Неисправности генератора: причины и признаки, проверка и ремонт агрегата

Рассказываем, как проверить работу генератора автомобиля самостоятельно, а также даём советы по обслуживанию генераторов. Подробнее читайте в нашей статье.

Определение причины поломки генератора в дороге

Первое, что делаем, это определяем, что причина поломки кроется в генераторе. 

На приборной панели большинства автомобилей находится указатель заряда аккумулятора. Об исправном оборудовании свидетельствует то, что индикатор заряда загорается моментально с поворотом ключа в замке зажигания, после запуска двигателя индикатор перестает гореть. 

Уточняем, что причина неисправности именно в генераторе

    Неисправный генератор приводит к обнулению настроек компьютера машины, напряжение становится нестабильным, появляется запах горелой резины или посторонний визг под капотом.
    Убедиться в неисправности генератора можно применив такой способ, как замкнуть при работающем двигателе провода, идущие на реле заряда или по-другому «таблетку». Если при этом ничего не произошло это и означает неисправность генератора.
    На неработающей машине обязательно проверьте люфт шкива генератора, если люфт есть, причина неисправности кроется в генераторе.

Устройство генератора

Прежде чем говорить о симптомах поломки, нелишним будет вспомнить о том, как устроен и функционирует генератор переменного тока. Эта деталь состоит из алюминиевого корпуса, внутри которого находится катушка статора и ротор на подшипниках. Вал ротора приводится в движение приводным ремнём от коленчатого вала двигателя. Переменный ток, снимаемый с обмотки статора, преобразуется в постоянный мощным диодным выпрямителем. Угольные щётки передают на ротор управляющий ток от регулятора напряжения. Благодаря его работе генератор постоянно вырабатывает около 13,8–14,7 вольт на выходе, вне зависимости от оборотов двигателя. Этот ток идёт на запитку бортовой сети автомобиля и служит источником подзарядки аккумуляторной батареи. Поломка генератора или неправильная его работа приводит к быстрой разрядке аккумулятора или полному выходу его из строя, в результате машина обесточивается и лишается возможности самостоятельно перемещаться в пространстве.

Все неисправности генератора условно можно разделить на две группы — механические и электрические. К первым относится разрушение корпуса устройства, поломка креплений, подшипников, прижимных пружинок щёток, обгонной муфты или шкива и других деталей, а ко вторым — обрывы и замыкания обмотки, поломка диодного моста и реле-регулятора, износ угольных щёток. Общих признаков приближающихся неприятностей с генератором несколько — это тусклые или мерцающие фары, проблемы с запуском двигателя и подмигивание или постоянное горение контрольной лампы на приборной панели.

Аккумулятор и генератор автомобиля работают в тандеме. При этом именно генератор является основным источником питания электрической сети, аккумулятор же выступает в качестве резервного источника энергии и нужен в первую очередь для запуска двигателя и питания электронных устройств при незаведённом моторе.

Неисправности генератора проявляются по-разному, однако в большинстве случаев они не приходят внезапно; у водителя есть время, чтобы заметить грядущую поломку и минимизировать неприятности.

Признаки неисправности генератора

Проблемы с генератором и системой зарядки могут по-разному повлиять на ваш автомобиль. Вы можете заметить:

  • Загорится индикатор ALT или CHARGE
  • Ваш двигатель плохо запускается или запускается медленно или не заводится
  • Ваш генератор шумит
  • Ваши фары вдруг тускнеют

неисправности генератора

Эти и другие проблемы могут быть вызваны неисправностью в системе зарядки.

Прежде чем приступить к замене компонентов в надежде решить проблему, вам необходимо определить, какой компонент или компоненты вызывают проблемы. Зачастую, можно диагностировать и решить проблему самостоятельно, используя несколько простых тестов и инструментов.

Чем раньше вы узнаете, что вызывает проблемы, тем лучше. Вы предотвратите разрушение других компонентов системы неисправным компонентом, что сделает ваш ремонт более дорогим.

Это удобное руководство по устранению неполадок генератора автомобиля поможет вам сделать проверки которые вы можете осуществить дома, используя контрольный свет или цифровой мультиметр (DMM) и, возможно, несколько других распространенных инструментов.

Хорошей идеей будет иметь под рукой руководство по ремонту для конкретной марки и модели автомобиля. Это поможет вам определить провода, конкретные компоненты и, возможно, предложить некоторые конкретные тесты, рекомендованные вашим производителем.

Основные неисправности генератора

К наиболее типичным неисправностям

генератора автомобиля относятся:

  • обрыв или замыкание витков статорной обмотки;
  • обрыв или замыкание витков обмотки возбуждения (она находится на роторе);
  • загрязнение или подгорание контактных колец;
  • неисправности щеточного узла (наиболее распространенная неисправность);
  • износ щеток или их зависание;
  • выход из строя выпрямительного блока;
  • износ подшипников вала ротора;
  • обрыв проводов выводных клемм.

Почему у современных генераторов не может быть недостаточно мощности?

Проверка генератора в автомобиле: дефекты, симптомы и стоимость 

фото: cardekho.com

Как мы говорили выше, генераторы на современные автомобили ставятся трехфазные. Прошли те времена (примерно с конца 70-х — начала 80-х годов), когда непроизводительные генераторы выдавали мало мощности, серьезно завися от оборотов двигателя. На старой мотоциклетной технике и мотороллерах такое можно было наблюдать: когда двигатель работает на холостом ходу, фары горят тускло. Стоит же повернуть дроссельную заслонку, свет загорится ярко.

Сейчас же даже на холостом ходу (от 650 до 900 оборотов коленчатого вала в минуту) современные генераторы вырабатывают достаточную мощность и, следовательно, выдают нужные объемы электричества, чтобы обеспечивать все потребители в автомобиле.

2. Тусклый или мерцающий свет фар

Второй симптом становится заметен в тёмное время суток. Фары автомобиля начинают светиться тускло, либо изменяют степень яркости в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на электрическую систему. Такое поведение осветительных приборов недвусмысленно намекает, что нужно срочно провести ревизию и диагностику генератора и его приводного ремня — устройство не справляется с возложенной не него нагрузкой. Также неполадки можно заметить по подсветке приборной панели и приборам освещения салона — все они точно так же меняют яркость.

Что делать, если поломка произошла в дороге

Находим поломку генератора
•    Проверяем предохранитель, который расположен в обмотке возбуждения, иногда его достаточно пошевелить, чтобы автомобиль заработал.
•    Проверяем приводной ремень генератора, если он ослаблен, его достаточно легко натянуть, если он вышел из строя, его можно поменять самому, достаточно иметь запасной ремень в бардачке.

 

На автомобилях с очень большим пробегом даже новый ремень способен касаться боковин шкива, опираясь на дно ручья он может проскальзывать.

•    Проверяем щеточный узел, эта операция несколько сложнее, чем предыдущая, но ее вполне можно сделать самому. Нужно открутить винт крепления щеткодержателя, снять кожух защиты, извлечь щеточный узел, иногда достаточно открутить винты крепления и снять щеткодержатель с задней крышки блока. Щетки должны свободно перемещаться в пазах. Вряд ли вы возите с собой запасные щетки и можете их заменить, но почистить узел и токосъемные кольца от пыли смоченной в бензине ветошью или зачистить нагар наждачной бумагой вполне возможно. Щетки должны выступать из щеткодержателя на высоту не менее 5 и не более 8 мм это зависит от типа машинного генератора. Важно помнить: операция должна проводиться очень осторожно, чтобы не повредить механизм.

•    При неисправности генераторной обмотки, выхода из строя подшипников или износа генераторного ремня, убедившись, что полевой ремонт генератора невозможен, остается двигаться на аккумуляторе в сторону ближайшего автосервиса. Выключенные фары и прочие потребители электроэнергии, при полностью заряженном аккумуляторе дадут возможность уехать расстояние около 200 км. Включенные фары позволят проехать не более нескольких километров.

Если вы сломались в дороге и находитесь в Московской области в районе города Люберцы, в городах Жулебино, Малаховка или Жуковский, то можете смело обратиться за помощью в компанию «Start-Motors».

Квалифицированные опытные мастера сделают бесплатную диагностику генератора, быстро, в течение часа выполнят ремонт или замену генератора.

Если неприятная поломка произошла на дороге в районе городов Томилино, Реутово, Дзержинский отремонтировать генератор иномарки быстро и по низкой цене можно в автомастерской компании «Start-Motors». Обратитесь в нашу компанию, вы получите скидку на дальнейшее обслуживание, возможность расчета по пластиковой карте любого банка.

Что делать если генератор сломался в дороге

Беда часто подкрадывается вдруг и незаметно, часто это происходит в пути. Что нужно сделать в этом случае?

1.      Необходимо выключить все имеющиеся потребители, по возможности,даже убрать подсветку «торпеды» и ехать в сторону ближайшей станции технического обслуживания;

2.      При движении нужно использовать медленные разгоны, движение с горки на передаче и накатом, даже если езда продолжается накатом, двигатель глушить нежелательно;

3.      Не нужно глушить машину на светофоре;

4.      Трогаться с места осторожно, чтобы не заглушить двигатель;

5.      Нужно помнить, что энергии аккумулятора недостаточно для того, чтобы завести автомобиль, но для появления искры и напряжения для управления двигателем машины хватит;

6.      Помните, что включенная вместо фар «аварийка» потребляет примерно 90Вт, поэтому включите габаритные огни, они вместе с повторителями потребляют гораздо меньше энергии. Высокая скорость снижает ресурс аккумуляторной батареи, которая не подзаряжается от аккумулятора.

3. Горит пиктограмма на приборной панели

Горящая или мерцающая пиктограмма в виде аккумулятора на приборной панели говорит о том, что у вашей машины серьёзные проблемы — аккумулятор не заряжается подобающим образом. Бортовая система самостоятельно предупреждает водителя, что автомобиль долго не проедет. Как правило, речь идёт о нескольких десятках километров — машина сможет ехать ровно до тех пор, пока батарея не разрядится полностью и не перестанет давать искру на свечах зажигания. В такой ситуации многое зависит от состояния самого аккумулятора, а также от количества и мощности задействованных потребителей. Постарайтесь отключить всё лишнее, в том числе музыку, фары, электрообогрев и даже вентиляцию салона, и следуйте в ближайший автосервис либо глушите мотор и вызывайте эвакуатор. Многие современные аккумуляторы приходят в полную негодность после первого же глубокого разряда, а значит, услуги эвакуатора могут окупиться.

4. Свистит приводной ремень

Нередко из-под капота непрогретого автомобиля слышится неприятный свист. Он возникает в случае если приводной ремень, приводящий в движение ротор генератора, натянут слабо. Необходимо установить причину слабого натяжения ремня и устранить неисправность. В противном случае генератор не будет вращаться с должной скоростью и нормально заряжать аккумулятор. На многих современных автомобилей этот же ремень приводит в действие и другие устройства, к примеру, насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера, и натягивается автоматически. На более простых моделях автонатяжитель не предусмотрен конструкцией — со временем ремень растягивается и требует ручной регулировки натяжения.

Установка и замена генератора

При необходимости замены или ремонта генератора производят его демонтаж в следующем порядке:

  1. Отсоединение минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снятие ремня привода генератора со шкива.
  3. Выворачивание болта регулировки и крепления устройства на натяжной планке.
  4. Отсоединение колодки жгута проводов от корпуса генератора.
  5. Отсоединение провода от вывода генератора.
  6. Отворачивание и извлечение болтов крепления генератора.
  7. Извлечение генератора из подкапотного пространства.

Установка нового или отремонтированного генератора выполняется в обратном порядке, после чего производится правильная регулировка натяжения ремня.

Как завести автомобиль без помощи генератора

В том случае, если у вас машина с автоматической коробкой передач, то поможет только зарядное устройство или другой автомобиль, от которого можно производить подзарядку.

Если машина с механикой, то можно завести, используя колесо, в этом случае поступаем так:

·         Аккумулятор должен быть заряжен;

·         Машина поставлена на ручник;

·         Колесо надо предварительно повернуть в сторону, так будет удобно дергать;

·         Под колесом, которое будет использовано в качестве стартера, должен стоять домкрат;

·         Машина ставится на третью передачу;

·         Ключ зажигания в замке включен;

·         Трос, веревка, что есть в наличии – ровно и плотно, без риска соскока с колеса обматываются по его окружности(попробуйте использовать баллонный ключ);

·         Дергаем сильно, точно и ровно.

Автомобиль заведется обязательно. К сожалению, с машиной с автоматической коробкой передач такой номер не пройдет. Самое простое и надежное – вызвать эвакуатор.

Примечание: Буксировка автомобиля с автоматической коробкой допустима со скоростью примерно 80 км, хотя правила ограничивают скорость до 50 км/ч.

Если у вас есть визитка компании «Start-Standart», а вы сломались на трассе, позвоните по указанному телефону и вызовите автоэлектирка. Мы принимаем вызовы с 9 утра до 18 часов вечера в любой день недели.

Автомастерские компании «Start-Standart» расположены в городе Железнодорожный. Услугами компании пользуются автовладельцы проживающие в городах Реутово, Салтыковка, Красково и других городов Московской области.

Название нашей компании известно многим водителям, мы обязательно придем на помощь.

6. Звенящий или шуршащий звук из-под капота

Внутри генератора установлены подшипники качения. Эти детали испытывают высокие нагрузки и работают в условиях повышенных температур. Ресурс их относительно невелик. По прошествии некоторого времени эти детали сильно изнашиваются и теряют смазку, что приводит к появлению шума, перекосу и подклиниванию ротора, либо к полному разрушению подшипников. Ещё одной причиной шума может быть изношенная обгонная или демпферная муфта. Она также работает относительно недолго, может деформироваться и перестать выполнять свою функцию. Обе неисправности невозможно устранить без снятия и разборки генератора.

7. Электрический гул

Несколько иным становится характер посторонних звуков в случае замыкания обмотки статора. Проявляется он характерным электрическим воем, подобным тому, который исходит от электродвигателей общественного транспорта — троллейбусов, трамваев или электричек.

Отправляясь в длительное путешествие, особенно в слабозаселённые и труднодоступные места, убедитесь в исправности генератора вашего автомобиля. Его поломка не менее коварна, чем неисправность коробки передач или обрыв ремня ГРМ. Самостоятельно решить проблему в пути без наличия специального инструмента, запасных частей и опыта вы попросту не сможете. Поэтому примите за правило хотя бы раз в 100 тысяч километров пробега проводить дефектовку и ремонт генератора со снятием с автомобиля. Сделать это можно самостоятельно, но гораздо удобнее и быстрее воспользоваться услугами специальных фирм. Помощь профессионалов в таком вопросе будет не лишней.

Неисправно реле-регулятор генератора

Регулятор генератора, также известный как регулятор напряжения, встроен в генератор. Одна из его задач — поддерживать напряжение генератора более или менее постоянным при всех нагрузках и скоростях (оборотах мотора). Это единственный способ гарантировать отсутствие колебаний напряжения, которые могут легко вывести из строя электронные компоненты автомобиля. Регулятор сконструирован таким образом, что позволяет напряжению генератора выравниваться примерно до 14 вольт (напряжение зарядки генератора переменного тока).

Часто две маленькие угольные щетки регулятора генератора изнашиваются, что можно увидеть визуально — щетки значительно укорачиваются. В более старых автомобилях можно заменить только угольные щетки, стоимость их недорога, как и стоимость ремонта. Замена всего регулятора генератора обойдется подороже. Время установки составляет от десяти минут до часа в зависимости от доступности блока альтенатора. Хотя под капотом современных автомобилей, где места немного, работы могут занять более длительный срок, поскольку может потребоваться демонтаж дополнительных элементов для замены регулятора генератора, что увеличит стоимость проводимых работ.

Замена реле-регулятора напряжения обойдется в разных конторах Москвы от 600 до 1 500 рублей.

Что выгодней — починить или купить новый генератор?

Это вопрос насущный, и его задают очень многие, у кого ломался генератор. Ответим на него просто и логично: все будет зависеть от поломки. Многое можно починить в генераторе не очень дорого. Замена всевозможных подшипников, шкива, диодов, роторных колец и так далее. Даже в мастерской порядок цен приятно удивит, вот пример рандомной московской мастерской:

Проверка генератора в автомобиле: дефекты, симптомы и стоимость 

Новый же оригинальный генератор даже на бюджетную иномарку может стоить несколько десятков тысяч рублей. Заменитель (неоригинал) дешевле, но все равно 10-15 тысяч рублей. Это видно на примере далеко не нового Ford Focus II:

Проверка генератора в автомобиле: дефекты, симптомы и стоимость 

Такую покупку вряд ли можно назвать логичной, если автомобиль старый или произошла несерьезная поломка, которая обойдется в мастерской максимум в 2-3 тысячи рублей.

А вот если генератор старый и ему придется производить перемотку статора/ротора генератора, то здесь уже задумаешься, является ли этот сложный и трудоемкий процесс целесообразным или лучше купить новый генератор? Ведь средняя стоимость перемотки может доходить до половины стоимости нового узла, а в некоторых слоучаях и больше (при этом гарантию дают не все компании, а которые и дают, то не более 12 месяцев). Уж лучше в таком случае купить генератор на разборке. Он тоже «кот в мешке», но дешевле.

Обложка: 1GAI.ru

Ремонт и устранение неисправностей

Источник тока автомобиля – генератор

Генератор – источник тока во всем автомобиле, поэтому он должен всегда находиться в хорошем состоянии. Тем не менее в машине ваз 2109 неисправности на генераторе проявляются довольно часто. Кроме того они могут носить различный характер. И вообще неисправности электрооборудования в авто занимают лидирующие позиции по частоте появления, однако их устранением следует заниматься незамедлительно, так как в противном случае может произойти замыкание. На ваз 2109 неисправность в генераторе устраняется легко своими силами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...