В статье мы подробно рассмотрели причины окисления клемм аккумуляторов и способы их устранения.
Причины окисления – какие из них заблуждение, а какие нет
Плохой контакт между клеммой аккумулятора и зажимом
Или в контактных группах бортовой сети нет надежного контакта. Начнем по-порядку. Если бы был плохой контакт, то:
- Они бы сильно грелись, чувствовался устойчивый запах пластмассы из-под капота.
- Был бы затруднен запуск двигателя. Лично сам замечал, если плохо одет или «обжат» зажим клеммы, неважно плюсовой или минусов, то завести мотор не получится. Не хватает силы тока на прокручивание стартером силового агрегата.
Если этих признаков нет, а клеммы окисляются, то это причина отпадает. Переходим ко второй. Она больше касается тех, кто часто снимает и надевает зажимы на клеммы аккумулятора.
Появление микротрещин в месте присоединения клемм к корпусу АКБ
До недавнего времени я хранил машину в гараже. На время стоянки отключал аккумулятор, снимал один из зажимов. Сейчас храню авто на улице после определенных последствий, о которых могу рассказать в другой статье. Если интересно – пишите об этом в комментариях.
У меня тоже начали окисляться клеммы, причем, что я только не делал, пока не поговорил с умным электриком. Он раскрыл истинные причины и рабочий метод борьбы с этим явлением. Его расскажу к концу материала.
В окисление виноват был я сам. Многие, в том числе и я, своими руками довели свой аккумулятор до такого состояния. Дело в том, что в результате неаккуратной эксплуатации батареи появились микротрещины в месте присоединения клеммы с её корпусом. Их невооруженным глазом не видно, а они есть.
Места образования микротрещин на аккумуляторе, которые вызывают окисление клемм
Из них, во время работы автомобиля, вытекает электролит. Попадая на электрические контакты, вызывая химическую реакцию между ним и свинцовой клеммой. Она покрывается налетом, окисляется. В моем случае, белые хлопья были не только на клеммах, но и на крышке самого аккумулятора. Я долго гадал, откуда они могли там взяться.
Почему они появились – виноваты мы сами
Как мы отсоединяем клеммы?
- Ослабляем зажимной болт на ней;
- Начинаем расшатывать ей влево и вправо, снимая зажим с неё. Некоторые двигают его вверх и вниз, стягивая его с клеммы.
Так делать, оказывается, нельзя. В этот момент мы расшатываем клемму, повреждая пластик в месте её крепления к аккумуляторной батареи. Со временем эксплуатации в этом месте появляются микротрещины. Через них выходят пары электролита, которые вызывают окисление клемм аккумулятора.
Как правильно отключать АКБ
- Ключом хорошо ослабляем гайку зажима клеммы, чтобы болт свободно вращался вместе с ней;
- Вставляем отвертку в разрез зажима и разжимаем его насколько это возможно;
- Снимаем его легко с клеммы. Он должен без затруднений сняться, не придется расшатывать его, лично проверено.
Как правильно отключать аккумулятор, чтобы не повредить его клеммы
В таком случае никаких повреждений пластика не будет. Электролит не будет выпариваться и окислять клеммы.
Последняя причина – забитые вентиляционные отверстия
Да, на аккумуляторной батареи ест такие. Со времен они засоряются грязью, пылью вместе с масленой аэрозолью. Во время работы автомобиля, АКБ закипает. Чтобы не было избыточного давления внутри корпуса, в нем с завода сделаны отверстия для выхода паров электролита.
Забитое грязью вентиляционное отверстие аккумулятора
Если они забиты, то давлению деваться некуда. Оно находит слабые места в корпусе, а так как мы расшатываем клеммы при отключении АКБ, то микротрещины в местах их соединения являются отличным местом для выхода паров. Здесь происходит химическая реакция окисления свинца.
Возможные последствия окисления
Столкнуться с окислением клемм объективно может каждый автомобилист. Но в основном это касается тех, кто не уделяет должного внимания вопросам обслуживания источника питания.
Износ и сокращение срока службы АКБ происходит под воздействием разных факторов. Среди них можно выделить:
- сульфатацию;
- естественный износ;
- заводской брак;
- нарушение герметичности корпуса;
- влияние низких и высоких температур;
- механические повреждения;
- окисление.
Окисление позиционируют как заболевание, патологическое явление для источника питания. Такая проблема наиболее характерна для недорогих аккумуляторов.
Окисление проявляется в виде белёсого налёта на поверхностях клемм.
Если говорить про возможные последствия, то окисленные клеммы автомобильного аккумулятора могут спровоцировать такие явления:
- между клеммами и выводами нарушится контакт;
- батарея будет недополучать заряд от генератора;
- аккумулятор не сможет отдавать энергию потребителям;
- нарушится работа некоторого оборудования;
- ускорится саморазряд;
- батарея начнёт активнее терять ёмкость;
- придётся регулярно ставить АКБ на зарядку.
В конечном итоге из-за окислившихся клемм придётся попросту менять аккумулятор. Параллельно под замену могут попасть сами высоковольтные провода с соединительными клеммами.
Но важно понимать, что при своевременном обнаружении проблемы контактную группу можно восстановить. Это не так сложно.
Опасности окисления АКБ
Главная функция автоаккумулятора – обеспечение запуска силового агрегата. Задача нетривиальная, поскольку двигатель представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов, механизмов и систем. И хотя современные моторы имеют тенденцию к снижению размеров, они по-прежнему остаются самой массивной частью машины, и задача проворачивания коленвала не так проста. Автомобилисты со стажем, а также владельцы классических моделей ВАЗ хорошо знают, насколько тяжело проворачивать коленвал руками с помощью «кривого ключа». А ведь для аккумулятора это привычное дело.
Так что выбор хорошей, «правильной» АКБ – это залог её длительной, близкой к указываемым в паспорте срокам эксплуатации.
При покупке батареи следует обращать первостепенное внимание на следующие характеристики:
- для абсолютного большинства легковых моделей номинал напряжения АКБ составляет 12В, и вдвое больше – для грузовиков, автобусов и прочей тяжёлой техники;
- такой параметр, как номинальная ёмкость, можно считать несколько абстрактной величиной, которая обычно указывается непосредственно на корпусе батареи. Попытки самостоятельно измерить эту величину бессмысленны;
- под резервной ёмкостью АКБ понимают её способность обеспечивать потребности силового агрегата в случае отсутствия тока зарядки. Данный показатель принято измерять в минутах, причем на новом автоаккумуляторе это временной интервал между разрядом тока номиналом 25 А до нуля. Отметим, что зарядной ток 25А – обобщённый показатель, применяемый к любым батареям, независимо от их номинальной ёмкости;
- ток холодного пуска – величина, характеризующая совокупное значение отдаваемого полностью заряженным аккумулятором тока на протяжении 30 секунд при пуске холодного мотора. Этот параметр также обычно присутствует на корпусе устройства;
- полярность, а также размеры АКБ на его эксплуатационные свойства не влияют, но их следует учитывать для возможности установки на конкретной модели автомобиля.
Хотя автоаккумулятор в состоянии поддерживать функционирование некоторого электрооборудования и при простаивающем силовом агрегате, его основная задача заключается не в этом.
Как бы то ни было, но со временем работоспособность этого устройства постепенно снижается по вполне естественным причинам. Но в некоторых случаях возможен их преждевременный выход из строя, вызванный следующими базовыми причинами:
- окисление клемм, которое, как правило, сопровождается и появлением налёта на выводных штырях;
- механическое повреждение корпуса АКБ, приводящее к разгерметизации и подтеканию электролита;
- сульфатация пластин с последующим их КЗ;
- увеличенный саморазряд.
Окисление клемм – патология, которой страдают в первую очередь необслуживаемые батареи бюджетного класса. Проявляется эта болезнь формированием на клеммах белесой кашеобразной массы, внешне сильно напоминающей пищевую плесень. Главная опасность этого налёта – ухудшение контакта между клеммой и проводом. Это в свою очередь, грозит недозарядом автоаккумулятора во время работы мотора. В конце концов, ток подзарядки окажется настолько малым, что его дефицит приведёт к полному разряду батареи во время ночного простоя. И утром вы просто не сможете завести автомобиль, спеша на работу…
Ещё одной неприятностью, характерной для окисленных контактов АКБ, является невозможность обслуживания всех потребителей, даже если батарея заряжена полностью. В этом случае будет наблюдаться нехватка напряжения, что может пагубно отразиться на работоспособности многих электроприборов.
Если вы заглядываете под капот нечасто, очевидным симптомом появления окислительного налёта на клеммах аккумулятора является более тусклый по сравнению с обычным светом фар, габаритов, подфарников, стоп-сигналов, поворотников – то есть всего спектра светотехники. Стоит осмотреть моторный отсек на предмет наличия таких признаков, как невозможность запустить мотор с полоборота (хотя раньше с этим проблем не было), или если вы слышите, как тяжело проворачивается коленвал, хотя накануне вы совершили длительную поездку и АКБ по идее должен быть заряжен полностью.
Неплотно закрученные крышки
Как известно — заряжать аккумулятор нужно со снятыми крышками, чтобы избежать несчастного случая. Но вот закручивают обратно все по разному, и те, кто закручивают не до конца, так же способствуют появлению окислов на клеммах. А возможно просто крышки попадаются не лучшего качества и “пропускают” электролит.
При попадании электролита на поверхность аккумулятора, он также стекает к какой-то одной (или сразу к двум) клемме и под действием температуры также испаряется и окисляет клемму.
Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе
У авто, выпущенных в Европе, данная клемма чаще находится справа, а минусовая слева. У японских моделей полярность обратная, то есть значок «–» располагается слева, а «+» справа. Но, где бы они не находились, процесс их окисления происходит по-разному. Ведь оба этих контакта конструктивно отличаются.
Рассмотрим, почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе. Она имеет пластмассовую заглушку, поэтому кислород и грязь на нее почти не попадают. Образование налета чаще связано со скоплением влаги или паров электролита.
Что нельзя делать
Многие рекомендую смазывать клеммы аккумулятора смазками. Чаще всего советуют мазать солидолом, литолом. Это должно защитить их от окисления. Но на самом деле это не так.
Обильно намазав их пластичной смазкой, вы ее счистите с поверхности клеммы и зажима, в момент его надевания на аккумулятор. Почти вся она останется сверху, лишь малая часть будет находиться в месте электрического контакта.
Большая часть смазки будет выдавлена наверх зажима во время его надевания на клемму аккумулятора
Но это не спасет ситуацию, а наоборот, может её усугубить. Во время эксплуатации аккумуляторной батареи, Литол, под действие электрического тока, температур превращается в твердое образование. Его тяжело соскоблить с поверхности зажима и клеммы. Это вещество является диэлектриком, то есть, не проводит ток.
Поначалу негативного эффекта не наблюдается. Пока вновь не будите отключать АКБ. При следующем его подключении вы можете не завести двигатель автомобиля.
Дело в том, что эта субстанция, находясь между клеммой и зажимом аккумулятора, занимает все полости в металле, плоскость прилегания между ними не идеальная. Сняв клемму, вы надеваете ее уже немного в другом положении. Со временем эти полости со смазкой соединяться, образовывая плотный слой диэлектрической субстанции. Нет контакта, нет тока в бортовой сети.
Как очистить клеммы аккумулятора автомобиля, если они окислились
Итак, клеммы и наконечники нашей аккумуляторной батареи покрылись белым налетом. Менять батарею и наконечники вместе с силовыми проводами? Отнюдь. Проблему несложно устранить. Снимаем наконечники, при помощи металлической щетки и мелкозернистой наждачной бумаги зачищаем контакты до блеска. То же самое делаем с наконечниками, используя металлический ершик и ту же наждачку.
Механическая очистка контактов аккумуляторной батареи и наконечников
Теперь нужно нейтрализовать кислоту. Разводим обычную пищевую соду в воде и этим раствором тщательно промываем (без фанатизма, не заливая по уши АКБ) контакты АКБ и наконечники при помощи зубной щетки и х/б ткани.
Нейтрализация кислоты при помощи щелочного раствора
Осталось все это промыть водой, протереть насухо, и дело сделано – как новенькие.
Полезно! Существуют специальные приспособления для механической чистки клемм аккумуляторных батарей и наконечников. Найти их несложно, стоят они недорого и существенно упрощают процесс чистки.
Это приспособление стоит порядка 200 рублей
Более подробно о том, как почистить клеммы АКБ, можно прочесть в подробной статье об очистке клемм аккумулятора автомобиля.
Если белый налет уже есть — чего не следует делать
Что делать в случае, если аккумулятор уже «окислился», и можно ли предпринять какие-либо эффективные действия своими руками?
Прежде всего, немаловажно будет понять, чего не рекомендуется делать с клеммами в случае необходимости их очистки от кислоты. Не стоит использовать вазелин в чистом виде. Он хорош тем, что не пропускает влагу и предохраняет металл от сырости. Но его свойства таковы, что проводимость тока может значительно ухудшиться. Если вы все же смазываете клеммы вазелином, допускается смешивать вазелин с графитом в определенных пропорциях. Но для облегчения задачи стоит воспользоваться более простыми и легкими в изготовлении средствами.
Также настоятельно не рекомендуется проводить обработку окислившихся клемм с помощью бензина. На многочисленных форумах автолюбителей часто встречаются восторженные отзывы о том, что стоило только слегка протереть клеммы батареи обычным бензином, они засияли, как зеркало, и им удалось вернуть первозданный вид. Как бы заманчиво это ни звучало, не обрабатывайте клеммы бензином. Помните о том, что это, прежде всего, воспламеняющаяся жидкость, которая, ко всему прочему, представляет собой сильный растворитель, способный расплавить пластмассовые части корпуса аккумулятора.
Разница между окислением разных клемм
При проверке состояния АКБ у автомобилистов появляются разные вопросы.
К примеру, многих интересует, почему окисляются именно минусовые клеммы аккумуляторов, а с плюсовыми ничего не происходит, либо окислы минимальные на них.
Есть и обратная ситуация, когда окисляются плюсовые клеммы аккумуляторов, а минусы остаются нетронутыми этими явлениями.
Существенной разницы на самом деле нет. Тут важно понимать, что клеммы для соединения с выводами АКБ изготавливаются из одинакового материала. Да, иногда они отличаются по размеру, чтобы соответствовать диаметру плюса и минуса на корпусе батареи. Но электролиту без разницы, плюс это или минус.
Окисление становится следствием запуска химического процесса, обусловленного контактом жидкости, причём очень агрессивной, с металлом.
К числу исключений относят только ситуацию, когда плотность соединения нарушается. В таком случае именно на минус будет приходиться основная нагрузка. Потому если у вас минус сильно окислён, а плюс почти не пострадал, не будет лишним проверить прочность соединения.
Как определить признаки окисления клемм
Окисление контактов АКБ можно определить как с помощью визуального осмотра, так и по косвенным признакам, связанным с уменьшением пускового тока на стартере автомобиля и уменьшением яркости световых приборов.
Визуальный осмотр связан с поиском микротрещин, расшатанности электродов, следов утечки электролита, наличия грязи на вентиляционных отверстиях. При уверенности в полном заряде батареи, но слабом проворачивании двигателя стартером причиной может быть плохой контакт с батареей.
Для того, чтобы определить, является ли белесый налет кислотным, нужно снять аккумулятор с автомобиля и, пользуясь защитными перчатками, промыть контакты и корпус АКБ слабым раствором соды (до 10%) в теплой воде, а затем вытереть его насухо. При попадании щелочного раствора на кислоту будет происходить реакция, сопровождающаяся шипением и выделением тепла.
Что нужно делать
Первым делом проверяем вентиляционные отверстия. Если АКБ уже долго эксплуатируется, и вы неправильно снимали, отключали аккумулятор, то уже поздно их чистить. Микротрещины наверняка уже есть, если клеммы батареи уже в окислах свинца.
Вторым пунктом – изготовление специальной приспособы. Это «ноу-хау» пошло с давних времен. Изготовляем из поролона кольцо или прямоугольник. Он должен полностью покрывать клемму аккумулятора в радиусе 2 сантиметров. Внутри делаем отверстие диаметром чуть меньше диаметра клеммы, чтобы поролоновое изделие плотно надевалось на неё. Толщина – до 5 миллиметров.
Чтобы клеммы аккумулятора не окислялись, надеваем на них поролоновую “шайбу”
Надеваем и пропитываем его маслом или силиконом. Это не позволит парам электролита проникать сквозь пористую поверхность поролона. Надеваем это изделие на клемму, сверху зажим, затягиваем его. Теперь можно гарантировать, что окисления не будет. Этот способ проверен временем и мной лично.
Можно вместо поролона использовать фетровые шайбы. Принцип такой же, только пропитывать их не нужно, они имеют плотный состав, электролиту тяжело будет проникнуть через него наружу.
Как защитить клеммы от окисления в будущем
Можно ли избежать окисления клемм? Ведь чистка – это хорошо, но все равно они разрушаются, а плохой контакт грозит выходом из строя электрооборудования, а то и пожаром. Полностью избежать окисления, к сожалению, не получится, но существенно уменьшить явление вполне реально. Для этого достаточно клеммы и наконечники обработать специальной смазкой, которую несложно найти в любом авто или электротехническом магазине.
Зачищенные клеммы и наконечники обрабатываем такой смазкой со всех сторон, не стесняясь и не экономя. Устанавливаем наконечники на место, хорошо затягиваем, ведь плохой контакт – одна из основных причин окисления. На уже собранную конструкцию снова наносим смазку. Защита, как было сказано выше, не стопроцентная, но весьма и весьма действенная.
Защита контактов аккумуляторной батареи специальной смазкой для электроконтактов
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Полезно! Вместо специальной смазки можно использовать обычную густую. К примеру, солидол, циатим, технический вазелин. Она не помешает хорошему контакту, но защитит клеммы от контакта с окружающей средой.
В дополнение следим, чтобы наша АКБ правильно заряжалась, а уровень и плотность электролита были в норме. Регулярно протираем корпус батареи тканью, смоченной в слабом растворе пищевой соды. Следим, чтобы отверстия в пробках ячеек (обслуживаемые АКБ) или дренажные отверстия (в необслуживаемых) были чистыми, а пробки плотно завинчены.
Вот мы и разобрались, почему клеммы аккумуляторной батареи нашей машины покрываются белым, а то и бело-зеленым налетом. Заодно мы узнали, как почистить клеммы и избежать подобных неприятностей в дальнейшем.
Окисление «плюса» или «минуса» — есть ли разница
Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе, либо почему окисляется минусовая клемма аккумулятора — в процессе попадания кислоты на оба полюса особенной разницы нет. Как уже говорилось, главная причина — это наличие зазора между клеммой и корпусом батареи, который и пропускает кислоту наружу. Механизмы устранения этой проблемы всегда одни и те же.
Если после очищения клемм все начинает повторяться и никакие меры не помогают, следует позаботиться о замене батареи.
Обслуживание АКБ
Чтобы окисление клемм аккумулятора не стало причиной внезапной остановки транспортного средства, следует регулярно проводить следующие работы:
- внешний осмотр поверхности и контактов аккумуляторной батареи один раз в месяц;
- при обнаружении на клеммах следов окисления немедленно произвести проверку герметичности аккумуляторной батареи;
- в теплое время года, в обслуживаемых аккумуляторах один раз в месяц производить контроль уровня электролита;
- раз в 3-4 месяца (летом и зимой чаще) протирать поверхность АКБ сухой ветошью;
- перед началом зимнего сезона обязательно проверить состояние клемм (насколько они нагреваются в процессе запуска мотора «на холодную»), даже если присутствует незначительное нагревание, следует выполнить проверку контактов и произвести их дополнительную обработку.
Следует помнить, что в холодное время года одной из распространенных причин отказа запуска двигателя являются проблемы, связанные с аккумуляторной батареей. Нередко эта причина заключается именно в окислении клемм аккумулятора. Защита клемм аккумулятора от окисления – важный процесс, поэтому регулярный контроль и профилактические меры помогут избежать подобной ситуации.
Боремся с кислотным налетом на клеммах АКБ разными способами
- Первый вариант. Сделайте спец. раствор, из теплой воды и 10% соды. Используя зубную щетку, смойте налет, избегая попадания чистящего состава и кислотных остатков на кузов. Наилучшим вариантом будет если вы снимете аккумулятор полностью и выполните чистку подальше от машины.
- Второй вариант. Берем наждачку или щетку по металлу и производим очистку электродов и аккумуляторных клемм.