Что лучше электроусилитель или гидроусилитель

Чем отличается электроусилитель от гидроусилителя руля? Первый появился сравнительно недавно, а второй применяется уже с середины двадцатого века. Конструкция и принцип работы каждого из усилителей имеют свои особенности работы, преимущества и недостатки.

Характеристика ГУРа

Этот тип усилителя появился намного раньше электрического. ГУР являет собой элемент рулевого управления автомобиля, который работает при помощи жидкостного привода. Несмотря на растущую популярность ЭУР (ВАЗ им тоже оснащается), ГУР является наиболее распространенным усилителем. Конструктивно данный узел содержит в себе гидронасос. Он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Как она выглядит, читатель может увидеть на фото ниже.

что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля

Ниже мы рассмотрим алгоритм действия данной системы.

рулевое управление

рулевое управлениеПри выборе типа усилителя рулевого управления лучше ориентироваться именно на ездовые ощущения. Гидравлические и электрические системы имеют серьезные конструктивные отличия и свои слабые и сильные стороны.

При выборе типа усилителя рулевого управления лучше ориентироваться именно на ездовые ощущения. Гидравлические и электрические системы имеют серьезные конструктивные отличия и свои слабые и сильные стороны.

Материалы по теме

uploads-2014-04-20140411_20140411_servotronic_zf

Эталонная система — гидравлический рулевой редуктор. Это механизм так называемого типа «винт — шариковая гайка». Зачастую его применяют на грузовом транспорте и автобусах, но раньше его также ставили и на дорогие седаны, например на Mercedes-Benz с кузовным индексом W124. Механизм отличается минимальным внутренним трением и дополнен гидравлическим усилителем. При повороте руля вращается входной вал редуктора с винтовыми канавками. Такие же сделаны и на внутренней части закрепленной на нем гайки. Вращение вала вызывает ее осевое перемещение. Внешняя часть гайки соединена зубьями с выходным валом редуктора. Таким образом, ее осевое перемещение вновь преобразуется во вращательное. Трение в паре «входной вал — гайка» снижено за счет циркуляции шариков в канавках. По сути, это подшипниковый узел.

Увы, с массовым приходом привычных рулевых реек внутренние трения неизбежно возросли, а с появлением электрических усилителей (электродвигателей) добавились еще и паразитные моменты инерции. С тех пор инженеры с переменным успехом пытаются привить современным механизмам ту эталонную информативность, присущую легковым рулевым редукторам.

Классический гидравлический усилитель руля (ГУР)

Даже в обычной механической рулевой рейке без усилителя есть приличное внутреннее трение. Больше всего потерь, как ни странно, в зубчатой паре «входной вал — рейка». Свое трение есть также в опорной втулке и сухаре. В случае рейки с гидравлическим усилителем сюда добавляются и сальники.

Как работает ГУР?

Как мы отметили ранее, работает данный узел на основе гидравлической жидкости. Так, во время прямолинейного движения циркуляция жидкости производится по кругу. То есть она проходит по каналам от насоса в бачок. Однако как только траектория движения меняется (водитель поворачивает руль), жидкость поступает в одну из полостей распределительной гильзы. В зависимости от поворота руля она поступает в левую либо в правую ее часть. Из другой полости жидкость сливается в бачок. Так, поршень обеспечивает перемещение механизма рулевой рейки. Усилие от поворота передается на тяги.

эур калина

Так происходит изменение направления движения автомобиля. Наибольшая производительность насоса наблюдается при повороте рулевого колеса на месте (то бишь при парковке на ограниченном участке). Однако в движение система приводится благодаря ременной передаче от коленвала. А ведь его обороты во время парковки минимальны и близки к холостым. Соответственно, усилие, что вырабатывается насосом, недостаточное для поворота руля. Что же делать? Не подгазовывать же до отсечки? Производитель учел этот момент. Поэтому в таких ситуациях электронный блок управления подает сигнал на дополнительное открытие клапанов. Так, в силовой цилиндр рулевой рейки поступает большее количество жидкости. Поэтому «на месте» вращать руль будет очень легко. Но не стоит увлекаться – помните, что в этот момент насос работает на полную. Частые выкручивания руля «до упора» на парковке снижают его ресурс.

Разбираемся в движении

Те, кто хоть раз пересаживался сгидравлического на электроусилитель, не дадут соврать, как отличаетсяуправление машины.

И разница вовсе не внастройках подвески – именно в усилителе руля. ГУР дает естественные ощущения илучшую информативность.

Автомобили с ЭУР имеют худшую обратную связь, чем модели с ГУР.Бывают, конечно, исключения. Например, система AFSот BMW. Но это уже совсем другие деньги, и на бюджетных автотакого не встретишь.

Цена машины

Этот пункт часто относится к недостаткам гидравлических усилителей. А всё потому, что для изготовления ГУР требуется больше материалов. К их прочности тоже предъявляются жёсткие требования, так как внутри высокое давление. ЭУР обходится производителям сравнительно дешевле. Но насколько?

Если машина с электроусилителем руля стоит, скажем, полмиллиона неважно каких денег, то с гидроусилителем её цена будет выше на пару тысяч. Справедливости ради следует сказать, что такая закономерность наблюдается не всегда. Да и разница в пару тысяч на фоне полумиллиона выглядит, по правде говоря, смешно. По крайней мере, недостаточно серьёзно для того, чтобы по этому критерию уверенно заявить — ЭУР лучше ГУР.

А что по расходу?

Ежегодно растут цены на бензин, поэтому каждый литр на счету.Может ли машина с ЭУР расходовать меньше топлива? Да, может. Простое объяснение– двигатель электроусилителя питается энергией,вырабатываемой генератором, в то время как насос ГУР постоянно в зацеплении сошкивом коленвала.

Разницав расходе невелика, но ощутима на больших пробегах – 1 литр в городском режиме.

Выбирая гидроусилитель или электроусилитель руля,стоит учитывать этот момент.

Работа в экстремальных условиях

Если за рубежом экстремальные условия – это нечто изряда фантастики, то у нас это повседневная эксплуатация. На наших дорогахвозможно все: грязь, реагенты, разъедающие даже металл, колдобины, резкиеперепады температур.

Зимняя эксплуатация усилителя руляЗимняя эксплуатация усилителя руля

Зимняя эксплуатация усилителей руля

Как проявляет себя ГУР зимой? Представим ситуацию: мыприпарковали машину, за ночь выпал снег, и в придачу «сосед» закрыл выезд.Места для маневра остались немного, и мы машинально выкручиваем колеса до упора,стараясь не повредить себя и другие машины. Однако здесь нас ожидает «сюрприз».«Ахиллесова пята» гидроусилителя – это работа насоса в крайних положениях руля.В этот момент выдавливает сальники и прокладки, пробивает шланги. Завершивманевр, можно просто остаться без усилителя. Выход один – научиться делатьманевр, не выворачивая руль до упора.

Жидкость в ГУРедолжна соответствовать допускам. Сколько было ситуаций, когда лопались шланги ивыходил из строя насос банально из-за густого масла.

Что же, может лучше ЭУР? Здесь вроде нет шлангов, да ижидкости в принципе. Но к сожалению, ЭУР не более надежен зимой. Большойнедостаток – при минус 15 и ниже дубеют провода и трескаются при изгибе. Оставшиеся«волоски» добивает влага, что свободно попадает сквозь пробитую изоляцию. Иногда«глючит» блок управления. По разным причинам туда попадает влага, окисляетсяплата, сгорают дорожки. Причем проблема может проявляться только приопределенных условиях (скорость, температура, другие факторы). И если с ГУРомвидно, откуда исходит проблема (по следам утекшего масла), то электроникупридется перебирать долго.

Какая система удобнее в управлении

При разработке усилителей системы управления автомобилем перед конструкторами стояла сложная задача. С одной стороны, необходимо обеспечить легкость при повороте колес, с другой стороны, водитель не должен терять «контакт» с дорогой, для этого требовалось обеспечить обратную связь.

На деле многие водители убеждены, что при использовании ЭУР чувствовать дорогу не всегда будет получаться. На деле это совершенно не так. Дело в том, что электроусилитель, наоборот, наиболее точно чувствует и анализирует ситуацию на дорожном полотне, поэтому он четко передает угол поворота, а при ускорении машины руль становится «тяжелее». ГУР в этом вопросе проигрывает, так как он хоть и обеспечивает надежную обратную связь, но при этом предохранить от выворота руля на большой скорости он не может. Электроусилитель же не допустит подобной ситуации.

Еще один миф, который прочно засел в головах «бывалых» – это то, что ЭУР не поддается ремонту, поэтому если он сломается, то ничего с этим не поделаешь. На самом деле и это не так. Просто для того, чтобы отремонтировать электроусилитель, нужно обращаться не в СТО, а к электрикам.

Среди действительно реальных недостатков ЭУР стоит упомянуть тщательную калибровку, которая требуется такой системе. По факту произвести все эти настройки можно на иномарках, детища отечественного автопрома будут куда капризнее в этом вопросе. Также электромотор нуждается в дополнительной защите – демпфере, который будет гасить вибрации и колебания, влияющие на целостность ЭУР.

Сложность обслуживания

Кто владел машинами с гидроусилителями, тот знает, в каком обслуживании они нуждаются. Надо следить за уровнем рабочей жидкости. Своевременно её доливать. На рулевой рейке есть пыльники. Если они потрескались или, не дай бог, разорвались — гидроцилиндру с поршнем капец. За другими деталями рулевого управления тоже надо следить, так как из-за убитых наконечников или тяг легко может пострадать и гидравлика. В общем, нескучная технология — ГУР.

С электрическими усилителями руля, на первый взгляд, куда проще. Чего стоит только то, что жидкости никакой нет. Однако не следует обольщаться и расслабляться. Есть и у ЭУР детали, требующие периодического внимания со стороны автовладельца. В том числе, как и другая электроника, система нуждается в обеспечении хороших контактов, защите от влаги и регулярном устранении окислов. Очень часто за этим всем не следят, зато потом генерируют на форумах свои жалобы и сетования, что ЭУР — это синоним ненадёжности.

Итог — ГУР немножечко сложнее в обслуживании. Жидкость, даже если не подтекает, нуждается в периодической замене. Пыльники и прочее. ЭУР же, если удачно сделан, внимания требует лишь изредка. А встречаются и такие, которые без какого-либо обслуживания молотят годами безотказно.

Какая система удобнее в управлении

Поинтересовавшись у специалистов, что лучше — ГУР или ЭУР, можно получить разные ответы. Объясняется это тем, что «на вкус и цвет товарищей нет». Учитывая только что изложенные достоинства, недостатки каждой из этих систем, надо сказать, что и та, и другая весьма удобна в управлении. Если водитель привыкнет к одной из них, он будет уверен, что она совершеннее. Если ему не нравится постоянно контролировать состояние гидросистемы на СТО, лучше выбрать электроусилитель, не требующий такого систематического осмотра и т. п.

Мужчина за рулем машины

Эксперты советуют при покупке машины тщательно взвесить все «за» и «против», учесть всё, что его ждет при тех или иных случаях, ознакомиться с соответствующими рекомендациями и только потом принимать окончательное решение о выборе системы.

Особенности обслуживания

Отличие гидроусилителя от электроусилителя руля автов том, что первый периодически требует внимания. Необходимо:

  • контролировать уровень масла в бачке (плюс-минускаждые 10-15 тысяч километров);
  • проверять состояние шлангов низкого и высокогодавления (на таком же пробеге);
  • контролировать состояние, натяжение приводного ремнянасоса каждые 30 тысяч километров (замену производить раз в 60 или по текущемусостоянию);
  • делать раз в 60 тысяч километров замену масла всистеме гидроусилителя или каждые 2 года.
Замена жидкости в ГУРЗамена жидкости в ГУР

Замена жидкости в ГУР

С электроусилителем немного проще. Так как здесь нет насоса и рабочейжидкости, его не нужно обслуживать. Просто ездить и раз в год делать общуюкомпьютерную диагностику. Это главное отличие электроусилителя от гидроусилителя.

Стоимость ремонта

По этому критерию чаще нахваливают ЭУР, что несправедливо. Да. Конечно. Если за гидроусилителем руля не следить, долго заставлять его работать с недостаточным уровнем жидкости и порванными пыльниками — ремонт встанет в нехилую копеечку. Однако, если автовладелец своевременно обслуживает систему усиления руля, то служить без поломок она может практически вечно. Сюда стоит также добавить такой немаловажный фактор, как многокомпонентность узла. То есть благодаря тому, что ГУР состоит из многих отдельных деталей, их замена обычно не бывает дорогой.

Что же касается ЭУР, то в большинстве случаев система представляет собой блочный узел. Соответственно, если что-то и ломается, менять надо целый блок. А это уже совсем другие деньги. Дорогое в данном случае всё — и электродвигатель, и контроллер. Чинить эти детали можно, конечно, самостоятельно. Но это куда сложнее, чем поменять жидкость, растрескавшиеся пыльники или повреждённые патрубки. Опять же, из-за большей распространённости ГУР запчасти найти легче. В частности, на тех же разборках.

Итог — ремонт ЭУР обычно обходится дороже, поскольку система имеет блочную структуру. ГУР бьёт по карману лишь тем, кто долго за ним не следит, ездит без жидкости или с повреждёнными пыльниками. Но, опять же, раз на раз не приходится. Это тоже надо учитывать.

Что лучше?

Определить точно, что именно лучше невозможно. Каждый автовладелец вправе исходить из своих предпочтений ведь обе системы имеют достаточно хорошие преимущества, в целом схожие между собой.

Однако, стоит лишь отметить, что электрический усилитель был разработан относительно недавно, поэтому считается более современным устройством, несмотря на некоторые недостатки, он все же имеет больше положительных качеств: экономит топливо, занимает меньше места, его возможно настраивать по своим предпочтениям.

Поэтому подведя итог, можно лишь отметить незначительное превосходство ЭУР от ГУР.

Ремонтопригодность

ГУРы изучены досконально, поэтому их ремонтируютвезде. Восстановить можно все, и даже 20-летний насос – были бы деньги. С ЭУРситуация другая. Для его диагностики нужно специальное оборудование. Послелюбого вмешательства нужно калибровать датчики, а это делается через сканер.Хорошо, если просто оторвался провод или сломался датчик. Хуже, если неисправенэлектрический мотор. В большинстве случаев он не подлежит восстановлению.

Разобранный электроусилитель руляРазобранный электроусилитель руля

Разобранный ЭУР

Если брать один автомобиль, стоимость ремонта идиагностики ГУР будет дешевле, чем ЭУР. Да и не каждый возьмется за ЭУР, ведьдля работы с ним нужно дорогое оборудование и знания.

Размеры и вес

Если считать более компактное и лёгкое преимуществом, то по этому критерию электроусилитель лучше гидроусилителя. С другой стороны, кому есть дело до того, насколько большой или тяжёлый узел автомобиля, если разница на фоне полутора тонн составляет несколько жалких сантиметров с килограммами. В руках носить усилитель руля не нужно. Под капотом он занимает ровно столько места, сколько под него выделили конструкторы.

Итог. В вопросе что лучше — ГУР или же ЭУР — размер и вес не имеет никакого практического значения. Для тех же конструкторов, да, это важно. Но нам, как автовладельцам, всё равно.

Совмещения с «умной» электроникой автомобиля

ЭУР и умная электроника

Здесь тоже почти всё очевидно, и не требует подробных объяснений. Электрический узел гораздо проще совместить с «умной» электроникой, нежели гидравлический. Благодаря этому появились автомобили, которые умеют самостоятельно парковаться, ехать без водителя, ориентируясь по дорожной разметке и так далее. Также из-за этого фактора многие считают, что за ЭУР будущее. Может-быть и так. Такое будущее, между прочим, уже наступило, но только у 1% населения планеты Земля.

Безопасность

Этот критерий последний только в нашем списке. В жизни он чуть-ли не самый первый. Чтобы сравнить объективно ЭУР с ГУР по безопасности, нарисуем в уме для обеих технологий результат отказа системы. Когда на ходу прекращает работать гидравлический усилитель, автомобилем можно продолжать управлять. Да. Руль крутить будет тяжелее, чем обычно. Но направить машину туда, куда нужно, возможность остаётся.

При отказе ЭУР такая возможность предоставляется водителю далеко не всегда. В жизни встречались глюки электроники, из-за которых машина не то, что теряла управление, а попросту ехала туда, куда ей приказывает взбесившийся электроусилитель руля. К счастью, такие случаи единичные. Тем не менее, этого достаточно, чтобы считать ГУР более безопасным.

Видео.

Оценка статьи:

Загрузка…

Что лучше ГУР или ЭУР? Ссылка на основную публикацию

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...