Расход топлива автомобилей — Википедия

Расход топлива автомобиля – понятие с которым сталкиваются не только автолюбители. удельный расход автомобиля – это объем топлива который…

Вот почему нельзя верить показаниям расхода топлива на приборной панели.

Очень низкий расход топлива в автомобиле, скорее всего, свидетельствует об обмане производителя

На приборной панели каждого современного автомобиля есть показатель расхода топлива, рассчитанный на каждые 100 километров пути. Благодаря этому электронному расходомеру топлива мы получаем представление не только о расходе топлива, но и о том, сколько примерно километров мы сможем проехать, прежде чем в баке кончится горючее. Вы радуетесь, что расход топлива на приборке низкий? А вы уверены, что этот показатель, рассчитанный на каждые 100 км, правильный? 

Очень низкий расход топлива в автомобиле, скорее всего, свидетельствует об обмане производителя

На самом деле во всех моделях автомобилей все может быть по-разному: у некоторых автомобилей цифры расхода топлива на приборной панели даже выше, чем фактическое потребление. Но на многих автомобилях ситуация прямо противоположная. То есть расход топлива на бортовом компьютере ниже реального. 

Формула расхода топлива

Рассчитать расход бензина по километражу можно по такой формуле: L: Km х 100 = Литров горючего, где L — это литры бензина, которые понадобились при пробеге, Km — пройденные километры. Рассчитать расход топлива автомобилем по этой формуле нужно ни один раз. Повторения расчётов позволят увидеть более наглядную картину. Необходимо производить заправку машины на одной заправке, так как на разных АЗС показатели залитого горючего могут отличаться.

Расход топлива может зависеть не только от пройденного расстояния, но и от подобных факторов:

  • типа системы двигателя;
  • стиля водительской езды. Индивидуальное значение для каждого водителя;
  • погоды. Зимой двигатель будет использовать для работы больше ГСМ, чем летом;
  • мощности мотора и его объёма;
  • технической исправности и состояния машины. Если двигатель новый и проходит обкатку, он «кушает» больше бензина, так же как и по мере износа;
  • аэродинамики и использования различных удобств (кондиционер, стеклоподъёмник). При открытых окнах снижаются аэродинамические свойства, повышается сопротивление воздуха. Чтобы сэкономить бензин, необходимо устанавливать спойлеры и обтекаемые элементы.

На многих моделях современных автомобилей установлен бортовой компьютер. Благодаря этому инновационному устройству можно не производить различные вычисления.

На экране бортового компьютера видна такая информация:

  • общий расход горючего (литров/100 км);
  • мгновенный расход горючего (литров/100 км, а во время стоянки литров/час);
  • запас хода до ближайшей заправки, измеряется в километрах;
  • время и средняя скорость пути.

Измерить расход топлива на машине с бортовым компьютером очень просто — необходимо только обнулить показатели.

Терминология

Начинать что-либо изучать всегда нужно с определения терминов, дабы не потом в процессе не отвлекаться на непонятные и похожие друг на друга слова. Поэтому – вкратце рассмотрим несколько понятий, важных для понимания данного материала.

Расход топлива – объем топлива (л), который сжигается в двигателе за единицу времени (час) или пройденное расстояние (км).

Мгновенный расход топлива – объем топлива (л), который сжигается в данный момент времени. Как правило, на стоящем на месте автомобиле измеряется в л/час, а на движущемся в л/100 км. Этот термин стоит рассмотреть поподробнее, так как именно из-за него возникает много путаницы.

Если вы едите со скоростью 100 км/ч, а бортовой компьютер (БК) показывает мгновенный расход 7 л/100 км, то проехав с такой скоростью 100 км, вы потратите 7 л топлива. Столько же вы потратите, если БК при скорости 100 км/ч показывает мгновенный расход 7 л/час.

Однако, если вы едите со скоростью 80 км/ч, а БК показывает мгновенный расход 5 л/час, то это не значит, что вы потратите 5 литров на 100 км пути. На самом деле при такой скорости за час времени вы проедите только 80 км. На оставшиеся до сотни 20 км пути уйдет еще топливо поверх показываемых на экране литров.

Если же БК отображает расход в л/100 км, то при скорости 80 км/ч и показаниях 5 л/100 км – вы на самом деле потратите 5 литров на 100 км пути.

Средний расход топлива – объем топлива (л), который сжигается за пройденное расстояние (км). Как правило, считается так же, как и мгновенный расход – в л/100 км. Но отличаются эти параметры тем, что средний расход получается при разных режимах езды, а мгновенный – при каком-то одном.

Аэродинамическое сопротивление – сила сопротивления воздуха, которая препятствует движению автомобиля, и которую преодолевает двигатель, расходуя топливо.

Мгновенная мощность двигателя – мощность (л. с.), которая вырабатывается двигателем в данный момент времени для движения автомобиля.

Единицы измерения[править | править код]

Обычно измеряется как:

  • объём топлива, израсходованного автомобилем при прохождении заданной дистанции. Широко распространено в странах с метрической системой мер, где расход измеряется в литрах на 100 км пробега автомобиля (л/100 км)[источник не указан 3329 дней]. Чем значение меньше, тем экономичней автомобиль;
  • дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива. Широко используется в странах с английской системой мер, где расход измеряется как количество миль, которое автомобиль может проехать на одном галлоне (британском или американском) топлива (миль / галлон, miles per gallon (MPG))[источник не указан 3329 дней]. В Индии, Японии, Южной Корее экономичность измеряют в км на литр топлива. Чем значение больше, тем экономичней автомобиль.

Формула пересчёта:

  • литр/100 км = 282,48 / галлон (для британского галлона);
  • литр/100 км = 235,21 / галлон (для американского галлона).

Метрическая система/Дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива (красная кривая — на базе английского галлона, синяя кривая — на базе американского галлона)

Что такое расход топлива

На территории стран СНГ расход топлива является наиболее весомой характеристикой. Учитывая цены на бензин, перед покупкой, автолюбители обращаются на это большое внимание. Ведь чем больше этот показатель, тем дороже будет выходить дорога.

Что такое расход топлива автомобиля и как он рассчитывается

Производители автомобилей бросают большие ресурсы на снижение этого показателя. Однако, иногда это может влиять на общую мощность автомобиля. Так как в постсоветских странах, электрокары используются редко, вопрос экономии на бензине остается актуальным.

Особенности подсчёта[править | править код]

Ранее расчет расхода топлива определялся при проведении заводских испытаний водителями-профессионалами при дорожных испытаниях на специальных треках, сейчас на части автозаводов этот метод сохранен, но применяется для выборочного контроля расхода топлива выпускаемыми автомобилями, проверка определяется внутризаводскими ТУ (техническими условиями), и обычно не публикуется.[источник не указан 3329 дней]. .С возрастанием требований рынка была разработана методика промышленных стандартизированных испытаний, проводящихся на стендах. Эта методика позволила исключить какие-либо субъективные влияния и отличается высокой воспроизводимостью результатов.

Методика измерений расхода топлива и выбросов CO2 документально определяется Директивами EC 715/2007 и EC 692/2008.

Для более точных подсчётов выделяют специальные циклы, подробное описание циклов имеется в выше упомянутых Директивах.:

  • «городской» цикл — характеризуется большей интенсивностью изменения скорости автомобиля, в том числе необходимостью прогрева, работой двигателя во время стоянки на светофорах и в «пробках», а также разгонами и резкими сбросами скорости до нуля. Как следствие, повышенный расход топлива;
  • «загородный» цикл — характеризуется большей плавностью хода и стабильно удерживаемой скорости, близкой к крейсерской. Следствие: относительно низкий расход топлива[источник не указан 3329 дней];
  • «смешанный» цикл — является комбинацией условий, когда используются и резкий «городской», и спокойный «загородный» стили вождения. Причём, не обязательно, чтобы «загородная» часть цикла осуществлялась вне города: главное — сохранение манеры езды как при «загородном» цикле.

Во время испытаний автомобиль находится в помещении испытательной лаборатории, на мощностном стенде — колеса автомобиля крутят барабаны стенда, автоматика (ранее водитель-испытатель) четко выполняет циклы разгона-равномерного движения-торможения. Анализ расхода осуществляется на основе анализа выхлопных газов (в некоторых модификациях теста в топливную магистраль врезается аппаратный расходомер).

Головное освещение, вообще все дополнительные электрические нагрузки, кондиционер и прочее выключены, автомобиль полностью исправен и обслужен, в бак залито эталонное топливо, сопротивление воздуха отсутствует.

Следует отметить, что публикуются именно эти данные, так как они могут быть в любой момент подтверждены на испытательном стенде. Эти данные позволяют объективно сравнивать между собой разные автомобили, или автомобили разных модификаций и т. п. Получив на этих испытаниях результат, что автомобиль «А» на 20 % экономичнее автомобиля «Б», мы вправе рассчитывать, что в реальной эксплуатации соотношение расхода топлива у «А» и «Б» будет близким (не учитывается, например, разная аэродинамика корпусов).

Но при всем при этом указанные нормативы EC 715/2007 и EC 692/2008 (а именно их указывают Производители автомобилей) ни в коей мере не могут быть нормами практического, эксплуатационного расхода или списания топлива при бухгалтерском учете. Для целей списания топлива при эксплуатации автомобилей в России используются периодически переиздаваемые документы Минтранса РФ, и/или другие ведомственные акты (например, для военных — соответствующий приказ министра обороны и т. п.)

Способ для ленивых

Как посчитать реальный расход топлива?

Для первого способа подсчета расхода топлива не потребуется специальных знаний и умений. Потребуется только записать или сфотографировать на телефон количество топлива в баке и сбросить счетчик суточного пробега. А в современных автомобилях, в меню борткомпьютера, есть даже закладка с показаниями краткосрочной поездки. После этих манипуляци проезжаем 100 км пути и сверяем получившиеся показания с зафиксированными ранее. Способ насколько простой, настолько и не точный. Поскольку сложно точно определить количество израсходованного топлива по указателю уровня горючего и часто указатель топлива может немного лукавить. То есть, полученные таким образом данные, покажут реальный расход лишь отчасти.

Как бортовой компьютер автомобиля рассчитывает расход топлива?

Очень низкий расход топлива в автомобиле, скорее всего, свидетельствует об обмане производителя

Вы когда-нибудь задумывались, а как компьютер машины рассчитывает расход топлива, который мы видим на приборной панели? Это имеет что-то общее со счетчиком на заправке, когда мы заливаем на бензоколонке топливо? Или этот метод расчетов похож на показания счетчиков воды в наших квартирах? На самом деле нет. Компьютер для вычисления расхода топлива использует внутренние алгоритмы путем сбора данных с различных датчиков в автомобиле. Так, например, компьютер получает данные о ширине импульса топлива в инжекторе (объем впрыска) и данные с датчика скорости, с датчика вращения коленвала, с датчика КПП и т. д. Далее по специальной формуле данные перемножаются с применением определенных коэффициентов. 

Факторы, влияющие на расход топлива[править | править код]

На расход топлива влияют много факторов, в том числе и случайные. Основные причины нежелательного повышения расхода:

  • в первую очередь стиль вождения автомобиля и особенности его эксплуатации, агрессивная манера вождения (высокая скорость и резкие ускорения автомобиля), недостаточная дистанция (провоцирующая частые торможения), неверный выбор режима движения (например, движение на неоптимальной передаче);
  • современный автомобиль, оснащенный катализатором в выхлопной системе, имеет высокоточную систему дозировки топлива, с обратной связью по составу выхлопных газов: неисправности двигателя и его систем могут сделать неэффективной и неточной эту систему дозировки, вызвать неполное сгорание топлива, а также снизить коэффициент полезного действия собственно двигателя. Но надо отметить, что нарушения системы дозирования топлива отслеживаются встроенными в автомобиль средствами диагностики и в случае несоответствия параметров включается сигнал о неисправности (это одно из требований экологического законодательства);
  • повышенное сопротивление движению (неисправности трансмиссии, неверные углы установки колес, низкое давление в шинах, заклинившие тормоза, загруженность автомобиля, сопротивление воздуха негабаритным грузом или оборудованием, наличие прицепа).

Залогом наименьших затрат на топливо будут являться исправное техническое состояние автомобиля, выбор оптимального режима движения, опыт водителя.[источник не указан 3465 дней]Другие немаловажные факторы:

  • аэродинамика
  • передаточные числа трансмиссии (отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей КПП или редуктора)
  • снаряжённая масса

Нормирование расхода топлива[править | править код]

Транспортные организации и компании устанавливают предельно-допустимый уровень потребления топлива при эксплуатации транспортных средств. При этом различают базовый уровень расхода и расчётно-нормативный уровень расхода. Базовый уровень расхода топлива определяется для транспортного средства по стандартной методике и устанавливает норму расходования при обычных условиях использования. Расчётно-нормативный уровень расхода учитывает конкретные условия эксплуатации транспортного средства, а также другие факторы, в частности, ремонт.При этом, в состав норм не включаются расходы топлива на гаражные, технические и другие хозяйственные нужды, которые устанавливаются отдельно.

Распространены следующие виды норм:

  • норма расхода на 100 км пробега;
  • норма расхода на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива, при перевозке груза);
  • норма расхода в зависимости от категории транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, автобус и т. д.);
  • норма расхода в зависимости от вида двигателя (бензиновый, дизельный, газ).

Для корректного учёта всевозможных факторов эксплуатации вводят поправочные коэффициенты.

Нормы расхода топлива повышаются:

  • при работе в зимнее время в южных и северных районах страны, а также в районах Крайнего Севера;
  • при работе в горных местностях, в зависимости от высоты над уровнем моря;
  • при работе на автодорогах со сложным планом (не менее 501 поворота на 100 км пути);
  • при работе в городах, в зависимости от количества населения;
  • при перевозке крупногабаритных, опасных и т. п. грузов;
  • при работе на новых автомобилях или на автомобилях после капитального ремонта;
  • при работе в тяжелых дорожных условиях (снег, наводнения, распутица и т. п.);
  • при учебной езде;
  • при использовании кондиционера в салоне;
  • другие условия[1].

Повышенный расход топлива

Большой расход топлива при эксплуатации автомобиля, оснащенного ЭСУД, как правило, относят к неисправностям электроники. Особенно если у соседа точно такая же машина очень экономно расходует топливо. Расчет топлива в литрах на 100 км пути – привычная мера измерения кономичности. Вот только как правильно это померить. Залейте бак бензина «под горловину» на определенной АЗС. Проедьте около ста километров, лучше больше и заправтесь «до полного бака» на той же заправке. Определите, сколько топлива вы заправили и сколько проехали. Например, 8 л на 96 км.

Удельный расход топлива[править | править код]

В автомобильном мире удельный расход топлива как правило обратно пропорционален утяжелению машины. Оптимальнее всего разделить расход топлива на вес. Допустим Honda Dio со снаряженным весом в 60 кг потребляет 2 л/100 км, что получается 33 л/100 км на тонну. В то же время тепловоз 2ТЭ116 расходуя примерно 400 л/100 км способен буксировать состав общим весом в 10 килотонн + 276 тонн собственного веса: то есть на 1 литр расходуемого топлива приходится 25690 кг веса. Избегая подобных крайностей приведём несколько средних примеров.

Посчитаем, сколько нужно горючего на поездку

Как посчитать реальный расход топлива?

Теперь, когда мы знаем реальные цифры потребления топлива автомобилем, можем рассчитать количество горючего на поездку. Возьмем наш пример, который мы считали выше. Если наш автомобиль потребляет 11,2 литра, а предстоит дорога в 350 километров, то нужно будет 39,2 литра топлива. А при стоимости 92–бензина в 44,66 рубля за литр потребуется потратить на горючее 1750,67 рублей. Только помните, что заливать нужно больше рассчитанного количества, поскольку формула не учитывает прогревы машины, изменение дорожной ситуации или вдруг испортившуюся погоду. В любом случае, заливать топлива следует больше, чем получилось при расчетах, чтобы не остановиться на обочине в самый неподходящий момент.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...