Почему неустойчиво работает двигатель на холостых | Авто Брянск

Причин, по которым неровно работает двигатель на холостом ходу, довольно много. Автомобилистам стоит иметь о них представление, чтобы избежать лишних растрат,

Причины неровной работы мотора на холостом ходу

Двигатель неровно работает на холостых

Специалисты основные причины неровной работы на холостых оборотах разделяют на две категории:

  1. проблемы с топливом или топливной системой;
  2. проблемы с электрикой и электронным управлением;

Отдельно можно вынести неисправность воздушной системы (впуск), но более уместно включить ее и в список проблем с топливной системой. Дело в том, что обе они неразрывно связаны и оказывают влияние на стабильность работы силового агрегата в режиме ХХ и под нагрузкой.

  • Топливно-воздушная система и топливо. Бедная топливно-воздушная смесь нередко бывает причиной того, что неровно работает двигатель на холостых оборотах. Такая «бедность» смеси заключается в том, что в ней слишком мало топлива, а воздуха слишком много.

Лишний воздух может подсасываться через повреждения в магистрали. Например, резиновые топливные шланги плохого качества могут иметь изначально или приобретать со временем микротрещины в своих стенках. Плохая фиксация шланга также способствует подсосу воздуха в местах соединения.

Более серьезной проблемой можно считать неполадки с клапаном холостого хода (он же регулятор холостого хода, регулятор добавочного воздуха), который иногда называют датчиком холостого хода. Владельцам карбюраторных автомобилей эта деталь известна также под названием «электромагнитный клапан».

Подсос лишнего воздуха может происходить и через, например, разбитые отверстия оси дроссельной заслонки на карбюраторе. В этом случае проблема может стать заметной не сразу: постепенно увеличится расход бензина, появятся перебои в работе на холостом ходу.

  • Некачественное топливо. Из-за него также нередко «плавают» холостые обороты. Особенно сильно это явление наблюдается при использовании так называемого эко-бензина. Он содержит определенное количество этанола. В идеальном случае это не только делает выхлопные газы менее токсичными, но и способствует чистке топливной системы.

Однако на практике водители либо имеют дело с фальсификатом, изготовленным с нарушением технологий, либо неправильно используют такое топливо. Дело в том, что для нормальной работы двигателя указанного бензина типа «эко» в баке должно быть не более 40-50 процентов.

  • Вышел из строя регулятор давления топлива (он же перепускной клапан низкого давления). Его задача – сохранять необходимое давление топлива во время работы мотора в любом режиме.

На эту поломку указывает не только неровная работа двигателя на холостых оборотах, но также перебои, если резко нажать на педаль газа, падение мощности, сильное увеличение расхода топлива.

  • Засорились форсунки (закоксовались каналы). Из-за плохой работы форсунок топливная смесь получается ненадлежащего качества по составу, что и приводит к нарушениям в работе силового агрегата в разных режимах и повышению расхода горючего.
  • Нарушения в работе воздушной заслонки. Это, как правило, механическая помеха, которая также приводит к образованию некачественной топливно-воздушной смеси. Как уже говорилось, от этого двигатель работает неровно.
  • Не отрегулирован холостой ход на карбюраторе. В этом случае под нагрузкой мотор будет работать нормально, а на холостом ходу иногда будет дергаться, в глушителе одновременно с этим могут даже раздаваться негромкие хлопки. Относительно простая проблема, справиться с которой можно и самостоятельно, подкручивая нужный регулировочный винт.

Проблемы с электрикой

Неровная работа двигателя на холостых причины

Прежде всего, начнем с системы зажигания. Точнее, причиной бывает слишком большой зазор между электродами на свечах зажигания.

Здесь симптомы будут почти такими же, как и при плохой регулировке холостого хода на карбюраторе. Проблему легко устранить, если уменьшить зазор между электродами.

Неустойчивая работа двигателя без нагрузки также может быть обусловлена троением двигателя. То есть, не работает один из цилиндров.

Другими словами, не воспламеняется топливно-воздушная смесь. В свою очередь, такое явление обусловлено слабой искрой на свече или полным ее отсутствием. Также возможна

низкая компрессия в цилиндре

по причине повреждений,

прогара клапана

и т.д.

Происхождения перебоев оборотов инжекторного движка

Нестабильности в деятельности двигателя на холостом ходу особенно подвержены автомобили инжекторного типа. Неравномерное функционирование происходит по следующим причинам:

  • Наличие избыточного воздуха в цилиндрах.
  • Поломка регулятора холостого хода (РХХ).
  • Отказ клапана вентиляции масляного картера.
  • Неисправности датчика массового расхода воздуха картера (ДМРВ).
  • Заклинивает ход дроссельной заслонки.
Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

Основныепричины троения ДВС на холостых оборотах

Еслимотор «трясет» не все время, начинать поиск причины нужно с проверки реакцииавто на изменение условий работы – на прогрев, энергичную работу «газом»,отключение и повторный запуск двигателя.

В признаки неисправности входят:

  • Произвольное падение оборотов ХХ сразупосле запуска до 300–400 об/мин.
  • Пропуски зажигания, дрожь, вибрация нанепрогретом моторе.
  • Троение после прогрева – только нагорячую, при оборотах менее 2000 об/мин.
  • Периодическое подтраивание поднагрузкой, и без (мотор глохнет).
  • Троение, вибрация, проблемы с запуском– одинаково, на холодную и на горячую.
  • Нестабильная работа на холостых –«плавающий» ХХ, плюс троение, при нормальном пуске.

Если неисправность в бензиновом ДВС проявляется «нахолодную», исчезая при добавлении «газа» – более вероятно, что проблемакасается топливной системы или дело в дефиците мощности искры. Если же трястисьи «пропускать» мотор начинает только когда прогреется – первыми в очередь напроверку нужно ставить свечи, катушку (модуль зажигания), ВВ провода.

Припроблемах с холодным запуском – более вероятны: подсос воздуха, усугубленныйнеисправностью зажигания по высоковольтной части, или «просевшая» в одном изцилиндров компрессия.

Общие причины, почему дизель и бензиновый двигатель троит нахолостом режиме или малых оборотах:

  • В смеси не хватает топлива.
  • Искра не поджигает его эффективно.
  • В смеси не хватает воздуха.

Для дизеля (кроме проблем с дроссельной заслонкой, из-заЕГР, и подсоса воздуха), список основных причин троения во время сбросаоборотов сводится к засорению форсунки или негерметичности седел выпускныхклапанов в конкретном цилиндре. Одна из самых вероятных причин того, что дизельподтраивает на холостых, во время запуска – «отжившие свое» свечи накала.Современные свечи накаливания редко работают дольше 2 лет, поэтому проверять ихнужно регулярно.

Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора.

При поступлении избыточных воздушных масс электронный блок управления (ЭБУ) подает сигнал, требующий восстановить баланс между воздушными массами и горючей жидкостью для создания топливовоздушной смеси. При добавочном поступлении топлива увеличиваются обороты. Соответственно, чтобы прекратить излишнюю подачу горючего, автоматически снижаются обороты, происходят ощутимые скачки.

Поломки РХХ бывают вызваны нарушением целостности электропроводов, отказами регулятора вследствие использования некачественных топливных смесей. При поломке РХХ двигатель автомобиля теряет стабильность, скачут обороты, произвольно повышаясь и понижаясь. Картерные газы обогащают топливовоздушные смеси во впускном коллекторе. Если нарушается их поступление в коллектор, плавают обороты при запуске двигателя на холодную в сторону снижения до 750 вместо 1200 оборотов в минуту. Заклинивание вентиляционного клапана происходит вследствие наличия избыточных масляных налетов на стенках картера.

Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

Генератори АКБ

Наименееявная, но легко диагностируемая причина нестабильных ХХ может крыться в поломкегенератора (щетки, межвитковое), или отказе реле-регулятора, и как следствие –хроническом недозаряде аккумулятора, из-за которого не обеспечивается нужноенапряжение в бортовой сети на холостых.

Если автомобиль троит на низких оборотах (с холостых примернодо 2000), а на высоких работа двигателя выравнивается, при этом затрудненхолодный запуск – в первую очередь проверьте: уровень заряда АКБ, затяжку его клемм,напряжение в бортовой сети (нормальное – от 14.2 до 14.5).

Случаи нестабильной работы ДВС и попытки устранения

В процессе эксплуатации мотор может подергиваться. Иногда просто невозможно нормально ехать на машине. Специалисты по обслуживанию автомобилей называют разные причины. Так, одни говорят, что в нестабильной работе виновна прокладка под головкой блока цилиндров. Но последующая замена ее ничего не дает. Второй специалист-диагност утверждает, что виной всему клапаны. Однако после регулировки результата снова нет. Специалист по впуску твердит, что карбюратор/инжектор никуда не годится и нужно покупать новый либо чистить. Но, естественно, результат снова неудовлетворительный.

Что бы ни делали, а двигатель работает с перебоями. А оказывается, что в данном случае проблема заключалась в разъеме трамблера – в фишке, которую подсоединяют к распределителю зажигания. Из-за этого нарушен контакт. Как видно, не всегда нестабильная работа связана с карбюраторами, свечами и прочими узлами. Чаще виновата электропроводка. Мы подробно остановимся на этом.

Перечень мероприятий по устранению плавающих оборотов.

Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

Для восстановления стабильности оборотов на холостом ходу выполняется следующее:

  • Восстановление функции подсоса воздуха в цилиндрах движка.
  • Проверка и последующая замена, при необходимости, РХХ.
  • Очищение вентиляционного клапана.
  • Диагностика термоанемометра и его последующая замена.
  • Очистка и восстановление заслонки дросселя.
  • Настройка холостых режимов.
  • Замена электромагнитного клапана карбюратора.
  • Очищение жиклера.
  • Удаление ржавчины с крыльчатки ТНВД.
Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

Заменапогружного или подвесного бензонасоса

На инжекторных двигателях питание обеспечивают два топливныхнасоса, один из которых находится в баке, другой – непосредственно возле рампы.На современных машинах – погруженный в топливный бак насос включается в работуеще до того, как ключ повернется в замке зажигания (после открытия водительскойдвери). Если его сетка (фильтр) забита, или бак практически осушили, забывзаправиться, насос перегревается и быстрее выходит из строя, поэтому проблематроения после пуска – может быть признаком низкого давления (которое он простоне успел создать).

Проверка давления топливного насосаПроверка давления топливного насоса

Проверка давления погружноготопливного насоса

Обычно дефицит топлива, вызванный некорректной работойодного из них, проявляет себя при попытке резкого ускорения, на высокихоборотах, но если машина начала троить после замены неисправного насоса –вполне возможно, что магистраль завоздушена, или при установке смонтировали невсе соответствующие проставки-уплотнения. Кроме топливного насоса, в том, почемуна холостых машину начинает «подергивать» может быть виноват неисправныйрегулятор давления топлива в рампе, сбрасывающий его в обратку. Форсунки,получающие мало топлива – «беднят» смесь. Тот же эффект дефицита горючего –вызывает забитый топливный фильтр.

Описание действий по устранению нестабильности оборотов

При проведении мероприятий по восстановлению подсоса воздуха проверяется герметичность магистралей, подающих воздух в коллектор. Снимается каждая трубка и продувается при помощи насоса или компрессора. Дополнительно используется раствор WD 40. Там, где быстро испаряется жидкость, нарушена целостность магистрали, в этом случае шланг необходимо заменить на новый образец.

Для диагностики регулятора холостого хода используют мультиметр, чтобы измерить его сопротивление. При величине сопротивления 40–80 Ом нужно заменить регулятор.

Картер подвергают разборке для извлечения клапана вентиляции, дальнейшей промывки в керосине от отложений масла. После тщательной просушки клапан возвращают в систему вентиляции.

При отказе датчика массового расхода воздуха его заменяют на новый.

При проведении очищения дроссельной заслонки используют специальные аэрозоли, щетку, ветошь. Данная процедура может быть выполнена непосредственно на движке, успевшем прогреться, или сняв ее с силового агрегата. Появление белого дыма свидетельствует об удалении шлама масла. После завершения промывки и установки заслонки производят перепрограммирование с целью установки номинального зазора открытия.

Поломка электромагнитного клапана способствует возникновению скачков оборотов движка. Этот элемент не подлежит восстановлению, его необходимо заменить.

Жиклер чистится с применением специальной аэрозольной жидкости, используемой при промывке карбюраторов. Средство вливается внутрь жиклера, через пять минут чистящая жидкость удаляется при помощи сжатого воздуха.

Для обработки крыльчатки ТНВД используют специальное средство, удаляющее следы коррозии. Его распыляют непосредственно в горловину перед заливкой топлива. Очистка внутри бака производится при помощи данного средства. С целью профилактики коррозии моторное масло заливают в топливный бак в количестве 200 граммов для создания защиты лопастей.

Если движок начинает скакать на холостом ходу, нарушаются обороты при прогреве двигателя, нужно пройти диагностику на СТО с целью проверки и восстановления целостности узлов и деталей систем силового агрегата.

Топливнаясистема

Проблема, не зависящая от прогрева, проявляющаяся только нахолостых оборотах, или только на газу (бензине) – в инжекторных двигателях часто связана с засорением сопла однойиз форсунок. Чистка и калибровка здесь – самый очевидный вариант устраненияпричины, но спешить со снятием – не стоит. Важнее предварительно проверитьзначения корректировки, которую блок управления дает на каждую из них – вполневероятно, что сам распылитель – не при чем, а троение начинается из-за потерикомпрессии, или «глюков» лямбды.

Забитые,льющие, косо распыляющие или не дающие давление форсунки, наравне с отказавшимиклапанами-регуляторами давления топлива – самые частые причины асинхроннойработы мотора, особенно – у машин, старше 5 лет.

Кроме исполнительного механизма, у форсунок есть еще однауязвимая часть – провода питания в непосредственной близости от разъема. Приповреждении провода внутри изоляции, форсунка может троить от вибрации, хотя свиду – будет работоспособна.

Подсоспостороннего воздуха на холостых

Это – сложнее всего диагностируемая (без специальныхприспособлений) причина некорректной работы мотора. Неплотная посадка корпусавоздушного фильтра, ослабевшая затяжка хомута патрубка в районе ДМРВ, слежавшиесяуплотнения между ГБЦ и впускным коллектором – самые «узкие» места в системеподачи воздуха в двигатель. «На глаз» можно обнаружить только значительныйдефект, а неплотно зажатый патрубок, или его микротрещину – только с помощьюподключения дымогенератора, либо вакуумного устройства.

Проверка подсосов двигателя дымогенераторомПроверка подсосов двигателя дымогенератором

Проверка подсосов двигателядымогенератором

Кроме впускной системы, авто, случается, троит на малыхоборотах по причине повреждения вакуумного шланга от усилителя тормозов (ГВУТ).Он расположен крайне неудобно, поэтому при самостоятельной диагностике водителио нем часто забывают.

Есть еще один неочевидный нюанс: подсос воздуха может идти извыпускной системы. При сквозном повреждении низко висящего выпускногоколлектора (еще до первого из лямбда зондов) – образуется подсос воздуха,влияющий на показатели кислородных датчиков, по которым ЭБУ производиткоррекцию впрыска топлива. Во время работы на холостых – разница в «нужном», по«мнению» лямбды, и фактически потребляемом объеме топлива будет ощутимее.

Высоковольтные провода

Мы уже рассматривали эту причину выше. Если двигатель работает с перебоями (инжектор или карбюратор, не имеет значения), то первым делом стоит обратить внимание на соединения проводов. Если штекер покрыт зеленым налетом, нужно капнуть на него маслом и затем подождать. Смазка разъедает окислы и убирает их. Также можно раскрутить и закрутить гайки, которыми провода крепятся к катушке зажигания.

Если это не помогает, то путем замены можно легко найти вышедшую из строя деталь. Но сложность в том, что если катушка зажигания работает частично, выявить это можно только методом замены на заведомо новую.

Карбюраторные автомобили

Если двигатель работает с перебоями на холостом ходу, это может говорить о том, что настройка ХХ в карбюраторе сбилась. Она смещена в сторону более бедной топливной смеси. В данном случае рекомендуется отрегулировать холостой ход до 800-900 об/мин на карбюраторе.

Также возможен выход из строя электромагнитного клапана. В данном случае двигатель будет нормально работать только при полностью вытянутом подсосе. Если убрать его, мотор тут же заглохнет.

Нестабильная работа двигателя также связана с засоренными жиклерами карбюратора или каналами холостого хода. Здесь в топливе отсутствует в достаточном количестве воздуха. Эту проблему можно быстро решить очисткой карбюратора в целом и жиклеров.

Если есть подсос лишнего воздуха, то это также ведет к образованию бедной смеси. Как следствие, двигатель работает с перебоями на холостом ходу. Проверьте впускные патрубки на предмет герметичности.

Устранениенеисправности

Любая проблема из разряда «двигательтроит» – независимо от дополнительныхусловий (нагорячую, на холодную, или холостомходу) – обязательно начинается с нормальной диагностики.

Да,можно пытаться решить вопрос агрегатной заменой всего, что попадает подподозрение, тем более, что свежие расходники – для машины только благо.

Но, когда «круг» замензамкнется, а неисправность – не уйдет, понадобится решать проблему более серьезнымспособом. Компетентный мастер с арсеналом нужного оборудования определит причинубыстрее, без лишнего вмешательства, поэтому поездка в надежный сервис – самыйрациональный шаг в предстоящем ремонте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...