Ошибки датчика положения дроссельной заслонки

К примеру, если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то если оставить их без внимания, ремонт двигателя обеспечен.

Симптомы неисправности датчика дроссельной заслонки и его проверка

Работой двигателя современного авто полностью управляет электроника. Контроллер собирает показания нескольких датчиков, готовит смесь топлива с воздухом и подает в цилиндры в нужном количестве. Поломка любого из этих измерителей влечет проблемы с мотором: сбои, повышенный расход горючего и потерю мощности. В данной публикации предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки (сокращенно – ДПДЗ), поскольку он чаще остальных выходит из строя, заставляя автолюбителей нервничать и искать неполадки в силовом агрегате.

neispravnost_DPDZ_main.jpg

Что выполняет ДПДЗ

Функция дроссельной заслонки заключается в регулировке количества воздуха, поступающего в топливную рампу. Чем сильней вдавливают педаль «газа», тем больше становится просвет в перепускном клапане (дросселе), и соответственно сильней обогащается кислородом топливо в форсунках.

ДПДЗ фиксирует положение педали акселератора, о чём «информирует» ЭБУ. Контроллер блока при открытом на 75% просвете дросселя включает режим полной продувки двигателя. При закрытом клапане дросселя ЭБУ переводит работу мотора в режим холостого хода — дополнительный поток воздуха проходит мимо дросселя. Кроме того, от датчика зависит количество топлива, поступающего на данный момент в камеры сгорания двигателя. От исправности этой маленькой детали зависит полноценная работа двигателя.

ДПДЗ:

ДПДЗ

Устройство

Существуют два вида приборов положения дроссельной заслонки ВАЗ-2107. Это датчики контактного (резистивного) и бесконтактного типа. Первый вид устройства является практически механическим вольтметром. Соосное соединение с клапаном дросселя обеспечивает перемещение контактора по металлизированной дорожке. От того, как меняется угол поворота оси, изменяется характеристика тока, пропущенного через прибор по кабелю из электронного блока управления двигателем (ЭБУ).

Схема резистивного датчика:

Схема резистивного датчика

Во втором варианте бесконтактного исполнения эллипсоидный постоянный магнит находится в непосредственной близости от торца оси заслонки. Её вращение вызывает изменения в магнитном потоке прибора, на что реагирует интегральная схема (эффект Холла). Вмонтированная плата мгновенно фиксирует угол поворота оси клапана дросселя, о чём информирует ЭБУ. Магниторезистивные устройства стоят дороже своих механических аналогов, зато они более надёжны и долговечны.

Интегральная схема ДПДЗ:

Интегральная схема ДПДЗ

Прибор заключён в пластиковый корпус. В наплыве сделаны два отверстия для крепления винтами. В раструб прибора входит цилиндрический выступ корпуса дросселя. На боковой разъём одевается контактная колодка кабеля ЭБУ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:

3.jpg?_t=1564502444
  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломом наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Датчик скорости

Датчик скорости необходим для считывания показаний и передачи их через ЭБУ на приборную панель автомобиля. Датчик считает количество вращений вала КПП и передает их на спидометр, а тот преобразует вращения в км/ч и показывает скорость, с которой движется автомобиль.

Признаки неисправности:

  • Не работает спидометр;
  • Не правильно показывает скорость автомобиля;

Неисправности

Симптомы неполадки могут проявляться по-разному, но в основном это отражается на приёмистости двигателя.

Признаки неисправности ДПДЗ, указывающие на его поломку:

  • трудный пуск холодного двигателя;
  • неустойчивый холостой ход вплоть до полной остановки мотора;
  • форсирование «газа» вызывает провал в работе двигателя с последующим резким набором оборотов;
  • режим холостого хода сопровождается повышенными оборотами;
  • расход топлива неоправданно увеличивается;
  • указатель температуры стремится уйти в красную зону;
  • время от времени на приборной панели возникает надпись «Check Engine».

Изношенная контактная дорожка резистивного датчика:

Изношенная контактная дорожка резистивного датчика

Первоисточники выхода из строя датчика

Самая очевидная причина некорректной работы такого прибора считается износ. При том, изношенность разных частей оказывает разное действие на систему.

  • Стирание напыления проводника. Поэтому становится невозможным фиксирование показателя напряжения.
  • Выработанный резерв изношенности подвижного элемента датчика. Когда зазор между ним и проводником оси становиться слишком широким, теряется контакт между ними. При этом Чек не выскакивает. О ней можно догадаться по перебойной работе двигателя в разных режимах.
  • Окисление, покрытие ржавчиной, накопление слоя загрязнения на контактах.Поломка датчика положения заслонки

После обнаружения таких конструктивных изменений, вам не остается выбора, прибор не подлежит ремонту, его надо менять. Конечно, лучше приобрести бесконтактный прибор. Он намного надежней, ведь в нем нет трущихся элементов.

Алгоритм самостоятельного тестирования датчика дроссельной заслонки

Теперь разберемся в практическом использовании описанных выше сведений для  ревизии датчика собственными силами. Перед покупкой детали нужно определить, какие именно неисправности датчика положения дроссельной заслонки имеют место в вашем случае. Только после выявления причин проблемы можно принимать решение, нужно ли менять ДПДЗ.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки? Порядок действий следующий:

  1. Определить, где месторасположение искомой детали и убедиться в наличии на нем напряжения.
  2. Соединить один выход мультиметра с разъемом ДПДЗ, а другой с осью заслонки, чтобы измерить напряжение в различных положениях ДЗ. Если показания вольтметра изменяются, значит устройство в норме. Если же показатель напряжения остается неизменным, значит имеет место неисправность ДПДЗ.
  3. Параллельно следует проверить состояние дорожек. Если есть нарушения покрытия – деталь нужно заменить.
  4. Проверить и очистить детали, устройства – контакты, провода и соединения. Нарушенные пины нужно запаять и обработать лаковым составом.

Отдельно стоит акцентировать внимание, что датчик дроссельной заслонки – значимая деталь в системе главного компьютера автомобиля. Датчик передает в бортовую электронную систему показатели угла открытия/закрытия заслонки в конкретный момент.

Какие бы признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки вы не обнаружили, анализируя работу двигателя и других агрегатов, их нельзя оставлять безо всякого внимания. Выявление проблемных моментов в работе рассматриваемого узла позволит избежать более дорогостоящего ремонта.

Регулярное проведение диагностических мероприятий и профилактики поломок датчика дроссельной заслонки – важное условие комфортной езды и безопасной службы автомобиля.

Регулярное проведение диагностических мероприятий

Видео о признаках неисправности ДПДЗ

Ваз замена ДПДЗ. Симптомы неисправности, замена.
Проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
НЕИСПРАВНОСТИ ДПДЗ ВАЗ, ЛАДА, ДЭУ НЕКСИЯ, ШЕВРОЛЕ ЛАНОС.
неисправность ДПДЗ двиг 1.8 ABS 90л.с

Читайте также: Что такое ДМРВ на автомобиле и какие функции оно выполняет.

Диагностика

Все вышеперечисленные признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки могут относиться к выходу из строя других датчиков ЭБУ. Чтобы точно определить поломку ДПДЗ, нужно её диагностировать.

Поступают следующим образом:

  1. Снимают колпачок с колодки разъёма датчика.
  2. Включают зажигание, но двигатель не заводят.
  3. Рычаг мультиметра устанавливают в положение омметра.
  4. Щупами измеряют напряжение между крайними контактами (центральный провод передаёт сигнал в ЭБУ). Напряжение должно быть в районе 0.7 В.
  5. Педаль акселератора выжимают до упора и снова снимают показания мультиметра. В этот раз напряжение должно быть 4 В.

Если мультиметр показывает иные значения или вообще никак не реагирует, значит, что ДПДЗ вышел из строя и требует замены.

Датчик давления масла

Датчик давления масла необходим для индикации водителя об отсутствии давления в ДВС. Масло необходимое для смазки трущихся деталей двигателя находится в картере, но некоторые трущиеся детали, нуждающиеся в смазке, находятся намного выше картера. Для обеспечения их смазкой в двигателе есть масляный насос, который накачивает масло в ГБЦ и смазывает распределительный, коленчатый вал и многое другое.

Устанавливается на ГБЦ.

Признаки неисправности:

  • Не зажигается лампа давления масла при включении зажигания;
  • Лампа горит постоянно;

Как устранить неисправность посредством чистки дроссельной заслонки

Рассмотрим поэтапно, как правильно сделать чистку заслонки:

  1. Прежде всего, нужно добраться до дроссельной заслонки. Конструкция разных модификаций ДВС отличается, но, как правило, сначала необходимо демонтировать воздуховод, идущий от заслонки к воздушному фильтру.
  2. Затем нужно снять дроссельную заслонку. Следует открутить болты крепления (от 2-х до 4-х штук), а затем рассоединить все разъемы, включая тот, который идет к клапану продувки абсорбера.
  3. Очистить дроссельную заслонку можно с помощью чистящего средства для карбюраторов. В специализированных магазинах автохимии представлен широкий выбор различных составов, поэтому всегда можно подобрать оптимальный вариант по стоимости.
  4. Тщательно вытереть дроссельную заслонку снаружи и внутри с помощью выбранного средства и ветоши.
  5. Если конструкцией авто предусмотрена защитная решетка – ее также нужно очистить.
  6. Собрать узел в обратном порядке.

Чистка дроссельной заслонки выполняется таким образом, чтобы ее металлическая поверхность стала полностью светлой. Такая чистка будет способствовать улучшению динамических характеристик двигателя.

  • Как почистить дроссельную заслонку без снятия

Многие автолюбители интересуются, как выполняется чистка дроссельной заслонки без снятия. На некоторых СТО действительно предлагают такую услугу, но, следует учитывать, что эффективная чистка этой детали может быть выполнена только после демонтажа заслонки.

Чтобы почистить заслонку дросселя без снятия используется специальный очиститель впускного тракта. Кроме того, такая процедура может выполняться с использованием жидкости для чистки клапана EGR, а также средства WD-40 или растворителей.

Алгоритм чистки дроссельной заслонки без снятия:

  1. Снять воздуховод, чтобы обеспечить доступ к дроссельной заслонке.
  2. Побрызгать на поверхность заслонки, которая находится в закрытом положении, чистящим средством и вытереть ветошью.
  3. Открыть заслонку и очистить загрязнения с боковой поверхности.
  4. Нужно обеспечить поступление чистящего средства во все каналы (для чистки также используется ветошь).

Еще раз отметим, что качественная чистка дроссельной заслонки может быть выполнена только после ее демонтажа.  При установке детали после очистки мы рекомендуем использовать новую прокладку заслонки (ее стоимость вполне доступна).

Алгоритм чистки дроссельной заслонки без снятия

Производители чистящих средств для чистки отмечают, что процедуру обслуживания дроссельных заслонок без снятия следует проводить каждые 7000 — 10 000 км пробега. Чистка заслонки со снятием должна осуществляться с интервалом 30 000 — 50 000 км.

Важно учесть, что в большинстве ситуаций после проведения чистки заслонки необходимо провести ее адаптацию. Для это используется специальный компьютер, подключающийся к ЭБУ машины. Кроме того, «обучение» дроссельной заслонки может осуществляться путем проведения определенных манипуляций с зажиганием и педалью акселератора. В последнем случае невозможно дать универсальную инструкцию, так как порядок действий будет отличаться для автомобилей разных марок. Нужно помнить об этом при проведении адаптации дроссельной заслонки.

Видео по теме

Оценка статьи:

loading.gif

Загрузка…

Датчик дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2107 инжектор Ссылка на основную публикацию

Датчик дроссельной заслонки автомобиля ВАЗ 2107 инжектор
Всё о датчиках, сенсорах и измерении
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...