиданно восьмое место рейтинга отошло китайскому производителю внедорожников Haval. Эти машины не имеют ярких достоинств, однако не раздражают хозяев откровенными провалами. Многие назвали их удобными за большой салон.

Volkswagen
Девятую строчку списка занял Volkswagen. Этот бренд входит в одноименный концерн, который владеет Audi и Skoda. Маркетологи стараются развести автомобили по разным маркетинговым нишам, из-за чего делают машины Volkswagen более простыми, чем Audi и Skoda, что не нравится владельцам. Между тем Volkswagen делает комфортные машины, о чем свидетельствует оценка в 85,6 балла.

Подрулевой рычаг Мерседеса
Перегруженная зона под левой рукой водителя свойственна всем Мерседесам — от бюджетного А-класса до Майбаха.
Перегруженная зона под левой рукой водителя свойственна всем Мерседесам — от бюджетного А-класса до Майбаха.
Другой немецкий гранд тоже знаменит своими подрулевыми переключателями. У Мерседесов нет правого рычажка, управляющего стеклоочистителями. Ими, а также указателями поворота и дальним светом заведует один левый рычаг. Около него — еще пара переключателей: регулировок руля и настроек круиз-контроля. Долго ли перепутать? Любопытно, что лет этому эргономическому решению немало. Оно было в ходу еще до того, как на правую половину подрулевого пространства переехал селектор автоматической коробки передач, заняв собой абсолютно пустое пространство.
Вердикт: владельцам нравится, но среди «случайных» людей принято эту «фишку» ругать.
Фото: фирмы-производители, «За рулем»