Для стабильной работы гидромеханической коробки передач важен не только уровень трансмиссионного масла, но и его плотность. Образование пузырьков воздуха в структуре масла приводит к снижению его плотности, что уменьшает давление на фрикционы АКПП. Это в свою очередь приводит к масляному голоданию АКПП – комплектующие внутри агрегата не получают достаточную степень смазывания, в результате чего
Пузырьки на масляном щупе автоматической коробки передач: причины
Начнем с того, что автоматическая трансмиссия, как и любой другой агрегат, нуждается в регулярном обслуживании. Также нужно постоянно контролировать уровень масла в АКПП. Обратите внимание, не допускается как понижение уровня АТФ ниже нормы, так и превышение, когда уровень масла в АКПП повышен.
Если же владелец замечает, что пенится масло в коробке-автомат, это также является достаточно плохим признаком. Обратите внимание, образование пузырьков в масле АКПП является основанием для проведения углубленной диагностики.
На практике, если проигнорировать вспенивание масла, в одних случаях коробка может начать работать некорректно и активно изнашиваться, а в других агрегат может полностью выйти из строя через несколько тысяч или даже сотен километров пробега.
- Итак, пенообразование ATF, то есть вспенивание ATF в АКПП, достаточно опасно для коробки. Дело в том, что для нормальной работы автомата и сохранения его ресурса предельно важен не только уровень, но и плотность масла (ATF жидкости).
В свою очередь, образование пены приводит к тому, что плотность изменяется. В результате вспененная жидкость становится сжимаемой и не способна создавать нужное давление на пакеты фрикционов. Это приводит к масляному голоданию, пробуксовкам фрикционов, ухудшению теплоотвода и т.д. Продукты износа в этом случае быстро загрязняют масло и гидравлическую систему, повреждают каналы гидроблока, разрушают клапаны и т.д.
Получается, АКПП на вспененном масле сильно изнашивается, «горят» фрикционы, масло загрязнено продуктами износа, температура повышается до критических отметок. Рост температуры закономерно приводит к еще большему износу и дальнейшей потере свойств жидкости ATF.
Фактически, появление на первый взгляд безобидной пены в масле АКПП по степени нагрузки и общего износа агрегата можно сравнить с тем, что машина с АКПП долго буксует в снегу или в грязи, пытаясь вытащить другое авто на буксире. Естественно, если проблему не решить, автомат быстро выйдет из строя.
Зачастую, на начальном этапе основным признаком проблемы являются рывки, толчки, пинки АКПП как при езде, так и при переключении из режима P в D или R на месте. Также коробка автомат может дергаться при торможении и т.п. В любом случае, если автомат пинается, нужно проверят масло. В случае, когда заметна пена в ATF, необходимо срочно принимать соответствующие меры.
Причины вспенивания масла АКПП
Перегрев коробки – не единственная опасность, появившаяся в результате пенообразование масла. Это грозит также поломкой электронного блока управления с последующим выходом из строя всей трансмиссии. Если пенится масло в АКПП, причины следует искать в следующем:
- Низкое качество залитого смазочного материала.
- Превышение объема масла АТФ.
- Недостаточное количество рабочей жидкости.
- Проникновение воздуха в смазочную систему коробки.
- Слишком большой временной интервал между полной заменой масла в АКПП.
- Чересчур активная езда.
Как не допустить возникновения пены?
В целях профилактики, автомобилист должен периодически проверять уровень масла в КПП, обращать внимание на поведение машины при передвижении, когда переключаются скорости.
Таким образом, присутствие пены в масле свидетельствует о неисправности коробки передач. Выделяется много причин вспенившегося топлива в КПП, начиная от того, что в коробку проник воздух, заканчивая тем, что имеется утечка жидкости через уплотнительные элементы. Определить точный характер неисправности возможно, если осуществить полноценную диагностику транспортного средства.
Аномальный уровень
Зачастую на автоматике пенится масло из-за его излишка в количестве. Большинство автовладельцев, прислушиваясь к мнению специалистов, заливают большим количеством технического раствора свой автомобиль, и такой объем не написан в инструкции. Увы, но они не понимают, что такие рекомендации подходят не каждому автотранспорту. К излишку жидкости восприимчивы КПП на многих автомобилях. Недосмотревши количество жидкости, автовладелец может подвергнуть свой транспорт к неисправностям:
1. Клапанов.
2. Резиновых прокладок.
3. Фрикционов.
Дабы обследовать уровень масла необходимо придерживаться инструкции, в ней изложена четкая информация, которая поможет совершать такой процесс при правильной температуре. Зачастую необходимо преодолеть около пяти километров, и только потом:
· сделать остановку;
· подождать несколько минут, до того момента, пока осядет пена;
· вытащить щуп;
· тщательно протереть его;
· снова поместить обратно.
Тот результат, который получили, покажет, есть ли излишки масла в КПП. Ели все-таки оказалось лишнее масло, от него нужно быстренько избавиться, для этого достаточно часть масла слить.
Почему масло в АКПП пенится и что делать водителю
Как уже было сказано выше, основной причиной появления пены в коробке-автомат является недолив или перелив масла в АКПП. Если уровень выше нормы, пена образуется в результате того, что движущиеся элементы внутри коробки «хватают» масло в поддоне и вспенивают ATF. В случае понижения уровня масляный насос также захватывает жидкость вместе с воздухом.
Также к пенообразованию может приводить и разгерметизация масляной магистрали, протечки масла через прокладки и уплотнители. В отдельных случаях причиной появления пены становится поломка или сильное загрязнение масляного фильтра АКПП.
Еще добавим, что пена может появляться и в результате смешивания разных трансмиссионных масел, то есть является результатом химической реакции, которая привела к потере свойств жидкости.
Дело в том, что сегодня для производства ATF используется больше количество химических присадок, которые обеспечивают нужные свойства и влияют на работу АКПП. Состав присадок в разных ATF жидкостях даже у одного производителя может отличаться, причем продукты могут быть несовместимы.
Именно по этой причине нельзя смешивать минеральные и синтетические масла, так как для их изготовления используются разные добавки. Игнорирование данного правила может привести к тому, что после смешивания внутри АКПП происходит выпадение осадка, который загрязняет поверхности, забивает клапаны, каналы и т.д.
Исходя из этого, можно определить, что привело к образованию пены:
- высокий уровень АТФ;
- низкий уровень масла в АКПП;
- смешивание разных масел или потеря свойств жидкости;
- разгерметизация системы или загрязнение самой АКПП;
Первым делом, нужно откорректировать уровень. Сначала машину и коробку прогревают (достаточно проехать около 10 км), затем проверяется уровень масла в АКПП «на горячую». Будет неправильно осуществлять проверки «на холодную», так как точного результата это не дает.
Если имеет место перелив (видно по отметкам на щупе, когда уровень масла выше показателя HOT), излишки масла нужно убрать. Сделать это можно при помощи шприца и тонкой трубки, которая вставляется в горловину щупа.
В случае, когда уровень низкий, нужно загнать машину на яму или поднять на подъемнике, осмотреть все возможные места на предмет утечки ATF (поддон, патрубки системы охлаждения АКПП, места установки полуосей и т.д.). Если обнаружена неисправность, необходим ремонт.
В случае, когда утечек не видно, тогда будет достаточно долить масло в коробку автомат по уровню. При этом нужно доливать только то масло, которое уже залито в агрегат. Если владелец точно не знает, какая жидкость находится в АКПП, рекомендуется провести полную замену масла и масляных фильтров коробки автомат (проливом или методом вытеснения на аппарате). Параллельно может потребоваться промывка агрегата перед заменой масла.
Вспенивание масла АКПП из-за неправильного смешивания
Почему пенится масло в коробке передач. Часто случается, когда в процессе технического обслуживания автомобиля слишком экономные автовладельцы смешивают жидкости ATFразличного происхождения. При соединении масел, произведенных различными фирмами, в результате химической реакции между специальными добавками – присадками, может образоваться обильная пена. Если присадки утратили полезные свойства, смазочная жидкость не будет выполнять своих функций. В процессе дальнейшей эксплуатации транспортного средства, металлические поверхности рабочих узлов и деталей коробки передач станут изнашиваться в несколько раз быстрее.
Как не допустить вспенивание ATF масла в коробке передач?
Чтобы предотвратить необходимость в лишних тратах на незапланированное ТО коробки необходимо придерживаться регламента обслуживания агрегата и правилам его эксплуатации. В частности, следует:
- Регулярно проверять уровень трансмиссионного масла в коробке;
- Своевременно проводить замену масла, фильтров и резинотехнических изделий;
- Не допускать перегрева трансмиссии или запредельной нагрузки;
- Использовать только сертифицированные ATF масла, рекомендованные производителем автомобиля.
Помните, профилактика неисправности всегда рациональнее, чем устранение последствий поломки.
Общие рекомендации и профилактика
Подведя итоги, хотелось вы огласить общие рекомендации по обнаружению, а также устранению вспенивания масла:
- Проверяйте уровень масла в ДВС и КПП не меньше одного раза в месяц.
- Не пренебрегайте интервалами замены жидкостей, прописанные в официальной инструкции к автомобилю.
- Следите за поведением автомобиля во время езды,
- Следите за поведением автомобиля в режиме P (parking)
- Следите за непосредственным переключением передач.
- Вовремя делайте диагностику при первых признаках поломки.


Пренебрежение ТО
Как известно, любая техническая жидкость не может сохранять свои свойства вечно, поэтому всегда требуется её своевременная замена. Если обратиться к инструкции транспортного средства, то интервалы замены трансмиссионной жидкости, естественно, указаны с неким запасом. Сделано это для того, чтобы продлить срок службы. Однако, при значительном превышении указанных интервалов в КПП может появиться пена. Своевременная замена позволит исключить вспенивание и нежелательные последствия. Интервал замены зависит от типа КПП и вида масла. Мы можем привести следующие рекомендации специалистов:
- Синтетическое в МКПП — не реже 70 тыс. км.
- Синтетическое в АКПП — не реже 50 тыс. км.
- Синтетическое в вариаторе — не реже 30 тыс. км.
- Минеральное в МКПП — каждые 30 тыс. км.
- Минеральное в АКПП — каждые 20–30 тыс. км.
Указанные выше интервалы могут меняться в зависимости от условий эксплуатации. Периодичность замены жидкости может увеличиться при езде по бездорожью или длительном простаивании в пробках. В этих условиях нагрузки несколько повышаются, что может привести к уменьшению интервала замены до 1,5 раз. Для более точной информации следует обратиться к инструкции транспортного средства.
Устранение утечки масла из двигателя и коробки передач
Некоторые причины, приводящие к потере трансмиссионной жидкости из коробки передач, устраняются без демонтажа этого узла. Легкому исправлению поддаются:
- плохо завернутые датчики;
- недостаточно плотная установка масло измерительного щупа;
- слабо затянутая сливная гайка.
Некоторые признаки, связанные с утечкой трансмиссионной жидкости, указывают на необходимость снятия коробки передач. Такая операция может понадобиться при:
- нарушении герметичных свойств уплотнителей или прокладок;
- амортизации сальника на первичном вале КПП;
- износе коренного сальника;
- неправильной установке сальников;
- нарушении правильной геометрии поддона (согнутый или помятый поддон разрывает прокладку);
- избыточном давлении и выдавливании масла из-за забитой системы вентиляции картера;
- амортизации валов, связывающих коробку и двигатель;
- увеличенном люфте первичного вала коробки передач;
- поломке насоса для прокачки масла или гидротрансформатора в автоматических коробках передач.
Перегрев
О вспенивании масла обязательно необходимо помнить любителям очень активной езды. Задаться вопросом, почему пенится масло в АКПП, могут и владельцы дорогих и мощных автомобилей, которые не жалеют денег на обслуживание. При очень активной езде масло может перегреться, о чём будет свидетельствовать индикатор на приборной панели. Владельцы машин с механической коробкой передач могут только догадываться о температуре масла в коробке. Но нерешаемых проблем не бывает. Контролировать температуру можно с помощью специальных датчиков, которые вовремя смогут предупредить владельца о том, что нужно несколько сбавить темп.
Видео «Замена масла АКПП с фильтром»
В это видео, вы узнаете как провести замену жидкости в автоматической коробке передач на примере автомобиля Nissan Tiida.
А у вас были такие ситуации и что вы делали в таком случае? Поделитесь своим опытом с нашими читателями!
Своевременный ремонт
Сразу же после обнаружения пены и выявления причин вспенивания в масле КПП нужно как можно быстрее устранить все проблемы. Если ничего не предпринимать, то уже через 10 тысяч километров пробега стоимость ремонта может увеличиться во много раз, так как обычная замена масла не восстановит изношенные компоненты. Первым делом необходимо обратить внимание на уровень жидкости и её соответствие рекомендациям. Избежать повторного вспенивания поможет замена жидкости, за что ваш автомобиль скажет вам только спасибо. В случае, если выявить причину самостоятельно не удалось, то не стоит надолго откладывать визит к специалисту. А встречались ли вы с этой проблемой?
Возможные причины, по которым растительное масло может пениться при жарке продуктов
- Использование нерафинированного продукта. «Домашнее», неочищенное масло с характерным запахом подсолнечных семечек не только пенится при нагревании, но и выделяет при этом вредные вещества. Нерафинированный растительный жир непригоден для жарки, его не рекомендуется нагревать. В то же время он идеально подходит для заправки салатов, приготовления различных холодных соусов.
- Срок годности истек. Если масло хранить неправильно или дольше, чем рекомендует производитель, оно приобретает резкий горький привкус. Также изменяется его качественный состав и консистенция, цвет становится мутным. Жарить пищу на прогорклом масле нельзя – оно будет пениться как шампунь, его испорченный вкус частично передастся продуктам – еда получится невкусной.
- В масло попала вода. Если производитель допускает нарушение технологии при изготовлении продукта, на одном из этапов может произойти его насыщение влагой. В таком случае при жарке будет образовываться обильная пена. Также вода может попасть уже в процессе готовки. Например, если рядом со сковородой находится кастрюля с кипящим бульоном, частички пара будут опускаться в жир, провоцируя образование пены. Капли воды, упавшие с мокрых рук или яичной скорлупы (если вы помыли и не вытерли яйца перед готовкой), не до конца просушенное мясо или картошка – все это может быть причиной пенистости.
- Повторное использование продукта. В целях экономии некоторые хозяйки сливают масло после жарки и используют его второй раз. Неудивительно, что оно будет пениться. Также есть недобросовестные производители, продающие продукт, который уже был использован для жарки, разливая его в новую тару.
- Когда пена появляется при жарке мяса или котлет, причиной этого может быть не только масло. Если мясную продукцию обработали специальными составами для увеличения массы, в ней скопилась излишняя жидкость, которая и выделяется при нагревании, заставляя жир пениться.
- Причинами пенящегося масла во фритюре, при приготовлении картошки фри, могут стать остатки моющих средств, использование неправильного режима, в результате которого происходит перегрев жира, а также переполнение корзины картофелем. Если масло начало пениться, когда вы жарите котлеты, хворост или пирожки, возможной причиной может быть панировка, точнее, ее избыток. Мука, в которой вы раскатывали тесто, или панировочные сухари, в которых обваливали котлеты, осыпаясь, могут способствовать вспениванию.