Зачем нужен конденсатор в электродвигателе авто?

Классификация устройств. Принцип функционирования конденсатора. Конденсатор: эксплуатация в качестве временного источника питания. Применение конденсаторов в источниках бесперебойного питания.

Предназначение автомобильного конденсатора

Сегодня автомобильные конденсаторы широко применяются в качестве фильтра, который подавляет шум в динамиках, высокие и низкие частоты, помехи и всякого рода пульсации, которые возникают в результате скачков напряжения в электрической сети автомобильного средства.

Также их применяют для создания высокого показателя напряженности в общей электрической системе транспортного средства. Именно благодаря этому свойству данный элемент широко используется в различных отраслях промышленности.

Видеолекция о предназначении конденсатора

Подключение без трансформатора

В определенных условиях нагрузку к высоковольтной сети допускается включать непосредственно через конденсатор вместо трансформатора используемый в данном схемном решении.

У этого вида организации электропитания имеются свои преимущества и недостатки. Первые состоят в следующем:

  • При данном способе ограничения сетевого напряжения схема преобразовательного устройства существенно упрощается.
  • Снижаются его габариты и масса, а экономичность напротив – повышается.
  • Такой блок питания удобен в пользовании и прост в ремонте.

Однако за все перечисленные достоинства приходится расплачиваться одним, но очень существенным недостатком, касающимся безопасности пользования этим устройством.

Подключение без трансформатора

Важно! В отличие от трансформаторной схемы включения, при которой опасный потенциал 220 Вольт отделен от выходных цепей изолированными катушками, в данном случае налицо прямая электрическая связь.

А это чревато последствиями в виде поражения током случайно прикоснувшегося к нагрузочной цепи пользователя. Указанная опасность может возникнуть при непредвиденном пробое входного конденсатора с замыканием обкладок и попадании напряжения 220 Вольт непосредственно на выход устройства. Другим не менее неприятным последствием такой неисправности станет сгорание подключенной к БП нагрузки (а это может быть и дорогой смартфон, например).

Генератор ВАЗ 2110 2111 2112

Функции и проверка конденсатора генератора на автомобиле ВАЗ 2110 2111 2112

Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с корпусом) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегаомметром или тестером (на шкале 1— 10МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.
На генераторе ВАЗ 2110 2111 2112 установлен конденсатор типа К73-58-4. Маркировка нанесена сбоку на корпусе конденсатора. Не устанавливайте конденсатор другого типа.

Критерии исправности щеток на генераторе ВАЗ 2110 2111 2112.

Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше чем на 5 мм, то заменяют щеткодержатель с щетками. Для замены выдвигают щёткодержатель из корпуса регулятора напряжения, нажав на вывод «В». Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на место, продувают гнездо установки в генераторе от угольной пыли и протирают от масла.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКИ И ЗАМЕНЫ ЩЕТКОДЕРЖАТЕЛЯ И КОНДЕНСАТОРА ГЕНЕРАТОРА ВАЗ 2110 2111 2112

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините колодку с проводом от вывода «D» генератора и провод от контактного болта (вывод «В+»).
3. Отжав три защелки, снимите пластмассовый кожух.
4. Отверните два винта крепления щеткодержателя. 5. Осторожно выньте щеткодержатель, чтобы не повредить щетки, и отсоедините от него колодку с проводами. 6. Отверните гайку крепления контактного болта.
7. Снимите пружинную шайбу. 8. Снимите дистанционную шайбу и отсоедините наконечник провода конденсатора от контактного болта. 9. Отверните винт крепления и снимите конденсатор с генератора.
10. Проверьте исправность регулятора напряжения. Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В «+» на клемму, а «–» на «массу» щеткодержателя. При этом контрольная лампа должна гореть. 11. Затем подайте напряжение 15–16 В – лампа должна погаснуть. Если лампа горит или не горит в обоих случаях, то регулятор со щеткодержателем неисправны и их нужно заменить. 12. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем. При обнаружении на щетках сколов и трещин также замените регулятор.
13. Исправность конденсатора можно проверить мегометром или тестером (по шкале 1–10 МОм). Подсоедините щупы тестера к контактам конденсатора. Перед подключением прибор показывает бесконечность. В момент подключения сопротивление уменьшается, а затем возвращается опять в бесконечность. В этом случае конденсатор исправен. Неисправный конденсатор надо заменить. Емкость конденсатора 2,2 мкФ ±20%
14. Установите конденсатор и щеткодержатель в порядке, обратном снятию. Обратите внимание, конденсатор должен быть точно сориентирован относительно установочного выступа на крышке, иначе щеткодержатель не встанет на место

Как работает автомобильный конденсатор

Сегодня в современных автомобилях широко используются конденсаторы. Они применяются как буфер между аккумулятором и усилителем, а также между другими электронными устройствами.

Действие конденсатора в какой-то степени напоминает работу аккумуляторной батареи. Он накапливает электроэнергию в виде электростатического заряда.

Самая простая конструкция такого устройства состоит из двух пластин, которые разделены специальным изолятором. Когда устройство присоединяется к питанию, то одна пластина приобретает положительный заряд, а другая — отрицательный. Таким образом, образуется электростатический заряд. В случае разрядки такого устройства происходит обратный процесс. Вся конструкция конденсатора находится в корпусе и имеет по два вывода от каждой пластины.

Конденсатор служит для сохранения и поддержания заряда электрического тока в системе

Функции конденсатора в электрической цепи автомобиля:

  • сохранение и поддержания заряда электрического тока в системе;
  • возможность длительного удержания потенциального заряда;
  • предотвращение провалов и стабилизация скачков напряжения.

Конденсатор в электродвигателе транспортного средства

Конденсаторы для электродвигателей авто бывают рабочими и пусковыми. Рабочие конденсаторы позволяют обеспечить корректную работу электродвигателя, а пусковые конденсаторы применяют для улучшения пускового момента.

Задачи пусковых автомобильных конденсаторов для двигателя

  • экономная эксплуатация электротехники;
  • повышение крутящего момента;
  • способность переносить высокую нагрузку;
  • обеспечение оптимального срока эксплуатации электродвигателя.

В отличие от рабочих конденсаторов, пусковые включаются во время запуска двигателя. Рабочие конденсаторы обеспечивают корректное функционирование двигателя непосредственно во время его работы.

Маркировка

Для маркировки отечественных изделий применялась буквенная система. Сегодня распространена цифровая маркировка. В буквенной системе применялись символы:

  • К – конденсатор;
  • Б, К, С, Э и т. д – тип диэлектрика, например: К – керамический, Э – электролитический;
  • На третьем месте стоял символ, обозначающий особенности исполнения.

В данной системе маркировки иногда первую букву опускали.

В новой системе маркировки на первом месте может стоять буква К, а после неё идёт буквенно-цифровой код. Для обозначения номинала, вида диэлектрика и номера разработки используют цифры. Пример такой маркировки показан на рисунке 8. Обратите внимание на то, что на корпусе электролитического конденсатора обозначена полярность включения.

Маркировка конденсаторов
Рис. 8. Маркировка конденсаторов

  • Ёмкость от 0 до 999 пФ указывают в пикофарадах, например: 250p:
  • от 1000 до 999999 пФ – в нанофарадах: n180;
  • от 1 до 999 мкФ – в микрофарадах: 2μ5;
  • от 1000 до 999999 мкФ – в миллифарадах: m150;
  • ёмкость, больше значения 999999 мкФ, указывают в фарадах.

Ещё один способ проверки

Подходит лишь для конденсаторов повышенной ёмкости и используется крайне редко из-за высокой опасности. Конденсатор на 2–3 секунды подключается к источнику высокого напряжения, которое не должно превышать предельно допустимого напряжения, указанного на самом конденсаторе. Затем он отключается, а его контакты замыкаются накоротко чем-нибудь металлическим, при этом металл обязательно должен быть изолирован от руки, в противном случае можно получить удар током. Если при прикосновении металла к ножкам произошла разрядка конденсатора (которая обычно сопровождается искрами) — значит, конденсатор исправен, так как способен накапливать заряд.

Проверка целостности обмотки статора генератора

проверка стотора генератора
Перед проверкой обмотки следует провести внешний осмотр статора генератора на предмет повреждения изоляции и на наличие прожигов. При обнаружении этих дефектов нужно заменить статор. А при их отсутствии следует перейти к следующему этапу проверки. Чтобы проверить целостность обмотки, статор следует отсоединить от генератора и обеспечить отсутствие контакта между выводами обмотки. При этом проверяется отсутствие как обрыва обмоточной цепи, так и замыкания обмоток на корпус.
Для этой цели используется цифровой мультиметр. Этот прибор необходимо установить в режим измерения сопротивления (в Омах). После этого измеряется сопротивление каждого из трех выводов обмотки. У неисправной обмотки мультиметр выявит слишком большое сопротивление (обрыв).

На втором этапе проверяется сопротивление между каждой обмоткой и корпусом статора. Малое значение будет свидетельствовать о наличии короткого замыкания на корпус.

Как проверить конденсатор на исправность

Система зажигания мотора является одной из важнейших в автомобиле. Благодаря ее использованию машина заводится и начинает движение. В России остается еще множество машин оснащенных контактной системой зажигания, одним из элементов которой является конденсатор. Как проверить конденсатор на исправность? Он, как правило, не ломается, однако любой владелец авто должен быть всегда готовым к этому.

Вы может без труда проверить и заменить конденсатор, находясь в дороге.

Как проверить конденсатор на исправность

Для проверки конденсатора на исправность вам нужен омметр, переносная лампочка и заводная ручка. Воспользуйтесь омметром. Один из выводов конденсатора надо соединить с корпусом для разрядки. Одним щупом омметра соединитесь с наконечником провода, другим с корпусом (прибор должен быть в режиме верхнего предела измерений).

Если конденсатор исправен, начнется резкое отклонение к «0», далее он плавно вернется к «бесконечности». Если изменить полярность, стрелка отклонится к «0» больше. В случае неисправного конденсатора его надо заменить. Затем надо отсоединить провод катушки зажигания и конденсатора от зажима прерывателя. С помощью переносной лампы, выполните проверку, пробивает ли конденсатор на корпус машины. Ее надо соединить с зажимом прерывателя и включить зажигание.

Как проверить конденсатор на исправность — неисправным считается конденсатор, если лампа начинает загораться. Она применяется, чтобы уменьшилось горение контактов прерывателя и выросли показатели вторичного напряжения Конденсатор подключен параллельно ему.

Когда размыкаются контакты, при минимальном значении зазора начинает проскакивать искра, приводя к накоплению заряда. Все системы зажигания имеют свои конденсаторы. Он обладает емкостью составляющей примерно 0,17—0,35 мкФ. Контактная система ВАЗ это значение соответствует 0,2—0,25 мкФ. Если емкость конденсатора отклоняется, уменьшается вторичное напряжение. Во время зарядки/разрядки конденсатора его значение не превышает пяти кВ. Провод черного цвета идущего от конденсатора к катушке зажигания и зажиме прерывателя, надо отсоединить от прерывателя и включить зажигание. После ими надо прикоснуться друг к другу. Если появиться разрядная искра конденсатор неисправен. Другой метод, как проверить конденсатор на исправность, заключается в зарядке конденсатора катушки зажигания током большого напряжения, с последующей разрядкой на корпус. При появлении разрядной искры с различимым щелчком между массой и конденсаторным проводом, он является исправным. При отсутствии искры конденсатор является пробитым.


Произведите отключение конденсатора. Воспользуйтесь заводной ручкой для проворота коленвала ДВС. С распределителя зажигания снимите крышку, затем включите зажигание. Основной признак того что конденсатор неисправен является наличие сильного искрения на контактах от прерывателя в этот период времени.

Когда появляется слишком слабая искра между корпусом и главным проводом высокого напряжения или имеется сильное искрение на контактах прерывателя, означает неисправность конденсатора и его следует заменить.

Как проверить конденсатор на исправность мв объяснили, проверяйте и меняйте!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!

Обзор моделей

pyskovoi-kondensator-cbb-60-264x300.jpg

Существует несколько популярных моделей, которые можно встретить в продаже.

Стоит отметить, что эти модели отличаются не по емкости, а по виду конструкции:

  1. Металлизированные полипропиленовые варианты исполнения марки СВВ-60. Стоимость подобного варианта исполнения около 300 рублей.
  2. Пленочные марки НТС стоят несколько дешевле. При одинаковой емкости, стоимость составляет около 200 рублей.
  3. Э92 – продукция отечественных производителей. Их стоимость небольшая — порядком 120-150 рублей при той же емкости.

Существуют и другие модели, зачастую они отличаются типом используемого диэлектрика и видом изоляционного материала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...