В статье мы поговорим о том, как заменить маслосъемные колпачки ВАЗ 2106. Иногда их называют маслоотражательными, что тоже верно, как и сальники клапанов. Это небольшие элементы, изготовленные из…
Маслосъемные колпачки двигателя ВАЗ 2106
Маслосъемные колпачки или сальники клапанов, прежде всего, препятствуют попаданию лишнего масла в мотор. Деталь изготавливается из резины специального состава, которая со временем изнашивается, что приводит к пропусканию смазки. В результате расход масла увеличивается. Поэтому стоит более подробно разобраться, что же представляет собой эта деталь, как и когда производить её замену на ВАЗ 2106.
Маслосъёмные колпачки предотвращают попадание масла в камеру сгорания
Для чего нужны
Конструкция силового агрегата имеет впускные и выпускные клапаны. Шток клапана постоянно контактирует с распредвалом, что приводит к образованию маслянистого тумана. Обратная часть впускного клапана расположена в зоне постоянного присутствия мелких капель топлива либо в области горячих выхлопных газов, что характерно для выпускного клапана. Правильная работа распредвала невозможна без смазки, но её попадание внутрь цилиндров является нежелательным процессом. При возвратно-поступательном движении клапана, масло с его штока снимается юбкой сальника.
Узнайте больше о неисправностях двигателя ВАЗ 2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/ne-zavoditsya-vaz-2106.html
Признаки износа
Во время работы двигателя клапаны подвергаются постоянному трению, а также агрессивному воздействию смазки и выхлопных газов. Это приводит к тому, что резина, из которой изготовлена трущаяся часть сальника, твердеет, рабочие кромки колпачка изнашиваются. Несмотря на высокое качество материала, деталь со временем приходится менять. Для того чтобы продлить срок службы колпачков, необходимо использовать качественное моторное масло.
Средний срок службы сальников клапанов составляет около 100 тыс. км.
При износе маслосъёмных колпачков увеличивается расход масла, появляется нагар на свечах, клапанах, поршнях
О том, что сальники пришли в негодность и их пора менять, свидетельствуют характерные признаки:
- из глушителя появляется сизый дым;
- расход моторного масла увеличивается;
- свечи зажигания покрываются нагаром.
Видео: признак износа маслосъёмных колпачков
Когда менять и на какие
Когда маслосъёмные колпачки не справляются с возлагаемой на них функцией, в цилиндр начинает просачиваться масло. Однако по указанным признакам нельзя быть полностью уверенным в износе рассматриваемой детали, поскольку смазка в камеру сгорания может попадать также при повреждении или износе поршневых колец. Чтобы определиться, что именно нуждается в замене — кольца или сальники, необходимо понаблюдать за выхлопом во время движения автомобиля. Если при торможении двигателем резко нажать на педаль газа и из системы выхлопа появится характерный сизый дым, то это будет свидетельствовать об износе маслосъемных колпачков. Такая же ситуация будет наблюдаться после длительной стоянки машины.
Появление дыма из глушителя является одним из признаков выхода из строя сальников клапанов
Появление дыма при описанных действиях можно объяснить следующим образом: когда нарушается герметичность между штоком клапана и направляющей втулкой, масло попадает в цилиндры из головки блока. При износе поршневых колец или их залегании, мотор будет вести себя несколько по-другому.
Залегание колец — кольца не способны выходить из канавок поршня в результате образования нагара.
Если в силовом агрегате есть проблема с поршневыми кольцами, то дым из глушителя будет появляться при работе под нагрузкой, т. е. при движении автомобиля с грузом, динамичной езде. Косвенно определить износ колец можно по снижению мощности, увеличению расхода топлива и появлению проблем при запуске мотора.
Разобравшись, как выявить износ маслосъёмных колпачков, остаётся выяснить, какие комплектующие поставить на ВАЗ 2106. Сегодня на прилавках автомагазинов предлагаются детали от разных производителей. Поэтому у владельцев транспортных средств возникает вполне логичный вопрос, какому из них отдать предпочтение? Дело в том, что среди качественной продукции, есть множество подделок. Для «шестёрки» можно порекомендовать установку маслосъёмных колпачков от Elring, Victor Reinz, Corteco и SM.
Одними из лучших производителей маслосъёмных колпачков являются Elring, Victor Reinz, Corteco и SM
Замена маслосъёмных колпачков
Прежде чем приступить к замене клапанных сальников, необходимо подготовить инструмент:
- рассухариватель;
- пинцет;
- набор ключей;
- пруток оловянного припоя диаметром 8 мм;
- молоток;
- длинногубцы или магнитная рукоятка.
Для замены маслосъёмных колпачков потребуется рассухариватель, оловяный пруток, отвёртка, длинногубцы, молоток, набор ключей
Далее можно приступать к процедуре ремонта в следующей последовательности:
- Снимаем минусовую клемму с АКБ, воздушный фильтр и крышку клапанов.
Для демонтажа клапанной крышки потребуется снять воздушный фильтр и корпус
- Проворачиваем коленвал так, чтобы метка на шестерне распредвала совпала с выступом на корпусе подшипников, что будет соответствовать ВМТ 1 и 4 цилиндра.
Механизм ГРМ нужно выставить в ВМТ 1 и 4 цилиндров
- Разгибаем стопорную шайбу и ослабляем болт крепления шестерни.
- Ослабляем колпачковую гайку натяжителя цепи и, отжав отвёрткой башмак натяжителя, закручиваем гайку.
Для ослабления натяжения цепи потребуется слегка отвернуть колпачковую гайку
- Откручиваем крепёж шестерни распредвала.
Ключом на 17 отворачиваем болт крепления звёздочки распредвала
- Чтобы звёздочка не упала и не разъединилась с цепью, связываем их при помощи проволоки.
- Откручиваем крепление корпуса подшипников распредвала и демонтируем механизм, а также рокеры с пружинами.
Отворачиваются гайки крепления и демонтируется корпус подшипников, а также рокеры с пружинками
- Снимаем высоковольтные провода со свечей зажигания, выворачиваем сами свечи и помещаем в отверстие пруток из олова таким образом, чтобы его конец расположился между поршнем и клапаном.
Чтобы исключить падение клапана в цилиндр, в свечное отверстие вставляется пруток из мягкого металла
- Рассухаривателем сжимаем пружины первого клапана и при помощи длинногубцев или магнитной рукоятки извлекаем сухари.
Рассухариватель фиксируется на шпильке напротив клапана, с которого планируется снять сухари. Пружина сжимается до тех пор, пока не освободятся сухари
- Демонтируем тарелку клапана и пружины.
Демонтируем с клапана тарелку и пружины
- Надеваем на сальник съёмник и демонтируем деталь с клапана.
Маслосъёмный колпачок снимается со штока клапана при помощи отвёртки или съёмника
- Смачиваем новый колпачок моторным маслом и напрессовываем его тем же съёмником, только обратной стороной.
Перед монтажом нового колпачка его рабочая кромка и шток смазываются моторным маслом
- Аналогичную процедуру проводим с 4 клапаном.
- Проворачиваем коленвал на пол-оборота и производим замену сальников на 2 и 3 клапанах. Вращая коленвал и выставляя поршень в ВМТ, производим замену всех остальных сальников.
- После замены деталей, коленчатый вал выставляем в первоначальное положение и производим сборку всех элементов в обратном порядке.
Видео: замена сальников клапанов на ВАЗ «классика»
Во время сборки регулируют зазоры клапанов и производят натяжение цепи.
Когда меняют маслосъемные колпачки на 2106
Конечно, есть автолюбители, которые досконально следят за своим железным конем и многие процедуры выполняют по расписанию. Однако, таких очень мало, поэтому будем обращать внимание на внешние признаки.
Прежде всего, расход масла. Пока речь не пошла о литрах, стоит обратить на это внимание. Со временем, когда маслосъемный колпачок изнашивается, он превращается в заливную горловину, а стержень клапана – в поршень, который это масло толкает. Представьте, что двигатель работает на 1600 оборотов. Это значит, что в одном цилиндре совершается в минуту 800 тактов, а значит и клапан ходит туда-обратно 400 раз. А если таких клапанов восемь? В общем, через маслосъемные колпачки может уходить очень много масла.
Далее – повышенная дымность, снижение мощности мотора. Надо запомнить одну простую истину – масло в двигателе не горит, оно коксуется. Горят только присадки. Все мы знаем мотоциклы, в которых масло мешается с бензином. Все мы помним, сколько от них дыма. Но ведь там топливо разбавляется маслом в пропорциях 1:200. Здесь они значительно больше. То есть, если наблюдаем голубой дым из выхлопной трубы, то стоит задуматься о замене маслосъемных колпачков. Само собой, на такой смеси двигатель не будет развивать полной мощности, как на чистом бензине.
Перед работой
Камера сгорания мотора должна быть защищена от попадания посторонних веществ, поэтому цилиндры нуждаются в защите от масла. Здесь на сцену выходят маслосъемные колпачки, или сальники, которые при движении штоков клапанов защищают камеру сгорания. Со временем они теряют эластичность, и качество их работы падает. Ничто не препятствует маслу попасть туда, где ему находиться нельзя.
Если вы заметили, что выхлоп стал синеватым и густым, на свечах зажигания появилась копоть или даже нагар, а ваш ВАЗ-2106 пожирает масло, будто бензин, то очень вероятно, что проблема с сальниками коснулась и вас. Нужно набраться смелости открыть капот и изучить проблему. Возможно, в замене нуждается весь механизм газораспределения, но пока что мы поговорим только о колпачках: если уж напрягаться, то планомерно.
Читайте также: Пошаговая инструкция подключения генератора на ВАЗ-2106
Устройство маслосъемных колпачков не очень сложное, хотя встречаются как качественные образцы, так и недолговечные. Состоят они из таких деталей:
- Каркас. Стальная втулка, гарантирующая сальнику прочность.
- Пружина, оказывающая давление на шток клапана и обеспечивающая герметичность.
- Сам колпачок, он удаляет со штока остатки смазки. Изготавливается из эластичных материалов вроде каучука или фторопласта. Именно эта часть конструкции затвердевает.
Для подготовки к замене маслосъемных колпачков вы должны будете отыскать некоторые инструменты. Можно при желании выполнять работу и без них, стараясь воспользоваться подручными аналогами, но кому нужно забивать гвоздь прикуривателем, когда изобретен молоток. Вам понадобятся:
- съемник, пинцет или плоскогубцы для извлечения старых колпачков;
- рассухариватель клапанов для сжимания пружин;
- оправка для установки сальников;
- прут или трубка из мягкого металла для удержания клапанов от падения.
Если вы уверены, что больше заработаете за то время, пока возились бы с машиной, можете доверить ВАЗ-2106 автомеханикам-профессионалам. Но, пожалуй, если вы здесь, следовательно, решительно настроены поменять колпачки своими руками.
Инструменты для замены маслосъемных колпачков 2106
Прежде всего, надо сразу запастись достаточным набором инструментов, чтобы потом, когда двигатель уже разобран, не метаться в их поисках. Итак, вот краткий список.
- Ключ для поворота коленчатого вала;
- Рассухарка;
- Набор отверток с плоским жалом, разной ширины;
- Набор ключей и головок;
- Пинцет;
- Прокладка под крышку клапанов;
- Если планируется регулировка клапанов, то необходим щуп толщиной 0,15 мм;
- Оловянный пруток толщиной около 1 см толщиной;
- Съемник для маслосъемных колпачков.
ВАЗ 2106: замена маслосъемных колпачков своими силами
Сальниковые колпачки впускного и выпускного клапанов
Маслосъемные колпачки предназначены для предотвращения проникновения масла в камеру сгорания через клапанные отверстия головки двигателя. Необходимость посадки штока клапанов в отверстия с технологическим зазором, способствует попаданию масляной пленки в камеру сгорания.
Поэтому требуется уплотнение зазора, для чего предусмотрена установка сальниковых колпачков.
Оборудование и инструмент для работы
Замена маслосъемных колпачков ВАЗ-2106 следует проводить прямо на транспортном средстве, что существенно упрощает и может ускорить работу. Выполнение данных действий не требует снимать, потом устанавливать на место элемент блока ГРМ. Достаточно запарковать автомобиль в место, которое защищено от пыли, грязи и атмосферных осадков.
Затягиваем ручной тормоз и ставим кулису переключения передач в нейтральное положение.
Для замены маслосъемных сальников на автомобиле ВАЗ-2106 необходимо иметь комплект новых маслосъемных колпачков и новой прокладки под крышку ГРМ, набор рожковых ключей и некоторое приспособление.
Подготовка к замене маслосъемных колпачков ВАЗ 2106
Мы будем рассматривать замену маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 без снятия головки, так что это будет одновременно проще и сложнее. Простота, состоит в том, что нет необходимости демонтировать головку. А сложность, что тоже логично, в том, чтобы не уронить клапан в цилиндр.
Для начала, откручиваем натяжитель цепи, потом потребуется ее натянуть. Это нужно для того, что без препятствий снять шестерню распредвала.
Далее снимаем крышку клапанов и отмечаем на цепи положение шестерни. Это нужно для того, чтобы потом не выставлять метки. В принципе, этого можно не делать, но так проще.
Теперь откручиваем шестерню, снимаем ее и закрепляем цепь так, чтобы она не упала в картер. Если это произойдет, то придется снимать поддон, радиатор, лобовую крышку и потом выставлять фазы ГРМ. В общем, приятного мало.
Теперь снимаем корпус распредвала. Далее выкручиваем свечи, чтобы легче было вращать коленвал. Придерживаем цепь натяжку и выставляем поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Именно для этого нужен ключ для вращения коленвала. Чтобы попасть точно на ВМТ, нужно совместить метку на шкиве коленвала с последней по ходу меткой на лобовой крышке.
Клапанная крышка
Крышка клапанов обеспечивает защиту механизма ГРМ от внешних воздействий, а также от вытекания смазки наружу. Однако со временем на двигателе можно наблюдать масляные подтеки, которые являются результатом повреждения прокладки. В этом случае уплотнитель нуждается в замене.
Об устройстве цепного привода: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/kak-vystavit-metki-grm-na-vaz-2106.html
Замена прокладки
Для замены прокладки потребуется демонтировать крышку. В этом случае понадобятся следующие инструменты:
- головки на 8 и 10;
- удлинитель;
- трещотка или вороток;
- плоскогубцы.
Далее производим процедуру демонтажа:
- Отворачиваем гайки крепления крышки воздушного фильтра, снимаем её и сам фильтр.
- Отворачиваем гайки крепления корпуса и снимаем его, предварительно стянув шланг отвода картерных газов.
- Отсоединяем тягу привода дроссельной заслонки карбюратора.
С карбюратора отсоединяем тягу привода дроссельной заслонки
- Снимаем трос управления воздушной заслонкой, для чего ослабляем гайку на 8 и винт под плоскую отвёртку.
Чтобы отсоединить трос подсоса от карбюратора необходимо ослабить гайку и винт
- Отворачиваем крепление крышки клапанов торцовым ключом или головкой на 10.
Крепёж крышки клапанов отворачиваем головкой или торцовым ключом на 10
- Демонтируем крышку.
После отворачивания крепежа демонтируем крышку
- Снимаем старую прокладку и очищаем поверхность крышки и ГБЦ в месте прилегания уплотнителя.
Снимаем старую прокладку и очищаем поверхность крышки и ГБЦ в месте прилегания уплотнителя
- Надеваем новую прокладку и производим сборку в обратной последовательности.
Чтобы крышка была установлена должным образом, затяжку гаек производят в определённом порядке.
При установке клапанной крышки гайки её крепления следует закручивать в определённом порядке
Если возникла необходимость замены сальников клапанов либо самих клапанов с элементами, обеспечивающими их нормальную работу, необязательно обращаться за помощью на СТО. Следуя пошаговым инструкциям, ремонтные работы можно выполнить своими руками.
Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106
Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2106 производится примерно через 30000 километров пробега. Если его нет, то все равно лучше заменить через 2-3 года, потому что колпачки сохнут от старости. О том, как заменить колпачки на 2106 – в статье.
Содержание статьи:
- Когда проводится замена колпачков
- Инструменты
- Подготовка
- Замена колпачков
- Видео
На данный момент в магазинах можно встретить силиконовые маслосъемные колпачки, которые по своим характеристикам намного лучше резиновых. Никто не говорит об их долговечности, все дело в эластичности силикона. Это очень важно в условиях российской зимы, особенно, если мотор не оборудован предпусковым подогревателем.
Инструмент для проведения ремонта
Вам потребуется такой список инструментов:
- Рассухариватель можно использовать любого типа. Если есть самодельный, то и он подойдёт. Он должен позволять произвести снятие сухарей.
- Набор отверток плоских и фигурных.
- Мягкая проволока.
- Кусок олова.
- Головки торцевые, рожковые и накидные ключи.
- Динамометрический ключ.
Обязательно под рукой нужно иметь такие инструменты, как плоскогубцы, бокорезы, щипцы. Они могут пригодиться при любой работе, в частности, и при замене на двигателе маслосъемных колпачков ВАЗ-2106.
Подготовительные работы
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо как можно тщательнее вымыть всю машину. Причём большую часть внимания нужно уделять подкапотному пространству. Обязательно соблюдайте меры предосторожности — не заливайте систему зажигания, электронные датчики, провода. Прежде чем начать мойку, надо полностью обесточить систему электропитания. Для этого необходимо отключить аккумуляторную батарею, желательно полностью, после чего снять ее.
Под задними колёсами необходимо установить противооткатные упоры, после чего включить пониженную передачу и выжать ручник. Так как автомобиль имеет задний привод, то включение передачи позволит избежать скатывания машины. Обязательно нужно купить набор маслосъемных колпачков. Желательно выбирать только тех производителей, которые рекомендованы «АвтоВАЗом».
Как снимаются колпачки
Нужно полностью снять старые элементы, прежде чем выполнять замену маслосъемных колпачков на ВАЗ-2106. Инструкция по ремонту выглядит следующим образом:
- Если замена происходит без демонтажа головки блока цилиндров, то нужно в свечные отверстия устанавливать оловянный пруток. Он позволит удержать клапан в верхнем положении. Если же вы производите замену на снятой ГБЦ, то удержать клапаны можно руками.
- Устанавливаете рассухариватель клапанов.
- Сжимаете пружину.
- Извлекаете сухари, которые находятся на проточке в верхней части ножки клапана.
- Снимаете пружину, тарелку и опорную шайбу.
При помощи плоской отвертки необходимо поддеть маслосъемный колпачок и вытянуть его. Старые элементы можно не жалеть, если не выходит, то воспользуйтесь острым шилом.