Система смазки автомобиля, Система смазки ВАЗ 2108
Система смазки автомобиля ВАЗ 2108 состоит из следующих элементов:
– масляный насос
– масляный фильтр
– картер
– масло заливная горловина
– указатель уровня масла в картере
– каналы в блоке и головке цилиндров
Давление масла указывается на указателе давления масла на панели приборов при помощи датчика, который ввертывается в отверстие масляной системы в головке цилиндров, соединяемой с главной масляной магистралью в блоке цилиндров. Давление масла должно быть не менее 4.5 кгс/см при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин. Минимальное давление масла должно быть не менее 0,8 кгс/см2 при 750—800 об/мин. При падении давления масла ниже допустимого загораются красным цветом одна из контрольных ламп и световое табло «STOP» на комбинации приборов.
Масляный насос 2108. Шестеренный, с шестернями внутреннего зацепления, располагается на переднем конце коленчатого вала. Насос состоит из крышки 9 (рис.), корпуса 1 с полостями всасывания и нагнетания и маслоприемника //. В корпусе устанавливаются ведущая 3 и ведомая 2 шестерни. Для обеспечения необходимых зазоров между шестернями и корпусом при изменении температуры корпус отливается из чугуна, шестерни изготавливаются из металлокерамики. В корпусе полость всасывания отделяется от нагнетательной серпообразным вы стулом 3 (рис. 1).
Ведущая 1 (с наружными зубьями) и ведомая 4 шестерни насоса всасывают масло и впадинами зубьев подают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше 4,5 кгс/см2 открывается редукционный клапан 2 и часть масла перепускается в полость всасывания насоса.
Под пробку 6 (см. рис. ) редукционного клапана ставится алюминиевое кольцо 7. Коленчатый вал в крышке 9 уплотняется сальником 8. Маслоприемник 11 уплотняется резиновым кольцом 10.
Масляный фильтр 2108. Взаимозаменяемый, с масляным фильтром двигателя ВАЗ-2105. Фильтр полнопоточный, неразборный. В стальной корпус установлен фильтрующий элемент из специального картона.
Не допускается устанавливать крупногабаритный масляный фильтр типа 2101 на системе смазки автомобиля, так как он может задевать за вал привода правого колеса.
Вентиляция картера 2108. Принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу.
Принципиальная схема системы охлаждения ВАЗ 2108: 1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – шланг от расширительного бачка к радиатору, 4 – кожух вентилятора; 5 – элоктровентилятор; 6 – радиатор; 7 – датчик включения электровентилятора; 8 – сливная пробка радиатора; 9 – сливная пробка блока цилиндров; 10 – двигатель; 11 – насос охлаждающей жидкости; 12 – радиатор отопителя салона кузова; 13 – кран отопителя; 14 – впускной трубопровод; 15 – шланг отвода жидкости от впускного трубопровода и карбюратора; 16 – термостат.
Штриховыми стрелками показана циркуляция жидкости при холодном двигателе (малый круг), а сплошными стрелками — при прогретом (большой круг).
Насос охлаждающей жидкости.
Термостат: 1 – входной патрубок (от радиатора); 2 – резиновая вставка; 3 – твердый термочувствительный наполнитель; 4 – пружина дополнительного клапана; 5 – входной патрубок (от двигателя); 6 – перепускной клапан; 7 – выходной патрубок (к насосу); 8 – пружина основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – патрубок (от расширительного бачка); 11 – поршень.
При работе двигателя газы по вытяжному шлангу 9 (рис. 12) отсасываются в корпус 8 маслоотделителя, сетка 6 отделяет масло. Далее картерные газы всасываются через верхний вытяжной шланг 5 и трубку 2 отвода картерных газов и с горючей смесью поступают в камеры сгорания двигателя.
1. Назначение и устройство системы смазки
1.1 Конструкция масляного насоса
1.2 Маслоприемники
1.3 Строение масляного фильтра
1.4 Масляный радиатор двигателя
1.5 Вентиляция картера двигателя
2. Неисправности и ремонт системы смазки
2.1 Как отремонтировать масляный насос
2.2 Расход масла двигателя Ауди 90
Масляный насос
В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.
В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.
Проверка датчика давления
Крышка масляного насоса ваз 2109
Если из двигателя не слышен необычный шум, при этом уровень масла нормальный, может всё равно подаваться сигнал сигнальной лампочкой, который указывает на сниженное давление масла. Тогда, вероятнее всего, проблема будет заключаться именно в датчике давления масла. Этот датчик, как правило, располагается на блоке мотора. Внутри устройства размещается предпружиненная диафрагма, а также диафрагма с автоматическим переключателем, которая обладает большой чувствительностью к давлению. Данный переключатель предназначен для замыкания цепи сигнальной лампы низкого давления, когда оно снижается ниже определённого уровня. Причины поломки датчика:
- если диафрагма перестаёт двигаться;
- при заклинивании переключателя;
- если забивается отверстие, сквозь которое внутрь датчика попадает масло;
- при неудовлетворительном подключении, причиной которого может стать коррозия, неисправность разъёма или проводки.
Внимание! Если автомобиль оснащен электронным манометром, внутри датчика будет размещаться малый реостат, который при движении этой диафрагмы отправляет сигнал сменного напряжения.
Для проверки датчика давления нужно подключить манометр механического типа до порта давления, расположенного на двигателе. Если прибор показывает удовлетворительный показатель давления, при этом датчик подаёт соответствующий сигнал, скорее всего, проблема кроется в самом датчике. И, наоборот, если показатели неудовлетворительные, это говорит об изношенности насоса или о засорении маслоприёмника.
Оплата через Яндекс Кассу
После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)
После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.
Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.
Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.
Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса https://kassa.yandex.ru
Проверка маслоприёмника
Масляный насос ваз 2109
Как правило, трубка маслоприёмника оснащена экраном, на конце которого есть сеточка для предотвращения проникновения крупного мусора. Посредством этого элемента происходит всасывание масла в насос из картера. Износ насоса может произойти из-за попадания углерода, загрязнений или других микроскопических частиц. Для проверки маслоприёмника нужно:
- снять с двигателя масляный поддон;
- замена элемента происходит при его забивании или поломке;
- почистить маслоприёмник достаточно трудно, так как мелкий мусор может быть не замечен.
Оплата через PayPal
После выбора оплаты через PayPal запустится платежная система PayPal, где требуется выбрать способ оплаты банковская карта или аккаунт PayPal.
Если у Вас уже есть аккаунт PayPal, то Вам необходимо зайти в него и осуществить платеж.
Если у Вас нет аккаунта в PayPal, и Вы хотите оплатить с помощью банковской карты через PayPal, Вам необходимо нажать на кнопку “Create an Account (Создать аккаунт)” – на рисунке показано стрелочкой.
После чего PayPal предложит вам выбрать Вашу страну и указать данные кредитной карты.
После указания данных, необходимых для осуществления платежа, надо нажать на кнопку “Pay Now (Оплатить)”.
Официальный сайт платежной системы PayPal https://www.paypal.com
Вентиляция картера двигателя
Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.
Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.
Система вентиляции картера включает в себя:
- шланг 4;
- маслоотделитель 2;
- вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.
Картерные газы при работе двигателя отсасываются в вытяжной коллектор через маслоотделитель 2 с крышкой 3, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 1. В шланге 4 установлен пламегаситель 5, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.
Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями:
- в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью;
- через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.
Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.
При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.
С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.
При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.
Износ масляного насоса
Масляный насос на ваз 2109
Маслонасос – это единственный элемент двигателя, который можно обработать нефильтрованным маслом. Прежде чем понять, из-за чего происходит износ масляного насоса, нужно знать, как он работает и на что реагирует. Итак:
- Если внутри механизма есть изношенные механизмы или большие зазоры между корпусом и шестернями, может наблюдаться утечка давления. Таким образом, не обеспечивается нормальное рабочее состояние двигателя.
- Масляный состав из картера всасывается вращающимися внутри корпуса шестернями, далее он проходит в маслоприёмник, только после этого в сам насос. Посредством насоса масло поступает в масляный фильтр под определённым давлением. Если оно холодное, а струя толстая, тогда перепускной клапан легко открывается и даёт возможность не профильтрованному составу пройти, не попадая на фильтр. За счёт этого холодный двигатель будет развивать хорошее давление масла до его прогревания и утончения струи.
Ремонт масляного насоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Исходя из того, что вся работа масляного насоса заключается во вращении шестерен в корпусе, с минимальными зазорами, его ремонт на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 сводится к деффектовке и выбраковке стершихся деталей после проведения нескольких контрольных замеров.
Не смотря на то, что этот агрегат имеет долгий срок службы и редко выходит из строя, применение некачественного моторного масла, и немалый пробег двигателей этих давно уже не молодых автомобилей (далеко превышающий 100.000 км — срок беспроблемной службы масляного насоса) приводит к постепенному или резкому (у кого как) его отказу.
Бросаться ремонтировать масляный насос при загорании лампы аварийного давления масла на щитке приборов сразу не стоит. Для начала стоит сменить масляный фильтр, моторное масло, проверить датчик давления масла, прочистить заборник масла в поддоне двигателя автомобиля. Если не помогло, тогда, вперед.
Для ремонта масляного насоса потребуется специнструмент: микрометр (с пределами от 0 до 25 мм), штангенциркуль. А так же металлическая линейка и набор плоских щупов. Если их нет, то масляный насос лучше не ремонтировать, а заменить новым (так как цена специнструмента будет выше цены нового насоса).
Особенности ремонта масляного насоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Снимаем масляный насос с двигателя автомобиля, разбираем и промываем его (соляркой или керосином). Продуваем сжатым воздухом. Особое внимание следует уделить промывке отверстий редукционного клапана так попадание сорины под клапан одна из наиболее распространенных причин отказа масляного насоса.
отверстия редукционного клапана для промывки
— Визуально осматриваем масляный насос.
На его деталях (рабочей поверхности корпуса, шестернях) не должно быть следов сильного износа: царапин, трещин, крошения. Редукционный клапан и отверстие под него не должны иметь сильно выраженных продольных рисок.
рабочая поверхность корпуса масляного насоса 2108 под ведущей и ведомой шестернями не должна иметь глубоких рисок
Далее проверяем насколько стерлись ведомая и ведущая шестерни, и их рабочее место.
— Измеряем величину зазора между плоскостью корпуса и шестернями.
Прикладываем линейку ребром к плоскости корпуса насоса и щупом измеряем зазор между линейкой и шестернями. Зазор для ведущей шестерни – 0,12 мм, ведомой – 0,15 мм.
измерение зазора между шестернями и линейкой
— Измеряем толщину ведущей и ведомой шестерни.
Используем микрометр. Толщина ведущей шестерни – 7,45 – 7,47 мм (номинал), предельный размер – 7,42 мм. Толщина ведомой шестерни – 7,45 — 7,47 мм (номинал), предельный размер – 7,35 мм.
измерение толщины ведущей и ведомой шестерен масляного насоса 2108
— Измеряем диаметр посадочного места ведомой шестерни и толщину перегородки между ведущей и ведомой шестернями в корпусе насоса.
Используем штангенциркуль. Диаметр посадочного места ведомой шестерни не должен превышать 75,1 мм. Минимальная толщина разделительной перегородки между ведомой и ведущей шестернями (сегмент) – 3,4 мм.
замер посадочного отверстия ведомой шестерни и толщины сегмента в корпусе масляного насоса
Проводим дополнительные проверки (необязательные).
— Проверяем наличие или отсутствие деформации плоскости крышки корпуса масляного насоса.
Положить её на ровную поверхность и покачать. Зазора быть не должно. Если имеется деформация, можно устранить ее шлифовкой.
плоскость крышки корпуса масляного насоса 2108 для шлифовки
— Измеряем диаметр отверстия под редукционный клапан (12,03 мм).
— Также желательно измерить размер пружины редукционного клапана
Без нагрузки — 44,72 мм и под нагрузкой 4±0,24 кгс — 31,7 мм.
длина пружины редукционного клапана
Отбракованные детали следует заменить новыми, провести еще раз замеры, смазать все моторным маслом и установить на двигатель. Перед установкой прочистить приемник маслозаборника.
Помимо этого желательно заменить запрессованный в корпус насоса сальник коленчатого вала
Примечания и дополнения
— К более неприятным причинам загорания лампочки аварийного давления масла и снижения давления в системе смазки двигателя можно отнести проворачивание или износ вкладышей на коленчатом валу и износ шеек коленчатого вала (это уже капремонт двигателя).
— Пробка редукционного клапана масляного насоса затянута с большим усилием. Перед отворачиваем тщательно прочищаем ее от грязи и используем для отворачивания качественный гранник с неслизанными гранями.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Горит лампа аварийного давления масла, причины
— Синий дым из глушителя, причины
— Устройство масляного насоса двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Выбираем моторное масло для двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик давления масла ВАЗ 2108, 2109, 21099