Тест-драйв ГАЗ-21 Волга: проверяем мифы на прочность – Автоблоги – медиаплатформа МирТесен

Двигатель ГАЗ ЗМЗ 21 1002015 Б: технические характеристики, отзывы на двигатель, плюсы и минусы. Цена нового и контрактного двигателя ГАЗ 21.

Краткое описание

Двигатель ЗМЗ 21 (он же ГАЗ 21, который разрабатывался и выпускался на автозаводе ГАЗ в первые годы производства автомобиля Волга) предназначен для установки на седан среднего класса ГАЗ 21 “Волга” и его модификации. Двигатель использовался на микроавтобусах РАФ и фургонах ЕрАЗ. На основе оригинального мотора ГАЗ-21 были разработаны двигатели УМЗ.
Особенности. Конструктивно двигатель ЗМЗ 21 ничем не отличается от известного нам мотора ЗМЗ-402 (ведь он его прародитель), что устанавливался на более поздние модели Волги и на автомобили ГАЗель. Основные отличия: водяной насос установлен на ГБЦ; головка с клапанами меньшего диаметра (впуск 44, выпуск 36 мм), каналы имеют прямоугольный вид; впускной коллектор прямоугольного сечения с площадкой под однокамерный карбюратор; два неполнопоточных масленых фильтра – грубой и тонкой очистки; на блоке цилиндров сверху имеется поверхность для фиксации гиль; используются сталебаббитовые вкладыши.
Все семейство моторов ЗМЗ по максимуму унифицировано и моторы вполне взаимозаменяемы с незначительными доработками. Моторы от УАЗов (УМЗ 417) практически идентичны двигателю ЗМЗ 21 (ГАЗ-21). На основе ЗМЗ-21А был создан двигатель УМЗ-451, отличия между ними минимальны.
Двигатели ЗМЗ 21Е / 21Д устанавливались на 21-ую Волгу шедшую на экспорт. За счет повышенной степени сжатия, моторы развивали 80-85 л.с. а крутящий момент составлял 166,7 Н•м.
Ресурс двигателя составляет в среднем 120-150 тыс. км, после чего он нуждается в капитальном ремонте.

История создания

Разработка автомобиля началась в 1952 году. Поначалу работа велась над двумя независимыми проектами ГАЗ-М21 «Звезда» и ГАЗ-М21 «Волга». Первый проект вел художник Джон Вильямс, второй – Лев Еремеев. В 1953 году были построены макеты двух машин. Проект Вильямса выглядел более передовым, но машина Еремеева больше соответствовала реалиям того времени. В дальнейшую разработку будущего автомобиля был принят проект Льва Еремеева. В том же 1953 году ведущим конструктором ГАЗ-М21 был назначен А. Невзоров, который работал под началом главного конструктора Горьковского автозавода Н. Борисова.

ГАЗ-21 03.jpg

В конце зимы или начале весны 1954 года первые прототипы будущей «Волги» были готовы и поступили на предварительные испытания. 3 мая 1955 года три машины – вишнево-красная (прототип 1), синяя (прототип 2) и белая (прототип 3) – выехали из ворот Горьковского завода и отправились на государственные приемочные испытания. Вместе с ними на испытания поступили другие отечественные автомобили и машины иностранного производства того же класса, что и «Волга». Все прототипы отличались друг от друга в деталях, два из них были оснащены автоматической коробкой передач, одна – механической.
Автомобили были испытаны в самых различных дорожных условиях и показали хорошие результаты. Новый автомобиль был экономичней и динамичней «Победы», превосходил по динамике устаревающий ЗИМ, по надежности и проходимости опередил зарубежные аналоги. Кроме того «Волга» выгодно отличалась от автомобилей зарубежного производства гармоничным дизайном.

ГАЗ-21 02.jpg

Фото: В 1954-ом году началось строительство опытных образцов ГАЗ-21

В мае 1955 года Горьковским заводом был выпущен еще один, четвертый экземпляр «Волги». Он был передан на Муромский радиозавод для отладки радиоприемника А-9, которым комплектовался автомобиль (в некоторых вариантах). Летом 1955 года все прототипы, кроме первого, были немного модернизированы, получив новую решетку радиатора (со звездой).

Первая серия из пяти автомобилей была собрана на заводе в октябре 1956 года. 10 октября 1956 года из заводских ворот выехали первые три «Волги», которые можно назвать серийными. Пять новых машин присоединились к прототипам 1,2 и 3, чтобы принять участие во всесторонних испытаниях в конце 1956 года. Эти пять серийных машин оснащались двигателями от ГАЗ-М20, форсированными до 65 л.с. для установки на экспортный вариант джипа ГАЗ-69. Автомобили оснастили механическими коробками передач. Окончательные испытания «Волги» проходили в таксопарках в условиях интенсивной эксплуатации, что позволило быстро устранить многие «детские болезни» новой машины.

Характеристики

Показать ▼ Скрыть ▲

Двигатели

Название: ГАЗ-21Б (До конца 1957 г.) ЗМЗ-21/21А ЗМЗ-21Е, -21Д (экспорт) Perkins (только Бельгия) Rover (только Бельгия) Peugeot-Indenor (только Бельгия)
Топливо: Бензин Бензин Бензин Дизель Дизель Дизель
Объём: 2 432 см3 2 445 см3 2 445 см3 2 300 см3 1 900 см3
Макс. мощность: 65 л. с., при 3800 об/мин 70-75 л. с., при 4000 об/мин 80-85 л. с., при 4000 об/мин 63-65 л. с. 58 л. с.
Макс. крутящий момент: 158 Н·м, при 1800 об/мин 170 Н·м, при 2200 об/мин 166,7 Н·м, при 2200 об/мин
Макс. скорость: 120 км/ч 130 км/ч 135 км/ч
Рекомендуемое топливо: А-72 А-72, А-76 А-80, АИ-92

Трансмиссия:

Механическая: 3 ступени
Передаточные отношения:
Главная передача: 4,55
1 передача: 3,12
2 передача: 1,77
3 передача: 1,00
Задняя передача: 3,74
Автоматическая: 3 ступени
Только с V8 от ГАЗ-23
Передаточные отношения:
Главная передача: 3,38
1 передача: 2,84
2 передача: 1,62
3 передача: 1,00
Задняя передача: 2:1

Габариты и масса:

Длина: 4810-4830 мм
Ширина: 1800 мм
Высота: 1610 мм
Дорожный просвет: 190 мм
Колёсная база: 2700 мм
Колея передняя: 1410 мм
Колея задняя: 1420 мм
Масса: 1450 кг

Обслуживание мотора

Бензиновые моторы обслуживались довольно просто и по накатанной схеме. Так, межсервисное техническое обслуживание должно проводиться в диапазоне 10-12 тыс. км пробега. Что касается дизельных вариантов, то согласно сервисной документации, ТО проводится в приделах 8-10 тыс. км.

Поскольку автомобилю и двигателям больше чем полвека, то до нашего времени дошло не много оригинальных силовых агрегатов. В основном автомобилисты используют модифицированный или усовершенствованный мотор.

В техническое обслуживание двигателя входит замена масла и фильтров. Если эту процедуру проводить регулярно и в точности с рекомендациями завода изготовителя, то можно сохранить первоначальный ресурс в 250 000 км пробега.

К тому же, современные технологии позволяют это сделать. Так, использование полусинтетического качественного масла поможет не только сберечь ресурс двигателя, но и сохранить основные конструктивные элементы от повышенного износа.

Автопробег ГАЗ 21

Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»

Автомобиль ГАЗ-М21 «Волга» первого «выпуска» – производился с 1956, по ноябрь 1958 годов. До конца 1957 года комплектовался нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом в 2,42 л (2420 куб. см), мощностью 65 л.с. при 3800 оборотах в минуту. Позаимствованный у «Победы», этот двигатель был форсирован путем увеличения рабочего объема (расточкой цилиндров) и степени сжатия. Всего с таким мотором было выпущено 1100 экземпляров «Волги».
ГАЗ-М21Г – помимо форсированного двигателя от ГАЗ-М20 «Победа» оснащался позаимствованным у автомобиля «ЗИМ» задним мостом с укороченными полуосями и их кожухами. Отличительной особенностью всех машин первого «выпуска» является выведенный на кузов «плюс» системы электрооборудования.
ГАЗ-М21Б – автомобиль с форсированным двигателем от «Победы», модификация для такси с упрощенной отделкой.ГАЗ-М21 – выпускался с 1957 года с новым двигателем ЗМЗ-21 Заволжского моторного завода (специально построенного для выпуска «волговских» двигателей). Двигатель имел рабочий объем 2,445 л и мощность в 70 л.с. Мотор был верхнеклапанным, целиком алюминиевым (основные детали – картер, блок цилиндров, патрубки) и для своего времени отличался множеством прогрессивных решений. Также на модификацию под индексом М21 устанавливалась автоматическая трехступенчатая коробка передач с гидротрансформатором.
ГАЗ-М21В – серийный автомобиль с двигателем ЗМЗ-21.
ГАЗ-М21А – такси с двигателем ЗМЗ-21 (на базе ГАЗ-21В).
ГАЗ-М21Д – экспортная модификация с форсированным до 80 л.с. двигателем и механической КП. Оформление дополнено поясным хромированным молдингом.
ГАЗ-М21Е – экспортная модификация с двигателем 80 л.с. и автоматической КП.
Автомобиль ГАЗ-М21 второго «выпуска» производился с 1959 по 1962 годы. «Выпуск» 1958-1959 годов считают переходным. Изменения внедрялись постепенно и касались оформления кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения электропроводки («переполюсовка» в 1960-м году, на кузов стал подаваться «минус», что уменьшило потери тока и интенсивность коррозии металла). Общий объем производства автомобилей второго «выпуска» составил 160 тысяч экземпляров.
ГАЗ-М21И – базовая модель.

ГАЗ-21 04.jpg

ГАЗ-М21А – такси.

ГАЗ-М21 – автомобиль с АКП. Неизвестно, выпускался ли он в действительности (информация об этом отсутствует).
ГАЗ-М21Е – еще одна модификация с АКП, выпущенная очень ограниченной серией.
ГАЗ-М21У – модификация «люкс» с улучшенной отделкой, но с обычным двигателем.

ГАЗ-21 05.jpg

ГАЗ-М21К – экспортная модификация с двигателем 75 или 80 л.с. и дополнительными элементами отделки (хромированные вставки).Автомобиль ГАЗ-М21 третьего «выпуска» производился с 1962 по 1970 годы. Машина получила новую решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота исчезла фигурка оленя и молдинг (олень не всегда устанавливался и на автомобили второго «выпуска» – его убрали из соображений безопасности). Было уменьшено количество хромированных декоративных деталей. Линии кузова стали более плавными и гармоничными. Из производственной линейки убрали модификацию с АКП, рычажные амортизаторы заменили телескопическими, была увеличена до 75 л.с. мощность мотора для базовой серийной модификации. Общий объем производства автомобилей третьего «выпуска» составил 470 тысяч экземпляров.

ГАЗ-М21Л – основной серийный седан.
ГАЗ-М21Л – экспортная модификация.
ГАЗ-М21У – модификация «люкс», отличалась от серийного автомобиля молдингами на крыльях.
ГАЗ-М21Т – модификация такси с раздельными передними сидениями. Пассажирское переднее сидение складывалось, освобождая место для перевозки груза.

ГАЗ-21 06.jpg

В 1962 году на базе ГАЗ-М21 был создан и поставлен на конвейер автомобиль ГАЗ-М22 с кузовом «универсал». Он выпускался в различных вариантах – как «гражданский» автомобиль общего назначения, как «скорая помощь», автомобиль сопровождения самолетов для аэропортов и так далее.

Тогда же была выпущена небольшая серия автомобилей марки ГАЗ-23 – скоростная модификация ГАЗ-М21 с силовым блоком от ГАЗ-13 «Чайка» (АКП, 8-цилиндровый двигатель мощностью 160, а позже 195 л.с.). Этот автомобиль предназначался для силовых структур (в частности, КГБ) и был выпущен в количестве 608 экземпляров.
В 1965 году «Волга» третьего «выпуска» претерпела последнюю модернизацию. Были улучшен отопитель, немного изменено оформление кузова. Одновременно из индекса моделей исчезла буква «М» (то есть «Молотовец», до 1957 года ГАЗ назывался Горьковский автомобильный завод имени Молотова). Основные модификации «Волги» стали обозначаться так:
ГАЗ-21 – базовый вариант.
ГАЗ-21С – экспортная модификация с улучшенной отделкой и комплектацией. Двигатель мощностью 85 л.с.
ГАЗ-21УС – модель с улучшенной отделкой для внутреннего рынка и частично для экспорта. Двигатель 75 л.с.
ГАЗ-21Т – модификация для такси.
ГАЗ-21ТС – экспортный вариант такси (поставлялся во многие страны мира, в том числе в Финляндию, ГДР).
В 1968 году была выпущена первая небольшая партия автомобилей новой модели ГАЗ-24 (по обходной технологии). До 1970 года обе модели выпускались параллельно. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 всех модификаций был прекращен.

Характеристики двигателя ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

Параметр Значение
Конфигурация L
Число цилиндров 4
Объем, л 2,445
Диаметр цилиндра, мм 92,0
Ход поршня, мм 92,0
Степень сжатия 6,7
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 51,5 кВт – (70-75 л.с.) / 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 170 Н•м / 2200 об/мин
Система питания Карбюратор К-22И, К-105, К-124
Рекомендованное минимальное октановое число бензина А-72, А-76
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 180

Цена нового и контрактного двигателя

Стоимость двигателя ЗМЗ 21 начинается от 10 000 рублей. За такую цену можно купить мотор, подготовленный для разбора на запасные части. Тюнингованный и улучшенный движок от 21 Волги можно приобрести за 40 и пятьдесят тысяч рублей с рук. Так как новых движков не выпускают больше.

ГАЗ-21 «Волга» 1-я серия (1956-1959 гг.)

В начале 50-х годов на заводе ГАЗ под руководством конструктора А.А. Липгарта началосьпроектирование нового автомобиля на смену ГАЗ-М-20 “Победа”. Новая модель ГАЗа должна была называться ГАЗ-М-21 “Победа”,но проект позднее был переименован в “Волгу”. За годы проектирования 21-ой модели дизайн внешнего вида менялся. Внешний вид не заимствовану зарубежных автомобилей, но американские веяния повлияли на внешний вид новой модели. Так же присутствовали аэрокосмические темы.Задние крылья, похожие на хвост ракеты, обтекаемость кузова…
    ГАЗ М21, как и все её предшественники должна была получить одобрение в Кремле. Принимал автомобиль Маршал ПобедыГ.К. Жуков. Ему не понравился внешний вид решетки радиатора, напоминающей “акулью пасть”. Так вертикальные прорези в решетке были заменены натри горизонтальных хромированных бруса, а вцентре, поместили круглый медальон со вписанной в него звездой.На фото ГАЗ 21 Волга первого выпуска 1956-1959 года. Всего было три условных выпуска этой модели.

фото ГАЗ-21 Волга

фото ГАЗ-21 «Волга» 1-серия

Популярная культура

  • ГАЗ-21 – основная машина, представленная в клипе Rammstein на песню Du hast .
  • В культовом советском фильме « Осторожно, машины» главный герой Юрий Деточкин ворует «Волгу» у коррумпированных чиновников.
  • Главный герой российского супергеройского фильма « Черная молния» 2009 года борется с преступностью на своем летающем автомобиле – черном ГАЗ 21 1966 года выпуска.

Журнал “За рулем” о ГАЗ-21

ГАЗ-21 ЗР 1956-03 05.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1956 №3

ГАЗ-21 ЗР 1957-03 07.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1957 №3

ГАЗ-21 ЗР 1961-03 14.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1961 №3 Новое в автомобиле “Волга”

ГАЗ-21 ЗР 1962-04 20.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1962 №4

ГАЗ-21 ЗР 1963-03 16.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1963 №3 Модификации “Волги”

ГАЗ-21 ЗР 1965-08 20.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1965 №8 Модернизация “Волги”

ГАЗ-21 ЗР 1966-09 27.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1966 №9 Впрысковой мотор “Волги”

ГАЗ-21 ЗР 1971-10 17.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1971 №10 Подшипники “Волги”

ГАЗ-21 ЗР 1997-10 148.jpg

Статья в журнале “За рулем” 1997 №10

ГАЗ-21 ЗР 1970-01 17.JPG

Сводный указатель материалов о ГАЗ-21 (журнал “За рулем” №1, 1970)

ГАЗ-21 ЗР 1956-03 32.jpg

Советская реклама “Волги” – обложка журнала “За рулем” 1956 №3

ГАЗ-21 ЗР 1957-11 32.jpg

Советская реклама “Волги” – обложка журнала “За рулем” 1957 №11

ГАЗ-21 ЗР 1958-04 32.jpg

Советская реклама “Волги” – обложка журнала “За рулем” 1958 №4

ГАЗ-21 ЗР 1958-01 16.jpg

“Рентгеновский снимок” “Волги”, “За рулем” 1958 №1

ГАЗ-21 ЗР 1961-07 01.jpg

Обложка журнала “За рулем” 1961 №7

ГАЗ-21 10.jpg

Железнодорожная версия “Волги” выпускалась на ГАЗе

ГАЗ-21 11.jpg

Милиция

ГАЗ-21 12.jpg

Грузовая

ГАЗ-21 13.jpg

фургон

ГАЗ-21 14.jpg

ГАЗ-21 15.jpg

ГАЗ-21 «Волга» 2 серия (1959-1962 гг.)

фото ГАЗ-21 Волга

фотография ГАЗ-21 “Волга” 2-серия

В 1957 году Молотов, тогда министр государрственного контроля СССР, отправился на пост посла СССР в Монголии(видимо за плохое поведение). Таким образом и 21-ая «Волга» потеряла в своём официальном названии букву М, которая являлась аббревиатурой слова«молотовец», присутствующего в названии горьковских легковых автомобилей ещё со времён ГАЗ-12 «Эмки», и стала называться просто ГАЗ-21.
    «Волга» второй серии получила омыватели лобового стекла, катафоты на задних фонарях, новый радиоприёмник и обтянутуюкожзаменителем приборную панель. «Волга» именно этого выпуска демонстрировалась в Брюсселе в 1958 году в составе монументального стенда,и получившего золотую медаль на Всемирной промышленной выставке. Всего было выпущено приблизительно 150 000 экземпляровс «акульей пастью».

После первого полёта в космос Гагарин Юрий Алексеевич ездил на ГАЗ-69 с водителем, но вскоре советское правительство подарилопервому космонавту чёрную «Волгу» ГАЗ-21 второго выпуска. Уникальной эту машину делала внутренняя отделка — она была небесно-голубого цвета.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...