В статье вы узнаете: тонкости робота АМТ, что больше всего, вредит коробке автомат на приоре. Узнаете неисправности и что нового в управлении автомобиля приора на роботе.
Заводская коробка АМТ на Приоре: цена и артикул
Новая КПП в ВАЗе была разработана на основе старого замороженного проекта. В 2009 году была закрыта разработка механической КПП для авто гольф-класса, но хорошие показатели навели инженеров на мысль, что коробка передач ВАЗ-2116, новое поколение МКПП, может стать прототипом для «автомата».
Роботизированная АКПП с электроактуаторами от ZF используется теперь в переднеприводных Ладах. Автомат имеет код 2181 для Калины и Гранты, а в Приору ставится АКПП с кодом 2182. Автомобиль Лада Приора с АМТ у дилера и на вторичном рынке стоит порядка на 20 тысяч рублей больше, чем Приора на «механике». Работает в четырех положениях: R, N, A и ручное переключение передач («+» отвечает за повышение передачи, «-» отвечает за ее понижение).
На какие модели «Лада Приора» ставили роботизированную трансмиссию АМТ
РКПП устанавливалась на автомобили «Лада Приора» в трех кузовах (2014-2015 годов выпуска), оснащенных 16-клапанным двигателем: это седан, лифтбек и хэтчбек.
Перестройка в Тольятти: ускорение и гласность
Налаживание работы с прессой — один из признаков глобальных перемен, происходящих на «АвтоВАЗе». Новый президент завода Бу Андерссон провёл пресс-конференцию в западном стиле: открытое признание проблем, но при этом сдержанный оптимизм и точные цифры роста по всем направлениям. И ещё подчёркнуто дружелюбное отношение к критикам. Да, в цепочке «завод – дилер» орудуют воры, и машины приходят на реализацию разукомплектованными. Президенту пришлось выступить в роли детектива. Кстати, успешно: таких случаев стало меньше. Одновременно с этим ВАЗ направляет своих сотрудников к дилерам — усилить предпродажную проверку, проводить её дважды. Да, многие важные шишки на заводе совсем было забыли туда дорогу. Теперь им приходится являться на планёрку к семи утра. Конечно, те, кто торгует «Ладами», сами ездят на «Мерседесах». Но руководство завода уже показало им пример, пересев на собственную продукцию. Которой, без сомнений, вскоре можно будет гордиться. И так далее.
Главное, что новый президент немного приподнял завесу тайны над происходящим на заводе. Если раньше «АвтоВАЗ» был такой отстранённой планетой Железяка, где, как известно, воды нет, полезных ископаемых тоже нет, а населена она пугающими роботами, то теперь хотя бы понятно направление их творческого поиска. Зачем, спрашивается, устанавливать новую трансмиссию АМТ в «Приору», которая является «хромой уткой» заводской линейки и уже в будущем году будет заменена «Вестой»? Оказывается, это необходимо для развития инжиниринга, без которого ВАЗ рискует превратиться в площадку для отвёрточной сборки чужих брендов, «раба» — по выражению Андерссона.

Lada Priora. Фото: Дирекция по связям с общественностью ОАО “АВТОВАЗ”
Пройдя обкатку на доживающей свой век «Приоре», новая коробка будет устанавливаться на все современные модели «Лад». Конечно, «робота» сложно назвать плоть от плоти детищем ВАЗовского инжиниринга. По сути, тольяттинцы устанавливают свою обычную механическую КПП, а всю необходимую электронику покупают у немецкой компании ZF. Это актуаторы переключения передач и включения сцепления, блок управления ими и селектор выбора режимов работы. Однако установка и подгонка этой «надстройки» — действительно трудоёмкая задача. И она была выполнена: Андерссон не побоялся предложить журналистам сломать коробку в ходе предстоящего теста, отметив, что сам пытался это сделать, и у него не вышло.

Зачем ещё нужна роботизированная КПП, помимо «озадачивания» инженеров? Особенно, если учесть, что заводом уже освоена установка зарекомендовавшего себя «автомата» от компании Jatco? Всё просто: АМТ дешевле — плюс всего 20 тысяч рублей к цене автомобиля. И, конечно, экономичнее — 5,6 литра на 100 километров в смешанном цикле. Для сравнения, «Калина» с автоматом сожжёт 8 литров — и это по паспорту, а на деле больше. Выжимая из «Приоры» все соки, я получил расход около 8 литров. Хороший результат, значит, озвученные пять с половиной литров вполне реальны при «вдумчивой» езде. Наконец, «робот» призван расширить ассортимент продукции — ведь чем больше ассортимент, тем выше конкурентоспособность. Кстати, уже этой осенью покупатель сможет заказывать автомобили с нужным ему набором опций, а не просто выбирать из нескольких базовых комплектаций.
«Вы спрашиваете, зачем нам нужен «робот». Я хочу, чтобы вы сами ответили на этот вопрос. Нужен он, окажется он востребованным? Как вы считаете? Мне интересно ваше мнение», — парировал все вопросы Бу Андерссон. Что же, попробуем разобраться.

Lada Priora. Фото: Дирекция по связям с общественностью ОАО “АВТОВАЗ”
Вступление
Лада Приора автомат — совместная разработка крупного автоконцерна ZF и Тольяттинского автозавода. Невероятно низкая цена в куче с немецкой точностью и дотошностью стали основной визитной карточкой новой коробки переключения передач. Обновленная Лада Приора АМТ должна была вернуть ранее потерянные среди потребителей рейтинги популярности одного из самых народных автомобилей современной линейки АвтоВАЗа.
Управляемость и динамика
Конечно же, гоночные способности Приоры на механике в условиях города известны. До 100 км/ч Приора с двигателем 98 л.с. или 106 л.с. разгоняется за 11,5 секунд по заявлению производителя. А вот при установке АМТ время разгона до 100 км/ч увеличилось аж на 1,1 секунду. Поступают смешанные отзывы владельцев Приоры с АМТ: кто-то говорит, что передачи «мозг» переключает вовремя, кто-то наоборот ругает робот и говорит, что передачи переключаются далеко не сразу.
Даже в комплектации с АМТ пока нет курсовой устойчивости! Тем не менее, можно вернуться к истокам: достаточно переключиться на ручной режим управления, и тогда можно самостоятельно понижать или повышать передачу. В обычном режиме автомат сам работает с трансмиссией, а вот на скорости после 100 км/ч как будто останавливается и не дает «разгон». Так и не ясно, что это – забота конструкторов автоВАЗа или недостаток КПП.
При полном торможении и резком стиле езды робот притормаживает – включает первую передачу, обороты повышаются, начинается торможение двигателем. Автомат «зависает» и только после нехитрых манипуляций переключается на вторую передачу, и автомобиль идет на разгон.
Как устроена и работает АМТ
АМТ (automatic-manual transmission) — автоматизированная/ручная трансмиссия со смешанным режимом представляет собой обычную механическую КПП, в которой функции включения/выключения сцепления и переключения передач возложены на исполнительные устройства, приводимые в движение электромоторами по команде электронного управляющего блока. Таким образом, механические приводы трансмиссии (педаль сцепления, тросики или кулиса), которыми управлял ранее водитель, исключены.

Механизм «Лады Приоры» внутри
Перед началом эксплуатации автомобиля производится однократный (впоследствии периодически повторяемый при проведении регламентного ТО) процесс адаптации, который заключается в программировании электронного устройства управления переключением передач и сцеплением.
Коробка АМТ: плюсы и минусы
Автоматическая механическая трансмиссия (АМТ) сама занимается переключением передач, оставляя водителю главную задачу – следить за дорогой. Банальное экстренное торможение с использованием рабочей тормозной системы проще сделать на автомате – переставить ногу с педали газа на педаль тормоза и надавить. На механике же нужно после нажатия педали тормоза успеть подвести левую ногу к педали сцепления, чтобы автомобиль не заглох.
Плюс машины с «роботом» в том, что при движении на большой скорости на ней легче ехать – не нужно отвлекаться на управление рычагом КПП. Если нужно выполнить разгон, предварительно понизив передачу, рычаг КПП легко переводится в положение ручного режима за мгновение, а затем переводится обратно, в автоматический режим.
Важный момент – из-за того, что коробка стала симбиозом хорошего проекта АвтоВАЗа и компании ZF, расход топлива на Приоре с АМТ снизился по сравнению с Приорой с механической трансмиссией.
Наш вердикт
В сравнении с предыдущей версией, новая АМТ стала понятнее для водителя и комфортнее для всех находящихся в машине. Если не относиться к роботизированной Весте как к гоночному автомобилю, то впечатления от машины исключительно положительные. Робот по-прежнему для тех, кто не торопится. Ну а для тех, кто привык погонять, есть Lada Vesta Sport на механике.
Основные преимущества и недостатки АМТ на «Приоре»
Коробка робот на Lada Priora является неким гибридом, промежуточным вариантом между механикой и АКПП. Соответственно, преимущества и недостатки вытекают из ее конструкции. В агрегате реализована концепция «защита от дурака», когда полностью исключается случайное включение передачи, которое может повлечь резкую перегрузку двигателя. Переход в ручной режим допускает понижение передачи на одну скорость, что предохраняет трансмиссию и силовой агрегат от перегрузок.
По сравнению с механикой
Сравнение с механической КПП вытекает из отличий в механизме привода переключения передач и сцепления. Недостатки связаны с несовершенством исполнительных механизмов узла переключения. Отзывы владельцев «Приоры» с коробкой робот выявили следующие преимущества по сравнению с механикой:
- экономичность;
- снижение шума в салоне;
- уменьшение вибраций рычага КПП;
- свободу рук от постоянного переключения передач.
Недостатки:
- ограниченный срок службы дорогостоящих импортных актуаторов;
- рывки и замедленность включения передач;
- провалы при переключении передач.
Комфорт, экономичность и удобство езды с роботом перевешивают его недостатки перед механикой.
По сравнению с гидроавтоматом
Сравнивая отзывы владельцев «Приоры» о роботе и АКПП, можно выявить наиболее явные различия между ними. Среди преимуществ РКПП следующие:
- экономичность;
- выносливость к повышенным нагрузкам (плохая дорога, пересеченная местность);
- стоимость узла и его обслуживания ниже, чем у АКПП.

Сравнение коробок передач
Недостатки:
- неравномерность переключения 1-й и 2-й передач;
- необходимость в периодической регулировке;
- проблематичность ремонта актуаторов (только замена);
- повышенный шум на верхних передачах.
Если автомобиль эксплуатируется преимущественно на дорогах с грунтовым покрытием или в сельской местности, робот предпочтительнее.
Расход топлива на 100 км на Приоре, 106 л.с., роботизированная АКПП:
- По городу: 8,5 л;
- По трассе: 5,5 л;
- В смешанном цикле: 6,6 л.
Сам факт, что на машине с роботизированной АКПП расход ниже, уже поражает зрение и слух! Обычно «автоматы» способствуют тому, что топливо в баке быстрее заканчивается, потому что плохо и не вовремя переключает передачи, «непонятно» стартует и совершает такие ошибки, какие порой даже не совершает новичок на автомобиле с МКПП.
Смотрите также:
- Когда российское лучше британского. Тест-драйв Nissan Qashqai →
- Мужской взгляд: сказ о том, как японцы Россию покорять будут →
- Антикризисный флагман: тест-драйв Chery Arrizo 7 →