Но, чем же отличается хэтчбек от универсала? А также в чём заключаются их преимущества перед «классическими» седанами?
Чем отличаются автомобили купе, седан, хэтчбек, универсал, внедорожники и кроссоверы.
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, в чем разница между внедорожниками и кроссоверами? Или какая разница между хетчбэками и универсалами? Например, посмотрите на BMW 6 Series Gran Coupe и попробуйте ответить себе на вопрос, к какому кузову относится эта модель. Сложность в том, что эта модель выглядит, как седан, но по какой-то причине эту машину относят к купе. К сожалению, из-за многообразия автомобильного рынка и представленных на нем моделей даже у знатока автомира может кругом пойти голова из-за возникающей путаницы. Давайте попробуем выяснить, каким же вы владеете автомобилем на самом деле и как же можно отличить один класс транспортных средств от других.
Давайте начнем с легкой категории автомобилей, которую тяжело спутать…
Седан
Седан – тип закрытого кузова легкового автомобиля с багажником, структурно отделённым от пассажирского салона и без подъёмной двери в задней стенке.

Тип кузова Седан
Хэтчбек: городской компромисс
Хэтчбек – это вариация легкового автомобиля с укороченным свесом, задней дверью-«люком» и багажным отделением небольшого объёма, совмещённым с салоном. В зависимости от конкретной комплектации, в машине может быть 1 (реже) или 2 ряда сидений, 3 или 5 дверей. Багажное отделение можно существенно увеличить, просто сложив задние сиденья.

Как выглядит хэтчбек
Появление хэтчбеков стало результатом растущего спроса на городской автомобиль, за рулём которого водитель комфортно чувствовал бы себя в плотном городском трафике в час пик. Граница корпуса проходит по краю задних колёс. Компоновка в большинстве случаев предусматривает передний привод с поперечно расположенным двигателем. Эти решение позволяют существенно увеличить манёвренность авто, сделать возможной парковку в сложных условиях.
Новичок, который только закончил автошколу, будет себя чувствовать уверенней на хэтчбеке, поскольку на нём значительно лучше ощущаются габариты кузова.
Ещё раз обратим внимания на характерные отличительные черты:
- Укороченный задний свес – благодаря этой черте хэтчбек легко отличить от других модификаций по внешнему виду;
- Объём багажника менее вместителен, чем в универсалах или других вариациях;
- В задней стенке есть дверь. В некоторых случаях стекло в ней может открываться отдельно .
Из-за того, что салон фактически совмещён с багажников, пассажиры могут жаловаться на неприятный запах, исходящий из багажника, если там регулярно перевозятся специфические продукты питания, моторные масла и т.д.
Внедорожники и Кроссоверы
Если вы хотите быстро знать, как отличить внедорожники от кроссоверов, то чтобы у вас не возникало трудностей вы должны знать, на какой платформе основана та или иная внедорожная модель, а также обратить внимание на размеры кузова автомобиля. Дело в том, что, как правило, полноценные внедорожники имеют немаленькие габариты. В мире на самом деле есть и компактные полноценные внедорожники, но их, как правило, не много. Чаще всего полноценные внедорожники имеют немаленькие габаритные размеры.
Также в соответствии с международной классификацией внедорожников, они основаны на рамной платформе, где кузов машины закреплен на крепкой раме. Изначально все внедорожники были основаны на рамном шасси и имели увеличенный дорожный просвет. Но в связи с популярностью этого класса автомобилей на рынке стали появляться внедорожники с несущей кузовной конструкцией (без рамы), которые назвали “кроссоверы”.
На начальном этапе многие кроссоверы также оснащались полноценным полным приводом, которыми оснащаются настоящие рамные внедорожники. Но с целью экономии топлива и снижению затрат на производстве многие автопроизводители кроссоверов стали оснащать их подключаемым полным приводом (AWD). При этой системе крутящий момент на все четыре колеса передается только при снижении сцепления с дорогой. То есть при необходимости. В некоторых автомобилях можно также включить полный привод с помощью активации определенной функции.
Но не все автомобили можно справедливо называть кроссоверами. Например, на современном рынке есть не рамные кроссоверы, которые по своим техническим характеристикам относятся к внедорожникам, несмотря на отсутствие рамного шасси. Ведь не только рама говорит о том, что автомобиль создан для тяжелого бездорожья. Дело в том, что способность машины проходить тяжелые бездорожные участки зависит от ряда многих других важных характеристик, параметров и технологий, начиная от конструкции подвески, от наличия привода 4х4, от дифференциала блокировки осей, от дорожного просвета, углов свеса кузова и заканчивая многими другими вещами. В целом, как вы уже поняли, на рынке существует несколько видов кроссоверов: автомобили для города и легкого бездорожья и автомобили предназначенные, как для города, так и для реального бездорожья.
Как правило, обычные недорогие кроссоверы созданы в основном для городской и загородной эксплуатации по асфальту или, в крайнем случае, для езды по легкому бездорожью в отличие от полноценных внедорожников и кроссоверов способных проезжать тяжелое бездорожье, которые могут покорять тяжело проходимые участки, благодаря полноценному полному приводу 4х4, большому дорожному просвету, углам свеса кузова, различным внедорожным технологиям, начиная от блокировки дифференциала и т.д.
Отличным примером полноценного внедорожника является GMC Yukon Denali, который основан на платформе GMT K2XX. На этой же платформе General Motors производятся внедорожники Chevrolet Tahoe, Chevrolet Suburban и Cadillac Escalade. Также эта же платформа используется при производстве внедорожников Chevrolet Silverado и GMC Sierra.
Еще один пример настоящего рамного внедорожника Mercedes G-класса, который выпускается Немецким брендом практически в неизменном виде уже в течение долгого времени. Но тот же Mercedes ML-класса основан на платформе несущего кузова без использования рамного шасси. И, несмотря на ряд внедорожных технологий все-таки ML-класс нельзя назвать полноценным внедорожников. Все-таки это обычный кроссовер высокой проходимости. В принципе тот же универсал, только с увеличенным дорожным просветом, вместимостью и с полным приводом.
Если реальный внедорожник, как правило, больше кроссовера (в большинстве случаев, хотя в мире существуют и полноценные мини внедорожники), то в основном кроссоверы больше своих легковых аналогов. Почему аналогов?
Дело в том, что большинство современных кроссоверов базируются на платформах легковых автомобилей. Как мы уже сказали, кузов кроссоверов создан, как правило, из одной цельной несущей конструкции. Точно также как и легковые автомобили в любом кузове. В итоге в связи с отсутствием тяжелой рамы, кроссоверы намного легче своих старших братьев внедорожников. Это позволяет автопроизводителям добиваться существенной экономии топлива. В сочетании же с системой подключаемого полного привода AWD современные кроссоверы эффективно могут экономить топливо своим владельцам, фактически мало чем отличаясь от обычных легковых автомобилей.
Так уж сложилось в последние годы, что кроссоверы также стали называть внедорожниками. Хотя это неправильно. Но, к сожалению, эту путаницу в классификации кроссоверов и внедорожников уже не остановить. В этом прямо заинтересованы все автомобильные компании, которые намерено вносят путаницу на рынке. Это чисто маркетинговый ход называть кроссоверы внедорожниками.
Таким образом, автомобильные бренды подменяют понятие среди классов транспортных средств, принятых во всем мире. Это позволяет автомобильным компаниям продавать кроссоверы под видом внедорожников. Вы обратили внимание, что большинство современных кроссоверов рекламируются в качестве полноценных внедорожников?
Посмотрите несколько видео роликов с рекламой кроссоверов и у вас сложится мнение, что за рулем такой машины можно отправиться даже туда, куда не ступала нога человека. Хотя на самом деле максимум кроссоверов это легкое бездорожье (за исключением некоторых кроссоверов, действительно адаптированных под не лёгкое бездорожье).
Таким образом, автомобильные компании, воспользовавшись невероятной популярностью кроссоверов, стали выпускать фактически легковые автомобили с увеличенным дорожным просветом и большей универсальностью, позиционируя их на рынке как внедорожники. Хотя на самом деле такие машины называются кроссоверы, предназначенные в основном для эксплуатации по асфальту или легкому бездорожью.
В принципе автомобильные компании нашли способ продавать нам в два раза дороже те же обычные легковые автомобили в кузове универсал оснащенные полным приводом.
Основные преимущества внедорожников:
– Проходимость
– Вместимость
– Надежность
– Универсальность
– Дорожный просвет
– Привод 4х4
– Блокировка дифференциала
Основные минусы внедорожников:
– Габаритные размеры не позволяют комфортно парковаться в городе
– Большой расход топлива
– Большие затраты на эксплуатацию
– Крены и раскачка подвески
Основные плюсы кроссоверов:
– Легкий вес за счет несущего кузова и отсутствия рамы
– Экономичность
– Практичность
– Универсальность
– Небольшие эксплуатационные затраты
– Динамичность
Основные минусы кроссоверов:
– Не подходят для тяжелого бездорожья
– Отсутствие привода 4х4
– Маленькие углы свеса
– Нет внедорожной защиты для тяжелого бездорожья
– Привод AWD
Хэтчбеки и Универсалы
Обе категории этих транспортных средств относятся к более универсальным автомобилям по сравнению с седанами и купе. По сути, универсалы и хэтчбеки ближе по своим свойствам к кроссоверам и внедорожникам, так как они более универсальны в процессе эксплуатации. При этом в отличие от кроссоверов и внедорожников, хэтчбеки и универсалы, имея универсальность, сохраняют свою легкость, гибкость и эффективность обычных легковых автомобилей в кузове седан и купе.
Как вы знаете хэтчбеки и универсалы имеют, как правило, увеличенный объем багажного пространства за счет раскладывания задних сидений. Плюс в хэтчбеках и универсалах намного удобнее доступ в багажник, чем в седанах и купе. Обычно универсал и хэтчбек тяжело спутать на дороге.
Правда это касается не всех моделей автомобилей. Иногда, на первый взгляд, очень тяжело определить какой перед вами автомобиль. Но для тех, кто не особо разбирается в классификации кузовов современных автомобилей есть несколько подсказок, которые даже непосвящённому дадут возможность быстро определить тип кузова машины.
Естественно речь идет о заднем свесе автомобиля, который существенно отличается друг от друга у хэтчбеков и универсалов.
Дело в том, что в отличие от хэтчбеков, универсалы гораздо длиннее. Как правило, у универсалов крыша машины простирается почти до заднего края автомобиля. Задний свес универсала создан таким образом, чтобы обеспечить большую емкость багажника для хранения груза. В хэтчбеках же длина крыша автомобиля, как правило, не доходит до заднего края машины, а задний свес не распространяется далеко позади задней оси.
Также легко определить какой тип кузова имеет автомобиль по задним стойкам и стеклам. Например, как правило, универсалы имеют более вертикальные задние стойки кузова и длинные боковые задние стекла, которые примыкают к стойке с багажником.
Соответственно универсалы, оставаясь обычными легковыми автомобилями, по сравнению с хэтчбеками, более практичны и отлично подходят для тех, кто часто перевозит габаритный багаж и любит путешествовать не в одиночку. Хэтчбеки же больше предназначены для небольшого количества пассажиров и не могут похвастаться большим объемом багажника.
Основные преимущества хэтчбеков
– Компактность
– Динамичность
– Легкий вес
– Экономичность
– Небольшая стоимость
– Низкие эксплуатационные расходы
– Удобство парковки в городе
Основные минусы хэтчбеков:
– Немного места в салоне
– Маленькое багажное пространство
– Неудобства при перевозке трех или четырех пассажиров. Особенно на длинные расстояния
– Нельзя перевези крупногабаритный длинный груз
Основные преимущества универсалов:
– Большое грузовое пространство
– Универсальность
– Практичность
– Удобство для трех или четырех пассажиров
– Возможность перевозить габаритный длинный груз
Минусы универсалов:
– Паркинг на тесных городских стоянках
– Вес автомобиля
– Повышенный расход топлива
– Наличие слепых зон
Преимущества и недостатки
Седан
Преимущества
- Стоимость седана на 10-15% ниже стоимости универсала этой же марки и модели.
- Вследствие того, что багажник седана представляет собой отдельный модуль, запахи из него почти не проникают в салон автомобиля.
- Седан легче универсала, поэтому и управлять им легче. Да и расход горючего чуть ниже.
- У седана лучшая обзорность, чем у универсала.
- Зимой его легче прогреть и удержать тепло в салоне, особенно если часто приходится открывать багажник.
Недостатки
- Небольшой, по сравнению с универсалом, объем багажника. Невозможно погрузить крупногабаритные предметы.
- Даже в большом седане невозможно установить третий, дополнительный, ряд сидений.
Универсал
Преимущества
- Увеличенный, по сравнению с седаном, объем багажника. Возможность перевозить крупногабаритные предметы и вещи.
- Возможность трансформации салона. Есть возможность установить третий ряд пассажирских сидений.
- Так как багажник отапливаемый, зимой в нем не испортятся некоторые продукты при длительной перевозке. Например, картошка.
Недостатки
- Стоимость универсала заметно выше стоимости седана такого же класса.
- Масса универсала больше массы одноклассника-седана. Следовательно, у него хуже управляемость и топливная экономичность.
- Запахи содержимого багажника свободно распространяются по всему салону.
- В холодную погоду салон универсала хуже прогревается и удерживает заданную температуру.
А теперь давайте проанализируем, какими основными доводами в пользу своего выбора руководствуются жители России и СНГ, и какими – европейцы.
Кабриолет
Кабриолет – тип кузова легкового автомобиля с откидывающимся мягким или жестким верхом и двумя дверьми. Число мест более двух.

Тип кузова Кабриолет
Выбор европейцев
Ну, а теперь к главной теме, ради чего и была задумана эта статья – об отношении европейцев к универсалам.
В отличие от нас, европейцы – люди очень практичные. И мало обращают внимания на какие-то предвзятые стереотипы. В центре внимания у них – максимальный комфорт и экономическая целесообразность.
Наверное многие слыхали о том, что европейцы очень любят путешествовать на своем автомобиле. Да еще прихватив с собой всех своих домочадцев и домашних питомцев.
А чтобы путешествие оказалось максимально приятным, в машину необходимо загрузить массу нужных, и не очень, вещей. Вплоть до прогулочных велосипедов, палаток и надувных лодок.
А при необходимости даже прицепить к машине небольшой жилой домик на колесах – кемпер.
И какой же автомобиль лучше всего подходит для этой цели? Конечно же, универсал!
Однако, и кроссовер неплохо подошел бы для этого. Но, как я уже упоминал, европейцы – народ практичный. А покупка и содержание кроссовера обойдется заметно дороже, чем универсала.
Да и, учитывая великолепное состояние дорог в Европе, в нем нет, в большинстве случаев, особой необходимости. А заниматься излишней показухой (как у нас говорят – понтами) не в характере большинства простых европейцев.
Кроме дальних многодневных вояжей, универсал, как нельзя лучше, подходит и для еженедельных вылазок на пикник в выходные дни с кучей друзей. Благо, салоны многих современных универсалов можно трансформировать и установить там третий ряд сидений.
И еще пару аргументов в защиту универсала, так полюбившемуся европейцами.
Самые современные автомобили этого типа почти лишены некоторых недостатков, приписываемым им выше. По топливной экономичности они почти ничем не отличаются от седанов благодаря умной электронике и обтекаемому кузову.
Да и салон в зимнее время быстро прогревается и надежно удерживает заданную температуру благодаря современной климатической системе.
Как ни странно звучит для нас, но многие европейцы выбирают универсалы за яркую внешность. Впрочем, об этом чуть ниже – в следующей главе.
Родстер
Родстер – тип кузова двухместного спортивного легкового автомобиля без крыши или с жесткой крышей.

Тип кузова Родстер
Универсал vs хэтчбек. Что лучше выбрать?
Выбор автомобиля, как отмечалось выше, зависит от его функционального назначения. Если Вы предприниматель и транспортное средство необходимо вам для перевозки грузов, универсал идеально Вам подойдёт. Также во вместительный багажник поместятся рыболовные, охотничьи снасти, и все что необходимо в поездках на природу. Хэтчбек придется по вкусу любителю экономичной и комфортной езды в городе. Благодаря отличному углу обзора, оптимальным габаритам и внешней привлекательности такой автомобиль идеально подойдет людям, которые ценят удобство и мобильность.
Подводя итоги, можно сказать, что универсал – это идеальный вариант бюджетного грузоперевозчика, а также незаменимый помощник в длительных поездках.
Подобрать наиболее подходящую модель универсала Вы можете с помощью каталога новых легковых автомобилей, на любые вопросы вам ответят сотрудники отделов продаж по телефону +7 (499) 951 96 12.
С каждым годом универсалы становятся все более популярными. До недавнего времени было принято создавать универсалы на базе уже имеющихся седанов. Теперь автопроизводители все чаще выпускают абсолютно новые модели уникальных автомобилей этого класса.
Тип кузова минивэн
Тип кузова минивэн во многом схож с универсалом, а многие модели с типом кузова минивен спроектированы на основе универсалов и хэтчбэков. К примеру, популярный минивен Opel Zafira создан на базе не менее популярного универсала Opel Astra.
Для минивэна характерны все сильные стороны универсала, только выражены они еще более ярко. Вместительность у минивена еще больше, багажное отделение позволяет загрузить в него практически все, что душе угодно, а многие современные модели минивенов оснащаются еще и третьим рядом сидений.
Наличие двух дополнительных пассажирских мест может стать хорошим плюсом, если Вы любите путешествовать на машине большой семьей или в компании друзей.
Характерную для минивенов высокую посадку одни водители считают плюсом, другие наоборот недостатком, но факт остается фактом, высокая посадка более безопасна. При высокой посадке у водителя гораздо лучше обзор, да и в случае аварии водитель, который сидит выше – более защищен. Кроме того, минивэны безопаснее еще и потому, что они тяжелее обычных легковушек.
Крупные минивэны не очень удобны при маневрировании и парковке, поэтому не стоит выбирать такой авто, чтобы научиться ездить. Другим минусом минивена является высокий центр тяжести, то есть опрокинуть минивэн, в повороте на высокой скорости, несколько проще, чем универсал, седан или хэтчбек. Однако, если Вы не планируете, на своем минивэне, участвовать в гонках, то данным недостатком можно и пренебречь.
Вот еще несколько примеров автомобилей с типом кузова минивен.
Это компактвэн Nissan Note. По размеру он похож на обычные хэтчбеки C-класса, но по объему салона легко дает фору каждому из них.
Модель минивена Volkswagen Sharan можно отнести к средним по размеру. В таких автомобилях не редкость и третий ряд сидений.
А это Toyota Sienna – один из крупных минивенов, которые пользуются огромной популярностью на американском рынке. Третий ряд сидений здесь – обязательный атрибут.
И последнее. Так как минивены несколько тяжелее универсалов, то и расход топлива у них бывает повыше. Считать это серьезным недостатком или нет – решать Вам.
Назовем плюсы минивэна еще раз:
- Очень большая вместимость
- Третий ряд сидений (возможен)
- Повышенная безопасность
Недостатки типа кузова минивен:
- Центр тяжести выше, чем у обычной легковушки
- Немного повышенный расход топлива
- Довольно крупные габариты (касается больших минивэнов)
Фура
Сейчас фурами называют крупнотоннажные седельные тягачи с полуприцепами. Однако век назад это слово означало иной тип транспорта. До второй половины XX века в Европе фурами называли длинные телеги. На юге Российской империи и на Украине это слово применяли к повозке, запряженной волами. Погонщика фуры в России называли фурманщиком.
Фура. Фото: www.globallookpress.com
Слово взято из немецкого языка. «Fuhre» означает «длинная телега», а произошло оно от глагола «farhen» («везти»).
С середины прошлого века название пригодилось для ироничного обсуждения появившихся длинных прицепов, а затем оно вошло в обиход автомобилистов и стало использоваться в отношении грузовиков в целом.
Не все еще потеряно?
Прежде, чем перейти к заключению, не могу не задать себе вопрос – неужели у нас так и останется такое предвзятое отношение к универсалам? Чем же мы хуже европейцев?
К счастью, судя по некоторым признакам, отношение к этим автомобилям в самое последнее время у наших людей все-таки постепенно начинает меняться в лучшую сторону.
Недавно российское сообщество RCI News проводило очередной опрос среди будущих потенциальный покупателей автомобилей Лада Веста. А вопрос был задан такой: «В каком кузове вы бы выбрали Lada Vesta?».
И подавляющее большинство людей выбрало Весту в кузове универсал.

Вот скриншот этого опроса.

Значит, не все еще потеряно, и мы начинаем тоже постепенно оценивать все преимущества универсалов.
Есть ли другие виды автомобилей с нестандартными типами кузова?
Автомобили, которые имеют другие типы кузовов редко, но встречаются на мировом авторынке. Как правило, это модели, которые не попадают ни в одну общепринятую мировую категорию автомобилей.
Например, кабриолет Nissan Murano не подходит ни под один общемировой стандарт автомобилей.
Пикап
Пикап – тип кузова коммерческого двухместного автомобиля с открытой грузовой платформой.

Тип кузова Пикап
Похожие слова
Автомобилист Автомобилизм Автомобилевоз Автомобильный Автомобильчик Автомобилистка Автомобилизация Автомобиль-вышка Автомобильный парк Автомобилестроение Автомобильная обувь Автомобильный спорт Автомобильный поезд Автомобилестроитель Автомобильные войска Автомобилеразгрузчик Автомобилестроительный Автомобильный транспорт Автомобилеопрокидыватель Автомобильная промышленность Автомобильная разливочная станция Автомобильный и автомоторный институт Автомобильная кислородно-добывающая станция
Фургон
Фургон – тип закрытого кузова коммерческого двухместного автомобиля с закрытой грузовой платформой (багажное отделение с дверью на задней стенке).

Тип кузова Фургон
Лимузин
Для этого типа кузова характерно наличие перегородки с открывающимся окном, расположенное за первым рядом сидений. Данная модель кузова не предназначена для практических целей и, как правило, выполняет представительскую или декоративную миссию. Лимузин обладает слабой маневренностью и невысокой жесткостью кузова.
Модель может выпускаться в качестве самостоятельного транспортного средства либо в виде удлиненной версии седана, хэтчбека или внедорожника.
Происхождение
По мнению ученых-этимологов, это слово пришло к нам из французского языка в 1860 годах. А во французский оно попало следующим образом. Первоначально из праиндоевропейской основы meue образовался глагол movēre, обозначающий «двигать», от которого произошло прилагательное mobilis, что значит «подвижный, легкий, преходящий». Далее путем прибавления к последнему древнегреческого слова αὐτός – «сам, он» – получилось прилагательное automobile — «самоходный», — от которого и произошел «автомобиль».
Разбор слова целесообразно завершить изучением его морфологических и синтаксических свойств.