Устройство электрооборудования на Луаз 969 • Сам автоэлектрик

Схему проводки автомобиля СХЕМА ЛуАЗ и других блоков электрооборудования моделей ДРУГИЕ СХЕМЫ смотрите и скачайте бесплатно на Электросхемы.ру

ЛуАЗ 969 1984, двигатель бензиновый 1.2 л., 40 л. с., полный привод, механическая коробка передач — электроника

Комментарии6

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Особенности проводки в данной модели

Отметим сразу, что при производстве рассматриваемых автомобилей во главу угла всегда ставилась экономия, поэтому можно встретить модели с одним ведущим мостом (просто этих узлов одно время не хватало) и другими решениями, которые снижали стоимость, но негативно сказывались на надежности и долговечности конструкции.

Можно отметить следующие факторы:

  • Большинство автомобилей комплектовалось генератором без интегральной платы, он не отличался мощностью, поэтому при работе на холостых оборотах чаще всего зарядка аккумулятора не осуществлялась, что очень негативно сказывалось на работе АКБ и иногда, особенно в холодное время года, батарея могла попросту разрядиться.

проводка луазЭта схема актуальна для всех автомобилей, произведенных с марта 1981 года по август 1986, укомплектованных генератором без интегральной платы

  • Но гораздо лучше работали генераторы с интегральной схемой, они отличались более качественной зарядкой и стабильной работой конструкции. Схема проводки схожа с размещенной выше, отличие лишь в генераторном узле. Вы сами легко увидите разницу, сравнив схемы на фото, генератор обозначен цифрой 8.

электропроводка луаз 969Усовершенствованный вариант генератора вызвал изменения в схеме

Совет! В такую схему некоторые автовладельцы включают более мощные генераторы, это обеспечивает более яркий свет и стабильную зарядку аккумулятора на любых оборотах.

  • Сами провода не отличаются надежностью и с течением времени начинают прогорать, прогнивать или изоляция просто рассыхается и разрушается. Есть несколько простых советов, как своими руками продлить жизнь системы, но это потребует затрат времени и сил – необходимо проложить все жгуты в специальных гофрах и защитить все контакты, установив качественные клеммы и защитив их термоусадочной трубочкой.
  • Электропроводка ЛуАЗ нуждается в постоянном осмотре с целью выявления неисправностей на стадии их развития, так как если вы застрянете посреди бездорожья, то работы значительно усложнятся.
  • В девяностые годы автомобили стали оснащаться замками зажигания без блокировки рулевой колонки, что опять же вызвало изменение схемы, но это не столь принципиальное. В целом можно отметить, что конструкция практически не изменялась, поэтому, разобравшись в одной модификации, вы легко разберетесь и во всех остальных.
  • Для того чтобы лучше разобраться в том, какие потребители электричества входят в систему, посмотрите принципиальную схему ниже. Это своеобразная инструкция, которая поможет понять, как устроена цепь и что в нее входит.

инструкция луаз 969По этой картинке легко разобраться в особенностях электрооборудования ЛуАЗа

Схема электрооборудования ЛуАЗ-969М

I — Ближний свет; II — Дальний свет; III — Подфарник и задний габаритный фонарь; IV — Указатель поворотов; V-Стоп-сигнал.

  1. — Дополнительный боковой указатель поворотов;
  2. — Передний правый габаритный фонарь и указатель поворотов;
  3. — Фара головного света;
  4. — Соединительная колодка;
  5. — Передний левый габаритный фонарь и указатель поворотов;
  6. — Звуковой сигнал;
  7. — Датчик прибора давления масла;
  8. — Расположение датчика указателя температуры масла;
  9. — Генератор ЛуАЗ;
  10. — Прерыватель-распределитель зажигания;
  11. — Соединительная колодка;
  12. — Стартер ЛуАЗ-969;
  13. — Свечи зажигания;
  14. — Аккумулятор;
  15. — Монтажный блок предохранителей;
  16. — Выключа­тель аккумуляторной батареи;
  17. — Электромотор стеклоочистителя;
  18. — Подкапотная лампа;
  19. — Реле регулятор;
  20. — Реле блокировки стартера;
  21. — Реле сигнализации исправности тормозной системы;
  22. — Дополнительное реле стартера;
  23. — Электромотор насоса стеклоомывателя;
  24. — Катушка зажигания;
  25. — Электромагнитный клапан ЭПХХ;
  26. — Микровыключатель ЭПХХ;
  27. — Кнопка включателя стоп-сигнала;
  28. — Лампа в плафоне освещения салона;
  29. — Блок электронный, управления ЭПХХ;
  30. — Штепсельная розетка;
  31. — Реле указателей поворотов;
  32. — Включатель аварийной сигнализации;
  33. — Центральный включатель света;
  34. — Трёхрычажный подрулевой переключатель;
  35. — Плавкий предохранитель;
  36. — Биметаллический предохранитель;
  37. — Плавкий предохранитель;
  38. — Плавкий предохранитель;
  39. — Амперметр ЛуАЗ-969;
  40. — Лампочки освещения приборов;
  41. — Контрольная лампа сигнализации исправности тормозной системы;
  42. — Лампа контроля указателей поворотов;
  43. — Прибор давления масла (манометр);
  44. — Кнопочный биметаллический предохранитель;
  45. — Спидометр ЛуАЗ-969;
  46. — Контрольная лампа дальнего света;
  47. — Указатель температуры масла;
  48. — Лампа контроля блокировки дифференциала заднего моста;
  49. — Указатель уровня топлива;
  50. — Включатель контрольной лампы блокировки дифференциала заднего моста;
  51. — Включатели сигнализации исправности тормозной системы;
  52. — Включатель фонаря заднего хода;
  53. — Кнопочный биметаллический предохранитель;
  54. — Датчик прибора уровня топлива;:
  55. — Контакт звукового сигнала;
  56. — Замок зажигания;
  57. — Задний фонарь ЛуАЗ-969;
  58. — Фонарь заднего хода;
  59. — Фонарь ламп подсветки номерного знака;
  60. — Отопительная установка;
  61. — Температурный переключатель отопителя;
  62. — Свеча накаливания отопителя;
  63. — Электромотор вентилятора отопителя;
  64. — Электромагнитный клапан дозатора топлива отопителя;
  65. — Электрический топливный насос отопителя;
  66. — Контрольная лампа отопителя;
  67. — Контрольная спираль отопителя;
  68. — Соединительная колодка;
  69. — Включатель отопителя.

РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АКБ

Двигатель, трансмиссия, колеса Луаз

Итак, грузопассажирский полноприводный луаз, как мы уже сказали, оснащается 40-сильным двигателем объемом 1,2 л. Расход топлива при средней скорости в 60 км/час и полной загрузке кузова составляет 10 л. на 100 км. Объем бензобака составляет 34 л. Максимальная скорость по данным завода-изготовителя – 85 км/час.

Отметим, что данный родной двигатель вполне возможно доработать до 50 л.с., что является наиболее оптимальным вариантом, поскольку движки от других авто влекут за собой чрезмерные нагрузки, что неизбежно приведет к частым поломкам.

Трансмиссия достаточно прочная, проблем с ней не возникает. Единственная сложность состоит в поиске необходимых запчастей. В такой ситуации придется порыскать по гаражам, поскольку на рынках вы ничего не найдете.

Колеса рекомендуется поставить более широкие, нежели заводские, чтобы увеличить проходимость на размытой дождями дороге. Либо можно установить более аккуратную резину с целью снижения шума от езды.

Луаз 969м двигатель

Ограничения для владельцев

Как и большинство автомобилей советской эпохи, гражданские версии автомобилей являлись продолжением военной стратегии:

  1. Даже будучи в пользовании обычных граждан, в случае возникновения военных действий, автомобили привлекались к выполнению боевых задач;
  2. Каждый автомобиль состоял на учете в местном военкомате.
В боевых действиях роль ЛуАЗ – доставка боеприпасов и транспортировка раненых

В боевых действиях роль ЛуАЗ – доставка боеприпасов и транспортировка раненых

Справочно: несмотря на подобную перспективу возможной мобилизации, желающих приобрести вездеход было очень много. Только за период с 1980 по 1989 год было выпущено и реализовано более 130 тысяч автомобилей ЛуАЗ 969 и его комфортных модификаций с индексом «М»

Некоторые особенности ремонтных работ

Если у вас возникли неисправности, то следует немедленно устранять их. Работы не отличаются сложностью, ведь в системе нет электроники, мы рассмотрим только самые общие рекомендации, не углубляясь в процесс.

Текущий ремонт

Для работ вам понадобится простейший набор инструмента и тестер, с помощью которого можно быстро и точно диагностировать систему и проверять наличие тока в том или ином узле.

В целом, можно выделить несколько советов:

  • Если генератор не обеспечивает качественную зарядку, его лучше всего заменить, причем вариантов может быть множество – от ВАЗовских узлов, до иномарок, главное – подобрать оптимальную конфигурацию оборудования, чтобы можно было обойтись минимальным количеством переделок, чаще всего нужен кронштейн, остальное приспосабливается по месту.

Если вы ставите более мощный генератор воспользуйтесь этой схемойЕсли вы ставите более мощный генератор, воспользуйтесь этой схемой

  • При замене отдельных жил обязательно соблюдайте цветовую маркировку, иначе после будет сложно разобраться, что откуда идет. То есть если вы меняете красный провод, то на его место ставите новое изделие того же цвета. Когда нужного варианта нет, можно временно воспользоваться тем, что есть, но после обязательно замените его на корректный.

Такое соединение недопустимоТакое соединение недопустимо

  • Особое внимание уделяйте всем соединениям, так как именно они чаще всего служат причиной неисправностей. Скрутки и изолента недопустимы, необходимо приобрести обжимочные клещи, на все концы проводов ставить клеммы, а место обжимки закрывать термоусадочной трубочкой. В отдельных случаях можно провести соединение, используя паяльник, но после его надо тщательно залудить и закрыть той же термоусадкой.

Так выглядит правильно собранный контактТак выглядит правильно собранный контакт

Замена электропроводки

Если проводка ЛуАЗ в совсем плачевном состоянии, то проще заменить ее полностью, чем работать с отдельными узлами.

По этому вопросу можно отметить следующее:

  • Найти оригинальный комплект зачастую очень сложно, поэтому как выход из ситуации можно использовать готовый комплект проводки от ВАЗ 2106. Он идеально подходит для выполнения работы, вам понадобиться лишь разобраться в схеме, чтобы понимать, куда какой из узлов должен присоединяться. Длины всех жгутов вполне достаточно, а цена этого варианта довольно демократична.

Так выглядит комплект проводки конечно придется разобраться но работа вполне по силам любому автовладельцуТак выглядит комплект проводки — конечно, придется разобраться, но работа вполне по силам любому автовладельцу

Совет! Комплект состоит из переднего, заднего жгута и набора для панели. Если вам не нужны все три сборки, то можно поискать их по отдельности, это позволит сэкономить средства.

  • Перед установкой запаситесь достаточным количеством специальных гофр, которые позволяют проложить проводку максимально аккуратно и отлично защищают ее от воздействия влаги, что очень важно, ведь машина предназначена для езды по бездорожью, и все ее узлы забрызгиваются водой и грязью гораздо больше, чем в обычных шоссейных моделях.

Подкапотная проводка скрыта в гофреПодкапотная проводка скрыта в гофре

  • Прокладывая систему, жгуты лучше всего крепить пластиковыми хомутами, это обеспечивает высочайшую надежность и долговечность соединений, ведь пластик не гниет и не ржавеет. К тому же, при необходимости хомуты легко разрезать, а после поставить новые, их стоимость просто копеечная, поэтому лишних затрат вы не понесете.
  • Все разъемы должны соединяться плотно и надежно фиксироваться, это исключает потерю контакта при движении, когда на конструкцию воздействует вибрация и тряска.

ОТОПЛЕНИЕ

Что такое контрактная коробка передач

Отопительная установка работает независимо от двигателя автомобиля, что позволяет использовать ее для обогрева кузова при неработающем двигателе.

Пользование отопительной установкой при неработающем двигателе должно быть кратковременным, так как аккумуляторная батарея может разрядиться.

Установка питается тем же бензином, что и двигатель автомобиля. Правила включения и выключения отопительной установки. Включать отопительную установку можно как на стоянке, так и во время движения. Для включения необходимо:

  1. Потянуть ручку 8 переключателя на себя до первого щелчка.
  2. Выждать 30 с, а затем перевести ручку во второе положение, потянув ее на себя до отказа.
  3. Проследить (в течение 45—60 с) за моментом загорания контрольной лампочки 20 с зеленым светофильтром на панели приборов. Загорание контрольной лампочки и ее непрерывное горение свидетельствуют о нормальной работе отопительной установки. Если контрольная лампочка после включения переключателя во второе положение не загорается в течение 1,5 мин., следует отопительную установку выключить, установить неисправность и устранить ее. Для выключения отопительной установки ручку переключателя нужно подать от себя до отказа. При этом контрольная лампочка продолжает гореть в течение 3—5 мин, а затем гаснет.

Включить отопительную установку снова в работу можно лишь после того, как погаснет контрольная лампочка.

Для обеспечения обогрева кузова и обдува ветрового стекла ручка 7 оси заслонки должна находиться в горизонтальном положении.

При вертикальном положении ручки оси заслонки будет осуществляться подогрев двигателя.

Регулировка подачи нагретого воздуха в зону нахождения ног водителя и пассажира или на ветровое стекло осуществляется ручкой 17 заслонки распределителя.

Питание отопителя осуществляется электробензонасосом БН-200А2, установленным в моторном отсеке под отопительной установкой.

Переключатель отопительной установки имеет три положения ручки включения:

  • выключено (ручка утоплена полностью);
  • запуск в работу (включены электродвигатель, свеча накаливания отопителя и контрольная спираль);
  • подача топлива (дополнительно включены электромагнитный клапан и электромагнитный насос).

Обслуживание отопительной установки выполняется сезонно (при подготовке к осенне-зимней эксплуатации), а также по мере необходимости.

Сезонное обслуживание электромагнитного бензонасоса:

  • снять с автомобиля и очистить от пыли и грязи;
  • снять крышку со штуцерами, промыть и очистить клапаны;
  • по мере необходимости (при перебоях в работе насоса) снять крышку контактной системы и проверить состояние контактов;
  • восстановить эластичность диафрагмы (размять ее пальцами);
  • очистить и промыть фильтр-отстойник.

Сезонное обслуживание отопителя:

Регулятор подачи бензина. Промыть фильтр, очистить от осадков поплавковую камеру, проверить герметичность запорной иглы, продуть жиклер сжатым воздухом. Теплообменник. Очистить свечу накаливания от нагара и продуть ее сжатым воздухом. Через свечное отверстие продуть теплообменник сжатым воздухом для удаления налета сажи. Если в выхлопном патрубке имеется много сажи, следует снять полностью теплообменник и, постукивая по корпусу медным предметом, отбить сажу и выдуть ее сжатым воздухом. Очистить сливную трубу с помощью металлического шомпола и продуть ее также сжатым воздухом. При установке свечи накаливания в камеру ось спирали должна быть параллельна оси отопителя. Газоотвод. Очистить от пыли и сажи

Обратить особое внимание на сохранность металло-асбестовой прокладки между фланцем выхлопного патрубка и газоотводом. Продуть сжатым воздухом питательный бензопровод и сливной шланг, обязательно отсоединив его от регулятора.

По мере необходимости производятся следующие виды обслуживания:

  1. Очистить (продуть) жиклер, предварительно вывернув его из регулятора подачи бензина.
  2. Очистить свечи накаливания в случае образования нагара.
  3. Очистить теплообменник и газоотвод от сажи.
  4. Снять электродвигатель, проверить его, смазать подшипники.
  5. Промыть коллектор бензином или спиртом.

Устранение неисправностей и обслуживание желательно производить на станции технического обслуживания.

Recommendations

Comments 7

вал рулевой от классики и руль ваз 2107. Но я переделал этот вал приблизил к торпеде чтобы удобно было садиться. родной вал руль с ним находится далеко от торпеды и очень неудобно. Да на конце вала стоит карданчик от рулевой Газели .У меня есть рейка от митсубиси.Но мне очень нравится редуктор Газели. Во первых надежность прочность и четкая реакция колес на изменение движения. Советую ставить от газели не пожалеешь. УДАЧИ В НОВОМ ГОДУ.

Рул.редуутор от газели, а вал рулевой от чего?

установил рулевой редуктор от газели .это то что нужно. Но есть хитрость.

Может есть фото как установить РР от газели?

установлен редуктор успешно .Все класс. Работаем над установкой спец торпеды. Монтаж дисковых тормозов

я сам уже эту идею воплотил

Да не дождался я советов по установке редуктора рулевого от Газели на ЛуаЗ. Сам внедрил это изобретение. Кого интересуют эти вопросы поделюсь .Я не жадный. Дерзайте друзья.

Электропроводка ЛуАЗ 969: различия в комплектации, модернизация ЛуАЗ 969 и особенности системы зажигания

У микролитражных грузовых автомобилей повышенной проходимости был огромный спрос, и в первую очередь у жителей сельской местности. Поэтому, вся конструкция шасси, силовой агрегат, электропроводка ЛуАЗ 969 и другие элементы проектировались максимально проще и доступнее для самостоятельного обслуживания авто их владельцами в полевых условиях.

uchebnyy-plakat-dlya-voinskih-chastey-po-sheme-elektrooborudovaniya-luaz-600x419.jpg

СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛ Я ЛуАЗ 969 М — Март 1991 года

  • Онлайн Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто

Издания

  • Журнал “За рулем”

Газета “За рулем – Регион”Журнал “Купи авто”Журнал “Мото”Журнал “Рейс”Книги, КаталогиПодпискаТовары и услуги

  • Интернет магазин

Товары ЗРТурбюроПодпискаАрхивФорумWikiКупи авто

Коробка передач

Войти

  • Анонсы
  • Издания За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс

За рулемГазета «За рулем — Регион»Купи автоМотоРейсКниги и каталоги

  • Новинки

Популярная литератураТехническая литератураМарки и модели

  • Все марки

AcuraAlfa RomeoAlpinaAston MartinAudiBAWBentleyBMWBrillianceBristolBugattiBuickBYDCadillacCaterhamChanganCheryChevroletChryslerCitroenCordDaciaDaewooDaihatsuDelahayeDerwaysDFMDodgeEriba movingFAWFBSFerrariFIATFiskerFordFreightlinerGeelyGMCGreat WallGrinnallGumpertHafeiHaimaHinoHondaHorchHummerHymerHyundaiInfinitiInternationalIran KhodroIsuzuIvecoJACJaguarJeepJinbeiKamazKIALamborghiniLanciaLand RoverLDVLexusLifanLigierLincolnLotusLuxgenMahindraManMaseratiMaybachMazdaMercedes-BenzMercuryMGMiniMitsubishiMorganNash AmbassadorNissanNobleOpelORCAPaganiPegasoPeroduaPeugeotPiaggioPininfarinaPolarisPontiacPorscheProtonRenaultRolls-RoyceRoverSAABSaleenSamsungSaturnScaniaScionSEATSetraShuanghuanSkodaSmartSpykerSsang YongSteyrStrathcarronStudebakerSubaruSuzukiTATATianmaTianyeToyotaTuckerVenturiVolkswagenVolvoVortexWestfieldWillysXin KaiYAMAHAZxautoБогданВАЗВалдайВИСВолжанинГАЗГолАЗё-мобильЗАЗЗИЛЗИСЗМЗИЖКАВЗКомбатКРАЗЛиАЗМАЗМосквичОКАПАЗРОАЗСталкерТагАЗТигрУАЗУрал

Поиск

  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета «За рулем — Регион»
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
  • К обзору номера
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
  • 0 — КОНВЕРСИЯ: ВЫИГРАЕМ ИЛИ ПРОИГРАЕМ?
  • 1 — СОВРЕМЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА
  • 2 — АВТОМОБИЛЬ И ОБЩЕСТВО
  • 3 — ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
  • 4 — КОЛЕСО
  • 6 — ПУТЬ К ТРИУМФУ
  • 8 — ИСПЫТЫВАЕТ «ЗА РУЛЕМ»
  • 9 — ИСПЫТЫВАЕТ «ЗА РУЛЕМ»

Полноприводной внедорожник ЛуАЗ-969

Ещё древние римляне осознали, что оперативно добираться до отдалённых провинций империи можно лишь при наличии хороших дорог. Истина эта была настолько очевидна, что прокладка их в Римской империи стала делом государственной важности. В итоге, неплохо сохранившиеся древнеримские дороги с выбитой ещё колесницами колеёй функционируют кое-где и в XXI веке. Ну а в нашей стране с дорогами всегда были проблемы. Соответственно, проблемы возникли и у конструкторов, которым приходилось ломать голову над тем, под какие дороги им следует проектировать новые автомобили.

В начальный период автомобилизации в нашей стране создавались лишь автомобили, рассчитанные на дороги с твёрдым покрытием, каковые были, в основном, в больших городах. Ну а значительная часть российских дорог представляла собой обычные грунтовки, которые даже после небольшого дождичка превращались в непроезжие. Именно для таких «направлений» и требовались автомобили-вездеходы, тем более, что предварительные расчёты показывали, что дешевле произвести небольшое количество машин-вездеходов, нежели закатывать асфальтом тысячи грунтовых большаков, булыжных трактов или щебёночных шоссе. И, в соответствии с этой концепцией, в 1930-е годы в нашей стране начали появляться первые автомобили-внедорожники.

В начале это были армейские машины-вездеходы, где их высокая проходимость помогала решать не только тактические, но порой и стратегические задачи. В их числе были трёхосные и полугусеничные грузовики-«полуторки», трёхосные ЗИС-6, первые легковые полноприводные вездеходы ГАЗ-61, а также армейские джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. А с началом Великой Отечественной войны советские конструкторы смогли познакомиться с полученными по ленд-лизу полноприводными джипами типа Willys MW, Ford GPW и Dodge WC-52.

Опыт Второй мировой войны показал, что при отсутствии сети приличных дорог полноприводные автомобили-вездеходы могут стать незаменимым транспортным средством, способным надёжно обеспечивать доставку пассажиров и грузов в сельских районах. В соответствии с этим, создание пассажирских и грузовых машин-вездеходов стало одним из наиболее важных направлений автомобилизации нашей страны.

Так, в 1952 году с конвейера Горьковского автозавода сошёл армейский джип ГАЗ-69 (в том числе и его гражданская версия), а в 1955 году – ГАЗ М-72 (полноприводная «Победа»), Внёс свою лепту в создание внедорожников и Московский завод малолитражных автомобилей, выпустивший несколько моделей высокой проходимости на базе выпускавшихся предприятием «Москвичей».

К сожалению, все эти машины нельзя было отнести к категории массовых. Стране же требовался недорогой утилитарный вездеход, который можно было бы отремонтировать, не прибегая к услугам не существовавших в то время автосервисов. И первым таким автомобилем стал ЛуАЗ-969В, сошедший в 1967 году с конвейера Луцкого механического завода, по этому случаю переименованного в Луцкий автозавод.

Предшественником гражданского мини-джипа стал выпущенный в 1961 году компактный армейский вездеход – автомобиль-амфибия ЗАЗ-967 ТПК (транспортёр переднего края). Это была весьма неординарная машина, предназначенная для эвакуации раненых с поля боя и доставки на передний край боеприпасов и другого военного имущества. Двигатель, бортовые редукторы, трансмиссия ТПК – всё это вошло в конструкцию нового автомобиля, получившего на первых порах название ЗАЗ-969В. Правда, поначалу машина выпускалась в переднеприводном варианте (кстати, впервые в СССР!), и лишь в 1971 году, после освоения в производстве деталей и узлов привода задних колёс, с конвейера сошёл полноценный внедорожник ЛуАЗ-969, оснащённый 23-сильным «запорожским» мотором. Замечу, что ВАЗ-2121 «Нива», ставший джипом № 1 в Советском Союзе, был запущен в производство шестью годами позже – в апреле 1977 года.

Разработка гражданского вездехода велась поначалу в НАМИ (Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте), а затем на Ирбитском мотоциклетном и Запорожском автомобильном заводах под руководством известного автоконструктора Б.М. Фиттермана (кстати, под его руководством был создан грузовой автомобиль ЗИС-150, а также первый в нашей стране трёхосный полноприводной бронетранспортёр БТР-152).

Геометрическая схема и основные размеры полноприводного автомобиля ЛуАЗ-969М

Именно Фиттерман предложил оригинальное решение ходовой части ЗАЗ-969В, основанное на сочетании весьма компактной независимой торсионной подвески с увеличивающими клиренс колёсными редукторами.

Расположенный спереди силовой агрегат, куда входили двигатель, коробка передач и главная передача, базировался на V-образном четырёхцилиндровом 23-сильном моторе МеМЗ-966, том самом, которым поначалу оснащались первые «запорожцы». КПП жёстко соединялась с задним мостом трубой (нечто вроде дейдвуда), внутри которой проходил вал привода главной передачи – такая его конструкция позволила избавиться от карданных шарниров. Подключение при необходимости задних колёс, демультипликатора и блокировки заднего дифференциала осуществлялось водителем. Полунесущая конструкция кузова позволила существенно облегчить машину, что также благоприятствовало повышению её проходимости.

Передача вращающего момента на задние полуоси осуществлялась с помощью карданных шарниров (со стороны колёсных редукторов) и скользящих сухарей (со стороны дифференциала). Подвеска всех колёс – независимая, торсионная. Величина хода при качании задних колёс составляла лишь 100 мм, однако для автомобиля-вездехода этого вполне хватало.

Передние и задние тормоза внедорожника – барабанные, с раздельным гидроприводом. Рулевой редуктор-глобоидальный червяк с двухгребнёвым роликом; его передаточное число равно 17. Автомобиль время от времени подвергался модернизации, и в первую очередь (в 1975 году) его оснастили новым двигателем МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. А в начале 1979 года с конвейера Луцкого автозавода сошёл ЛуАЗ-969М. Правда, основные его отличия от предыдущей модели состояли в большей комфортабельности по сравнению с предшественником. Так, более плавным стал ход машины, и это сразу почувствовали водитель и пассажир на переднем кресле. В салоне появился перчаточный ящик и пепельница, а рулевую колонку оснастили противоугонным устройством.

Существенной переделке подвергся кузов автомобиля. Конструкторы осовременили дизайн передней его части, а петли крепления капота перенесли вперёд, что исключило его спонтанное открывание на ходу. Поменялась и светотехника, а сзади были установлены фонари освещения номерного знака и плафоны заднего хода. Двери кузова, которые правильнее было бы назвать «калитками», превратились в полноценные автомобильные, с окнами, оснащёнными форточками. Стандартная для многих армейских машин панель приборов приобрела вполне гражданский вид и стала удобнее для восприятия водителем. Следует также упомянуть появившиеся на внедорожнике шумопоглощающие панели и улучшенную звукоизоляцию. Ко всему, машину оснастили ремнями безопасности, энергоёмкой рулевой колонкой и «жигулёвскими» креслами.

И ещё. ЛуАЗ-969М получил усиленные рычаги подвески, ограничители хода колёс улучшенной конструкции, более рациональную систему крепления глушителя на полунесущем кузове, а также жалюзи системы охлаждения двигателя увеличенного размера.

Основные размеры кузова и салона ЛуАЗ-969А

Производственные мощности Луцкого автозавода позволяли выпускать до 16000 автомобилей в год, что было, в общем-то, маловато для необъятного Советского Союза, однако по популярности ЛуАЗ явно обгонял другие отечественные внедорожники. Впрочем, конструкция машины получила одобрение и на Западе -так, в 1978 году на международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошёл в десятку лучших автомобилей Европы – разумеется, в своём классе.

Компоновка мини-джипа ЛуАЗ-969А (тент не показан)
ЛуАЗ-969М отличался поистине фантастической проходимостью. Короткая 1,8-метровая колёсная база, приличный клиренс в 280 мм, демультипликатор и блокировка дифференциала – всё это позволяло мини-джипу преодолевать такие хляби и топи, которые были не по колёсам даже УАЗ-469 и «Ниве».

22 сентября 1982 года с конвейера Луцкого автозавода сошёл стотысячный ЛуАЗ. Несмотря на утилитарность и некоторую примитивность, внедорожник охотно покупали в сельских районах нашей страны. В немалой степени этому способствовала относительно небольшая стоимость машины в 5100 рублей (в ценах 1982 года) -чуть дороже самого дешёвого в стране «Запорожца».

Следует отметить, что конструкторы Луцкого автозавода разработали немало модификаций мини-джипа. Так, в 1990 году завод начал выпуск ЛуАЗ-1302 с 53-сильным четырёхцилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения МеМЗ-245 (им же оснащалась запорожская «Таврия»), На базе машины с этим двигателем был создан грузовичок ЛуАЗ-13021, а также карета «скорой помощи» ЛуАЗ-1302-08 с верхом из стеклопластика для обслуживания сельских фельдшерских пунктов и доставки людей в больницы.

Представляет немалый интерес сравнение двух автомобилей-внедорожников, близких по типу, габаритам и вместимости – отечественного ЛуАЗ-969 и японского Suzuki Jimni. Оба мини-джипа были выпущены в 1960-х годах, и тот, и другой поначалу оснащались моторами приблизительно равной мощности – чуть больше 20 л.с., однако рамный, достаточно тяжёлый «японец» с неразрезными мостами выпускается до сегодняшнего дня, а имевший великолепные вездеходные задатки ЛуАЗ-969 с колёсными редукторами и независимой подвеской так и не был доведён до конкурентоспособного состояния. В настоящее время машина эта уже снята с производства. А жаль. Правда, Луцкий автозавод предпринимал немало усилий для выпуска на базе внедорожника более современных машин, однако кризис в связи с распадом Советского Союза не позволил наладить их производство.

В завершение следует заметить, что ЛуАЗ-969 стал прекрасным базовым автомобилем для его тюнинга, и этим не замедлили воспользоваться самодеятельные автоконструкторы. Сегодня на дорогах стран СНГ можно встретить немало джипов с ходовой частью от ЛуАЗа. Самодельщики, как правило, начисто срезают верхнюю часть серийного внедорожника и вместо неё сооружают из кузовных панелей различных легковых машин или стеклопластика нечто более современное и удобное. На «покатушках» вездеходов порой попадаются ЛуАЗы с самодельными оригинальными кузовами, а также самоделки с внешностью «по мотивам» «Нивы», «Хаммера», «Виллиса» и других известных джипов.

Видео:

Рекомендуем почитать

  • КРЕЙСЕР 3-ОГО КЛАССА LAVOISER КРЕЙСЕР 3-ОГО КЛАССА LAVOISER. Масштаб модели 1:200. «Колониальный» крейсер 3-го класса «Лавуазье» был заложен в Тулоне в январе 1895 года, спущен на воду в апреле 1897-го, и…
  • «РЕАНИМАЦИЯ» СТИРАЛЬНОЙ Ничто не вечно под луной, в том числе и бытовые стиральные машины. Изнашиваются в процессе работы подшипниковые узлы, трущиеся друг о друга детали, «стареют» уплотнительные элементы,…

Тут можете оценить работу автора:

Внешний вид

Несмотря на небольшие размеры, кузов состоит из интегрированной рамы лонжеронного типа. Волынь оснащается верхом из тента, что позволяет ей быть универсальной. Небольшие дверцы висят на петлях, упрощая тем самым монтаж и демонтаж.

969-я модель отличается от других машин еще и тем, что дворники прикреплены сверху, а не как у остальных машин — снизу, что является положительным моментом при движении в непогоду.

Если в прежней модели дуги были необходимы только для прикрепления тента, то в версии «М» они идут уже в укрепленном состоянии. Они защищали салон при опрокидывании машины. При обновлении ЛуАЗ-969М получил новую светотехнику. На дверях ставились замки, появились ремни безопасности.

Одним из самых серьезных недостатков кузова «волынки», была его предрасположенность к коррозии. Но этот минус можно легко решить при помощи простой кисточки. Тент, особо негативных моментов не имеет, однако те, кто любят поездки по лесным дорогам, следует поставить твердую крышу из металла.

Тогда уже будет не страшно, что ветки смогут порвать крышу. С приходом обновления, поменяли внешний облик транспортного средства. В первый раз, «Волынка» стала иметь наличие полноценных окон.

Кроме этого, особое внимание уделялось моменту с звуковой изоляцией. Установили лобовое стекло с иной формой, а двери были уже с замками (это то, о чем Вы и подумали, ранее замков не устанавливали!).

Передняя кузовная часть стала не такой угловатой, а автомобиль стал смотреться по-другому. Не так легко вериться, однако небольшая машина, из небольшого города в большом Советском Союзе смогла добиться международного признания.

И это не просто слова, например, еще до производства в серийном порядке, в 78-ом году, на Международном автосалоне, который был в Турине, 969-ая модель вошла в 10 лучших внедорожных автомобилей в Европе!

Понятно, что автомобильный рынок внедорожных моделей, ранее был немного другим, однако это не меняет суть дела.

ФАРЫ

В фары вмонтирован полуразборный герметизированный оптический элемент, состоящий из отражателя, стекла рассеивателя и фланцевой двухнитевой лампы.

Замену ламп фар необходимо производить в следующей последовательности:

  1. снять наружный ободок 1, закрепленный винтом 2
  2. слегка отвернуть винты и снять оптический элемент, который закреплен в фаре внутренним ободком 4;
  3. снять крышку 13 с контактами;
  4. сменить лампу;
  5. установить крышку с контактами, оптический элемент, закрепить внутренний и облицовочный ободки.

Регулировка света фар ФГ 122 БВ1

Фары ФГ 122 БВ1 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света имеют резкую границу между светлой и темной зонами. Поэтому фары должны быть отрегулированы очень тщательно, чтобы не вызывать ослепление водителей встречных автомобилей.

Для регулировки фар необходимо:

  1. Поставить снаряженный автомобиль с водителем на ровном месте против экрана, расположенного на расстоянии 7,5 м от автомобиля.
  2. Включить ближний свет и вращением двух (на каждой фаре) регулировочных винтов 9, расположенных под углом 90°. установить оптические элементы так, чтобы граница между освещенным и неосвещенным участками проходила по линии 2, а наклонные отрезки выходили из точек пересечения линий А и В с линией 2, отмеченных на рисунке знаком Каждая фара регулируется самостоятельно, причем свет от другой фары не должен освещать экран.

Минусы

Единственный недостаток, который преследовал ЛуАЗ на протяжении всего времени производства – это высокая уязвимость металла кузова к коррозии. Однако эта проблема, по словам автовладельцев, очень быстро устраняется при помощи обыкновенной кисточки.

характеристика луаз 969м

Тент недостатков не имеет, но для более безопасной езды по лесным зарослям водители рекомендуют делать металлическую крышу. Устанавливать ее очень просто, чему способствует примитивная форма кузова. В таком случае ветки не будут разрезать тент, тем самым ухудшая его состояние и герметичность.

Некоторые автолюбители меняют место установки дворников ветрового стекла. В стандартном варианте они расположены в верхней части стекла. Для удобства водители переставляют их механизм вниз.

Внутри тоже присутствуют свои недостатки. Среди них водители отмечают чрезмерно жесткие задние сиденья. С целью увеличения комфортабельности они подвергаются изменениям либо заменяются на более удобные варианты. Еще один фактор – это звукоизоляция. Шум мотора внутри отчетливо слышится с любой позиции. Решением проблемы со звукоизоляцией послужит замена дверной обивки и смена покрытия потолка на более мягкое. Это позволит хоть как-то снизить шум мотора. Полностью ликвидировать звуки вы никак не сможете — таково у отечественной «Волынки» кузовное устройство.

ЛуАЗ-969М дополнительно оснащается такими деталями, как кенгурятник и противотуманные фары. В некоторых случаях автомобилисты делают аэрографию кузова в стиле «хаки» либо выбирают более оригинальный окрас. Например, «Волынку» можно окрасить в стиле молнии, как это показано на фото ниже.

луаз 969м

Дизайн ЛуАЗа с такой аэрографией очень оригинален. Правда, сама стоимость лакокрасочных работ будет равна ½ цене самого автомобиля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...