Сравнение систем охлаждения LADA Samara, 110, Priora, Kalina, Granta – ВАЗ-2108 Lada Samara

✅ Элементы системы охлаждения Лады Гранты. Проверка радиатора на герметичность. Как слить антифриз, выгнать воздух и промыть систему? Отзывы владельцев авто

Характеристики системы охлаждения Лада Гранта

Температура начала открытия основного клапана термостата,°С 85-89
Температура полного открытия основного клапана термостата,°С 102
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) 110-150 (1,1-1,5)
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) 3-13 (0,1)
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20—30 °С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, °С 95
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л 7,84
Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается) Cool Stream Standart; Cool Steam Premium; Тосол-ТС Felix, Felix Carbox-40
Система охлаждения Лада Гранта двигатель 21116

Система охлаждения Лада Гранта двигатель 21116

1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости. Термостат. Устр

Термостат нового образца ВАЗ

ойство охлаждения на Ладе Гранте — главное звено в цепи. Выполняет функцию клапана, который перенаправляет поток антифриза от малого к большому кругу. Когда рабочая температура ниже 94°, термостат находится в закрытом положении. Жидкость циркулирует по малому кругу, не «заходя» в радиатор. По такой схеме движения нагрев жидкости происходит в разы быстрее. Когда тосол нагревается, клапан приоткрывается, запуская циркуляцию по большому кругу в магистраль водяной рубашки. Чаще всего неисправность термостата связана с его закипанием, заклиниванием от перегрева. Деталь ремонту не подлежит, меняется новой, исправной.

Схема системы охлаждения Лада Гранта 8 клапанов

• Двигатели автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) имеют одинаковую гидравлическую схему системы охлаждения, см. рисунок 1. • Система охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта и Калина FL имеет особенности по сравнению с предыдущими моделями автомобилей: – радиатор отопителя одноходовой, с пониженным гидравлическим сопротивлением, паянный алюминиевый, с повышенной тепловой эффективностью, встроен последовательно в «малый контур» системы охлаждения, в отличие от ранее принятой параллельной установки двухходового радиатора отопителя; – термостат 2190-1306010 имеет один, а не два клапана и управляет только потоком ОЖ через радиатор системы охлаждения; – одноходовой радиатор системы охлаждения с пониженным гидравлическим сопротивлением. Циркуляцию ОЖ при её различных температурах см. на рисунках 2 и 3.

При температуре ОЖ ниже температуры начала открытия клапана термостата (термостат закрыт) циркуляция 100 % ОЖ идёт через радиатор отопителя (малый контур), показано цветом на рисунке 2. Схема циркуляции ОЖ при её температуре выше температуры начала открытия клапана термостата (термостат открыт) показана цветом на рисунке 3.

Открытие термостата, не прекращая циркуляции ОЖ через радиатор отопителя (малый контур), приводит к возникновению циркуляции ОЖ через радиатор системы охлаждения и его пароотводящий шланг (большой контур). Это сопровождается внешним проявлением в виде нагрева подводящего и отводящего шлангов радиатора системы охлаждения, самого радиатора, а также в виде вытекания ОЖ из пароотводящего шланга в расширительный бачок.

Температура моторов

Оказывается, температурный режим, в котором работают ДВС, очень слабо зависит от температуры окружающей среды. В большей степени на этот показатель влияет конструкция, а также особенности функционирования того или иного агрегата.

С точки зрения конструкции, моторы различают по способу охлаждения, устройству, типу используемых жидкостей, материалов, компрессии, наличию наддува, скорости работы, уровню износа. Так, в каждом отдельном случае рабочая температура двигателя разная. Факторов, которые влияют на режим, тоже достаточно много.

Высокие температуры очень вредны для любых моторов, вне зависимости от их устройства. А поэтому нужно соблюдать правильный температурный режим.

Функции СОД

Для чего служит данная система? Исходя из ее названия нетрудно догадаться, что СОД служит для охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На «Гранте» используется система жидкостного типа. СОД обеспечивает эффективное охлаждение и поддерживает оптимальный температурный диапазон работы мотора на разных режимах работы.

машина лада гранта

Помимо этого, СОД обеспечивает работу салонного отопителя. Он заключен в малый круг системы и имеет отдельный компактный радиатор. Последний работает в паре со специальным моторчиком печки. Таким образом, в салон автомобиля поступает теплый воздух.

Система охлаждения двигателя Лада Гранта

Система охлаждения Лада Гранта является типичной для представителей силовых агрегатов АвтоВАЗ — жидкостная, закрытого типа. Основные проблемы и неисправности, характерные для всех силовых агрегатов ВАЗ.

sistema-oxlazhdeniya-lada-granta_01.jpg

Признаки и причины неисправностей СОД Гранты

В системе охлаждения участвует не так много элементов, а потому список неисправностей небольшой. Признаки неполадок СОД:

  1. Двигатель перегревается. Так как на Ладе Гранте в угоду удешевления был убран показатель температуры охлаждающей жидкости, то отследить рост температуры водитель сможет только после достижения критической отметки. В этом случае на панели приборов загорится сигнальный индикатор. На перегрев указывает постоянная работа электровентилятора. Другая причина – выход из строя датчика температуры, передающего на ЭБУ завышенные показатели. Систематический перегрев двигателя можно определить и по белому нагару на свечах зажигания.
  2. Двигатель не может нагреться или прогревается долго. В этом случае печка будет дуть прохладным воздухом, патрубок радиатора снизу будет теплым, но не по мере прогрева мотора, а практически сразу после запуска. Виноват в этом неисправный термостат. Если двигатель находится в постоянном режиме недостаточного прогрева, эксплуатация в течение длительного времени запрещена, так как его нельзя подвергать нагрузкам.
  3. Утечка антифриза. Определить проблему можно при осмотре элементов СОД. На горячем двигателе можно увидеть испарения от антифриза, под мотором также будут наблюдаться следы ОЖ. Наиболее опасна внутренняя утечка, когда антифриз попадает в камеры сгорания. Визуально на двигателе нет потёков, но уровень охлаждающей жидкости в бачке все равно снижается.

Еще один характерный признак неполадок СОД – это повышение уровня масла и белый дым из выхлопной трубы. Данная ситуация опасна полным выходом из строя ДВС, так как попадание антифриза в цилиндры лишает элементы системы смазки.

Моторное масло, смешанное с охлаждающей жидкостью, полностью теряет свои свойства. Эксплуатация автомобиля с такой неисправностью запрещена.

Потребуется ремонт двигателя, так как проблема связана с пробитой прокладкой головки блока цилиндров, нарушением целостности водяной рубашки или трещины на блоке.

Наиболее частые причины следующие:

  • естественный износ деталей;
  • повреждения механического характера;
  • нарушение владельцем требований эксплуатации двигателя.

Использование некачественного антифриза, смешивание разных типов ОЖ, установка деталей низкого качества тоже являются причинами неисправностей элементов системы охлаждения силовой установки. К поломкам приводит ремонт, проведенный без соответствующих знаний, навыков и опыта. Проблемы СОД требуют скорейшего решения, так как влияют на ресурс силовой установки.

Не менее опасны и скрытые неполадки, например, детонация двигателя, вызванная перегревом. Забитые соты радиатора препятствуют нормальному охлаждению, и температура антифриза не успевает снизиться, вызывая перегрев двигателя. В камерах сгорания детонирует топливо, прокладка ГБЦ прогорает, нарушается плоскость головки блока, мотор впоследствии «клинит» – возникает необходимость капитального ремонта или замены. Система охлаждения требует постоянного контроля – нужно следить за уровнем антифриза в расширительном бачке и периодически менять рабочую жидкость.

Неисправность помпы характеризуется потёками охлаждающей жидкости в месте установки насоса, нарушением или прекращением циркуляции антифриза по системе. При этом наблюдается перегрев мотора, но ещё более опасно заклинивание подшипника помпы, так как на Гранте это приводит к обрыву ремня ГРМ и повреждению клапанов. Потребуется ремонт двигателя. Неисправности электровентилятора в большинстве случаев связаны с нарушением в электроцепи, неполадками термореле и электродвигателя. Отсутствие принудительного охлаждения мотора вентилятором приводит к перегреву.

Самая неприятная для автовладельцев неисправность – повреждение прокладки головки блока цилиндров или дефект поверхности головки в месте соприкосновения с блоком цилиндров. Реже встречаются трещины ГБЦ и БЦ. Это приводит к утечке охлаждающей жидкости в масляный картер. Герметичность системы охлаждения нарушается и при проблемах с соединительными патрубками – трещинах, засорах и неплотном соединении.

К поломкам СОД можно отнести и неисправности электроники. В случае Гранты это неполадки сигнальной лампочки, предупреждающей о перегреве, и выход из строя датчика температуры двигателя. В результате электровентилятор не включается в нужный момент, и температура двигателя превышает критические показатели – происходит перегрев.

Вернуться к оглавлению

Предотвращение запотевания стекол

https://www.youtube.com/watch?v=ZKp_D-kBaT4

При высокой влажности воздуха (во время интенсивного дождя) стекла автомобиля могут запотеть. Для предотвращения запотевания ветрового стекла и стекол передних дверей выполните следующее:

  1. Поверните в среднее положение рукоятку регулятора 2.
  2. Установите рукоятку регулятора 4 напротив пиктограммы .
  3. Переведите в положение «2» переключатель 1 режимов работы электровентилятора.
  4. Для предотвращения запотевания заднего стекла нажмите на клавишу в блоке 3 кнопочных выключателей.

Новая Лада: Генератор Лада Гранта | электрика и электроника Лада Гранта

Помпа

Также она именуется, как жидкостный насос системы охлаждения. На «Гранте» данный элемент находится под крышкой привода ГРМ. Приводится в действие зубчатым ремнем от коленчатого вала. Внешне являет собой некую круглую крыльчатку. Этими лопастями помпа и захватывает жидкость, циркулируя ее по системе. Работает насос постоянно при включении двигателя. Разница только в оборотах вращения крыльчатки. Чем больше водитель дает газа, тем чаще вращается коленвал, и соответственно, водяной насос.

помпа гранта

В системе охлаждения «Гранты» применяется помпа центробежного типа с принудительной циркуляцией. В насосе имеются закрытые подшипники. Чтобы они свободно вращались, внутри предусмотрена смазка. Она залита на весь срок службы помпы и не нуждается в периодической замене. Меняется насос целиком в случае если подшипник начал издавать характерный шум.

Отсутствие датчика температуры двигателя – мера экономии?

Интересным моментом является отсутствие на панели приборов указателя о температуре жидкости и состоянии двигателя. Как говорят сами разработчики, данный указатель не соответствует ценовой категории авто и является слишком дорогим для нее.

Решением проблемы была установка на панели специальной лампочки, которая в случае перегрева загорается красным цветом. При исправности системы, в этом случае, автоматически включается вентилятор, и проблема устраняется без участия водителя.

Несмотря ни на что, Лада Гранта, система охлаждения которой является очень продуманной, работает хорошо и редко приводит к поломкам. Это зарекомендовавший себя автомобиль, хоть и бюджетного класса.

Автор всех статей на сайте!
Собственный сервис “Нью-Лайн Авто”
Все виды работ.
Специализация: Lada

Как устранить поломки

Ремонт элементов СОД в вопросе устранения неполадок не рассматривается. В большинстве случаев нужна замена вышедших из строя деталей.

Вернуться к оглавлению

Замена термостата

Лада Гранта выпускается с двумя видами моторов: один из них 8-клапанный, другой – 16-клапанный. Место расположения термостата на этих силовых установках несколько отличается, а значит, и замена осуществляется с определенными отличиями.

Для замены термостата на восьмиклапанном моторе потребуется небольшой набор инструментов: торцевые ключи, отвёртки, ключ Torex и ёмкость для слива ОЖ.

Процедура замены несложная, для этого следует выполнить ряд действий:

  1. Установить машину на ровную площадку и с помощью домкрата вывесить переднюю часть.
  2. Открутив болты крепления защиты двигателя, демонтировать её.
  3. Под пробку для слива ОЖ с радиатора подставить подходящую ёмкость.
  4. Открутить крышку с горловины расширительного бачка.
  5. Открутив сливную пробку, дождаться пока жидкость сольётся.
  6. Ослабить хомут патрубка термостата сзади и отсоединить шланг.
  7. Ослабить хомут переднего патрубка термостата и отсоединить его.
  8. Провод «массы» закреплён гайкой на шпильке термостата – следует открутить ее и отсоединить провод.
  9. Открутить обе гайки, с помощью которых крепится на шпильках термостат, и снять его.
  10. Убрать уплотнительное кольцо и, открутив три гайки, демонтировать крышку термостата.
  11. Отжать и повернуть пластину-фиксатор, сняв крышку.
  12. Демонтировать пружину с клапанным механизмом.

Установка нового термостата проводится в обратной последовательности. Если шланги меняться не будут, то для предотвращения возможной утечки антифриза рекомендуется смазать их изнутри небольшим количеством герметика перед установкой.

После монтажа термостата все патрубки затягиваются новыми хомутами, в расширительный бачок заливается охлаждающая жидкость.

Затем нужно запустить двигатель и проверить работу системы охлаждения, при необходимости удалить воздушную пробку. Для замены термостата на моторе с 16-ю клапанами используется тот же набор инструментов, действия для 8-клапанного мотора повторяются с 1 по 6, далее процесс выглядит следующим образом:

  1. Отсоединить все патрубки, по которым к термостату подводится охлаждающая жидкость, ослабив хомуты.
  2. Открутить крепёжные болты и демонтировать с посадочного места крышку термостата.
  3. Убрать уплотнительное кольцо, нажатием повернуть фиксирующую пластину и извлечь пружину с клапанным механизмом.

Монтаж нового термостата осуществляется в обратном порядке. Подсоединяются все шланги, заливается антифриз в систему, запускается двигатель, и при необходимости удаляется воздушная пробка, после чего в бачок доливается антифриз до отметки между минимумом и максимумом. На рынке автомобильных запчастей много подделок и деталей низкого качества, поэтому перед установкой желательно проверить термостат. Для этого нужно нагреть в ёмкости воду до температуры близкой к кипению и поместить туда термостат, если клапан начнёт приоткрываться, значит, прибор исправен.

Замена термостата может быть проведена своими руками в условиях обычного гаража. Сложностей никаких нет, а потратиться придется на новую деталь, патрубки, если меняются, и охлаждающую жидкость. Для экономии времени можно обратиться в любой автосервис, где в течение 20-30 минут мастера поменяют термостат за 200-300 рублей.

Вернуться к оглавлению

Замена насоса охлаждающей жидкости

Для замены помпы на Гранте понадобится набор торцевых головок, ключей и отвёрток. Многие автовладельцы совмещают замену помпы с заменой ремня ГРМ. На начальном этапе процесс идентичен для обеих процедур:

  1. От аккумулятора отсоединить «минусовую» клемму.
  2. Ключом на 17 мм вращать шкив распредвала за гайку крепления до тех пор, пока метка на шкиве не совпадает с меткой на задней крышке кожуха. Так поршень в первом цилиндре окажется в верхней мёртвой точке.
  3. Откручивается гайка крепления ролика-натяжителя ремня ГРМ, натяжение ослабляется.
  4. Через сливное отверстие на радиаторе слить охлаждающую жидкость.
  5. Открутить болты крепления помпы к блоку цилиндров и извлечь вместе с уплотнительной прокладкой.
  6. Новый насос устанавливается обязательно номером вверх, при этом уплотнительную прокладку рекомендуется заменить.

Далее монтаж ремня и шкивов (если менялся ремень ГРМ) проводится в обратном порядке. При этом нужно следить за тем, чтобы метки не были сбиты, иначе нарушатся фазы газораспределения.

В автосервисе за подобную работу возьмут от 800 до 1500 рублей в зависимости от типа двигателя (8 или 16 клапанов).

Вернуться к оглавлению

Как отремонтировать расширительный бачок

Расширительный бачок в процессе работы двигателя постоянно деформируется от повышения и снижения давления в системе, а также от перепадов температур. Со временем материал изнашивается, и при пиковом давлении на стенках образуются микротрещины. В большинстве случаев ремонтом этой детали никто не занимается – бачок меняется. Но есть и те, кто пытается отремонтировать его своими руками. Материал, из которого сделан бачок, несовместим с большинством клеевых основ, поэтому заклеить его не получится. Для ремонта можно воспользоваться двумя доступными способами:

  • пайка паяльником с использованием металлической армирующей сетки;
  • устранить трещины эпоксидной смолой или холодной сваркой.

Составы на основе эпоксидных смол и подобных веществ действуют временно, поэтому для качественного ремонта рекомендуется бачок запаять. Место трещины тщательно зачищается мелкой наждачной бумагой, обезжиривается и просушивается. На пробоину накладывается тонкая металлическая сетка и сплошным слоем запаивается в пластмассу паяльником.

Обработанное место зачищается, шпаклюется и при необходимости грунтуется и красится. В автосервисе подобными вещами не занимаются и предлагают заменить треснувший бачок – стоимость услуги не более 200 рублей.

Соединительные шланги, электровентилятор и радиаторы при выходе из строя следует заменить. Последний можно запаять, но за качество никто не отвечает, так как процесс трудоемкий и требует оборудования и опыта. Если учесть, что пайка обходится примерно в 800 рублей, то логичнее приобрести новый радиатор.

Вернуться к оглавлению

Обновлённая система охлаждения Лады Гранты

Конструктивной особенностью двигателя внутреннего сгорания является выделение тепла от сжигания топлива. Особенно сильно нагревается верхняя часть мотора — головка блока, в которой расположены камеры сгорания. Контролировать процесс, не допустить перегревания и эффективно использовать выделяющееся тепло — задача новой схемы охлаждения Лада Гранта.
termostat-e1425208885590.jpg

Роль схемы тепловой регуляции двигателя

Перегрев — главный враг цилиндро-поршневой группы. Алюминиевый сплав, из которого изготовлены поршни, при перегреве начинает интенсивно расширяться, рабочие поверхности — резко уплотняться. При этом повышается сила трения, вызывающая дополнительный нагрев, температура становится еще выше, и последствия таковы.

  1. Поршень начинает царапать стенку гильзы, делая на ней глубокие борозды. Если процесс не остановить, расширение материала поршня приведет к его заклиниванию в цилиндре, обрыву шатуна и так далее.
  2. Поршневые кольца, изготовленные из стали с термической обработкой, при наличии высокой температуры получают отпуск и становятся мягкими, как проволока. Даже если перегрев прекратится, материал колец не вернется к прежнему состоянию.

Вот почему система охлаждения двигателя играет такую большую роль, без ее нормальной работы эксплуатация автомобиля невозможна. Схема, примененная в силовом агрегате Лады 2190, усовершенствована и работает более эффективно, чем на предыдущих моделях концерна АвтоВАЗ.

Характерные неисправности системы охлаждения Лады Гранты

Неисправность Диагностика Способ устранения
Уровень жидкости ниже допустимой нормы в радиаторе Осмотр магистрали на целостность Доливка
Мотор перегревается Заклинил термостат Замена новым
Нет давления в системе охлаждения Лады Гранты Засорение канала, разгерметизация Замена водяной помпы
Электровентилятор не включается при достижении граничного температурного режима Проверка целостности электрического контура, предохранителя

Проверка схемы вентилятора Лады Гранты

Профилактика, замена новыми
Свист из-под крышки расширительного бачка Осмотр Замена
Мотор длительное время набирает рабочую температуру Осмотр уровня антифриза Доливка жидкости, замена термостата новым
Датчик температуры систематически показывает ложные данные Осмотр электрического контура, замер сопротивления датчика Замена новым
Нет циркуляции в магистрали Осмотр через расширительный бачок при заведенном моторе Промывка, удаление воздушных пробок

LADA Kalina 2

Аналогична LADA Granta.

Если случился перегрев

Когда вдруг ваш двигатель перегрелся или система охлаждения вдруг перестала работать, то следующие действия смогут предотвратить катастрофические последствия.

Если вы можете безопасно припарковаться на обочине, то становитесь прямо у бордюра и заглушите мотор. Как только стрелка температуры двигателя вышла из опасной зоны, а температура находится в оптимальных значениях, можно продолжить движение.

Чтобы помочь вашему агрегату быстрее прийти в норму, лучше откройте капот. Так тепло сможет очень быстро выйти. Стоит делать это предельно аккуратно – есть риск обжечься.

Не нужно делать попыток открыть крышку радиатора. Если открыть ее, из радиатора выйдет пар и охлаждающая жидкость. Она находится под давлением – вы можете серьезно пострадать.

Что делать, чтобы восстановилась нормальная температура двигателя?

Первым делом стоит проверить количество охлаждающей жидкости. Если жидкости в бачке недостаточно, ее нужно долить. Современные автомобили имеют пластиковые бачки. В них есть метки, по которым можно оценить уровень.

Если бачка в машине нет, то в радиатор лить воду сразу не стоит. Есть риск получить серьезные ожоги. Также обязательно стоит проверить охлаждающую систему на предмет утечек. Нелишним будет осмотр радиатора. А также диагностика двигателя, если он подвергся серьезному перегреву.

Процесс прогрева

Достаточно прогретым агрегат можно считать в том случае, когда все узлы, механизмы и жидкости выйдут на рабочие температуры. Первой нагревается охлаждающая смесь. Это видно по стрелке. Она же нагревает поршне-цилиндровую группу. Масло нагревается значительно медленнее. Владельцы тех автомобилей, которые оснащены бортовыми компьютерами, могли заметить, что после выхода на рабочий температурный режим расход топлива, даже если это холостой ход двигателя, может уменьшаться. Это из-за медленного нагревания масла.

Верная смерть

Только ленивые не писали, что при запуске и прогреве мотора растет износ. Но езда на автомобиле без предварительного прогрева не позволяет всем деталям, узлам, подшипникам подготовиться к нагрузкам.

На поршне есть боковые канавки для поршневых колец. Данные канавки очень чувствительны к серьезным нагрузкам. Они легко разрушаются при этом. И в старте без прогрева как раз и ощущаются такие нагрузки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...