Что собой представляет раздатка нива 2121: полный привод нивы, неисправности,устранение проблем, демонтаж раздатки
Как на “Ниве” включить полный привод
На “Ниве” постоянный полный привод. Что это означает? Что схема полного привода Niva подразумевает, что он работает всегда — энергию вращения от двигателя через карданы и дифференциалы все четыре колеса получают постоянно.
Информация о том, что на Шевроле Ниве и Нива 4х4 можно рычагом отключать и включать полный привод является очень распространенным мифом. Такую версию иногда озвучивают даже менеджеры дилеров Lada — якобы рычаг раздатки подключает передний мост, подключая полный привод. На самом деле у Нивы постоянный полный привод, а не подключаемый!
Самый распространенный аргумент в пользу неправильной теории — почему же при выключенной раздатке, если вывесить одно колесо на “Ниве”, то машина не сдвинется с места? Например, вот в этом видео говорят про “плавающий” и непостоянный полный привод “Нивы”.
Постоянный или не постоянный у Нивы полный привод (смотрите с временной отметки 2.40)
Ответ прост — потому что на этом автомобиле, в обоих поколениях, используются свободные, неблокирующиеся дифференциалы. Как это работает — читайте в соответствующем материале. Поэтому при вывешенном колесе вся мощность двигателя уходит на его вращение, а остальные три колеса практически не крутятся.
Почему же тогда на бездорожье помогает включение рычага “раздатки”? Не потому ли что он “включает” работу полного привода “Нивы”? Нет, этот рычаг блокирует межосевой дифференциал. В результате мощность двигателя отправляется не на то колесо, которое крутится легче всего (в соответствии с принципами работы дифференциала), а распределяется поровну между осями. И одна из осей в состоянии вытащить автомобиль.
Кстати, если у “Нивы” вывешено/забуксовало по колесу на каждой оси — машина не сможет выбраться из этой ситуации. В таком случае помогла бы только блокировка каждого из колесных дифференциалов, но ее в этом автомобиле нет. Хотя такое устройство можно установить дополнительно.
Следовательно, вопросом “как включить полный привод на “Ниве Шевроле”, Нива 2121 или 4х4 задаваться не надо, потому что он уже включен. А вот использовать возможности блокировки межосевого дифференциала надо. Как — рассмотрим дальше.
Устройство привода Нивы
Ходовая часть автомобиля выполнена по принципу постоянного полного привода – крутящий момент от силового агрегата передается на все 4 колеса. Такая схема улучшает эксплуатационные качества авто при движении в условиях бездорожья, одновременно уменьшая нагрузку на детали трансмиссии.
Привод у нивы шевроле состоит из следующих узлов:
- Коробка скоростей.
- Раздаточная коробка.
- Пара приводных и карданных валов.
- Редукторы переднего и заднего мостов.
Раздаточная коробка предназначена для распределения вращательного момента между ведущими мостами транспортного средства. На авто установлена двухскоростная «раздатка», которая обеспечивает:
- устойчивый ход машины при движении с малой скоростью в режиме повышенных оборотов двигателя;
- распределение мощности между ведущими мостами, в зависимости от сцепления с дорожным покрытием.
Дифференциал – один из важнейших элементов трансмиссии. Его основное предназначение заключается в распределении тягового усилия, а при необходимости, обеспечение вращения двух потребителей с разной угловой скоростью. В трансмиссии привода Chevrolet Niva установлено три дифференциала:
- По одному на каждый мост (межколесные) — дают возможность колесам одной оси вращаться с различной скоростью.
- Третий (межосевого действия) — передает мощность от силового агрегата к обоим мостам автомобиля. Также он позволяет валам работать на разных угловых скоростях, в зависимости от условий эксплуатации, что значительно улучшает управляемость.
Пара карданных валов (шрусовой или крестовой конструкции) обеспечивают связь раздаточной коробки с редукторами ведущих мостов. Оба вала автомобиля имеют одинаковое устройство – они взаимозаменяемы.
Передний и задний мосты передают усилие от раздаточной коробки на ведущие колеса посредством наружных и внутренних шарниров угловых скоростей.
Элементы раздатки 2121
Демультипликатор устанавливается только на моделях ВАЗ с 2 ведущими мостами. Располагается – за коробкой передач. На саму раздаточную коробку монтируется карданный вал. Базовые элементы, на раздаточная коробка нива, которые присутствуют во всем моделях демутильтипликаторов советского производства:
- корпус;
- промежуточный и ведущий валы;
- набор подшипников и шестерен;
- сателлиты;
- валы приводов переднего и заднего мостов;
- сальники, фланцы, муфты;
- дифференциал;
- рычаги контроля и управления.
Соединение узла и кпп нива – жесткое, которое осуществляется через муфту и промвал. Раздатка модели ВАЗ 21214 или Шеви Нива отличается от классической только присутствием привода скоростного датчика.
Возможные проблемы
Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:
- Вибрации по кузову в движении Вибрации при старте Гула Шума при маневрировании Тугого включение режимов
Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.
Вас может заинтересовать
Показать еще
Как отключить полный привод на “Ниве”
Без вмешательства в конструкцию машины этого не сделать, поэтому рассмотрим два варианта как выключить полный привод на “Ниве” проще всего и какие при этом могут ждать последствия.
Самый простой метод — это снять один из карданных валов. Так допускается делать, когда механизму нужен ремонт, а Вам нужно продолжать движение и эксплуатировать автомобиль. Сняв любой из карданов, Вы получаете обычный моноприводный автомобиль и без установки детали назад сделать его полноприводным не удастся.
Механизм для отключения переднего моста на Ниве, Niva-parts NP-00206
Второй вариант — поставить специальное устройства, механизм отключения переднего моста для “Нивы”. Он монтируется на муфту раздаточной коробки, а рычаг выводится в салон вместо штатного. У рычага блокировки дифференциала появляется третье положение — “отключение переднего моста”.
Среди плюсов этого устройства, который декларируют его разработчики, есть один главный — возможное снижение расхода топлива на 2,5 литра. Судя по отзывам на форумах, на практике эту цифру никто подтвердить не может. Также некоторые продавцы обещают улучшение разгонной динамики и снижение вибраций и шумов. Но опять же, на словах.
А вот минусов у такого решения предостаточно. Стоит девайс от 7000 рублей. Также его использование вероятно приведет к более быстрому износу редуктора заднего моста, потому что он начинает больше работать. Хотя многие автовладельцы это оспаривают, подтверждая свои слова длительной ездой со снятым передним или задним карданом. Также снижается управляемость, потому что рулить на заднеприводной машине сложнее, чем на полном приводе. Ну и те, кто держал подобный механизм в руках, говорят о низком качестве его исполнения.
Поэтому такое решение очень спорное, еще и недешевое и мало кем рекомендуется в среде “нивоводов”.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Включение полного привода.
Использование блокировки будет обоснованным в следующих случаях:
- Если есть вероятность пробуксовки колес, на участках с плохим покрытием,
- При недостатке тяги двигателя на высоких оборотах,
- При движении по дороге с рыхлым покрытием, снегу, льду.
Также следует учитывать некоторые особенности Шевроле Нива, а именно – беспомощность трансмиссии при диагональном вывешивании. В таком режиме колеса начинают прокручиваться, поэтому при необходимости нужно подкопать под колесом или сделать надсыпь под приподнятой осью.
Демонтаж демультипликатора Нива 2121
Снять узел приходится не только в случаях ее поломки. Иногда ее демонтируют для доступа к другим узлам. Чтобы снять коробку, понадобится обычный набор инструментов. Последовательность, как снять раздатку на Ниве 2121, следующая:
- Поднять автомобиль на подъемнике или загнать на эстакаду (смотровую яму).
- В салоне снять декоративный тоннель между передними сидениями, открутить крепления, приподнять крышку и отключить провода лампы блока дифференциала.
- От раздатки отсоединить тросик привода спидометра.
- Отсоединить задний и передний карданы.
- От фланца КП отсоединить мягкую муфту (открутить первый набор болтов крепления, провернуть муфту и открутить оставшиеся).
- Обжать муфту хомутом и извлечь болты.
- Установить регулируемую опору под раздатку и открутить крепления.
- На опоре опустить раздаточную коробку.
Преимущества автомобилей Lada 4×4 и Chevrolet Niva
Почему эти автомобили с неприметным дизайном в течение многих лет не утратили свою популярность? Секрет в относительно невысокой стоимости, которая сочетается с хорошей проходимостью, надежностью и простотой конструкции. Многие по достоинству оценили это транспортное средство во время поездок на охоту, рыбалку, путешествия по бездорожью.
Безусловно, Lada4×4 и Chevrolet Niva имеют множество недостатков. Они проигрывают по многим параметрам современным внедорожникам, которые отличаются повышенным комфортом и наличием множества дополнительных опций, но для тех, кто ищет недорогой, простой в ремонте автомобиль с высокой проходимостью, Нива является довольно удачным вариантом.
Lada 4×4
Chevrolet Niva
Расположение рычагов на Lada 4×4
Агрегаты трансмиссии
Расположение дифференциалов
Полезное видео
Как видно, ничего сверхъестественного в демонтаже узла нет. Единственное обязательное условие – доступ к нижней части автомобиля. Такая простота обеспечивается конструкцией ВАЗ Нива и ее приспособленности к эксплуатации в тяжелых условиях.
Шрус наружный нива, выбор производителя
Я много экспериментировал на эту тему. И если для внутренних заводских шрусов нашлась достойная альтернатива, то для наружных ее практически нет. Только заводской шариковый шрус. Самое главное, как обычно в России, что это была действительно заводская деталь. Комплектация: шрус, пыльник, два хомута типа «защелка», стопорное колечко, гайка. Разница только в наличии реперного диска на шрусах для машин с системой ABS (антиблокировочная система торможения). При установке рекомендую промыть шрус от заводской закладки и набить его более качественной смазкой. Сразу объясню, почему я считаю, что это обязательно сделать. Несколько раз я вскрывал привода, на новых машинах, при отрицательных температурах. Молибденовая смазка была в виде застывших комочков. При таком раскладе, о смазывающих свойствах, да и накате машины говорить не приходится. Как следствие, повышенный износ дорогостоящей детали и повышенный расход топлива. Сервисы, обслуживающие нивы, на северАх нашей родины, полностью подтвердили мои предположения.
Lada 4×4 — это наша родная Нива. Вспомним, за что ее любят в народе и за что ругают.
Лада 4х4 — 5 плюсов и один минус