Расположение и назначение водяного насоса ВАЗ 2106. Признаки критического износа, способы диагностики. Инструкция по ремонту и замене помпы своими руками.
Устройство и назначение помпы
Принцип действия охлаждающей системы любого автомобиля состоит в отборе лишнего тепла у греющихся элементов мотора — камер сгорания, поршней и цилиндров. Рабочим телом выступает незамерзающая жидкость — антифриз (иначе — тосол), отдающая теплоту основному радиатору, обдуваемому воздушным потоком.
Вторичная функция системы охлаждения — обогрев пассажиров зимой посредством малого радиатора салонного отопителя.
Принудительную циркуляцию ОЖ по каналам двигателя, патрубкам и теплообменникам обеспечивает водяной насос. Естественное течение антифриза внутри системы невозможно, поэтому в случае поломки помпы силовой агрегат неизбежно перегреется. Последствия фатальны — из-за теплового расширения поршней двигатель заклинивает, а компрессионные кольца получают термический отпуск и становятся мягкой проволокой.

К водяному насосу сходятся патрубки от радиатора, салонного отопителя и термостата
В классических моделях ВАЗ водяной насос вращается ремённой передачей от коленчатого вала. Элемент располагается на передней плоскости мотора и оснащён обычным шкивом, рассчитанным под клиновидный ремень. Крепление помпы задумано следующим образом:
- к фланцу блока цилиндров на трёх длинных болтах М8 прикручен корпус из лёгкого сплава;
- на передней стенке корпуса выполнен фланец и оставлено отверстие под крыльчатку насоса с четырьмя шпильками М8 по краям;
- помпа надевается на указанные шпильки и крепится гайками под ключ 13 мм, между элементами стоит уплотнительная прокладка из картона.
Поликлиновый приводной ремень вращает не только вал перекачивающего устройства, но и якорь генератора. Описанная схема работы одинакова для моторов с различными системами питания — карбюраторными и инжекторными.

Ротор генератора и крыльчатка насоса приводятся в движение одним ремнём, идущим от коленчатого вала
Конструкция насосного агрегата
Корпус помпы представляет собой квадратный фланец, отлитый из алюминиевого сплава. В центре корпуса располагается выступающая вперёд втулка, внутри которой находятся рабочие элементы:
- шариковый подшипник;
- вал насоса;
- сальник, предотвращающий вытекание антифриза наружу по поверхности валика;
- стопорный винт для фиксации обоймы подшипника;
- крыльчатка, напрессованная на конец вала;
- круглая или треугольная ступица на противоположном торце вала, куда крепится ведомый шкив (тремя болтами М6).
Для свободного вращения вала во втулке установлен подшипник качения закрытого типа
Принцип работы водяного насоса довольно прост: ремень крутит шкив и вал, крыльчатка перекачивает антифриз, поступающий из патрубков внутрь корпуса. Компенсацию силы трения обеспечивает подшипник, герметичность узла — сальник.
Первые крыльчатки помп ВАЗ 2106 изготавливались из металла, отчего тяжёлая деталь быстро изнашивала подшипниковый узел. Сейчас рабочее колесо делается из прочной пластмассы.

Втулка с валом и крыльчаткой и корпус соединяются с помощью четырёх шпилек и гаек
Симптомы и причины неисправности
Слабые места помпы — подшипник и сальник. Именно эти детали изнашиваются быстрее всего, вызывая протечку охлаждающей жидкости, появление люфта на валу и последующее разрушение крыльчатки. Когда в механизме образуются большие зазоры, валик начинает болтаться, а рабочее колесо — задевать внутренние стенки корпуса.
Характерные поломки водяного насоса:
- потеря герметичности соединения между двумя фланцами — помпы и корпуса — из-за прохудившейся прокладки;
- истирание подшипника по причине отсутствия смазки либо естественного износа;
- протекание сальника, вызванное люфтом вала или трещинами уплотнительных элементов;
- поломка рабочего колеса, заклинивание и разрушение вала.
В случае заклинивания подшипника вал может разломиться на 2 части
Критический износ подшипникового узла ведёт к таким последствиям:
- Валик сильно перекашивается, лопасти крыльчатки ударяются о металлические стенки и отламываются.
- Шарики и сепаратор перемалываются, крупная стружка заклинивает вал, отчего последний может переломиться пополам. В момент принудительной остановки шкива ремённая передача начинает проскальзывать и пищать. Иногда ремень привода генератора слетает со шкивов.
- Худший сценарий — пробой самого корпуса рабочим колесом помпы и моментальный выброс большого количества антифриза наружу.
От удара о стенки корпуса лопасти рабочего колеса откалываются, помпа теряет работоспособность
Вышеописанные поломки трудно не заметить — на панели приборов вспыхивает красный индикатор зарядки аккумуляторной батареи, а указатель температуры буквально зашкаливает. Присутствует и звуковое сопровождение — металлический стук и треск, свист ремня. Услышав подобные звуки, немедленно прекратите движение и заглушите двигатель.
Из-за неопытности мне довелось столкнуться с третьим вариантом развития событий. Не проверив техническое состояние «шестёрки», я отправился в дальнюю поездку. Вал изношенного насоса ОЖ разболтался, крыльчатка выбила кусок корпуса и весь тосол выбросило наружу. Пришлось просить помощи — друзья подвезли требуемые запчасти и запас антифриза. На замену водяного насоса вместе с корпусом ушло 2 часа.

При сильном люфте рабочее колесо помпы пробивает металлическую стенку корпуса
Как выявить симптомы износа перекачивающего агрегата на ранних стадиях:
- истёртый подшипник издаёт явственный гул, позже начинает тарахтеть;
- вокруг посадочного места помпы все поверхности становятся влажными от тосола, зачастую намокает ремень;
- люфт валика ощущается рукой, если покачать шкив насоса;
- мокрый ремень может проскальзывать и издавать неприятный свист.
Обнаружить указанные признаки на ходу нереально — шум подшипникового узла плохо слышен на фоне работающего мотора. Лучший способ диагностики — открыть капот, осмотреть переднюю часть двигателя и покачать шкив рукой. При малейшем подозрении рекомендуется ослабить натяжку ремня, открутив гайку на скобе генератора, и попробовать люфт вала ещё раз. Допустимая амплитуда перемещения — 1 мм.

При неисправном сальнике антифриз забрызгивает все поверхности вокруг насоса
Когда пробег насоса достигает 40—50 тыс. км, проверки нужно выполнять перед каждой поездкой. Именно столько служат нынешние помпы, качество которых гораздо хуже оригинальных запчастей, снятых с производства. При выявлении люфта либо протечки проблема решается двумя способами — заменой или ремонтом помпы.
Лада 2106 2000, двигатель бензиновый 1.5 л., 73 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Все комментарии
Ничего не найдено в выбранной области поиска
- Выберите другую область поиска
- Задайте запрос по-другому или установите более мягкие ограничения.
- Подпишитесь на обновления, и мы уведомим вас, когда объявления появятся.
250 ₽
Компания
Московская область, Раменский г.о., товарищество собственников недвижимости Сосновый бор
900 ₽
Компания
Московская область, Раменский г.о., товарищество собственников недвижимости Сосновый бор
FENOX
500 ₽
Компания
Владимирская область, г.о. Город Владимир
300 ₽
Воронежская область, Воронеж
350 ₽
Республика Мордовия, Ковылкинский р-н, Ковылкино
300 ₽
Компания
Нижегородская область, Балахнинский муниципальный округ, Балахна
400 ₽
Нижегородская область, Городецкий р-н, Городец

500 ₽
Компания
Белгородская область, Белгород
4 000 ₽
Воронежская область, Воронеж

760 ₽
Республика Татарстан, Казань

760 ₽
Республика Татарстан, Казань
500 ₽
Республика Карелия, Петрозаводский г.о., Петрозаводск
АвтоВАЗ
Компания
Саратовская область, Саратов
700 ₽
Республика Татарстан, Казань

300 ₽
Республика Татарстан, Казань
500 ₽
Республика Татарстан, Казань

Саратовская область, Саратов
5 000 ₽
Нижегородская область, Нижний Новгород

31 000 ₽
Компания
Самарская область, Ставропольский р-н, с. Тимофеевка
АвтоВАЗ
90 000 ₽
Компания
MERCEDES-BENZ
Архив объявлений
Смотрите все объявления в архиве
Для чего необходима помпа

Помпа легковых автомобилей – это «сердце» системы охлаждения. Именно с ее помощью происходит принудительная циркуляция по патрубкам, рубашке мотора, радиаторам. Насос обеспечивает давление антифриза, за счет этого намного быстрее происходит охлаждение рубашки двигателя.
Если бы не было помпы, и жидкость перемещалась внутри системы произвольно, вся работа оказалась бы нарушенной. Антифриз начнет закипать, двигатель перегреется, и это чревато тем, что кольца на поршнях залягут.
Что из себя представляет помпа и для чего она необходима?
Водяная помпа устроена очень просто. Она включает в себя металлический корпус, в который запресован подшипник, а на него установлен вал, с закрепленной крыльчаткой. У водяного насоса одна единственная функция — доставлять охлаждающую жидкость к «горячим» точкам. Ни для кого не секрет, что когда двигатель работает, в верхней части блоков его цилиндров происходит воспламенение топливно-воздушной смеси, от чего те нагреваются. Вокруг данной области располагаются каналы охлаждения, куда помпа и доставляет жидкость.
31 альбом
95 видео
Добавить в альбом
обновлён четыре года назад
39 видео
Добавить в альбом
обновлён пять лет назад
25 видео
Добавить в альбом
обновлён четыре года назад
Показать 31 альбом
Общая информация
Код Дождя | 001106 |
Артикул производителя | 2101-1308024 |
Производитель | Россия |
Штрих-код | |
Вес, кг (брутто) | 0,384 |
Габариты, см (Д х Ш х В) | 14 x 14 x 3 |
Купить
Основные элементы помпы
Привод осуществляется от шкива на коленчатом валу двигателя. Ремень приводной общий для насоса охлаждающей жидкости и генератора. При вращении шкива насоса происходит движение крыльчатки внутри полости, находящейся в блоке двигателя. Эта крыльчатка полностью погружена в антифриз и обеспечивает его циркуляцию. Цена помпы на ВАЗ-2106 зависит от материала, из которого она изготовлена.
Обычно весь корпус выполнен из сплава алюминия, ротор – из стали, а крыльчатка – из пластика. На некоторых видах насосов устанавливались подшипники, но втулки из бронзы намного дешевле и долговечнее. Некоторые крыльчатки делаются из алюминия – преимущества это не дает, так как этот металл подвержен разрушению сильнее, чем пластмасса.
От чего зависит стоимость водяного насоса?
Решающим фактором, который устанавливает ценник на данный элемент, является производитель. Достать некоторые запчасти на ВАЗ 2106 иногда бывает проблематично, поэтому многие автовладельцы стараются заменить оригинальные запчасти импортными. Они дешевле, но работаю не хуже. На сегодняшний день лидирующие позиции на российском авторынке занимают следующие две фирмы:
- Fenox.
- Lusar.
Второй причиной, сказывающейся на стоимости, является образец. АвтоВаз за все время существования «шестерки» два раза менял ее помпу. Поэтому выделяют два основных их типа: первое поколение и второе. Различаются они не сильно, что сказывается на маленькой разнице в их стоимости.
На ВАЗ 2106 водяные помпы разделить на несколько видов не получится, так как сильных изменений в них не наблюдается. Единственное их отличие — это технические характеристики. На некоторых модификациях данного автомобиля, а их существует очень много, установлены крыльчатки увеличенного диаметра и с дополнительными лопастями, что значительно повышает производительность их работы.
Стоят насосы с такими изменениями около 700 рублей.
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Инструменты для проведения замены

Желательно производить замену помпы на ВАЗ-2106, а не ремонтировать ее. Стоимость нового насоса составляет около 700-900 рублей, а для работы нужно максимум час времени. И это при условии, что антифриз будет остывать до температуры окружающей среды. Для работы необходимо:
- Несколько ключей: «10», «13», «17». Желательно трещотки с головками, так как с ними намного удобнее работать.
- Герметик на основе силикона. Лучше всего белый. Красный или черный использовать нежелательно – при последующих ремонтах сложно будет очистить поверхности.
- Тазик для слива жидкости из системы охлаждения.
- Отвертки крестовые и плоские.
Может потребоваться нож для удаления старой прокладки, но делать это нужно аккуратно, чтобы не нанести вред поверхности.
- Добавленные496
- Загруженные479
20:29
4026 просмотровчетыре года назад
17:39
4279 просмотровчетыре года назад
10:25
1602 просмотрачетыре года назад
17:46
3954 просмотрачетыре года назад
4:29
1550 просмотровчетыре года назад
1:16
506 просмотровчетыре года назад
9:09
1116 просмотровчетыре года назад
22:19
988 просмотровчетыре года назад
19:51
1497 просмотровчетыре года назад
14:58
1446 просмотровчетыре года назад
5:42
808 просмотровчетыре года назад
4:16
22978 просмотровчетыре года назад
14:50
3444 просмотрачетыре года назад
3:49
6967 просмотровчетыре года назад
15:51
6658 просмотровчетыре года назад
14:50
3630 просмотровчетыре года назад
13:52
2264 просмотрачетыре года назад
10:24
2809 просмотровчетыре года назад
6:24
2637 просмотровчетыре года назад
1:28
5572 просмотрачетыре года назад
13:42
1840 просмотровчетыре года назад
16:36
2082 просмотрачетыре года назад
9:37
1412 просмотровчетыре года назад
3:42
364 просмотрачетыре года назад
3:48
497 просмотровчетыре года назад
3:08
4162 просмотрачетыре года назад
6:10
4001 просмотрчетыре года назад
14:16
2135 просмотровчетыре года назад
2:31
13240 просмотровчетыре года назад
6:46
2996 просмотровчетыре года назад
Показать ещё
20:29
4026 просмотровчетыре года назад
17:39
4279 просмотровчетыре года назад
10:25
1602 просмотрачетыре года назад
17:46
3954 просмотрачетыре года назад
4:29
1550 просмотровчетыре года назад
1:16
506 просмотровчетыре года назад
9:09
1116 просмотровчетыре года назад
22:19
988 просмотровчетыре года назад
19:51
1497 просмотровчетыре года назад
14:58
1446 просмотровчетыре года назад
5:42
808 просмотровчетыре года назад
4:16
22978 просмотровчетыре года назад
14:50
3444 просмотрачетыре года назад
3:49
6967 просмотровчетыре года назад
15:51
6658 просмотровчетыре года назад
14:50
3630 просмотровчетыре года назад
13:52
2264 просмотрачетыре года назад
10:24
2809 просмотровчетыре года назад
6:24
2637 просмотровчетыре года назад
1:28
5572 просмотрачетыре года назад
13:42
1840 просмотровчетыре года назад
16:36
2082 просмотрачетыре года назад
9:37
1412 просмотровчетыре года назад
3:42
364 просмотрачетыре года назад
3:48
497 просмотровчетыре года назад
3:08
4162 просмотрачетыре года назад
6:10
4001 просмотрчетыре года назад
14:16
2135 просмотровчетыре года назад
2:31
13240 просмотровчетыре года назад
6:46
2996 просмотровчетыре года назад
Показать ещё
Выбор и монтаж новой запчасти
Поскольку автомобиль ВАЗ 2106 и детали к нему давно сняты с производства, оригинальных запчастей найти не удастся. Поэтому при выборе нового насоса стоит учесть ряд рекомендаций.
- Проверяйте маркировку детали, соответствующую каталожному номеру 2107–1307011–75. На «классику» подойдёт насос от «Нивы» 2123–1307011–75 с более мощной крыльчаткой.
- Покупайте помпу от проверенных брендов — Luzar, TZA, «Фенокс».
Оттиск логотипа между лопастями рабочего колеса свидетельствует о качестве изделия
- Достаньте запчасть из упаковки, осмотрите фланец и рабочее колесо. Вышеперечисленные производители делают оттиск логотипа на корпусе или лопастях крыльчатки.
- В продаже встречаются насосы с пластмассовой, чугунной и стальной крыльчаткой. Предпочтение лучше отдать пластику, поскольку этот материал лёгкий и довольно прочный. На втором месте чугун, на третьем — сталь.
Пластиковые лопасти отличаются большей площадью рабочей поверхности и меньшим весом
- В комплекте с насосом должна идти картонная либо паронитовая прокладка.
Почему не стоит брать помпу с железной крыльчаткой? Практика показывает, что среди подобных изделий встречается большой процент подделок. Выполнить кустарное литье чугуна или пластика гораздо сложнее, нежели выточить лопасти из стали.
Иногда подделку можно выявить по несовпадению размеров. Наденьте купленное изделие на крепёжные шпильки и рукой проверните вал. Если лопасти рабочего колеса начнут цепляться за корпус, вам подсунули некачественное изделие.
Установку водяного насоса производите в обратном порядке.
- На прокладку нанесите высокотемпературный герметик и наденьте её на шпильки. Намажьте составом фланец помпы.
- Вставьте элемент в отверстие правильно — шпилька крепления скобы генератора должна оказаться слева.
В правильном положении насоса шпилька крепления генератора находится с левой стороны
- Накрутите и затяните 4 гайки, прижимающие помпу к корпусу. Закрепите шкив, установите и натяните ремень.
Заполнение охлаждающей системы производится через горловину радиатора. При заливке тосола следите за трубкой, отключённой от коллектора (на инжекторе — дросселя). Когда антифриз побежит из этой трубки, наденьте её на штуцер, зажмите хомутом и долейте жидкости в расширительный бачок до номинального уровня.
Видео: как правильно выбрать насос ОЖ
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти
Ремонт помпы
В некоторых случаях возможен ремонт водяного насоса. Он рекомендован в тех ситуациях, когда происходит либо износ подшипников, либо сальника, находящего внутри устройства.
Ремонт помпы позволит сэкономить около 600–700 рублей, что в принципе, не так уж мало. Ремонтопригодность насоса определяют по состоянию крыльчатки и вала. Если они сравнительно новые, то можно восстанавливать.
Полноценная замена помпы на автомобилях ВАЗ только к лучшему. Новый агрегат стоит недорого, и после замены двигатель автомобиля начнёт полноценно функционировать.
- Автор: Марк Хачатрян
- Распечатать

(4 голоса, среднее: 3 из 5)