Как быть владельцам ВАЗ-2106, если машина не заводится? Наиболее часто встречаемые поломки и пути их устранения описывает настоящая статья.
Устройство и технические характеристики стартера ВАЗ 2106
На ВАЗ 2106 производитель устанавливал два взаимозаменяемых вида стартеров — СТ-221 и 35.3708. Они незначительно отличаются друг от друга по конструкции и техническим параметрам.

Первые ВАЗ 2106 оснащались стартерами типа СТ-221
Технические характеристики стартеров ВАЗ 2106
До середины 80-х годов прошлого века на все классические автомобили ВАЗ производитель устанавливал стартер СТ-221. Затем пусковое устройство заменили на модель 35.3708, которая отличалась от предшественника конструкцией коллектора и креплением крышки к корпусу. Несколько изменились и его технические характеристики.

С середины 80-х годов на ВАЗ 2106 стали устанавливать стартеры 35.3708
Таблица: основные параметры стартеров ВАЗ 2106
Устройство стартера ВАЗ 2106
Стартер 35.3708 состоит из следующих элементов:
- статор (корпус с обмотками возбуждения);
- ротор (приводной вал);
- передняя крышка (со стороны привода);
- задняя крышка (со стороны коллектора);
- тяговое электромагнитное реле.
Обе крышки и корпус стартера соединены двумя болтами. Четырехполюсной статор имеет четыре обмотки, три из которых соединены с обмоткой ротора последовательно, а четвёртая — параллельно.
Ротор состоит из:
- приводного вала;
- обмотки с сердечником;
- щёточного коллектора.
Две металлокерамические втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки, выполняют функции подшипников вала. Для снижения трения эти втулки пропитаны специальным маслом.

Конструкция стартера 35.3708 практически ничем не отличается от конструкции обычного электродвигателя
В передней крышке стартера установлен привод, состоящий из шестерни и обгонной муфты. Последняя передаёт крутящий момент от вала к маховику при запуске двигателя, то есть соединяет и разъединяет вал и венец маховика.
Тяговое реле расположено также на передней крышке. Оно состоит из:
- корпуса;
- сердечника;
- обмотки;
- контактных болтов, по которым подводится электропитание.
При подаче на стартер напряжения сердечник под действием магнитного поля втягивается и перемещает рычаг, который, в свою очередь, двигает вал с приводной шестерней до зацепления её с венцом маховика. При этом замыкаются контактные болты стартера, подавая ток на обмотки статора.
Видео: принцип действия стартера ВАЗ 2106
Редукторный стартер
Несмотря на малую мощность, штатный стартер ВАЗ 2106 довольно хорошо справляется со своими задачами. Однако его часто меняют на редукторный аналог, который отличается от классического наличием редуктора, который заметно увеличивает мощность устройства. Это позволяет запускать двигатель даже при разряженном аккумуляторе. Так, редукторный стартер для классических моделей ВАЗ производства ТМ «Атек» (Беларусь) имеет номинальную мощность 1,74 кВт и способен раскрутить коленвал до 135 об/мин (обычно для запуска силового агрегата достаточно 40–60 об/мин). Это устройство работает даже при разряженном до 40% аккумуляторе.

Редукторный стартер имеет специальный редуктор, существенно увеличивающий мощность устройства
Видео: редукторный стартер ВАЗ 2106
Выбор стартера для ВАЗ 2106
Устройство креплений стартера классических моделей ВАЗ не позволяет установить на ВАЗ 2106 пусковое устройство от другого отечественного автомобиля или иномарки. Адаптация таких стартеров весьма трудозатратна и дорогостояща (исключение составляет стартер от ВАЗ 2121 «Нива»). Поэтому лучше и проще приобрести новое пусковое устройство. Стоковый стартер для ВАЗ 2106 стоит 1600–1800 рублей, а редукторный — на 500 рублей дороже.
Из производителей рекомендуют отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя торговым маркам:
- «Электромаш» (Херсон, Украина);
- КЗАТЭ (Самара, Россия);
- «Атек» (Витебск, Беларусь).
Конструктивные особенности
На шестерках, вышедших с конвейера после 80х, поставлены стартеры с торцевым коллектором 35.3708. Более старые модели были оснащены моделью СТ-221. Конструктивные особенности этих устройств практически не отличаются, поэтому при замене можно ставить любой. Разница заключается в том, что в более современных стартерах стоит одна шунтовая катушка и три сериесные, а в старых моделях – по две катушки обоих типов.
Приводим схему «Редукторный стартер на Ваз 2106»:
Конструкция и особенности работы стартера ВАЗ
Стартеры для ВАЗ выглядят практически та же, как идентичные устройства для прочих представителей отечественного автопрома, а также множества иномарок. Под ним подразумевается своеобразный электрический мотор, который генерирует постоянный ток и взаимодействует с АКБ машины.
Ключевыми элементами узла являются следующие компоненты:
- мотор (система включает якорь, статор и узел со щетками), который соединяется с бендиксом посредством общей оси;
- втягивающее реле, включающее одноименную обмотку и компактный сердечник;
- вилка (необходима для совмещения стартерного вала и втягивающего элемента);
- обгонная муфта, пружина возврата и ряд прочих элементов.
Особенности работы стартера сводятся к следующему:
- во время запуска автомобиля электрический разряд от АКБ направляется в сторону двух реле, что приводит к возникновению магнитного поля на обмотках;
- появившееся поле вызывает сдвижение втягивающего якоря по горизонтальной оси и выдвигает бендикс вперед;
- после занятия деталью крайней точки и соприкосновения с зубчатой поверхностью маховика возникает замыкание контакта на моторе и отключение втягивающего реле. В подключенном состоянии остается только удерживающее реле;
- двигатель продолжает работать, вращая бендикс, а последний приводит в движение маховик до запуска двигателя;
- когда силовая установка начнет работать, а интенсивность вращений превысит обороты мотора стартера, в действие вступает обгонная муфта, а втягивающее реле занимает прежнее положение. Также в этот момент случается расцепление бендикса с маховиком.
Схема соединений стартера ВАЗ 2101
- стартер;
- удерживающая обмотка тягового реле;
- выключатель зажигания;
- генератор VAZ 2101;
- блок предохранителей;
- втягивающая обмотка тягового реле;
- аккумуляторная батарея.
При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.
Типовые проблемы со стартером на ВАЗ 2106
Конструкционная сложность электродвигателя автомобиля часто становится его причиной выхода из строя и неопытные водители, прежде чем проверить элементарные узлы разбирают по пол авто в попытках найти поломку. На деле все оказывается гораздо проще – распространенными причинами выхода из строя стартера на отечественной классике являются:
- Стартер щелкает, но двигатель не заводится – в первую очередь рекомендуется проверить клеммы батареи и электродвигателя на предмет окисления металла, после чего осмотреть магистральную проводку на предмет обрыва или оплавления. Иной проблемой в данном случае также может являться пробуксовка муфты – необходимо проверить состояние шестерни муфты через специальное диагностическое окошко;
- При зажигании двигателя наблюдается скрежет – наиболее распространенной причиной в данном случае является неполная зарядка АКБ (менее 12.6 В) или выработка ресурса щеток якоря, втулок стартера или неисправность соленоида вытягивающего реле;
- Стартер не крутит, реле не шумит – скорее всего неисправность заключается в выходе из строя штока или катушки электромеханического реле. Также причиной поломки может являться слабый контакт на магистральной проводке или недостаточный уровень электролита внутри аккумуляторной батареи;
- Реле работает, однако стартер не подает признаков жизни – причиной неисправности может являться недостаточное напряжение для запуска электродвигателя. Ситуация исправляется подзарядкой АКБ и устранением следов окисления на контактных клеммах;
- Электродвигатель вращает коленвал с недостаточной скоростью – в данной случае проблема стартера не касается. Требуется проверить вязкость масла в двигателе, а также раннее зажигание в связи с чем электродвигатель не может преодолеть большое сопротивление.
Обратите внимание! Прежде чем демонтировать и разбирать для диагностики стартер электродвигателя необходимо проверить уровень заряда аккумуляторной батареи и пропускную способность проводки автомобиля. Зачастую нежелание стартера заводить двигатель является признаком окисления клемм или слабого заряда аккумулятора и не требуется вмешательства в конструкцию силового агрегата.
Что делать, если не крутит стартер 2106
В чем же может быть причина того, что не крутит стартер 2106? Неприятностей такое поведение автомобиля вызовет немало, так как пропадает возможность запустить двигатель с ключа. Есть только один вариант – с буксира. Но это не очень удобно, так как толкать машину не всегда имеется возможность, а иногда и желание. Поэтому необходимо сразу же выяснить, по какой причине не вращается стартер. И постараться как можно быстрее ее устранить. Но сначала несколько слов о том, как устроен этот электроприбор и для каких целей он нужен.
Под капотом
Здесь находятся отдельные реле и предохранители, которые не выделены в дополнительный блок. Подкапотные элементы отвечают за работу генератора, мотора, стартера и расположены на них.
В салоне
Расположили монтажный блок автомобиля. В нем находятся 16 предохранителей, но нет реле. Для проверки элементов необходимо открыть крышку под приборкой слева от руля.
Архив объявлений
Смотрите все объявления в архиве
Диагностика неисправностей стартера ВАЗ 2106
Все неисправности стартера можно условно разделить на две группы:
- электрические (выход из строя токопроводящих элементов);
- механические (износ деталей привода).
Для корректной диагностики стартера автовладельцу необходимо знать признаки, соответствующие той или иной неисправности.
Признаки неисправности стартера
К основным симптомам выхода стартера из строя можно отнести:
- при повороте ключа зажигания стартер и тяговое реле не подают признаков жизни;
- тяговое реле издаёт частые щелчки;
- тяговое реле при запуске срабатывает, но ротор вращается слишком медленно;
- при повороте ключа зажигания со стороны стартера слышится треск;
- при запуске со стороны стартера появляется гул.
Распространённые неисправности стартера
Каждый симптом неисправности имеет свои причины.
При запуске стартер и тяговое реле не срабатывают
Причинами отсутствия реакции стартера на поворот ключа зажигания могут быть:
- полная или почти полная разрядка АКБ;
- окисление контактов АКБ;
- отсутствие контактов между выводами АКБ и наконечниками силовых проводов;
- отсутствие контакта между наконечником провода и выводом «50» на тяговом реле;
- неисправность контактной группы зажигания;
- обрыв управляющего провода, идущего от замка зажигания к тяговому реле.
В такой ситуации прежде всего нужно проверить АКБ с помощью мультиметра — напряжение на её клеммах не должно быть ниже 11 В. В противном случае следует зарядить аккумулятор и продолжить диагностику.
Затем проверяют состояние клемм аккумулятора и надёжность их контакта с наконечниками силовых проводов. В случае плохого контакта выводы АКБ быстро окисляются, и энергии аккумулятора становится недостаточно для запуска стартера. То же самое происходит и с выводом 50 на тяговом реле. При обнаружении следов окисления от АКБ отсоединяются наконечники, которые зачищаются вместе с клеммами аккумулятора и выводом 50.
Проверку контактной группы замка зажигания и целостности управляющего провода осуществляют, замыкая штекер этого провода и вывода B тягового реле. Питание в этом случае начинает подаваться прямо на стартер. Для проведения такой диагностики необходимо иметь определённый опыт. Осуществляется проверка следующим образом:
- Автомобиль ставится на нейтральную передачу и стояночный тормоз.
- Включается зажигание.
- Длинной отвёрткой замыкают штекер управляющего провода и вывод В тягового реле.
- Если стартер заработал, неисправен замок или провод.
Частые щелчки тягового реле
Частые щелчки при запуске двигателя свидетельствуют о многократном срабатывании тягового реле. Это может происходить при сильном падении напряжения в цепи стартера из-за разряда аккумуляторной батареи или плохого контакта между наконечниками силовых проводов. В этом случае:
- измеряют напряжение АКБ;
- проверяют состояние контактов;
- проверяют надёжность электрических соединений в цепи стартера.
Иногда причиной такой ситуации может стать замыкание или обрыв в удерживающей обмотке тягового реле. Определить это можно лишь после демонтажа стартера и разборки реле.
Медленное вращение ротора
Медленное вращение ротора является следствием недостаточного энергоснабжения стартера. Причиной этого может быть:
- глубокий разряд АКБ;
- окисление выводов АКБ;
- слабая затяжка наконечников силовых проводов;
- подгорание ламелей щёточного коллектора;
- залипание или износ щёток;
- замыкание щёткодержателя плюсовой щётки на массу;
- обрыв (замыкание) обмоток статора или ротора.
Здесь, как и в предыдущих случаях, в первую очередь проверяется состояние АКБ и контактов. Если неисправность идентифицировать не удалось, стартер нужно будет снять и разобрать. Без этого определить подгорание коллектора, проблемы со щётками, щёткодержателем или обмотками не получится.
Треск в стартере при запуске
Причиной треска в стартере при повороте ключа зажигания может стать:
- неисправность обгонной муфты;
- износ приводной шестерни вала.
В обоих случаях потребуется демонтаж стартера.
Гул стартера при запуске
Наиболее вероятными причинами гула стартера и медленного вращения его вала являются:
- износ втулок ротора;
- ослабление креплений стартера;
- неправильный монтаж стартера.
Гул свидетельствует о перекосе вала ротора и замыкании его на массу.
Втягивающее реле стартера
Конструкция реле в стартере автомобиля ВАЗ 2106 считается довольно таки не сложной, и каждый хоть немного увлеченный автомобилист без труда сможет его разобрать и собрать самостоятельно. Однако снять и затем обратно установить втягивающее реле для многих оказывается задачей непосильной. Однако профессионалы справляются с этим без труда.
Если у вас возникли подозрения на поломку втягивающего реле вашего авто, то нужно непременно это проверить. Реле в ВАЗ 2106, как и в других моделях автомобилей, работает как электромагнит. Для того, чтобы проверить его исправность, нужно замкнуть его металлическим предметом, например, отверткой. Если стартер начнет вращаться, то неисправность действительно в реле. Если же вы услышите щелчки втягивающего реле, но стартер не начнет вращаться, то поломку нужно искать именно в нем самом.
Почему реле стартера может прекратить функционировать? Причин может быть несколько. Во-первых, от старости могут разрушиться материалы. Во-вторых, может сгореть обмотка. И, наконец, в-третьих могут сгореть пятаки внутри самого реле.
Проверка статора
Лучше это делать в автосервисе при помощи дефектоскопа. Гаражные условия предполагают другой вариант, соответствующий методу тестирования щеточного узла. Но только:
- лампа нужна на 220 В и не более 100 Вт;
- один вывод от сети подключается к корпусу статора, второй – к лампочке;
- оставшийся провод от нее поочередно подключайте к выводам обмотки;
- свечение (даже слабое) указывает на замыкание.
Если под рукой тестер, операция упростится: нужно измерить сопротивление между каждым выводом и корпусом: в среднем оно должно составлять 10 кОм. Меньшее значение говорит о замыкании (полном или межвитковым), «бесконечность» — об обрыве.
Реле
Реле поворотов и аварийной сигнализации на 2106 находится за щитком приборов, за тахометром. Не далеко от него крепятся реле обогрева заднего стекла, реле — прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза (РС 492).
Реле дворников на автомобиле находится в ногах водителя с левой стороны под обшивкой.
Реле ближнего (Б) и дальнего (А) света фар крепится к брызговику правого лонжерона под капотом.
Рядом с ними расположено реле лампы сигнализатора заряда аккумуляторной батареи (РС 702).
Под капотом на брызговике лонжерона с левой стороны находятся реле вентилятора системы охлаждения (90.3747-10, 113.3747-10) и реле звуковых сигналов (РС 528).
Хотите помочь дополнить материал? Пишите всё в комментари.
Снятие и установка
- Ослабляем нижний крепежный болт и достаем его.
- Откручиваем шланг с воздухозаборника, откручиваем гайку, с помощью которой крепится щит сверху и гайку, которая находится под заборником воздуха.
- Убираем щиток.
- Отворачиваем два верхних крепежных болта, с помощью которых стартер соединяется с картером.
- Также отворачиваем нижний крепежный болт.
- Смещаем устройство вперед и разъединяем вывод реле с колодкой.
- Сворачиваем гайку, с помощью которой крепится провод между аккумулятором и реле.
- Стартер вынимается движением вверх.
Установка нового устройства осуществляется в обратном порядке.
Ремонт стартера Ваз 2106 – занятие долгое и неблагодарное. Тем более, что в магазине можно купить новенькое устройство за небольшую плату. Поэтому мы советуем не тратить свое драгоценное время и в случае поломки просто ставить новый. Но если все же есть желание повозиться, предлагаем просмотреть видео-урок.
Как определить сгоревший предохранитель
Есть два способа:
- визуальный осмотр;
- диагностика мультиметром.
Визуальная проверка
Необходимо проверить целостность металлической перегородки элемента. Если она нарушена, то вставка перегорела.
Диагностика контролькой и мультиметром
Не всегда при перегорании элемента нарушается целостность перемычки. Не лишней будет проверка мультиметром. Щуп прикладывают к предохранителю, включают прибор и если он показывает иное, нежели 0 Ом, сопротивление, то значит элемент сломан.
Подключение проводов к стартеру
Подключение стартера на ВАЗ — инструкция. Закрепите реле в том месте, где удобно (например бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле.
Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.
Как собрать
Процесс сбора стартера аналогичен разбору только в обратной последовательности. Перед началом сборки конструкции необходимо смазать детали стартера (подшипники, бендикс). После установки стартера необходимо вернуть минусовую клемму на аккумулятор и завести автомобиль.
Если неполадки не исчезли — разобрать и проверить стартер ещё раз.
Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2106 самостоятельно:
- Регулировка зажигания ВАЗ 2106 своими силами
- Тюнинг ВАЗ 2106 своими силами
- Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими силами